Диагностики формирующихся гражданско-патриотических качеств младших школьников
Диагностика для выявления уровня формирующихся гражданско-патриотических качеств - методика «Я – патриот» (автор: Н. Бирюкова).
Диагностика состоит из 20 вопросов. В качестве ответа учащимся предлагается выбрать один из трех вариантов ответов: «Да», «Нет» и «Не знаю». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому для чистоты педагогического эксперимента опрос учащиеся должны пройти индивидуально.
Методика «Я – патриот»
Хотел бы ты знать о своем городе и стране больше?
Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать больше о своем родном городе и стране?
Часто ли ты гуляешь по историческим местам своего города?
Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь его улицам?
Ходишь ли ты в музеи своего города?
Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории своей «малой родины» и своей страны?
Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история родного города»?
Любишь ли ты читать о нашем городе, о нашей стране?
Знаешь ли ты стихотворения, посвященные Отечеству?
Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома и сады нашего города?
Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?
Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города?
Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого места?
Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем городе?
Участвуешь ли ты в них?
Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем страна тобой гордилась?
Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?
Любишь ли ты свою семью?
Заботишься ли ты о своих близких?
Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них минуту?
Оценивание результатов:
За ответ «Да» - 2 балла;
За ответ «Нет» - 0 баллов;
За ответ «Не знаю» - 1 балл.
Максимально количество баллов, которое можно получить, равняется 40. Затем, результаты переводятся в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности младшего школьника по деятельностному критерию:
1. 34-40 баллов (высокий уровень) – уважительное отношение к семье, дому и школе; присутствует желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины» и Отечества;
2. 22-33 балла (средний уровень) – патриотические качества личности проявляются только под контролем учителя; испытывает чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе; выражает желание заботиться о других людях;
3. 14-21 балл (ниже среднего) – желание заботиться о других людях незначительное; активность при патриотической деятельности невысокая; историей страны и родного края интересуется только по заданию учителя; чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе проявляет слабо;
4. 0-13 балла – желание заботиться о других людях практически не показывает; при патриотической деятельности вял и инертен; историей Отечества и родного края не интересуется; чувства уважительного отношения и привязанности к семье, дому и школе проявляется редко.
Методика «Незаконченное предложение» Т.М. Маслова
Цель: выявить объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, уровень знаний сущности патриотизма (определить уровень патриотической воспитанности по конгитивно-интеллектуальному критерию).
Методика состоит из 10-ти незаконченных предложений, которые учащиеся должны завершить, по их мнению, правильным ответом.
1) Ярославль основал…
2) Ярославль названо так потому что…
3) Первое строение нашего поселка – это…
4) Патриот – это…
5) Гимн – это…
6) Флаг нашего государства состоит из следующих цветов (снизу вверх):…
7) На гербе нашего государства изображено…
8) 9 мая Россия отмечает день…
9) На гербе города Ярославля изображено…
10) Гордостью Ярославля является …….
Критерии оценки:
За правильный ответ учащийся получал 2 балла, за не точный – 1, неправильный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 20
Результаты подсчитываются, и находится сумма баллов за ответы каждого учащегося.
Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности
детей по данному критерию.
85–100% – высокий уровень: знает историю «малой родины», знает символы России и Ярославля.
55–84% – средний: знает историею «малой родины», но не на высоком уровне; из символов России и
Ярославля узнаёт лишь некоторые.
35–54% – ниже среднего: историю «малой родины» знает поверхностно, из предложенных символов
России и Ярославля узнаёт лишь незначительную их часть.
0–34% – низкий: историю «малой родины» не знает, из предложенных символов России и Ярославля
не указывает ни одного правильно.
«Мое отношение к малой Родине» Т.М.Маслова
Цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине» (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию).
Методика состоит из 8 вопросов. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен».
1) Любишь ли ты свою страну?
2) Гордишься ли ты своей Родиной?
3) Любишь ли ты свой город?
4) Восхищаешься ли ты его красотой и культурой?
5) Хотел бы ты жить в Ярославле всегда?
6) Испытываешь ли ты чувство гордости оттого, что живешь в нем?
7) Есть ли у тебя любимые места в городе?
8) Часто ли ты вспоминаешь Ярославль, если надолго уезжаешь из него?
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
«да» – 2 балла;
«не уверен» – 1 балл;
«нет» – 0 баллов;
Максимальное количество баллов – 16
Результаты подсчитываются, и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента.
Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности
детей по данному критерию:
85–100% – высокий уровень: ярко проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
55–84% – средний: проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
35-54% – ниже среднего: слабо проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
0–34% – низкий: не проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину».