Тема: Почва-важнейшая часть экосистемы.
- Самоопределение к деятельности.
- Ребята, сегодня на уроке окружающего мира мы с вами будем открывать новые знания вместе. Пожелаем друг другу успешной работы.
- А я к вам пришла не с пустыми руками, а с цветами. Интересно? Но об этом - чуть позднее.
II. Актуализация знаний
Ребята, отгадайте загадку: Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все : и млад, и стар,
Что она большущий шар.
- О чем речь идёт? (о планете Земля)
- Из каких оболочек состоит Земля?
- А что такое экосистема?
- Организмы каких профессий входят в состав экосистемы?
- Найдите лишнее слово в каждой группе.
береза волк кузнечик
дуб коза бактерии
ива окунь бабочка
мухомор жук-могильщик пчела
-Как можно их одним словом назвать? (Разрушители)
-Какова роль «разрушителей» в круговороте? (Они перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям)
- Где обитают разрушители?
-О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О почве)
III. Создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока
Чтобы определить тему и цель сегодняшнего урока, помогите решить проблемную ситуацию. Месяц назад со мной поделились отростками цветка. Часть отростков я посадила в горшочек, часть отростков – оставила в воде. Сравните их.
Почему отростки, оставленные в воде, отстают в развитии?
Как вы думаете, почему только в почве растениям комфортно?
Как вы считаете, будет ли почва являться частью экосистемы?
Сформулируйте тему нашего урока. Почва – часть экосистемы.
Какая же будет наша цель?
Познакомиться с почвой - как частью экосистемы.
Что для этого нужно знать? Что такое почва? Из чего состоит почва? Какова роль почвы в экосистеме?
Найти ответы на эти вопросы и будет нашей задачей урока.
IV. Построение проекта решения проблемной ситуации
Вы сами как думаете, что такое почва?
Сверим ваши ответы с определением учёных. Откройте учебник на с. 44.
Почва – поверхностный плодородный слой земли.
Как понимаете это слово плодородный? (плод, род – родятся плоды, урожай)
Плодородие – главное свойство почвы. А от чего зависит плодородие, я попросила Софью ответить на этот вопрос.
Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровью
-так от чего зависит плодородие почвы?
Ответили на первый вопрос? Тогда переходим к другому.
Выясним состав почвы. Для этого предлагаю вам выполнить несколько опытов, т.к. именно они помогают человеку раскрыть тайны природы. Полученную информацию будем фиксировать на доске в виде кластера «Состав почвы».
Опыт №1
1. Возьми стакан с водой. 2. Брось туда комочек почвы. 3. Что ты наблюдаешь?
Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Какой вывод можем сделать?
В почве содержится воздух.
Опыт №2.
1. Возьми салфетку. 2. Насыпь на нее немного почвы. 3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.
- Что образовалось на салфетке?
+Влажное пятно.
-Какой вывод сделаете? +Содержится вода.
Опыт №3
Этот опыт я проведу сама. Внимательно наблюдайте.
Я нагрею почву. Что вы видите? + дым
А что чувствуете? + неприятный запах
Это сгорает перегной. Послушайте: пере - гной. А что может в почве гнить?
Остатки растений , животных.
Так что же содержится еще в почве? (перегной)
Опыт №4
А теперь возьмите стакан и посмотрите, что вы видите на поверхности? (останки)
А из чего образовался осадок? ( Из глины и песка)
А как вы думаете , откуда взялась глина и песок? (отрывок видеоурока 2:10-2:34)
- Так как появился песок и глина в почве? В результате разрушения горных пород.
Опыт №5
А теперь я возьму несколько капель из стакана, где была почва. Помещаю на чистое стекло и буду нагревать. Что случилось с водой?
А что осталось на стекле? (Пятно. Это минеральная соль, которая образуется под действием микробов, которые живут в почве.)
И так, мы выяснили, из чего состоит почва. Назовите ее составляющие. Как вы думаете, из этих частей, какая часть будет главной, от которой зависит плодородие?
А кто помогает сделать почву плодородней? Разрушители
Так какую роль играет почва в экосистеме?
в почве живёт множество разрушителей, которые перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям; почва является местом обитания многих животных)
Правильно ли я вас поняла, что почва – это важнейшая часть экосистемы?
Молодцы, на все вопросы мы ответили? Справились ли с задачами урока?
А раз поставленные задачи решены, то мы и достигли цели урока.
А теперь мы применим полученные знания на практике – создадим почву искусственным путем. Что для этого необходимо смешать? Назовите компоненты почвы.
Разделимся на три группы и придерживаясь инструкции создадим почву.
Садитесь на свои места. Теперь сравним полученные результаты. Одинаковые ли почвы получились? Почему?
Как вы думаете, в какой почве семена прорастут быстрее? Почему? Давайте в этом убедимся. Мы посеем семена в разную почву и проследим за их ростом.
Урок наш подходит к концу. Какие открытия удалось сделать? О чём расскажите друзьям, родителям.
Рефлексия « Мишень»
Домашнее задание – тема 11, ответить на вопросы.
Всем спасибо за сотрудничество.