Введение
Мы выбрали тему «Почему вода на Земле не иссякает?». Вода — это самое важное вещество на Земле, без которого не может существовать ни один живой организм и не могут протекать никакие биологические и химические реакции, планетарные и технологические процессы. Нам стало интересно, почему за много тысяч лет существования планеты, вода на Земле не закончилась? Ее пьют люди и животные, используют в пищу и для уборки. Все живые организмы состоят из воды на 40-99%.
Содержание воды (%) к общему весу
Медуза | 97-99% |
Огурцы, салат | 95% |
Помидоры, морковь, грибы | 90% |
Груши, яблоки | 85% |
Картофель | 80% |
Рыба | 75% |
Человек | 65-70% |
Почему же ее количество не сократилось?
Для подготовки исследовательской работы мы посмотрели много видео материалов и прочитали много интересных книг о воде и статей в интернете.
Объект исследования: вода.
Цель исследования: выяснить опытным путем, почему вода на Земле не иссякает.
Задачи:
- узнать химическую формулу воды;
- провести анкетирование класса и выявить значимость этой темы среди одноклассников;
- провести опыты и воссоздать круговорот воды в природе в условиях класса;
- измерить качество воды после круговорота;
-сделать выводы.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что в процессе круговорота вода испаряется с поверхности Земли, но ее количество на планете не сокращается.
Теоретическая часть
Большая часть земного шара покрыта водой. На Мировой океан приходится свыше 96% нашей планеты. Материки и острова делят его на отдельные океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный. Воды суши – это реки, озера, болота, ледники и подземные воды. Доля рек, озер и болот очень мала – всего-то 0,02 % от объёма гидросферы. Гораздо больше воды заключено в ледниках – около 2% от объёма гидросферы.
Солнце нагревает не только землю, но и водоемы. Под действием солнечного тепла вода из них испаряется, и водяной пар поднимается в небо. Далее пар конденсируется в облака. Под действием низких температур пар превращается в дождь или снег, становится тяжелее и в виде осадков возвращается на землю. Дождевая вода стекает в ручьи и реки, откуда попадает в моря и океаны. Часть воды просачивается в землю, собирается в грунтовых водах и снова выходит наружу в виде источников. Если дождевая вода (снег) выпадает в горах или в районах полюсов, то там снежинки прессуются и превращаются в лед. А лёд пластичен и текуч. Поэтому ледники, как реки, текут в ущельях среди гор, и рано или поздно тоже попадают в моря и океаны.
Практическая часть.
Я узнал, что вода — это химическое вещество, соединение водорода с кислородом, имеющее химическую формулу Н2O. Вот так выглядит капля воды под микроскопом.
Состав молекулы воды вам хорошо знаком: на два атома водорода в молекуле воды приходится один атом кислорода, ее химическая формула – H2O. Такой состав был установлен еще А.Л. Лавуазье и подтверждается результатами эксперимента по разложению воды, когда 1 объем выделяющегося кислорода приходится два объема выделяющегося водорода.
Анкетирование
Мы проверили анкетирование во 2 А классе. Задали ребятам два вопроса. Первый вопрос.
Знаете ли вы, что такое круговорот воды в природе? 15 человек из 26 опрошенных, ответили положительно. Им знаком круговорот воды. 11 учеников 2 А класса не знакомы с этим термином.
После этого мы задали ребятам второй вопрос. Знаете ли вы, почему вода на Земле не пропадает? 16 человек ответили, что имеют представление в то время, как 10 учащимся неизвестно, что происходит с водой на Земле. Результаты анкетирования представлены в диаграмме.
Мы посмотрели с ребятами обучающий фильм о круговороте воды в природе. После этого провели ряд опытов.
1 опыт. В условиях класса мы решили воссоздать круговорот воды. Перед проведением эксперимента мы налили 100 мл. очищенной подкрашенной воды в пробирку. После этого поместили жидкость в пакет, отметили уровень воды, герметично закрыли и прикрепили на подоконник к радиатору. Мы предположили, что это мировой запас воды внутри озонового слоя. Радиатор выполнял роль солнечной энергии и подогревал пакет. Через время мы заметили, как вода по действием нагревания стала испарятся с поверхности и пакет запотел. Далее капли сконденсировались в небольшие облака, увеличились в объеме, отяжелели, остыли и стекли вниз. Пошел дождь. Так повторилось несколько раз. Через день мы вылили содержимое пакета обратно в пробирку и измерили объем жидкости. Он составил 100 мл.
Можно сделать выводы:
1. Нам удалось воссоздать круговорот воды в природе по действием тепловой энергии. Мы наблюдали процессы испарения, конденсации, охлаждения и осадки.
2. Объем жидкости в ходе эксперимента не изменился. Это подтверждает гипотезу, что запас воды на земле не меняется.
3. Мы измерили качество воды и установили, что уровень ее загрязнения превышает допустимую норму в 10 раз. Количество воды не меняется, но ее качество во время круговорота падает. Дождевая вода оказалась не пригодна для питья.
Опыт 2 Можно добавить опыты, проведенные в домашних условиях.
Опыт 3. Мы приготовили для членов жюри воду из растопленного снега и предлагаем вам проверить ее качество. (проводится при защите проекта)
Выводы
Учёные абсолютно правы: нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в тоже время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах.
Вода на Земле находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном и может переходить из одного состояния в другое. Благодаря процессам: испарения, транспирации, конденсация все воды участвуют в мировом круговороте. Поэтому вода на Земле не иссякает. Однако качество воды во время круговорота снижается. На это влияют внешние факторы.
Наша гипотеза подтвердилась. В процессе круговорота вода испаряется с поверхности Земли, но ее количество на планете не сокращается. Значение мирового круговорота воды на Земле велико. Без воды обойтись нельзя — это самое важное вещество на Земле.