СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск"»

План-конспект .

Разработка урока по Всеобщей Истории. История Древнего мира.

Тема урока: § 34 — 35. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск.

Учебник: Вигасин, А. А. Все­об­щая ис­то­рия. Ис­то­рия Древ­не­го ми­ра. 5 кл.: учеб. для общеобра­зо­ват. орг. / А. А. Ви­га­син, Г. И. Го­дер, И. С. Свен­циц­кая; под ред. А. А. Искен­де­ро­ва. — 3-е изд. — М.: Про­све­ще­ние, 2017. — 303 с.

Класс: 5 «А».

Тип урока: урок решения частной учебной задачи.

Целевая установка урока:

  1. Образовательная целевая установка: анализ греко-персидских войн с 500 — 449 гг. до н.э.; выявление причин и итогов войны между греческими полисами и Персидской державой Ахеменидов.

  2. Развивающая целевая установка: развитие способностей обработки и фиксации информации обучающимися, развитие творческого мышления и умений выделять главную информацию и анализировать её и из этого формулировать собственные выводы.

  3. Воспитательная целевая установка: воспитание уважения к древней истории, памятникам литературы и искусства древности, к людям, жившим в те времена, а также к истории Греции и Европы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Методы работы: проблемный метод.

Планируемые результаты:

  • Личностные планируемые результаты (УУД):

  • формирование умения поиска информации и работы с данной информацией;

  • воспитание уважения к греческой истории и их борьбе за свою независимость против агрессора со стороны Персидской державы Ахеменидов с конца VI — нач. V вв. до н. э.

  • развитие умения аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, давать оценку и уважать точки зрения других учащихся;

  • понимают причины успешной и неуспешной учебной деятельности;

  • понимают необходимость обучения, что выражается в преимущественно учебно-познавательных мотивах и стремлении к социальному способу оценки знаний;

  • Метапредметные планируемые результаты (УУД):

  • способны осуществлять сознательную организацию и регуляцию учебной деятельность и учебного взаимодействия;

  • умеют анализировать, синтезировать, доказывать, искать и выделять необходимую информацию, умеют выдвигать гипотезу и обосновывать свои суждения;

  • Предметные планируемые результаты (УУД):

  • обучающиеся должны знать: понятие стратег, фаланга, триера, а также закономерности греческой борьбы с персами и её итоги;

  • обучающиеся должны понимать, какими средствами и методами греческие полисы смогли отстоять свою независимость перед сильной державой Ахеменидов в кон.VI — нач. V вв. до н. э.;

  • обучающиеся должны уметь давать характеристику греко-персидским войнам их причинам и результатам, анализировать и трактовать информацию из исторических источников.

Этапы урока:

  • Вводно-мотивационный этап урока — вводная часть урока;

  • Этап решения частной учебной задачи — основная часть урока;

  • Этап контроля-коррекции знаний — заключительная часть урока.

Ход урока

  1. Вводно-мотивационный этап урока (7минут).

Актуализация знаний. Учитель предлагает вспомнить о том, как развивалась греческие полисы в Элладе в кон. VI веке до н.э. и Персидская держава Ахеменидов. Проводит фронтальную беседу об экономическом, политическом и культурном развитии этих государственных образований. В завершении фронтальной беседы, обучающиеся приходят к выводу о том, что в конце VI века до н. э. Ахеменидская империя была очень могущественной по сравнению с разрозненными греческими полисами.

Далее учитель демонстрирует презентацию и выводит на экран содержание учебника 5 класса, а именно — главу, в которой выделен параграфы: «Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск»:

Глава VIII. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

§ 29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

§ 30. Зарождение демократии в Афинах.

§ 31. Древняя Спарта.

§ 32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

§ 33. Олимпийские игры в древности.

§ 34. Победа греков над персами в Марафонской битве.

§ 35. Нашествие персидских войск.

Далее учитель с помощью презентации проводит общую иллюстрацию темы «Греко-персидские войны в V веке до н. э.», а именно:

В презентации демонстрируется лента времени. На ленте времени отражены следующие даты: нач. V века до н.э. — правление персидского царя Дария поход на греческие города-государства; 490 год до н. э. — Марафонская битва; 480 год до н. э. — Фермопильское и Саламинское битвы; 449 год — Каллиев мир завершение греко-персидских воин; IV век до н. э. — ослабление и крушение Персидской империи Ахеменидов.




Учитель выводит на экран карту — «Греция и Персидская держава Ахеменидов в V в. до н.э.», как подводку к исходному противоречию предлагает повторить вывод, сделанный учениками в ходе фронтальной беседы. Учитель выводит слайд с противоречием — разгром персов в Марафонской и Саламинском сражениях. Учитель предлагает ученикам сформулировать исходное противоречие.

Учитель выводит на экран слайд с исходным противоречием и помогает ученика его сформулировать: «Почему несмотря на могущество Персидской державы Ахеменидов и её войска она проиграла мелким городам-государствам Эллады в нач. V в до н.э.?». Учитель выводит на экран слайд с учебной задачей урока: «Почему могущественная Персидская держава не смогла завоевать мелкие города-государства Греции в нач. V в. до н. э.?».

В презентации демонстрируются символы эпохи, а именно: изображение вооружения афинских и спартанских воинов, греческой триеры, изображение воинов персидских воинов царей Дария и его сына Ксеркса, реконструкции и схемы сражений и картины, посвященные тем событиям.

Учитель выводит на экран термины по теме урока: «стратег», «фаланга», «триера».

В презентации демонстрируются памятники эпохи, а именно: монумент спартанскому царю Леониду; каменное изображение афинского флотоводца Фемистокла, а также остатки развалин греческого города Афины (Акрополя).

Решение учебной задачи (33 мин)

План организации учебной деятельности:

  1. Причины и истоки греко-персидских войн;

  2. Марафонская битва и ее итоги;

  3. Вторжение войска персидского царя Ксеркса в Элладу. Фермопильское сражение;



  1. Саламинское сражение;

  2. Итоги греко-персидских войн.

Решение учебной деятельности состоит из выполнения учебных заданий.

Задание №1. Индивидуальная работы с контурной картой.

Рассмотрите карту Ахеменидской Державы VI в. до н. э. и ответьте на вопросы:

  1. Какие государства входили в состав Персидской державы Ахеменидов ? Были среди них греческие города в Малой Азии?

  2. С какими племенами воевали персидские цари? Как вы считаете для каких целей совершались данные походы?

Задание №2. Прочтите отрывок, посвященный началу греко-персидским войнам и ответьте на вопросы:



В 500 году до н.э. против персидско­го господства восстал Милет, самый крупный греческий город в Малой Азии. К нему присоединились многие полисы. Вос­ставшие понимали, что не смогут справиться с мощной армией Дария I, а потому обра­тились за помощью к полисам Греции. Греки, конечно, сочув­ствовали соотечественникам, но им казалось безнадёжным делом воевать с могуществен­ным Персидским царством.

Большинство полисов отказа­ло восставшим в помощи. Даже спартанцы не стали отправлять своих закалённых воинов, когда узнали, как далеко от родных мест им пришлось бы сражаться.

И всё же на помощь восставшим Афины направили 20 воен­ных триер (кораблей с тремя рядами вёсел). Эретрия, располо­женная на острове Эвбеянедалеко от Аттики, также направила пять триер. Такими силами было невозможно защитить гречес­кие города Малой Азии.

Дарий I впал в ярость. Он считал, что афиняне и эретрийцы вмешались во внутренние дела его державы. Восстание греков было жестоко подавлено. Дарий I провозгласил, что Афины и Эретрия будут сурово наказаны. Он приказал слуге каждое утро говорить ему: «Владыка, помни об афинянах!»

Вопросы:

  1. Какой город восстал против персидского владычества и где он находился?

  2. К кому за помощью обратились восставшие?

  3. Кто пришел на помощь к Милету, а кто нет и почему?

  4. В чем Дарий обвинил Афины?

Задание №3. Прочтите отрывок, посвященный походу царя Дария на Элладу и ответьте на вопросы.

