СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

. Почва – главный ресурс агроэкосистем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почва – основной источник плодородия.  Площадь  почвенных  ресурсов  составляет 129 млн  км2, или 86,5 % площади  суши.  Однако  каждый  год  на Земле теряется около 0,7 % потенциальной пашни. На 1/3 пахотных территорий планеты почвы разрушаются быстрее, чем восстанавливаются, ведь для восстановления всего 1 см слоя почвы требуется 250–300 лет. В реки,  озера,  океаны  смывается  ежегодно  столько почвы,  что  если  бы  ею  загрузить  вагоны  товарного поезда, то он опоясал бы земной шар 150 раз.

Просмотр содержимого документа
«. Почва – главный ресурс агроэкосистем.»

Практическая работа №5

Тема Экологическая роль почв. Почва – главный ресурс агроэкосистем.


Цель углубление знаний о почве как плодородном слое Земли, ее экологической роли, выявление результатов антропогенного воздействия на почвы.

Задача оценить качество проб почвы; проанализировать типы загрязнения педосферы; предложить пути решения почвенного кризиса.

Методическое обеспечение учебник


Теоретическая часть

Почва – основной источник плодородия. Площадь почвенных ресурсов составляет 129 млн км2, или 86,5 % площади суши. Однако каждый год на Земле теряется около 0,7 % потенциальной пашни. На 1/3 пахотных территорий планеты почвы разрушаются быстрее, чем восстанавливаются, ведь для восстановления всего 1 см слоя почвы требуется 250–300 лет. В реки, озера, океаны смывается ежегодно столько почвы, что если бы ею загрузить вагоны товарного поезда, то он опоясал бы земной шар 150 раз.

Окраска почвы – доступный для наблюдения морфологический признак, широко используемый в почвоведении для присвоения почвам названий (чернозем, краснозем, желтозем, серозем и т. д.). Цвет почвы зависит от ее химического состава, условий почвообразования, влажности. Для окраски почв наиболее важны три группы веществ. Гумусовые вещества придают почве черную, темно-серую и серую окраску; соединения железа (III) – красную, оранжевую, желтую; соединения железа (II) – сизую и голубоватую. Кремнезем, карбонат кальция, каолинит, гипс и другие легкорастворимые соли – белую и белесую окраску. При разном сочетании этих групп веществ получается большое разнообразие почвенных цветов и оттенков (например, серо-бурая, красновато-коричневая и т. д.).

Ход роботы

1. Входной контроль:

1.1. При каком показателе pH почва становится практически бесплодной?

а) pH = 3;

б) pH = 5,6;

в) pH = 7;

г) pH = 8,5.

1.2. Процессы разрушения поверхности почвы и выноса плодородного слоя водой или ветром называют:

а) смыванием;

б) диффузией;

в) эрозией.

г) обветриванием

1.3. Какое вещество определяет плодородие почвы:

а) земля;

б) песок;

в) глина;

г) гумус.

1.4. Что является главным ресурсом агроэкосистемы?

а) консументы;

б) растительность;

в) почва;

г) животные

1.5. С чем связано загрязнение почвы тяжелыми металлами?

а) с использованием навоза как удобрения;

б) с внесением фосфорных удобрений;

в) с автомашинами, использующими этилированный бензин;

г) с пестицидами.



2. Последовательность выполнения практической работы

2.1. Попробуйте по окраске почвы приближенно оценить содержание перегноя (гумуса) в предложенном преподавателем образце, пользуясь рис. 1 и табл. 1.


Таблица 1

Приблизительная оценка содержания перегноя в почве по окраске


Рис. 1 Треугольник почвенных окрасок


2.2. Проанализируйте схему, отображающую виды эрозии почв. Какие причины их вызывают?


3. Выходной контроль


3.1. Сравните понятия (что в них общего, чем различаются и как соотносятся): ЛИТОСФЕРА, ЗЕМЛЯ, ПОЧВА.


3.2. Весной и осенью часто пускают палы, поджигая сухую траву. Многие считают, что это ускорит рост молодых побегов, удобрит почву золой, уничтожит вредных насекомых. Как в действительности повлияет огонь на подстилку, гумус, влагозадержание, состояние наземных частей растений, полезных насекомых? Оцените вред и пользу от «мини-пожара».


3.3. Объясните выражение эколога Ли Талбота «Мы не унаследовали землю у своих родителей. Мы взяли ее взаймы у своих детей».


4. Защита роботы: индивидуальный опрос по теме.


Литература

1. Саенко, О.Е. Экологические основы природопользования [Электронный ресурс]: учебник (Среднее профессиональное образование)/ О.Е.Саенко, Т.П. Трушина. – М.: КНОРУС, 2017. - 214 с. (с.107-113)

2. Власова, О. С. Экология [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. С. Власова ; М-вообразования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. - Электронные текстовые и графические данные (5,1 Мбайт). - Волгоград : ВолгГАСУ, 2014. (с.43-49)