Все педагоги, работающие с дошкольниками, почти ежедневно слышат от родителей этот вопрос. О ранимости речевой функции, о возможных причинах отставания в речевом развитии говорим с ними и на родительских собраниях, и на индивидуальных консультациях, и во время сбора анамнеза перед началом коррекционной работы.
Просмотр содержимого документа
«Почему ребёнок плохо говорит?»
Консультация логопеда.
Почему возникают речевые нарушения у детей.
Учитель-логопед МОУ
Прогимназия №237
г. Саратова
Маркина Н.Н.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние, а также условия окружающей среды. У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается негативным воздействиям. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды её развития, которые создают предрасполагающие условия для «срыва» речи в1-2г.,в З г.,6-7 лет.
К основным причинам нарушений детской речи относятся:
1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи
возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Этому способствует токсикоз при беременности,
вирусные эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору.
2.Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка. В зависимости от времени воздействия и локализации
повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
Наследственные факторы. В этих случаях нарушение речи могут составлять лишь часть общего нарушение нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут вызвать нарушения различных сторон речи. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий.
Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребёнка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости.
Если же отклонения обнаруживаются у ребёнка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском». К таким относятся:
семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофрении, нарушением слуха у одного из родителей
или у обоих;
семьи, где матери перенесли во время беременности острые инфекционные заболевания, тяжёлый токсикоз;
семьи, где имеются дети, перенёсшие внутриутробную гипоксию, природовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.
В профилактике аномалий речевого развития следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус фактором и многое другое. А также диспансеризацию детей, перенёсших родовые травмы
.
Список использованной литературы
Логопедия. под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М., 1998
Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. Хрестоматия по логопедии. М., 1995.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002