Урок литературы на тему
«Почему не состоялось счастье героев повести И.С. Тургенева «Ася»?»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Высшей квалификационной категории
Богданова Мария Васильевна.
2023год.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, компьютерная презентация, карточки с заданиями, музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната»).
Цели:
- обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в повести «Ася»;
- совершенствование навыков выразительного чтения;
- развитие умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос;
- развитие умения анализировать эпизод, сравнивать, обобщать, составлять таблицу.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
-Любовь, любовь – загадочное слово.
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново?
Томленье духа или благодать?
Урок, посвященный повести «Ася» я начала с этих стихотворных строк неслучайно. Как вы думаете, почему?
Потому что главная тема повести – любовь.
-Да, верно. Это произведение о любви, о самом прекрасном и загадочном чувстве. А Тургенев, пожалуй, как один из немногих писателей, кто с поэтическим трепетом воспринимал рождение вечно юного чувства – любовь. Как первой сказать «люблю» человеку, в котором ты не совсем уверена? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорбленного чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто любит. Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце открывается для красоты и добра.
Вопросы, вопросы…Прямых ответов на них у Тургенева мы не найдем, но все его герои проходят «испытание любовью». Один из исследователей творчества И.С.Тургенева, П.Анненков, писал, что повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта – в каждой из них есть «психологическая загадка». Вот нам сегодня и предстоит попытаться разгадать эту загадку, проследить, как знакомство господина Н.Н. с Асей перерастает в историю любви, ставшей для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, которые обрекли его на одиночество.
Вместе мы должны подумать, почему взаимная любовь господина Н.Н. и Аси не принесла героям счастья.
- Итак, тема нашего урока - «А счастье было так возможно…»
А эпиграфом послужат слова самого писателя: «У счастья нет завтрашнего дня; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение» (И.С. Тургенев)
Как вы их понимаете?
Если ты полюбил, то не надо бояться этого чувства, убегать от него. Надо быть счастливым сейчас и сделать счастливым того, кого любишь.
2.Беседа с привлечением текста.
- Как жил господин Н.Н. до встречи с Асей? (гл.1)
Он был молод, счастлив, деньги у него не переводились, он много путешествует, чтобы посмотреть мир, ему интересны люди, новые лица, «жил без оглядки».
- Что значит «жил без оглядки»?
Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних.
- Испытывал ли наш герой настоящие чувства?
Нет. Даже чувства он себе придумывал (история с «жестокосердной» вдовой).
- Какое впечатление произвела Ася на господина Н.Н. во время первой встречи? (гл.2)
Герой заинтересовался Асей. Она затронула его сердце.
- Да, первая встреча оставляет неизгладимый след в душе героя. Господин Н.Н. переправляется на лодке через Рейн к себе домой прекрасной летней ночью. Это один из самых поэтических эпизодов повести. Я попросила подготовить выразительное чтение этого отрывка. Итак, давайте окунёмся с вами в атмосферу этой волшебной ночи. А поможет нам прекрасная музыка – «Лунная соната» Л. Бетховена. Звуки этого произведения передают и плеск рейнской волны, и переливы лунного света, и какую-то печаль.
3.Чтение отрывка (гл.2) на фоне «Лунной сонаты» Бетховена.
(слайд)
«Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку. Словно на прощанье примчались звуки старинного ланнеровского вальса. Гагин был прав: я почувствовал, что все струны сердца моего задрожали в ответ на заискивающие напевы. Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Я чувствовал себя счастливым… Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал… Я был счастлив»
- В душе господина Н.Н.происходит очень сложный процесс. Он испытывает целую гамму самых противоречивых переживаний. Чтобы понять это, выполним небольшую практическую работу.
5.Практическая работа. Карточки с отрывками из повести.
Подчеркните слова со значением «чувства».
1.Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё, хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала… Мне стало досаднее.
2. Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя. Но с странной тяжестью на сердце…
3.Я пришёл домой совсем в другом настроении духа, чем накануне. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться. Непонятная мне самому досада меня разбирала.
4.Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки, а между тем на сердце у меня было очень горько.
5.Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце, точно мне мёду туда налили. Мне стало очень легко после гагинского рассказа.
Обобщение:
- Какие чувства испытывает герой?
