Тема: «Почему люди трудятся? Пословицы и поговорки о труде»
Цель: научиться понимать значение труда в жизни людей, ценить и уважать чужой труд.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
І. - Ребята! Послушайте стихотворение:
Кто нам делает сапожки,
Ранцы, пуговицы, ложки?
Кто построил дом? И кто
Сшил нам куртки и пальто?
Кто нам сделал эти парты,
Напечатал книжки, карты?
Кто куёт металл для плуга,
Добывает нефть и уголь?
Отгадали вы: для нас
Трудится … (РАБОЧИЙ КЛАСС)
- О чём мы с вами будем говорить сегодня на занятии? (Будем говорить о труде взрослых, о профессиях)
- Давайте подумаем, а для чего люди трудятся? ( «Люди трудятся для того, чтобы…»)
- К этому вопросу мы вернёмся ещё раз в конце урока.
ІІ. Изучение нового материала.
- Вспомните и назовите сказки, в которых герои за одну ночь возводили дворцы, плели ковры, выполняли самые трудные задания. («Царевна-лягушка», «Крошечка Хаврошечка», «Вовка в тридевятом царстве» и другие)
- Как они это делали? (С помощью волшебства, волшебных заклинаний, волшебных предметов)
- А в повседневной жизни, возможно, использовать подобные волшебные средства? Как люди научились обходиться без волшебства?
- Скажите, для того чтобы каждый человек смог обеспечить себя одеждой, едой, жильем и другими благами, что нужно делать? (Нужно работать). Что нужно получить для того, чтобы найти хорошую, нужную, любимую работу? (Нужно получить образование, нужно получить профессию)
А кем бы ты хотел стать, когда вырастешь? Поговорим о профессиях.
1. Речевая разминка. Произнесите чистоговорки правильно
- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
- Водовоз вёз воду из водопровода.
- Старый сторож Том сторожит дом.
- Ткёт ткач ткани на платье Тане.
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку
- Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу.
- Каша, каша, простокваша, повариха наша - Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.
- Названия каких профессий прозвучали в чистоговорках?
2. Продолжите предложение:
Повар готовит пищу, а врач … .
Учитель учит детей, а художник … .
Столяр работает с деревом, а парикмахер … .
Лётчик управляет самолётом, а космонавт … .
Хирург делает операции, а окулист … .
3. - Я предлагаю вам подобрать названия профессий, которые помогают нам получить еду, жильё, одежду, медицинское обслуживание и образование.
Чтобы было легче вспомнить профессии, предлагаю вам список профессий: учитель, каменщик, швея, повар, хлебороб, пекарь, портной, плотник, сантехник, закройщик, библиотекарь, терапевт, аптекарь, хирург, экскурсовод, овощевод, доярка, электромонтёр, маляр)
- Расскажите родителям, какие профессии вы выбрали и для каких целей?
Еда - повар, хлебороб, пекарь, овощевод, доярка; жильё- каменщик, плотник, сантехник, электромонтёр, маляр; одежда- портной, швея, закройщик; медицинское обслуживание- терапевт, аптекарь, хирург.
4. Важность любой профессии.
- Какая профессия, какой труд самый важный, на ваш взгляд?
- Подумайте и закончите предложение:
Если бы не было парикмахера, то …
Если бы не было воспитателя, то …
Если бы не было дворника, то …
Если бы не было официанта, то …
- Какой же вывод можно сделать? (Все профессии нужны, все профессии важны. Любой труд приносит пользу людям и государству.)
ІІІ. Физминутка
Мы в профессии играли –
Вмиг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас –
Быстро едет первый класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз – кирпич, и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора!
5. Продолжим знакомство с профессиями-прочитайте название профессии и перечислите, какими человеческими качествами должен обладать человек данной профессии?
ВЕТЕРИНАР: доброта, любовь к животным, ответственность, вежливость, трудолюбие, знание своего дела;
ПОЧТАЛЬОН: внимательность, ответственность, доброта, трудолюбие, хорошее здоровье;
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: смелость, решительность, мужественность, ответственность, честность, умение пожертвовать собой;
ЧАСОВЩИК: старательность, вежливость, внимательность, усидчивость)
Предлагаю вам послушать песенку про профессии и потанцевать под весёлую музыку:
https://www.youtube.com/watch?v=YVNCcjIsXHE
-Продолжим занятие и сейчас мы познакомимся с пословицами и поговорками о труде:
ІV. Подведение итогов.
- Понравилось вам сегодня на занятии?
- Давайте, ещё раз вернёмся к главному вопросу: зачем люди трудятся?
- Как вы думаете, какую пользу принёс человеку труд?