СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По тропинкам знаний

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для внеурочной деятельности "По тропинкам знаний" 

Просмотр содержимого документа
«По тропинкам знаний»



«Согласовано»


Руководитель МО учителей

гуманитарного цикла

____________________

.


«Согласовано»


Зам. директора по МР


_______________________

«Утверждаю»


Директор школы


______________________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПО ТРОПИНКАМ ЗНАНИЙ»

для 6 класса


Составитель:

учитель русского языка и литературы

Жаркова Дарья Сергеевна






2021 – 2022 уч. год

Пояснительная записка


Программа  по внеурочной деятельности «По тропинкам знаний» для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его  интересы и способности. В  обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей   русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;  стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как  общечеловеческую.


Цели и задачи курса

1. изучение этапов развития языка

2. сформировать навыки коммуникации;

3. сформировать у учащихся яркую и образную устную и письменную речь;

4. развивать у учащихся широту взглядов, образность мышления;

5. способствовать развитию фантазии;

6. развивать мотивацию к учебно-исследовательской и проектной деятельности.


Место   в учебном плане

Программ  рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 6 классов. Всего  34 ч. (+1 час резерв) по одному часу в неделю.


Планируемые  результаты


Личностные:   развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве  со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и  других видов деятельности.


Метапредметные: развивать  мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметные:

· владеть качествами  хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над  расширением  словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.


Содержание курса

Богатство истории русского  языка (5часов)

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Первоучители словенские. Славянская азбука. Азбучный имя слов. История буквы ЯТЬ. Падение редуцированных и последствия этого процесса.

«Слово – основная единица языка…» (13 часов)

О чём рассказывает устное народное творчество? Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Фразеологическое богатство языка.  Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.   Сочинение сказки с использованием  фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение  прозвищ.

«Слово – не просто понятие, слово – образ мысли» (10 часов)

К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

Признаки грамотной речи (7часов)

Разговор как  искусство устной речи. Основные  нормы современного литературного произношения.. История современных знаков препинания. Трудно ли говорить по-русски? Итоговое занятие.



Тематическое планирование


Тема


Вид деятельности


Колич. во часов








Класс

Богатство истории русского языка (5 ч.)



1.



Его величество русский язык



Лекция




1

план

факт



2.

С чего всё начиналось

Сообщения, практическое занятие



1



3.

Азбука как основа


Инд. и групп. работа: кириллица и глаголица





1



4.

Происхождение букв


Лекция

1



5.

Процесс падения редуцированных. Что за этим последовало

Сбор материала и его анализ


1



«Слово – основная единица языка» (13 часов)


6.

УНТ. Как связаны народные сказки и язык


Просмотр сказок


1



7.

Историческая основа языка

Лекция

1



8.

Диалектизмы

Заочная экскурсия


1



9.

Типы диалектизмов

Инд. и групповая работа

1



10.

Анализ диалектов на примере рассказов

Текстовая работа


1



11.

Фразеологические единицы. Знакомство со словарями фразеологизмов


Практическая работа


1



12.

Зачем нужны афоризмы?

Практическая работа


1



13.

Придумай свои афоризмы

Создание словаря афоризмов

1







14.

Жаргоны и профессионализмы


Групповая работа

1







15.

Современный молодёжный сленг


Наблюдение за речью окружающих

1







16.

Антропонимы

Исследование истории имен и отчеств


1







17.

История фамилий

Сбор материала

1







18.

Прозвища

Сбор материала


1











«Слово – не просто понятие, слово – образ мысли» (10 часов)





19.

Истоки слова

Составление биографии слова

1






20.

Этимология слов

Исследование

1






21.

Знакомство с толковыми словарями


Наблюдение

1






22.

Разнообразие словарей

Наблюдение

1






23.

Уместность слова


Сбор материала и анализ


1






24.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения в загадках

Анализ загадок, создание своих


1






25.

Синонимия и антонимия языка

Работа со словарем

1






26.

Основные элементы текста

Работа с текстами


1






27.

Общение на расстояние посредством писем

Лекция, инд. работа

1




28.

Письмо другу

Написание письма

1




Признаки грамотной речи (7 часов)



29.

Орфоэпия как раздел науки о языке

Лекция


1




30.

Нормы ударений

Лекция

1




31.

Орфоэпические словари

Практическое занятие


1




32.

Для чего нужны знаки препинания

Практическое занятие


1




33.

Труден ли русский язык

Практическое занятие


1




34.

Для чего нужно развивать речь

Инд. проект


1




35.

Итоги (резервное занятие)


Подведение итогов курса


1






Планируемые результаты  изучения курса:

В результате изучения данного курса обучающийся должен

иметь представление:

- о роли  слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.

знать:

- основные понятия культуры речи, основные качества речи;

- показатели индивидуальной культуры человека;

- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные  возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого  этикета;

- значение различных видов  словарей в жизни человека.

- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).


Средства обучения

1. Мультимедийные презентации по темам: «Великие мыслители о языке», «Диалекты и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Афоризмы»,

2. Художественные м/ф по мотивам русских народных сказок

3. Словари и справочники по русскому языку:

-Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2008

-Фразеологический словарь русского языка. В.Тихонов, Русский язык. Москва, Просвещение 2007

4. Мультимедийные пособия.

- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2010.