СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему ребенку трудно бывает учиться и как ему помочь?

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка раскрывает проблемы нарушения обучения ребенка, помогает найти пути их решения. 

Просмотр содержимого документа
«Почему ребенку трудно бывает учиться и как ему помочь?»

6


Почему ребенку бывает трудно учиться и как ему помочь?

Сообщение подготовила

учитель начальных классов Хахалина Т.Г.

МБОУ Кичерской СОШ.


На протяжении многих лет работы с детьми не перестает интересовать меня этот вопрос.

У ребенка проблемы с успеваемостью в школе? Ребенок боится или не может читать вслух, писать сочинение или решать задачи по математике?

Этот вопрос связан с нарушениями обучения у ребенка.

  • Ч то такое нарушения обучения?

  • Признаки и симптомы нарушений обучения

  • Проблемы с чтением, письмом и математикой

  • Лечение нарушений обучения

-ОБ ЭТОМ ПОЙДЕТ РЕЧЬ В МОЕМ СООБЩЕНИИ.

Разумеется, проблемы с домашним заданием возникают у многих детей время от времени, однако, если ребенку очень сложно даются определенные предметы, это может свидетельствовать о возникновении нарушений обучения у ребенка.

Понимая,  как справиться с теми или иными расстройствами обучения, можно помочь ребенку избежать трудностей в школе и достичь успеха в жизни.

  1. Что такое нарушения обучения?

Нарушения обучения у детей – это общий термин, подразумевающий целый список проблем с обучением. Нарушение обучения не говорит о нарушениях мотивации или развитии ума. Такие дети не являются ленивыми или глупыми. Надо понимать, что просто их мозг работает по-другому.  Это отличие влияет на то, как они воспринимают и обрабатывают информацию.

Проще говоря, дети с нарушениями обучения видят, слышат и понимают вещи иными, не общепринятыми способами. Это может привести к сложностям в изучении новой информации и не развитии навыков ее реализации на практике. Возможно, что у ребенка имеются минимальные мозговые дисфункции

Дети с минимальными мозговыми дисфункциями испытывают трудности в учебе и поведении.

Сниженные:

  • психоэмоциональная устойчивость,

  • концентрация, распределение, переключаемость внимания,

  • неразвитость скорости зрительного восприятия,

  • зрительной, слуховой, моторной памяти,

  • повышенная утомляемость,

  • двигательная расторможенность -

не позволяют ученику работать на уровне возрастных нормативов.


Чтение является фундаментом образования, но большинство школьников с ММД имеют затруднения в обучении чтению, счету, письму из-за неравномерного развития отделов головного мозга. А, как известно, нет усилий – не формируется умственная работоспособность, не совершенствуются память и внимание, не развивается мышление. Как следствие, не сформированы знания по большинству школьных предметов. 

По наблюдениям специалистов 40-60% учеников, поступающих в школу, имеют функциональные нарушения мозга. У школьников зачастую наблюдается СДВГ - синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью (одна из форм проявления легкой минимальной мозговой дисфункции). Чрезмерная двигательная активность - это следствие переутомления, защита организма. Эти дети испытывают трудности в контроле своих действий, в планировании учебной деятельности, в выполнении конкретно поставленной задачи, так как дисбаланс процессов торможения и возбуждения приводит к быстрой истощаемости, нарушению внимания и памяти.

Обучение по стандартным школьным методикам приводит к увеличению проблем, так как не учитывается нейропсихологический статус ученика.


У детей возникают проявления гиперкенезы (избыточные движения).
- навязчивые движения (покачивает ногой, почесывается, дергает себя за ухо); 
- постоянные переспрашивания; 
- кратковременные отключения сознания; 
- ребенок порой не контролирует свое поведение; 
- отказывается выполнять требования; 
- быстро утомляется и т.д. 

 

Поведение ребенка, касающееся каких-то ключевых моментов, невозможно откорректировать путем объяснений, логических умозаключений.

Ребенок забывает логику, ему становится непонятным требование учителя, родителя.

Донести информацию, которая не понимается, не принимается, можно через чувства, но только в том случае, если они позитивны.  И речь идет не о манипуляции и не о «торговле», к которой зачастую взрослые прибегают (ты мне, я тебе).

Очень сложно заметить, что у ребенка есть нарушения обучения. Чаще всего проблемы в школе родители «списывают» на непослушание, лень или невнимание детей и борются со школьной неуспеваемостью старыми «дедовскими» методами в виде чтения нотаций, ремня или какого-либо другого наказания. Что совершенно в данном случае неэффективно и недопустимо.

Очень важно помнить, что большинство детей с расстройством обучения, являются такими же умными, как и другие. К ним просто нужен другой подход.



