СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подбор диагностик по измерению гражданско-патриотических качеств

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подбор диагностик по измерению гражданско-патриотических качеств»

Диагностики формирующихся гражданско-патриотических качеств младших школьников


  1. Диагностика для выявления уровня формирующихся гражданско-патриотических качеств - методика «Я – патриот» (автор: Н. Бирюкова).

Диагностика состоит из 20 вопросов. В качестве ответа учащимся предлагается выбрать один из трех вариантов ответов: «Да», «Нет» и «Не знаю». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому для чистоты педагогического эксперимента опрос учащиеся должны пройти индивидуально.

Методика «Я – патриот»

  1. Хотел бы ты знать о своем городе и стране больше?

  2. Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать больше о своем родном городе и стране?

  3. Часто ли ты гуляешь по историческим местам своего города?

  4. Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь его улицам?

  5. Ходишь ли ты в музеи своего города?

  6. Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории своей «малой родины» и своей страны?

  7. Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история родного города»?

  8. Любишь ли ты читать о нашем городе, о нашей стране?

  9. Знаешь ли ты стихотворения, посвященные Отечеству?

  10. Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома и сады нашего города?

  11. Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?

  12. Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города?

  13. Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого места?

  14. Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем городе?

  15. Участвуешь ли ты в них?

  16. Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем страна тобой гордилась?

  17. Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?

  18. Любишь ли ты свою семью?

  19. Заботишься ли ты о своих близких?

  20. Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них минуту?


Оценивание результатов:

За ответ «Да» - 2 балла;

За ответ «Нет» - 0 баллов;

За ответ «Не знаю» - 1 балл.

Максимально количество баллов, которое можно получить, равняется 40. Затем, результаты переводятся в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности младшего школьника по деятельностному критерию:

1. 34-40 баллов (высокий уровень) – уважительное отношение к семье, дому и школе; присутствует желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины» и Отечества;

2. 22-33 балла (средний уровень) – патриотические качества личности проявляются только под контролем учителя; испытывает чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе; выражает желание заботиться о других людях;

3. 14-21 балл (ниже среднего) – желание заботиться о других людях незначительное; активность при патриотической деятельности невысокая; историей страны и родного края интересуется только по заданию учителя; чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе проявляет слабо;

4. 0-13 балла – желание заботиться о других людях практически не показывает; при патриотической деятельности вял и инертен; историей Отечества и родного края не интересуется; чувства уважительного отношения и привязанности к семье, дому и школе проявляется редко.






  1. Методика «Незаконченное предложение» Т.М. Маслова

Цель: выявить объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, уровень знаний сущности патриотизма (определить уровень патриотической воспитанности по конгитивно-интеллектуальному критерию).

Методика состоит из 10-ти незаконченных предложений, которые учащиеся должны завершить, по их мнению, правильным ответом.

1) Ярославль основал…

2) Ярославль названо так потому что…

3) Первое строение нашего поселка – это…

4) Патриот – это…

5) