СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему вода на Земле не иссякает?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вода — это самое важное вещество на Земле, без которого не может существовать ни один живой организм и не могут протекать никакие биологические и химические реакции, планетарные и технологические процессы. Нам стало интересно, почему за много тысяч лет существования планеты, вода на Земле не закончилась? Ее пьют люди и животные, используют в пищу и для уборки. Все живые организмы состоят из воды на 40-99%.

Просмотр содержимого документа
«Почему вода на Земле не иссякает?»


Введение

Мы выбрали тему «Почему вода на Земле не иссякает?». Вода — это самое важное вещество на Земле, без которого не может существовать ни один живой организм и не могут протекать никакие биологические и химические реакции, планетарные и технологические процессы. Нам стало интересно, почему за много тысяч лет существования планеты, вода на Земле не закончилась? Ее пьют люди и животные, используют в пищу и для уборки. Все живые организмы состоят из воды на 40-99%.

Содержание воды (%) к общему весу

Медуза

97-99%

Огурцы, салат

95%

Помидоры, морковь, грибы

90%

Груши, яблоки

85%

Картофель

80%

Рыба

75%

Человек

65-70%

Почему же ее количество не сократилось?

Для подготовки исследовательской работы мы посмотрели много видео материалов и прочитали много интересных книг о воде и статей в интернете.

Объект исследования: вода.

Цель исследования: выяснить опытным путем, почему вода на Земле не иссякает.

Задачи:

- узнать химическую формулу воды;

- провести анкетирование класса и выявить значимость этой темы среди одноклассников;

- провести опыты и воссоздать круговорот воды в природе в условиях класса;

- измерить качество воды после круговорота;

-сделать выводы.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что в процессе круговорота вода испаряется с поверхности Земли, но ее количество на планете не сокращается.










Теоретическая часть

Большая часть земного шара покрыта водой. На Мировой океан приходится свыше 96% нашей планеты. Материки и острова делят его на отдельные океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный. Воды суши – это реки, озера, болота, ледники и подземные воды. Доля рек, озер и болот очень мала – всего-то 0,02 % от объёма гидросферы. Гораздо больше воды заключено в ледниках – около 2% от объёма гидросферы.

Солнце нагревает не только землю, но и водоемы. Под действием солнечного тепла вода из них испаряется, и водяной пар поднимается в небо. Далее пар конденсируется в облака. Под действием низких температур пар превращается в дождь или снег, становится тяжелее и в виде осадков возвращается на землю. Дождевая вода стекает в ручьи и реки, откуда попадает в моря и океаны. Часть воды просачивается в землю, собирается в грунтовых водах и снова выходит наружу в виде источников. Если дождевая вода (снег) выпадает в горах или в районах полюсов, то там снежинки прессуются и превращаются в лед. А лёд пластичен и текуч. Поэтому ледники, как реки, текут в ущельях среди гор, и рано или поздно тоже попадают в моря и океаны.


Практическая часть.

Я узнал, что вода — это химическое вещество, соединение водорода с кислородом, имеющее химическую формулу Н2O.  Вот так выглядит капля воды под микроскопом.

Состав молекулы воды вам хорошо знаком: на два атома водорода в молекуле воды приходится один атом кислорода, ее химическая формула – H2O. Такой состав был установлен еще А.Л. Лавуазье и подтверждается результатами эксперимента по разложению воды, когда 1 объем выделяющегося кислорода приходится два объема выделяющегося водорода.

Анкетирование

Мы проверили анкетирование во 2 А классе. Задали ребятам два вопроса. Первый вопрос.

Знаете ли вы, что такое круговорот воды в природе? 15 человек из 26 опрошенных, ответили положительно. Им знаком круговорот воды. 11 учеников 2 А класса не знакомы с этим термином.

После этого мы задали ребятам второй вопрос. Знаете ли вы, почему вода на Земле не пропадает? 16 человек ответили, что имеют представление в то время, как 10 учащимся неизвестно, что происходит с водой на Земле. Результаты анкетирования представлены в диаграмме.





Мы посмотрели с ребятами обучающий фильм о круговороте воды в природе. После этого провели ряд опытов.

1 опыт. В условиях класса мы решили воссоздать круговорот воды. Перед проведением эксперимента мы налили 100 мл. очищенной подкрашенной воды в пробирку. После этого поместили жидкость в пакет, отметили уровень воды, герметично закрыли и прикрепили на подоконник к радиатору. Мы предположили, что это мировой запас воды внутри озонового слоя. Радиатор выполнял роль солнечной энергии и подогревал пакет. Через время мы заметили, как вода по действием нагревания стала испарятся с поверхности и пакет запотел. Далее капли сконденсировались в небольшие облака, увеличились в объеме, отяжелели, остыли и стекли вниз. Пошел дождь. Так повторилось несколько раз. Через день мы вылили содержимое пакета обратно в пробирку и измерили объем жидкости. Он составил 100 мл.

Можно сделать выводы:

1. Нам удалось воссоздать круговорот воды в природе по действием тепловой энергии. Мы наблюдали процессы испарения, конденсации, охлаждения и осадки.

2. Объем жидкости в ходе эксперимента не изменился. Это подтверждает гипотезу, что запас воды на земле не меняется.

3. Мы измерили качество воды и установили, что уровень ее загрязнения превышает допустимую норму в 10 раз. Количество воды не меняется, но ее качество во время круговорота падает. Дождевая вода оказалась не пригодна для питья.

Опыт 2 Можно добавить опыты, проведенные в домашних условиях.

Опыт 3. Мы приготовили для членов жюри воду из растопленного снега и предлагаем вам проверить ее качество. (проводится при защите проекта)

Выводы

Учёные абсолютно правы: нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в тоже время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах.

Вода на Земле находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном и может переходить из одного состояния в другое. Благодаря процессам: испарения, транспирации, конденсация все воды участвуют в мировом круговороте. Поэтому вода на Земле не иссякает. Однако качество воды во время круговорота снижается. На это влияют внешние факторы.



Наша гипотеза подтвердилась. В процессе круговорота вода испаряется с поверхности Земли, но ее количество на планете не сокращается. Значение мирового круговорота воды на Земле велико. Без воды обойтись нельзя — это самое важное вещество на Земле.