Признаки и симптомы нарушений обучения

Распознать нарушения обучения не всегда просто. Существует множество вариаций таких расстройств, и нет общего симптома или признака, которого стоит опасаться. Тем не менее, некоторые тревожные знаки встречаются на определенных этапах развития.

Стоит помнить, что даже абсолютно здоровые дети могут переживать некоторые из этих трудностей время от времени. Беспокоиться нужно тогда, когда отсутствует постоянная закономерность в возможностях ребенка обрести те или иные навыки.

Кадр

Симптомы нарушений обучения в дошкольном возрасте

  • Проблемы с произношением слов.

  • Проблемы с подбором подходящих слов.

  • Проблемы с рифмованием.

  • Проблемы с запоминанием алфавита, чисел, цветов, форм или дней недели.

  • Сложность в следовании указанного направления.

  • Сложности при рисовании мелком, карандашом или при разрисовывании.

  • Сложности при застегивании пуговиц, молний, кнопок или с завязыванием шнурков.

Симптомы нарушения обучения в возрасте от 5 до 9 лет

  • Сложности в изучении связи между буквами и звуками.

  • Неспособность сочетать звуки, чтобы складывать слова.

  • Постоянное путанье слов при чтении.

  • Неправильное произношение слов.

  • Сложности в освоении основных принципов математики.

  • Отсутствие ориентации во времени или запоминания последовательности часов, дней, месяце и т. д.

  • Сложность в освоении новых навыков.

Кадр

Симптомы нарушения обучения в возрасте от 9 до 14 лет

  • Сложности при чтении и в математике.

  • Проблемы при выполнении тестов.

  • Нежелание читать и писать, особенно читать в голос.

  • Произношение одного и того же слова по-разному при чтении одного текста.

  • Отсутствие самоорганизации (беспорядок в комнате и на столе).

  • Сложность при участии в дискуссиях, а также неспособность выражать собственные мысли.

  • Плохой почерк.

Очень важно обращать внимание на все этапы развития малышей и дошкольников. Раннее обнаружение различий в развитии может стать ключевым моментов в выявлении проблемы, которую легко и успешно решить на первых стадиях формирования.

В моей практике были дети с запущенными проблемами здоровья в дошкольном возрасте, что повлияло на успешное освоение школьной программы начального обучения.

Проблемы с чтением, письмом и математикой

Расстройство обучения часто группируют в зависимости от навыков, которые ребенок обретает в школе. Если ребенок ходит в школу, то заметить признаки расстройства обучения гораздо проще, как правило, они связаны с такими навыками как чтение, письмо и умение считать.

Проблемы с чтением (дислексия) -

возникают тогда, когда существует сложность в понимании связи между звуками, буквами и словами. Также ребенок не способен улавливать значение слов, фраз или параграфов.

Дислексию часто путают с неспособностью к обучению.



Проблемы с письмом (дисграфия) - могут быть связаны с физическим актом писания или с пониманием и обобщением информации. Часто ребенку бывает очень сложно физически формировать слова и буквы.  Также детям очень сложно выражать свои мысли на бумаге – проблема с экспрессией.



Симптомы проблем с письмом подразумевают проблемы:

  • Опрятность и последовательность написания.

  • Точность копирования букв и слов.

  • Орфография.

  • Организация письма и последовательность.

Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех ее компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.

Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» - чтение. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н и т.п.

Встречаются оптические ошибки, связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние – нижние элементы букв б – д.

Это происходит не от невнимательности и лени; таковы особенности развития зрительного анализатора и зрительного восприятия у данного конкретного ребенка



Дислексия и дисграфия могут передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы.



Выходит, что сегодня система просвещения отвечает за распознавание дислексии, хотя у педагогов нет ни знаний, ни возможности диагностировать и решать столь непростую проблему.

Сама система устроена так, что у дислектика нет никаких шансов успешно учиться. Как правило, проблема возникает уже в первом классе, при обучении чтению и письму.

Иногда мамы еще в детском саду замечают, что ребенку трудно рисовать (например), и ведут своего малыша на обследование.

Детям – дислектикам и дисграфикам не придется приспосабливаться и стараться не отстать хотя бы от среднего уровня, они смогут сполна использовать свой интеллектуальный потенциал, если с ними начнут вовремя заниматься грамотные специалисты.

Что делать?Как помогать ребенку?

- Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.

И еще — детям обязательно нужно приводить положительные примеры. Многие великие люди страдали в школе теми же проблемами. Обязательно расскажите ребенку о них!

Проблемы со счетом (дискалькуляция) - развиваются у ребенка поверх других нарушений обучения. На математические способности ребенка также влияют проблемы с чтением, нарушение визуального восприятия, неспособность запоминать или отсутствие самоорганизации. 

Ребенку с таким расстройством очень сложно запоминать и расставлять числа, знаки и результаты функций с числами (например, 5+5=10 или 5x5=25). Также таким детям сложно определять время или умножать.

Другие нарушения обучения

Чтение, письмо и умение считать – не единственные навыки, которые затрагивают нарушения обучения. Дети также часто испытывают трудности с моторикой и координацией, неспособность различать звуки, а также нарушения визуального восприятия информации.

Лечение нарушений обучения

Поговорим о решении данных проблем.

Вот как объясняет проблемы с учебой доктор медицинских наук, заведующий кафедрой детской неврологии КГМА Владимир Федорович Прусаков.

— Сегодня дети плохо учатся в силу самых разных обстоятельств. Но ситуация складывается так, что неврологическая патология выходит на первый план среди прочих заболеваний. Вы только обратите внимание — по сколько человек в день бывает на приеме у детского невролога? Вопрос риторический. И корнями он уходит в период внутриутробного развития малыша.

Большой проблемой, которая сильно влияет на школьную успеваемость, сегодня является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Такой ребенок готов и может мыслить, но его поведенческие реакции и отсутствие внимания просто выматывают педагогов (да и самого ребенка).

При томографическом исследовании головного мозга у таких детишек выявляются патологические изменения коры лобной доли. СДВГ курирует психиатр, но где та грань, которая разделяет психологию, психиатрию и неврологию?.. Она очень тонкая.

О чем говорят детские нервные тики?

— Они имеют под собой природу невротического свойства. В большинстве своем это ситуационно обусловленные гиперкенезы (избыточные движения). Это один из индикаторов неврозов. Сегодня каждая пятая молодая мама может сказать, что ее ребенок ведет себя беспокойно и день и ночь. Это вызвано тем, что сама кормящая мама находится в обстановке с высокой степенью невротизации.

Лечение нарушений обучения

Мы подошли к вопросу, как решать озвученные проблемы с нарушениями обучения?

Как уже выше было сказано, данные проблемы педагогически не решаются, как бы нам этого ни хотелось.

Особенность лечения нарушений обучения заключается в корректировке всего учебного процесса ребенка.

Более 5 лет как существуют у нас в стране нейроцентры: по коррекции или лечению детей с различными нарушениями развития.

«Доктор Нейро» - Москва, Санкт-Петербург,

«Логолендия» - Красногорск, - в которых мне удалось побывать

«Реацентр» – лечение микротоками Самара…

Кадры

Чем занимается нейропсихология и кто такой нейропсихолог?

Нейропсихология - наука на стыке психологии и медицины. Она изучает, как устроен и функционирует мозг и как это влияет на психику человека (и ребенка) и его поведение.

Другими словами, нейропсихология изучает, какие участки и процессы в мозге отвечают за высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, речь.

А нейропсихолог - это клинический психолог, который может эти функции оценить и помочь им развиться лучше или восстановиться.

Особенности профессии

Чаще всего нейропсихологи работают с детьми, которые страдают от:

  • ДЦП;

  • СДВГ - нарушения процессов контроля собственного поведения, а также внимания (такое явления квалифицируется как синдром дефицита внимания, а также гиперактивности);

  • трудностей в процессе социализации (адаптации к обществу);

  • повышенной утомляемости;

  • замедленного процесса усвоения школьной программы.

Основная задача нейропсихолога — выявить сильные и слабые стороны головного мозга и привести их к балансу. Например, ребенок плохо усваивает учебный материал, и психолог выясняет, что у него хорошо развита зрительная память. Тогда ребенок может использовать зрительные подсказки, чтобы лучше успевать в школе.

Также этот специалист помогает детям с ограниченными умственными способностями врожденного характера или же тех, которые появились в течение жизни, к примеру, после травм. Для каждого ребенка нейропсихолог подбирает особую обучающую программу, благодаря которой и возможна эффективная коррекция функций психики. Она заключается в выполнении разнообразных заданий, направленных на улучшение внимания, памяти и др.

КАК Я РЕШАЮ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ В КЛАССЕ

  1. Наблюдение и изучение детей,

  2. Лекции на родительских собраниях с рекомендациями,

  3. Индивидуальная работа с детьми.

  4. Беседы с родителями индивидуально, (если нужно рекомендую обратиться к специалистам)

Родители после обследования детей получают рекомендации, которые необходимы педагогам для дальнейшего обучения ребенка.

Уважаемые, родители, коллеги!

не надейтесь, что проблемы детей с обучением вы сможете решить с помощью учителей, репетиторов. Не потому что они плохи, а потому, что в условиях большого класса, отсутствия специальных коррекционных программ решить данную проблему невозможно.

Это причина, а следствием является то, что 11 лет в школе для такого ребенка превращаются в 11 лет стресса.