СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почва-важнейшая часть экосистемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира по образовательной системе "Школа 2100"

Просмотр содержимого документа
«Почва-важнейшая часть экосистемы.»

Тема: Почва-важнейшая часть экосистемы.
  1. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, сегодня на уроке окружающего мира мы с вами будем открывать новые знания вместе. Пожелаем друг другу успешной работы.

- А я к вам пришла не с пустыми руками, а с цветами. Интересно? Но об этом - чуть позднее.

II. Актуализация знаний

Ребята, отгадайте загадку: Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все : и млад, и стар,

Что она большущий шар.

- О чем речь идёт? (о планете Земля)

- Из каких оболочек состоит Земля?

- А что такое экосистема?

- Организмы каких профессий входят в состав экосистемы?

- Найдите лишнее слово в каждой группе.


береза волк кузнечик

дуб коза бактерии

ива окунь бабочка

мухомор жук-могильщик пчела


-Как можно их одним словом назвать? (Разрушители)

-Какова роль «разрушителей» в круговороте? (Они перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям)

- Где обитают разрушители?

-О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О почве)


III. Создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока

Чтобы определить тему и цель сегодняшнего урока, помогите решить проблемную ситуацию. Месяц назад со мной поделились отростками цветка. Часть отростков я посадила в горшочек, часть отростков – оставила в воде. Сравните их. 


Почему отростки, оставленные в воде, отстают в развитии? 


Как вы думаете, почему только в почве растениям комфортно?


Как вы считаете, будет ли почва являться частью экосистемы?


Сформулируйте тему нашего урока. Почва – часть экосистемы.


Какая же будет наша цель?


Познакомиться с почвой - как частью экосистемы.


Что для этого нужно знать? Что такое почва? Из чего состоит почва? Какова роль почвы в экосистеме?

Найти ответы на эти вопросы и будет нашей задачей урока.

IV. Построение проекта решения проблемной ситуации

Вы сами как думаете, что такое почва?

Сверим ваши ответы с определением учёных. Откройте учебник на с. 44.

Почва – поверхностный плодородный слой земли.

Как понимаете это слово плодородный? (плод, род – родятся плоды, урожай)

Плодородие – главное свойство почвы. А от чего зависит плодородие, я попросила Софью ответить на этот вопрос.

Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровью

-так от чего зависит плодородие почвы?

Ответили на первый вопрос? Тогда переходим к другому.


Выясним состав почвы. Для этого предлагаю вам выполнить несколько опытов, т.к. именно они помогают человеку раскрыть тайны природы. Полученную информацию будем фиксировать на доске в виде кластера «Состав почвы».


Опыт №1

1. Возьми стакан с водой. 2. Брось туда комочек почвы. 3. Что ты наблюдаешь?

  • Из почвы выходят пузырьки воздуха.

  • Какой вывод можем сделать?

  • В почве содержится воздух.

  • Опыт №2.

1. Возьми салфетку. 2. Насыпь на нее немного почвы. 3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

- Что образовалось на салфетке?

+Влажное пятно.

-Какой вывод сделаете? +Содержится вода.

Опыт №3

Этот опыт я проведу сама. Внимательно наблюдайте.

Я нагрею почву. Что вы видите? + дым

А что чувствуете? + неприятный запах

Это сгорает перегной. Послушайте: пере - гной. А что может в почве гнить?

Остатки растений , животных.

Так что же содержится еще в почве? (перегной)

Опыт №4

А теперь возьмите стакан и посмотрите, что вы видите на поверхности? (останки)

А из чего образовался осадок? ( Из глины и песка)

А как вы думаете , откуда взялась глина и песок? (отрывок видеоурока 2:10-2:34)

- Так как появился песок и глина в почве? В результате разрушения горных пород.

Опыт №5



А теперь я возьму несколько капель из стакана, где была почва. Помещаю на чистое стекло и буду нагревать. Что случилось с водой?

А что осталось на стекле? (Пятно. Это минеральная соль, которая образуется под действием микробов, которые живут в почве.)



И так, мы выяснили, из чего состоит почва. Назовите ее составляющие. Как вы думаете, из этих частей, какая часть будет главной, от которой зависит плодородие?

А кто помогает сделать почву плодородней? Разрушители

Так какую роль играет почва в экосистеме?

в почве живёт множество разрушителей, которые перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям; почва является местом обитания многих животных)

Правильно ли я вас поняла, что почва – это важнейшая часть экосистемы?

Молодцы, на все вопросы мы ответили? Справились ли с задачами урока?

А раз поставленные задачи решены, то мы и достигли цели урока.

А теперь мы применим полученные знания на практике – создадим почву искусственным путем. Что для этого необходимо смешать? Назовите компоненты почвы.

Разделимся на три группы и придерживаясь инструкции создадим почву.

Садитесь на свои места. Теперь сравним полученные результаты. Одинаковые ли почвы получились? Почему?

Как вы думаете, в какой почве семена прорастут быстрее? Почему? Давайте в этом убедимся. Мы посеем семена в разную почву и проследим за их ростом.

Урок наш подходит к концу. Какие открытия удалось сделать? О чём расскажите друзьям, родителям.

Рефлексия « Мишень»

Домашнее задание – тема 11, ответить на вопросы.

Всем спасибо за сотрудничество.