«Персидский царь разослал во все полисы послов, требуя от населения «земли и воды», что означало признание его власти.



Многие полисы, опасаясь расправы, учинённые в Милете, выполнили требования Дария. Только два полиса отвергли притязания персов. В Афинах граждане сбросили послов со скалы, в Спарте — в колодец, предложив тем самим взять «землю и воду». Взбешённый Дарий решил наказать непокорные Афины.

Вопросы: 1) Чего хотел Дарий от греческих полисов Эллады?; 2) Какие полисы отказали в это требовании ?

Задание №4. Используя текст § 34 — 35. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск. Заполните таблицу, посвященную греко-персидским войнам.

Персоналии

Тактика и стратегия

битв

Картины

А)


Б)


В)



Персоналии: 1) Мильтиад и Дарий; 2) Леонид и Ксеркс; 3) Фемистокл и Ксеркс.

Тактика и стратегия и итог: А) Этот полководец воспользовался видение оракула: «Только деревянные стены спасут Афины» призвал сограждан своего полиса построить флот и объединиться всем полисам в союз для борьбы с персами; Б) Царь этого полиса-государства во главе союзников решил занять оборону в непреступно проходе для остановки продвижения персидского войска; В) Благодаря его смекалки и доблести его воинов греки смогли атаковать уставших персов только что прибывших к месту недалеко от Афин, не ожидав нападения.

Также в конце этого задания можно провести фронтальный опрос или беседу с обучающимся по итогам этих сражений и их значению («Как вдохновил подвиг «300 спартанцев» других греков на борьбу с персами?»; «Какой вклад в победу над персами сыграл афинский морской флот?» и т.д.)

Задание №5. Обучающиеся делятся на 2 группы (персы и греки). На основе текста учебника и выдержек строк греческого историка Геродота и поэта Эсхила, им необходимо написать в таблицу не менее 3 главных пунктов:

А) Греческие полисы (благодаря чему они смогли отстоять независимость.

Б) Персидская держава (в чем были главные ошибки и просчеты).

Тексты:

«Фермопилы» — это значит «Горячие ворота»… В Фермопилах, у горячих источников, разбил лагерь для своих трехсот спартанцев и четырех тысяч союзников царь Леонид. В десяти верстах впереди, на равнине перед ущельем, раскинулся лагерь Ксеркса. Ксеркс прислал к Леониду гонца с двумя словами: «Сложи оружие». Леонид ответил тоже двумя словами: «Приди, возьми». Гонец сказал: «Безумец, наши стрелы закроют солнце». Леонид ответил: «Тем лучше, мы будем сражаться в тени». Ксеркс послал соглядатая — узнать, много ли в лагере спартанцев и что они делают. Соглядатай донес: спартанцев триста человек, никакой тревоги в лагере нет, а занимаются они гимнастическими упражнениями или расчесывают волосы. «Что это значит?» — спросил Ксеркс Демарата. «Это значит, что они готовятся к бою,— сказал Демарат.

Ксеркс ждал четыре дня, чтобы греки устрашились и отступили. Греки не трогались с места. На пятый день Ксеркс приказал мидянам идти вперед и выбить безумцев из ущелья. Кто воевал, тот знает, что самый страшный бой на войне — рукопашный. Мидяне привыкли биться конными, греки — пешими. У мидян были копья короче, у греков — длинней. Мидяне нападали врассыпную, греки принимали удар сомкнутым строем. Строй был священен: покинуть место в строю, чтобы броситься на врага или от врага, было одинаковым преступлением. Это была железная стена сдвинутых щитов и щетинящихся копий, и об нее разбивался и откатывался каждый натиск мидян….