Герой влюблен. Он любуется Асей. Ему нравится ее смех, ее улыбка, ее голос, ее движения. Он начинает волноваться, когда появляются мысли, что Ася и Гагин не брат и сестра. И нескончаемо счастлив после истории, рассказанной Гагиным о судьбе Аси.
- Но уже в начале знакомства есть элемент тревоги. Кто заметил тревожный мотив?
Река – символ жизни, лунная дорожка – судьба. Когда Ася кричит, что герой разбил лунный столб, то можно сказать, что мы слышим голос судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли?
- Взаимоотношения героев складываются непросто. Ася оказалась девушкой необычной. В чём же странности её характера?
Ася примеряет на себя различные роли: то она играет роль солдата, марширующего с ружьем, и этим шокирует чопорных англичан. То она разыгрывает роль благовоспитанной барышни, то представляется простой русской скромной девушкой, чуть ли не горничной, в стареньком платьице, с зачесанными за уши волосами…
- В чём причина этой странности?
У Аси необычная судьба. Она внебрачная дочь помещика и крестьянки, что, несомненно, наложило отпечаток на ее характер.
4.Рассказ подготовленного ученика о необычной судьбе Аси.
- А какова вторая причина странностей героини?
Чувство, которое пугает Асю своей новизной. Девушка впервые испытала любовь. А как вести себя с тем, в кого влюбилась, она не знала.
-Что привлекло господина Н. Н. в Асе?
В мире искусственных чувств и страстей он впервые столкнулся с чем-то настоящим.
-Как вы понимаете слова Аси: «Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…» (гл.9)
Любовь окрыляет человека, приподнимает его над обыденностью. Любовь – это счастье.
- Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцените поступок Аси?
Свидание назначает Ася, поступает как пушкинская Татьяна - первой признается избраннику в любви. И в этом нет ничего предосудительного.
6.Анализ 16 главы «Сцена свидания Аси и Н.Н. в доме фрау Луизе». Беседа.
-Какие события описаны в данной главе?
-Что нового узнали о характерах героев?
-Насколько важна эта глава в понимании эпиграфа «У счастья нет завтрашнего дня ; него есть настоящее – и то не день, а мгновение»?
-Назовите способы раскрытия душевного состояния героев.
-Сцена свидания – образ тургеневского психологизма. Писатель считал, что» поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления в их расцвете и увядании».
7.Исследовательская работа:
-Найдите в главе примеры, как жесты, мимика, интонация героев помогают читателю понять душевное состояние героини и оценить поведение господина Н.Н.
Душевное состояние Аси | Поведение господина Н.Н. |
Дышала быстро и вся дрожала | Мне стало несказанно жалко ее |
Хотела взглянуть на меня - и не могла | Уже руки мои скользили вокруг ее стана…Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило |
Ее бледные губы не слушались ее | Судорожно отодвинулся назад |
Голос ее прерывался на каждом слове | Повторил я с каким-то ожесточением |
Она по-прежнему вся сжималась, дышала с трудом и тихонько покусывала верхнюю губу, чтобы не заплакать, чтобы удержать накипавшие слезы | Это невинное извинение меня тогда чуть не рассердило |
Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались… | Я не выношу женских слез: при виде их я теряюсь тотчас |
Обобщение .
-Как вы относитесь к Асе, ее первому шагу признаться в любви?
Как оцениваете поведение главного героя во время свидания?
Ася ведет себя искренне. Она любит и счастлива. И об этом ей хочется сказать своему возлюбленному. Это признание дается ей непросто.
А вот господин Н.Н ведет себя трусливо. Он тоже любит, но боится этого чувства, его пугают «странности» девушки. Он не готов к серьезному шагу – принять эту любовь, взять ответственность за судьбу девушки, изменить свою привычную жизнь.
-Почему же не состоялось счастье героев повести?
Потому что душевная жизнь героев протекала по-разному. Ася пережила кульминацию чувств при свидании, а Н.Н. в тот момент готов был только насладиться романтическим созерцанием. Осознание чувства любви придет к нему позднее. Господин Н.Н. будет вполедствии глубоко сожалеть о том, что оттолкнул девушку, не ответил любовью на любовь. И в дальнейшей своей жизни такого настоящего чувства он не испытает, к сожалению.
8.Заключительное слово учителя.
- Любовь – это лучшее чувство, которое может испытать человек. Но в молодости люди часто не ценят того, что получают. А счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.
9.Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему «Что мешает человеку построить счастье?»