ПОБЕДИВШИЙ СУДЬБУ
БЕЛЯЕВ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ (1884 - 1942)
Вам знакомы такие названия: «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Ариэль»? Как вы думаете, к какому жанру они принадлежат? Фантастика. А каким должен или может быть человек, пишущий в жанре фантастики?
Трудно вспомнить его черты, остались в памяти лишь густые чёрные брови и серебряные волосы, остался приветливый мягкий голос и крепкое рукопожатие в первую минуту встречи.
Знакомство с произведениями Александра Романовича Беляева – это открытие удивительного мира приключений, фантастики, тайн природы, расследование человеческих преступлений, борьба добра и зла в самых различных обликах и ситуациях.
Александр Романович Беляев родился 16 марта 1884 года в Смоленске, в семье священника. Отец и сыну своему пророчил духовную карьеру. В семье было еще двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы, брат Василий, будучи студентом ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.
В детстве Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза с дальнейшей порчей зрения. В играх и увлечениях мальчик был необуздан, поэтому родители старались приучить его к порядку и серьезному отношению к делам.
По желанию отца Александра отдали учиться в Смоленскую духовную семинарию, где он 7 лет провел под строгим надзором духовных отцов. Закончил в 1901 г., однако продолжать религиозное образование юноша отказался и поступил в Демидовский лицей в Ярославле, собираясь стать юристом.
Вскоре отец умер, средства семьи оказались ограничены, на обучение денег не хватало. Пришлось искать возможность заработать - Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка. Он был увлекающейся натурой. Музыка
влекла его к себе с ранних лет и Александр самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, мог самозабвенно музицировать часами.
2.
Еще одной "забавой" были занятия фотографией, причем в самом эксцентричном варианте : он снимал "фотографии ужасов". Так существовал сделанный им снимок «человеческая голова на блюде в синих тонах». Мечтал юноша и о полетах. Он прыгал с крыши с зонтом, пытался взлетать, привязав к рукам веники. Однажды такая попытка окончилась неудачно - он упал с крыши сарая и сильно повредил спину. В конце концов он поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Но эта детская травма повлияла на всю его дальнейшую жизнь.
Значительная часть жизни молодого человека оказалась связанной с театром, который он любил с детства. Сам он мог выступать и драматургом, и режиссером, и актером. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А.Беляеву удалось заменить заболевшего артиста - сыграть вместо того в нескольких спектаклях. Успех был полным, знаменитый режиссер даже предложил А.Беляеву остаться в труппе, однако он по неизвестной причине отказался.
В жизни А.Беляева определенную роль играли мистические совпадения. Один случай оказался трагическим: как-то будущий писатель в компании родственников отправился покататься на лодке. Перед тем как сесть в лодку, Александр захватил с собой кусок глины, из которого стал лепить голову - случайные черты оказались исключительно похожи на лицо брата, а вот выражение лица оказалось каким-то застывшим, неживым. С досады Александр бросил слепок в воду, и в тот же момент почувствовал беспокойство. Он заторопился на берег, утверждая - с Васей что-то случилось. Дома ему сообщили, что Вася утонул, причем как оказалось, произошло это именно в тот момент, когда в воду был брошен слепок. Случившееся произвело на всех странное и ужасное впечатление.
По окончанию Демидовского лицея А.Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске, и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура.
3.
Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое- либо дело, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во Франции, Италии, посетил Венецию. Домой всегда возвращался с массой ярких впечатлений
Но в 1915 году, 30-летний А.Беляев заболел плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился паралич ног и туберкулез позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело.
В поисках специалистов, которые бы могли ему помочь, мать вместе со старой няней увозит неподвижного Александра в Ялту.
Один случай того тяжелого времени навел его на мысль о его первом научно-фантастическом произведении – рассказе «Голова профессора Доуэля». Однажды в комнату, где лежал неподвижный Беляев, влетел жук. За насекомым он мог следить только одними глазами, а жук постепенно подбирался к лицу. Больной и неподвижный, Беляев ничего не мог сделать, а лишь, сцепив зубы, ждал пока жук проползет ото лба к подбородку. Это было страшное время для будущего писателя. «Я переживал ощущение головы без тела», – написал он позже. Видимо этот жук и стал той точкой кипения человеческого терпения, после которой люди или ломаются или начинают искать самостоятельные пути спасения.
Сила воли Беляева выдержала. Он не поддается отчаянию и во время болезни занимается самообразованием. Изучает иностранные языки (французский, немецкий и английский), интересуется медициной, историей, биологией, техникой. Двигаться он не мог, но некоторые идеи его будущих романов пришли ему в голову именно тогда, когда он был неподвижен.
Тогда он начал писать стихи. В 1921г. он все-таки встает на ноги благодаря не только своей силе воли, но и в результате любви к Маргарите Магнушевской, работавшей в городской библиотеке.Эта женщина становится его женой.
Летом 1922 года Беляеву удается попасть в Гаспру в дом отдыха для ученых и писателей. Там ему сделали целлулоидный корсет и он смог наконец-то встать с постели. Этот ортопедический корсет стал его постоянным спутником до конца его жизни, т.к. болезнь до самой его
4
кончины то отступала, то опять приковывала его на несколько месяцев к постели.
Чтобы прожить, необходимо было работать. Сначала А.Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку.
Почти все самые значительные произведения писателя, как бы преследовали собой единственную цель – реконструировать человека, чтобы не страшны были ему ни болезни, ни природа, чтобы открыть скрытые в нем возможности. Таковы романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек-амфибия», «Человек, нашедший свое лицо», «Ариэль».
Жизнь в Ялте была очень тяжелой, и А.Беляев с помощью знакомых перебрался с семьей в Москву, устроился на работу юрисконсультом. В свободное время он пробовал заниматься литературой
В результате в газете "Гудок" стал печататься с продолжением его первый рассказ "Голова профессора Доуэля"(1925). Позже рассказ был принят журналом "Всемирный следопыт" и напечатан в его 3-м номере. Это был первоначальный вариант его едва ли не самого знаменитого романа. Тесное сотрудничество установилось не только со "Всемирным следопытом», но и с журналом "Вокруг света".
Одиннадцать самых интенсивных творческих лет и публикация большинства романов навсегда связывают имя Александра Беляева с этими журналами. К появлению первого рассказа фантасту было уже сорок.
У Александра Беляева имелась целая папка с различными вырезками из газет и журналов, каждая из которых сообщала о каком-нибудь необычном происшествии. Каждая такая заметка - почти готовый сюжет для рассказа. И многие произведения автора начинались именно с этой чудесной папки.
5.
В Москве А.Беляев прожил до 1928 г.; за это время им были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атланиды»,
«Человек-амфибия», опубликован сборник рассказов. . Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами.
В 1928 г. А.Беляев с семьей переехал в Ленинград, и с этих пор стал заниматься литературой профессионально. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесный глаз». А один из романов стал как бы визитной карточкой писателя на многие годы. Речь идет о самом знаменитом произведении писателя, название которого в наши дни стало нарицательным – «Человек-амфибия».
Судьба испытывала этого удивительного человека буквально на каждом повороте. Когда болезнь опять дала о себе знать, семье пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев. 1930 год оказался для писателя очень тяжелым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь.
В 1931 г. семья вернулась в Ленинград. Здесь болезнь снова уложила его на 3,5 года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела.
Писатель признавал, что “Голова профессора Доуэля” - произведение в значительной степени автобиографическое. « Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытывать “голова без тела”,- писал он. Это был своеобразный вызов собственной болезни, физической беспомощности, которую преодолевало неукротимое мужество духа.
Вот каким рисует писателя, его сотрудник. «Скромно обставлен кабинет. Полупоходная койка. По стенам картины с фантастическими изображениями. Мерно гудит ламповый приемник. Настольный телефон и книги… книги… книги… Ими завалены стол, этажерка, шкаф и до потолка вся соседняя комната - библиотека. На койке лежит человек с высоким лбом, лохматыми черными бровями, из-под которых смотрят ясные, проницательные глаза…»
6.
Помимо бытовых проблем и проблем со здоровьем, большие проблемы возникали и с изданием произведений: редакторы их
безжалостно сокращали, переделывали. Критики как будто по чьему- то приказанию набросились на Беляева и его книги. В то время в литературе особо важной темой считался технический прогресс. В угоду этому рассказ "Звезда КЭЦ", по воспоминаниям дочери писателя, "был настолько сокращен, что превратился... в технический справочник". Восстановить первоначальный текст удалось намного позже.
Ранние произведения писателя интереснее, чем поздние; этические вопросы часто оказываются более занимательными, чем самые оригинальные научно-технические гипотезы, а романтический настрой привлекательнее детективного сюжета.
Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: как функционирует мозг, как это связано с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Существуют ли границы у возможности внушения? Он помещает человека в разные среды существования: океан ("Человек-амфибия"), воздух ( «Ариэль»).
За всеми этими произведениями - страстное стремление писателя-инвалида большую часть жизни прикованного к постели, бросить вызов физической ограниченности человека. Именно поэтому героями Беляева. стали люди, обладающие “сверхспособностями”: плавающие в море как рыбы, летающие как птицы, общающиеся без помощи слов.
Не случайно подлинным завещанием писателя стал его последний роман, вышедший перед самой войной в 1941 г. - "Ариэль". Он перекликается с известным романом А.Грина «Блистающий мир».
Герой романа наделен способностью летать и автор никак не обосновывает эту его способность: умеет и все. Образ Ариэля - лучшее достижение писателя, в котором реализовалась вера автора в неограниченные возможности человека.
7.
1938 год оказался одним из самых трудных в жизни Беляева, измученный творческими неудачами, издерганный нападками критики, ослабевший от болезни, он готов был бросить любимое
дело и уйти из фантастики.
Правда, была и радость, семья Беляевых прочно обосновалась в городе Пушкине, в большой и удобной квартире. Писатель уходит из редакции «Вокруг света», а в Пушкине становится сотрудником местной газеты «Большевистский листок», на страницах которой печаталось немало знаменитостей. За три года ее существования Беляев почти еженедельно печатал там очерки на самые разнообразные темы, фельетоны, рассказы.
Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин, (пригород Ленинграда), был оккупирован. Начались тяжелые дни. Продуктовые запасы понемногу истощались, и семья Беляевых начала голодать. Глава семьи Александр Беляев начал сдавать первым. В конце декабря 1941 года он слёг, а 6 января 1942 г. скончался от голода. Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были вывезены немцами в Польшу.
Между первым и последним произведениями уместилось 16 лет.
16 лет поисков, надежд и разочарований. Больших творческих удач и неудач. Горьких вынужденных перерывов. 16 лет и около ста рассказов, множество очерков, статей, рецензий, пьес, сценариев, повестей, наконец, 17 романов.
Александр Беляев едва ли не единственный писатель предвоенной нашей литературы, столь преданно и целеустремлённо посвятивший себя разработке трудного жанра - фантастики. Большой это дар видеть «то, что временем скрыто». А. Беляев в совершенстве владел этим даром. И он не растерял его, не растратил на полпути. Сберечь этот редкий дар позволила ему безграничная читательская любовь к его книгам.
8.
Его произведения выдержали проверку временем, многократно переиздавались и вошли в “золотую библиотечку подросткового чтения. В 1989 г. была учреждена литературная премия имени А.Беляева.
Получался такой парадокс. Критики в один голос обвиняли «“Человека-амфибию» в научной и художественной несостоятельности. Так, один из критиков писал, что автор оторвался от реальных законов природы и его фантазии не смогут осуществиться даже в далеком будущем. Что это просто развлекательный роман, книга лёгкого чтения.
А роман этот, опубликованный в 1928 году журналом “Вокруг света”в читательской анкете был признан лучшим произведением за 5 лет работы журнала. В том же 1928 году он вышел отдельной книгой. И тут же был дважды переиздан - настолько велик был спрос на эту книгу! Ее переводили и издавали на многих языках. Беляев стал известен! Снятый по роману фильм уже после смерти писателя тоже ждал ошеломляющий успех.
Имя Александра Беляева заняло прочное и заслуженное место в истории нашей литературы. Беляев мечтал все достижения науки подчинить интересам человека. Герой рассказа «Человек, который не спит»(1926) победил усталость, не нуждается в сне и обладает огромной работоспособностью; Рассказ «Ни жизнь, ни смерть»(1926) посвящен проблеме анабиоза, которая сейчас волнует ученых многих стран; роман «Борьба в эфире» (1928) раскрывает блестящее будущее радио; роман «Чудесное око» (1935) рассказывает, как с помощью телевидения постигается тайна подводного мира.
Поражает широкий круг поднятых писателем научных проблем. Интересовало его и все то, что было связано с покорением человеком природы - будь то искусственное дождевание или города-спутники, проблемы микроорганизмов в воздухе («Нетленный мир») или использование энергии ветра («Воздушный змей»), добывание воды в пустыне («Солнечные лошади») или проблемы торфоразработок («Чертово болото»). Беляев писал о силе и скорости ветра, развитии планеризма, о двигателях, работающих на внутриатомной энергии, об использовании энергии космических лучей и о применении химии в сельском хозяйстве.
Вскоре писателя увлекла проблема покорения космоса. Он изучает труды К.Э.Циолковского, и новые горизонты открываются перед воображением писателя: полет на Луну, искусственные спутники,
межпланетные путешествия, открытие ранее не известных миров во Вселенной.
9.
Беляев начинает переписку с Циолковским, посвящает ему свой роман «Воздушный корабль» (1934-1935). Роман «Прыжок в ничто» (1933), повести «Звезда КЭЦ» (1936), «Небесный гость» (1937) и ряд рассказов рисуют грандиозные картины покорения космоса.
Циолковский писал в 1935 году: «Из всех рассказов на тему о межпланетных сообщениях роман А.Р.Беляева кажется мне наиболее содержательным и научным».
Беляев создал целый ряд очерков о великих русских ученых Ломоносове, Менделееве, Павлове, Циолковском. Писатель верил в могущество человека, вооруженного наукой. Писатель создал произведения, которые буду жить еще многие годы, покоряя смелой фантазией, мастерством, романтикой открытий и подлинным гуманизмом.
Александр Беляев оставил после себя не только увлекательные художественные произведения, но и около 50 научных предвидений, многие из которых сбылись или принципиально осуществимы. Только 3 считаются ошибочными. По подсчетам из 50 гипотез писателя в жизнь воплотилось 18.
За значительный вклад в русскую фантастику и и провидческие идеи А.Беляева называют русским Жюлем Верном.
На Казанском кладбище в Пушкине установлена памятна стела на которой написано: «Александр Романович Беляев, 1884-1942. Писатель-фантаст». Ее поставили 1 ноября 1968 года на предполагаемой могиле писателя. Есть версия, что он был похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города.