Ксеркс сменил мидян персами — теми «бессмертными», которых было десять тысяч и у которых на копьях были золотые и серебряные яблоки. Ксеркс сам следил с холма за ходом боя и три раза в волнении привставал с трона. Но и эти отборные воины не поколебали спартанский строй…



Время пришло умирать. Леонид приказал всем своим союзникам отступить, пока путь не закрыт: он ни с кем не хотел делить славу честной гибели. Осталось триста спартанцев, да еще не пожелали уходить семьсот беотийцев из города Феспий. Эта тысяча человек приняла под Фермопилами последний бой. (Геродот о Фермопильском сражении)

Эсхил о Саламинской битве:
«Уж ясный день объял собой всю землю, —
Вдруг шумный. крик от эллинов пронесся,
Как песни звук, и громко в то же время
Им эхо скал откликнулось в ответ...
Труба у них все к битве пробудила!
И дружно вдруг они морские волны
Ударом весел вспенили своих,
И скоро всех их видеть мы могли.
Их правое крыло шло впереди,
Порядок соблюдая, а за ним
Весь флот спешил, и слышен в то же время
Был громкий крик: „Вперед, сыны Эллады,
Спасайте родину, спасайте жен,
Детей своих, богов отцовских храмы,
Гробницы предков: бой теперь — за все! "
Навстречу им неслись и персов крики,
И медлить дольше было невозможно:
Один корабль ударил медным носом
В другой, и начал эллинский корабль
Сраженье, сбивши с судна финикийцев
Все украшенья. ..Всюду бой кипел.
Сперва стояло твердо войско персов;

Когда же скучились суда в проливе,
Дать помощи друг другу не могли
И медными носами поражали
Своих же — все тогда они погибли,
А эллины искусно поражали
Кругом их. ..И тонули корабли,
И под обломками судов разбитых,
Под кровью мертвых — скрылась гладь морская.
Покрылись трупами убитых скалы
И берега, и варварское войско
В нестройном бегстве все отплыть спешило».

Этап контроля-коррекции знаний (5 минут)

Обучающиеся отвечают на поставленную в начале урока проблему и учебную задачу. Тезисно записывают основные выводы в конспект.

Рефлексия. Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и проводит фронтальную беседу.

Домашнее задание: повторить основные понятия и даты §35 для подготовки к промежуточному контролю и познакомиться с материалом следующего §36.

Дополнительно (по желанию учеников):

  • Доклад по персоналиям (личностям): 1) Устройство Афинского полиса в V в. до н.э.; 2) Делосский союз.









Технологическая карта урока:

1. Общая информация об уроке

Тема


Греко-персидские войны (§ 34 — 35. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск)


урока по календарно-тематическому планированию

Урок № 39

Предмет, класс

Всеобщая история. История Древнего мира, 5 «А» класс

УМК

1. Учебник: Вигасин, А. А. Все­об­щая ис­то­рия. Ис­то­рия Древ­не­го ми­ра. 5 кл.: учеб. для общеобра­зо­ват. орг. / А. А. Ви­га­син, Г. И. Го­дер, И. С. Свен­циц­кая; под ред. А. А. Искен­де­ро­ва. — 3-е изд. — М.: Про­све­ще­ние, 2017. — 303

2. Шевченко, Н. И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Шевченко. — М.: Просвещение, 2017. — 128 с. с.

3. Сорокина, Е. Н. Поурочные разработки по Всеобщей истории. История Древнего мира: к учебнику  А.А.Вигасина и др. — М.: ВАКО, 2020 г..

Тип урока

урок решения частной учебной задачи

Методы, приемы обучения, образовательные технологии

Проблемный, наглядный, частично-поисковый и практический методы обучения. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Цель

  • Образовательная целевая установка: анализ греко-персидских войн с 500 — 449 гг. до н.э.; выявление причин и итогов войны между греческими полисами и Персидской державой Ахеменидов.

  • Развивающая целевая установка: развитие способностей обработки и фиксации информации обучающимися, развитие творческого мышления и умений выделять главную информацию и анализировать её и из этого формулировать собственные выводы.

  • Воспитательная целевая установка: воспитание уважения к древней истории, памятникам литературы и искусства древности, к людям, жившим в те времена, а также к истории еврейского народа.

