СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему их так назвали?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Почему их так назвали". На данном уроке обучающиеся знакомятся с разными представителями растительного и животного мира. Иследовательским путем, работая в группах, выясняют название каждого из них. По окончании работы, создают мини книжки про растения, птиц и насекомых.

Просмотр содержимого документа
«Почему их так назвали?»

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе.

Тема: Почему их так назвали?

Цель урока: 

  • раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;

  • расширить знания о грибах, растениях, животных;

  • сформировать первоначальные представления об экологии и роли экологии в жизни людей;

  • познакомить с профессией – эколог;

  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: обучающиеся осознают связь между названиями растений и животных и их особенностями, научатся по описанию и внешнему виду растений, грибов, растений и животных давать им названия; объяснять почему их так назвали и зачем их необходимо беречь; получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение в лесу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; ориентирование в учебнике и рабочей тетради; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые учебники и учебные пособия: А. А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».

Учебные материалы: интерактивная доска, презентация на тему «Почему их так называют?», раздаточный материал (картинки с изображением растений, грибов, животных и насекомых, тексты с описанием грибов, насекомых, растений, животных).

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и групповая работа.



Ход урока

  1. Организационный момент:

Итак, друзья, внимание

Для вас звенит звонок.

Садитесь поудобнее,

Сейчас начнём урок.



  1. Мотивация учебной деятельности:

- Ребята, сегодня к нам в сами на урок снова пожаловал муравей Вопросик и он предлагает нам вместе с ним отправиться на прогулку, а вот куда вы постараетесь угадать сами. Послушайте загадку и постарайтесь её отгадать:


Кто, как только жарко станет

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой-

Скинет с плеч её долой.

- Правильно, ребята, это лес. И сегодня мы с вами, вместе с муравьём Вопросиком отправимся в гости к Лесовичку, именно он нам с вами поможет услышать, увидеть, узнать много интересного. - Но для начала Лесовичок хотел бы у вас узнать, а для чего нужен лес? (Лес – это наше богатство, это зелёный наряд нашей Земли, это дом для зверей и птиц, это кладовая орехов, грибов, ягод.)

- Молодцы, вы всё правильно сказали. Ребята, так как мы с вами идём в гости к Лесовичку, то какие правила мы должны соблюдать, находясь в лесу? (Не кричать, не бросать мусор, не рвать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не разорять гнёзда.)

- Какие вы молодцы, я надеюсь, что во время нашей прогулки вы будете не только послушными, но и внимательными. Ребята, для того, чтобы мы смогли многое увидеть и узнать, Лесовичок предлагает нам разделиться на 4 группы. Для этого вам необходимо взять из волшебной шляпы жетончик с номером, указывающий на номер группы. (Ребята делятся на группы и занимают свои места за столами.)

- Ну, вот мы с вами и поделились на группы, осталось узнать, как же они будут называться. Для этого Лесовичок приготовил для вас загадки, отгадав которые вы узнаете название своей группы. Слушайте 1 загадку:


1) Из-под снега вырастает

Раньше всех он расцветает….


- Правильно, это подснежник. А это что? (Растение. Отгадавшая команда получает табличку с названием группы).

- Послушайте следующую загадку:


2) Как только садится она на цветок.

Нектар собирает её хоботок.


- Молодцы, а бабочка - это кто? (Насекомое).

- По какому признаку вы это определили? (У всех насекомых 6 ног).

- Молодцы, тогда попробуйте отгадать ещё одну загадку:


3) Весь Антошка-

Шляпка да ножка.

Дождь пойдёт,

Он подрастёт.

-Что же это такое? Правильно, это гриб. Тогда нам осталось угадать последнюю загадку и узнать, как будет называться следующая группа.


4) Всё время стучит.

Деревья долбит,

Но их не колечит,

А только лечит.


- Правильно, это дятел. А дятел – кто? (Птица)

- Вот мы с вами и определились, что же будет изучать каждая группа. (1 группа – растения, 2 – насекомые, 3- птицы, 4 группа – грибы).


3. Определение темы и целей урока.

- Мы с вами знаем, что у каждого из нас есть имя.

- А кто из вас знает, почему родители вас так назвали? И сегодня на уроке мы с вами будем говорить об именах. Очень часто растения и животные получают свои имена за сходство с кем-то, за необычную окраску, форму листьев или ещё что-то, поэтому ваша задача сегодня на уроке – выяснить, почему именно так названы некоторые растения, насекомые, грибы, которые есть в лесу.


  1. Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах и постараетесь самостоятельно сделать мини-книжку о самых интересных растениях, грибах, насекомых и птицах живущих в лесу. После завершения работы, каждая группа постарается защитить свою работу.

- Но прежде чем, вы начнёте свою работу, давайте вспомним основные правила работы в группе.



Правила работы в группе

1. Выберите лидера группы.

2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.

3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.

4. Учитесь находить контакты в группе.

5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.

6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

8. Лидер группы следит за временем.


- Ребята, посмотрите на свои столы. Перед вами лежат чистые листы, из которых вы будете делать мини-книжку. На эти листы вы будете приклеивать картинки с изображением растения, насекомого и т.д., а также название и описание этого растения, насекомого. Прежде чем приклеить, постарайтесь внимательно прочитать текст-описание и выбрать нужную картинку и название. После завершения работы, приготовьтесь представить свою работу классу.


1 группа - растения.


Копытень.

Форма листьев этого растения напоминает копыто животного.

Звездчатка

Форма цветочков этого растения напоминает звёздочки.

Медуница

Это весенний цветок. В цветах этого растения много сладкого сока – нектара, из которого пчёлы делают мёд.

Недотрога

Это высокое растение, которое любит сырые, тенистые места. Если дотронуться до плода этого растения, тут же раздаётся лёгкий треск и плодик выстреливает. И из него в разные стороны разлетаются семена.



2 группа - насекомые.


Жук-олень

Этот жук один из крупнейших жуков России. Самец длиной до 7 см. Голова очень большая, с выступающими гребнями и огромными верхними челюстями, по форме напоминающими рога оленя. Подлежит охране, занесён в Красную книгу.


Жук-носорог

Данное насекомое летает. У него один рог на носу, он медлителен и неуклюж. Передними лапками он хорошо копает, а питается он подпорченной растительной пищей: трухой деревьев или древесным соком.

Жук-слоник

Живут эти насекомые всюду: в поле, на болоте, в лесу, в плодовом саду. Характерная особенность этих жуков - длинная, вытянутая в трубку голова. У многих заканчивается вытянутым и тонким хоботком. Большинство жуков красиво и пестро окрашены, имеют крылья и хорошо летают. Почти все слоники – вредители.

Жук-могильщик

Это насекомое закапывает в почву мёртвых птиц, зверьков. Оно является санитаром леса.


3 группа - грибы.


Подберёзовик

Этот стройный и подтянутый гриб растёт под берёзами. Правда, живет он недолго. На шестой день гриб уж полностью созрел, а еще через день состарился. За сутки гриб может вырасти на 3-5 сантиметров.

Лисичка

Этот гриб съедобный и никогда не бывает червивым. Своим ярким цветом он напоминает лисий мех, за что и получил своё название. Растёт этот гриб в хвойных, лиственных и смешанных лесах.

Опята

Эти грибы очень вкусные. Они быстро растут и к тому же растут большими семействами на трухлявых пнях. Если этот гриб поселится на здоровом дереве, то и оно станет трухлявым. Вот такой этот гриб!


Мухомор

Этот гриб – красавец. Раньше настоем отвара этих грибов морили мух и он является отличным лекарством для животных.


4 группа - птицы.


Вертишейка

Эта птичка получила своё название за поведение. Она всё время вертит своей шеей. Чтобы защитить своё потомство во время опасности она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающих познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота.

Кукушка

 Эта птица получила своё название за песню, во время пения она кричит: «Ку-ку! ку-ку!», то есть кукует. Во многих странах её называют по разному, например, чехи называют эту птицу «кукачка», болгары – «кукувайца», немцы – «кукук», французы – «куку», итальянцы - «кукуко».

Мухоловка

Птица получила своё название за то, чем она питается. А питается она мухами, и не просто склевывает их на земле, а ловит на лету.

Трясогуска

Птичка эта очень интересная на вид, обычно обитает у воды, где-нибудь у реки или водоема. Бегает она весьма быстро, при этом подергивает своим хвостом вверх/вниз, как бы трясет им.


  1. Физ. минутка.

- Ребята, вы много работали и наверное устали, поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте возле своих парт и повторяйте за мной движения.

Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьётся…(Покружиться.)

- Усаживайтесь тихонечко на свои места.


  1. Защита получившихся работ.

- Ну, что ж, ребята, нам с вами пришла пора проверить то, что вы сделали. Сейчас каждая группа будет выходить к доске и коротко нам расскажет о том, над чем вы работали и что нового и интересного узнали для себя. (Каждая группа выходит к доске, показывает свою работу и коротко рассказывает о том, что они изучали.)

- Ребята, может кто-нибудь из вас знает ещё какие-нибудь растения и грибы, насекомых и животных и сможет объяснить, почему их так назвали.

- Большое спасибо всем группам за выступление. Но мне бы хотелось спросить вас, нужно ли беречь то о чём вы сейчас рассказывали и что произойдёт с природой, если мы не будем её беречь.

- А кто из вас знает, как называют людей, которые занимаются защитой природы, которые оберегают все, что растет, и всех, кто живет в природе, от исчезновения? (Экологи)

- Но ребята, существует целая наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему Миру, к Земле.

- Как вы считаете, что это за наука? (Экология).

- Правильно, ребята. Если каждый из нас будет бережно относиться к природе, то она нас будет радовать своей красотой.


7. Самостоятельная работа по учебнику.

-Ребята, вы очень хорошо потрудились. И сейчас мне бы хотелось посмотреть, как вы запомнили эти названия. Сейчас каждый из вас откроет учебник окружающего мира, рассмотрит картинки и попробует соотнести рисунки грибов, растений и насекомых с их названиями.

- Давайте проверим, что у вас получилось. (Ребята поднимают руку и объясняют свой ответ).

- Поднимите руку, у кого было всё верно, а кто допустил 1или 2 ошибки. (Ребята оценивают свою работу).

- Молодцы.


  1. Итог урока

- Ну, вот и подошла к концу наша прогулка в лес. Мы сегодня с вами отгадали много загадок и узнали много нового и интересного.

- Ребята, а что мы еще научились делать во время прогулки? (Объяснять названия птиц, растений, насекомых и грибов. Работать в группах).

- Я надеюсь, что после сегодняшнего урока, когда вы отправитесь в лес, вы будете более внимательно относиться к природе, рассматривать и изучать каждую травинку, каждого жучка.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Микрофон». Я вам буду передавать микрофон, и у кого он окажется в руках, ответит на вопрос «Что мне понравилось на уроке? Что мне запомнилось?»


  1. Рефлексия.

- Ребята, у каждого из вас на парте лежат солнышко и тучка. Если вам урок понравился, то покажите мне солнышко, если не понравился – тучку.



- Молодцы!

- Спасибо всем за работу. Урок окончен.