Конспект урока Почва - особое природное тело.
Урок. Почва — особое природное тело 8кл
Цели урока:
· Углубить знания учащихся о почве.
· Установить отличие почвы от горной породы.
· Познакомить учащихся со строением почвенного профиля.
· Определить особенности механического состава и структуры почвы.
- Воспитывать в учащихся средствами урока уверенность в своих силах;
- Воспитание бережное отношение к уникальному и бесценному богатству природы – ПОЧВЕ.
Основное содержание: отличие почвы от горной породы. Строение почвы (почвенный профиль). Почвенный горизонт. Механический состав и структура почвы.
Способы действия учащихся: проанализировать почвенный профиль, сравнить образцы почвы по механическому составу и структуре.
Ценностный компонент урока: почва — особое природное тело.
Изучение нового материала:
1-й слайд тема урока Почва — особое природное тело
2-й слайд цели урока
В начале урока учащиеся получают Задания по группам и, опираясь на знания о почвах из курсов 6 и 7 классов, а также на материалы учебника отвечают на вопросы в группах по колонкам:
3-й слайд
1 колонка – Определить, чем почва отличается от горной породы.
2 колонка – Узнать, каково строение почвы.
3 колонка – Выяснить, как различаются почвы по механическому составу и по структуре.
Ответы вписать в карточку работы групп.
Учащиеся работают в группах. затем смотрят. ответы по карточке и рассказывают суть вопроса.
1 группа: Чем почва отличается от горной породы?
4-й слайд Итак, главные мысли и ответы:
Почва – это природный продукт, который обладает плодородием.
Гумус (перегной)– главный компонент почвы
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НА ЗРЕНИЕ
2 группа: Каково строение почвы?
5-й слайд Рисунок почвенного профиля
3 группа: Как различаются почвы по механическому составу и по структуре?
6-й слайд
По механическому составу различают почвы
песчаные супесчаные суглинистые глинистые
7-й слайд Механический состав почвы –
соотношение различных по размеру минеральных частиц
Структура почвы –
это способность почвенных частиц склеиваться в комочки.
8-й слайд
По структуре почвы различают
Структурные Бесструктурные
Это почвы, которые имеют Это почвы, которые
зернистую или комковатую состоят из пылеватых частиц
структуру с диаметром комочков с диаметром до 0,05 мм
до 10мм
Плодородные Малоплодородные
чернозёмы, тундровые
каштановые
9-й слайд
- Основателем науки «почвоведение» стал русский ученый В. В. Докучаев.
- Он назвал почву
«зеркалом ландшафта природы». Почему?
10-й слайд
- Образование почвы идет очень медленно,
за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см (в тундре) до 2 см (в степях).
Поэтому нам необходимо беречь этот дар природы!!!
В заключение урока подводится итог: что нового узнали учащиеся на уроке и как эти знания можно использовать в жизни?
«Что называется почвой? Каково основное свойство почв? От чего оно зависит? Кто из ученых внес вклад в развитие учения о почвах? Почему почву называют «зеркалом ландшафта»?»
Затем учащиеся устанавливают, чем почва отличается от горной породы. С этой целью они изучают образцы горных пород (песок, глина) и почвы. Учащиеся высказывают свои предположения, а учитель уточняет их ответы и раскрывает особенности главного компонента почвы — гумуса, обеспечивающего почвенное плодородие.
По рисунку 57 на с. 135 учебника школьники знакомятся со строением почвы и зарисовывают почвенный профиль (вертикальный разрез почвы) у себя в тетради.
Чтобы установить, как различаются почвы по механическому составу, учащиеся рассматривают образцы различных почв: супесчаную, суглинистую. Затем они из увлажненной почвы скатывают жгут и делают из него кольцо. Если кольцо разваливается, то это песчаная почва; если в кольце образуются глубокие трещины — супесчаная; если трещины неглубокие — суглинистая; если трещин нет — глинистая. Это задание соотносят с заданием 7 учебника, где учащимся предлагается определить почву с дачного (приусадебного, пришкольного) участка.
Далее учитель рассказывает о том, какие бывают почвы по своей структуре. После объяснения учитель на экране, а ученики в тетради создают схему.
11-й слайд
В заключение урока подводится итог: что нового узнали учащиеся на уроке и как эти знания можно использовать в жизни?
12-й слайд
- Молодцы, поработали хорошо!!!
Домашнее задание: изучить п.28;
устно ответить на вопросы стр.136.
По желанию подготовить доклад
на тему «Почвы моего края»
Домашнее задание: 1) изучить § 28; 2) устно ответить на вопросы стр.136.
По желанию подготовить доклад на тему «Почвы моего края»