Формируемые УУД

предметные

метапредметные

личностные

- обучающиеся должны знать: понятие стратег, фаланга, триера, а также закономерности греческой борьбы с персами и её итоги;

- обучающиеся должны понимать: какими средствами и методами греческие полисы смогли отстоять свою независимость перед сильной державой Ахеменидов в кон.VI — нач. V вв. до н. э.;

- обучающиеся должны уметь: давать характеристику греко-персидским войнам их причинам и результатам, анализировать и трактовать информацию из исторических источников;


  • - способны осуществлять сознательную организацию и регуляцию учебной деятельность и учебного взаимодействия;

  • - умеют анализировать, синтезировать, доказывать, искать и выделять необходимую информацию, умеют выдвигать гипотезу и обосновывать свои суждения;


- формирование умения поиска информации и работы с данной информацией;

- воспитание уважения политической традиции и ценностей Великобритании;

- развитие умения аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, давать оценку и уважать точки зрения других учащихся;

- понимают причины успешной и неуспешной учебной деятельности;

- понимают необходимость обучения, что выражается в преимущественно учебно-познавательных мотивах и стремлении к социальному способу оценки знаний;


Оборудование, дидактические материалы

Проектор, компьютер, презентация, учебники по всеобщей истории, раздаточный материал с заданиями

Источники информации, литература

  • ПостНаука (курс История Древней Греции) — https://postnauka.ru/faq/75486

  • Сергеевна, К. Ю.
    Хрестоматия по истории древнего мира [Текст] / Сост. Ю. С. Крушкол, Н. Ф. Мурыгина, Е. А. Черкасова. — Москва: Просвещение, 1975. — 272 с.

  • Ляпустин, Б. С. Древняя Греция: учеб, пособие для вузов / Б. С. Л япустин, И. Е. Суриков. — М.: Дрофа, 2007. — 526 с.

2. План урока

Этап урока

Виды, приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ресурсы

1. Организационный этап

Фронталь-ная беседа

Учитель создаёт необходимые условия для формирования у обучающихся положительного настроя для включения учеников в плодотворную учебную деятельность.

Ученики внимательно слушают учителя и задают вопросы, осуществляют подготовку личного учебного пространства к уроку и настраиваются на работу.


2. Актуализа-ция знаний и мотивация учебной деятельности обучающихся

Фронтальная беседа учителя и учеников с использованием проблемного метода обучения


Актуализация.

Учитель предлагает вспомнить о том, как развивалась греческие полисы в Элладе в кон. VI веке до н.э. и Персидская держава Ахеменидов. Проводит фронтальную беседу об экономическом, политическом и культурном развитии этих государственных образований.


Мотивация.

Учитель демонстрирует презентацию с общей иллюстрацией темы: лента времени, символы и памятники эпохи, термины.

Мотивация к уроку через исходное противоречие.

Учитель выводит на экран карту — «Греция и Персидская держава Ахеменидов в V в. до н.э.», как подводку к исходному противоречию предлагает повторить вывод, сделанный учениками в ходе фронтальной беседы. Учитель выводит слайд с противоречием — разгром персов в Марафонской и Саламинском сражениях. Учитель предлагает ученикам сформулировать исходное противоречие.

Учитель выводит на экран слайд с исходным противоречием и помогает ученика его сформулировать: «Почему несмотря на могущество Персидской державы Ахеменидов и её войска она проиграла мелким городам-государствам Эллады в нач. V в до н.э.?». Учитель выводит на экран слайд с учебной задачей урока: «Почему могущественная Персидская держава не смогла завоевать мелкие города-государства Греции в нач. V в. до н. э.?».


Ученики активно взаимодействуют с учителем, вспоминают пройденный материал и отвечают на вопросы учителя. В завершении фронтальной беседы, обучающиеся приходят к выводу о том, что в конце VI века до н. э. Ахеменидская империя была очень могущественной по сравнению с разрозненными греческими полисами.

Ученики внимательно слушают учителя, смотреть на изображения в презентации, рассуждают и выдвигают свои варианты ответа. Формулируют с помощью учителя исходное противоречие и учебную задачу урока.

Проектор и презентация (слайд с изображением основных фактов и событий развития Греко-персидских войн в Элладе в конце VI —в начале V вв. до н. э.), обучающиеся могут пользоваться учебником.



3. Информационно-аналитический этап



Практическая деятельность с применением проблемного метода, фронтальная беседа, работа в группах



План организации учебной деятельности:

  1. Причины и истоки греко-персидских войн;

  2. Марафонская битва и ее итоги;

  3. Вторжение войска персидского царя Ксеркса в Элладу. Фермопильское сражение;

  4. Саламинское сражение;

  5. Итоги греко-персидских войн.

Решение учебной деятельности состоит из выполнения учебных заданий.

Задание №1. Индивидуальная работы с контурной картой. Рассмотрите карту Ахеменидской Державы VI в. до н. э. и ответьте на вопросы:

  1. Какие государства входили в состав Персидской державы Ахеменидов? Были среди них греческие города в Малой Азии?

  2. С какими племенами воевали персидские цари? Как вы считаете для каких целей совершались данные походы?

Обучающиеся разбиваются на группы.

Задание №2. Прочтите отрывок, посвященный началу греко-персидским войнам и ответьте на вопросы:

  1. Какой город восстал против персидского владычества и где он находился?

  2. К кому за помощью обратились восставшие?

  3. Кто пришел на помощь к Милету, а кто нет и почему?

  4. В чем Дарий обвинил Афины?

Задание №3. Прочтите отрывок, посвященный походу царя Дария на Элладу и ответьте на вопросы:

1) Чего хотел Дарий от греческих полисов Эллады?

2) Какие полисы отказали в это требовании?

Задание №4. Используя текст § 34 — 35. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск. Заполните таблицу, посвященную греко-персидским войнам.

Персоналии: 1) Мильтиад и Дарий; 2) Леонид и Ксеркс; 3) Фемистокл и Ксеркс.

Тактика и стратегия и итог: А) Этот полководец воспользовался видение оракула: «Только деревянные стены спасут Афины» призвал сограждан своего полиса построить флот и объединиться всем полисам в союз для борьбы с персами; Б) Царь этого полиса-государства во главе союзников решил занять оборону в непреступно проходе для остановки продвижения персидского войска; В) Благодаря его смекалки и доблести его воинов греки смогли атаковать уставших персов только что прибывших к месту недалеко от Афин, не ожидав нападения.

Также в конце этого задания можно провести фронтальный опрос или беседу с обучающимся по итогам этих сражений и их значению («Как вдохновил подвиг «300 спартанцев» других греков на борьбу с персами?»; «Какой вклад в победу над персами сыграл афинский морской флот?» и т.д.).

Задание №5. Обучающиеся делятся на 2 группы (персы и греки). На основе текста учебника и выдержек строк греческого историка Геродота и поэта Эсхила, им необходимо написать в таблицу не менее 3 главных пунктов:

А) Греческие полисы (благодаря чему они смогли отстоять независимость.

Б) Персидская держава (в чем были главные ошибки и просчеты).









Вначале ученики работают индивидуально, а со второго задания разбиваются на группы. После выполнения каждого задания участвуют во фронтальном обсуждении заданий. Активно высказывают свою точку зрения, слушают точки зрения других учеников – соглашаются или оспаривают.



Раздаточный материал с заданиями, учебник

5. Этап контроля-коррекции

Фронтальная беседа

Учитель, в ходе фронтальной беседы, возвращает учеников к исходному противоречию и учебной задаче урока, предлагает им ответить на проблему урока. (также учитель демонстрирует презентацию с исходным противоречием).

Ученики отвечают на поставленную в начале урока проблему и учебную задачу. Тезисно записывают основные выводы в конспект.


Презентация, учебник, конспекты

7. Рефлексивный этап

Фронтальная беседа

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и проводит фронтальную беседа

Ученики активно взаимодействуют с учителем, высказывают свою точку зрения, оценивают свою работу


8. Домашнее задание

Индивидуаль-ная работа обучающихся

Учитель задает на дом повторить основные понятия и даты §35 для подготовки к промежуточному контролю и познакомиться с материалом следующего §36.

Дополнительно (по желанию учеников):

Доклад по персоналиям (личностям):

1) Устройство Афинского полиса в V в. до н.э.; 2) Делосский союз.



Учебник

Рабочая тетрадь / раздаточный материал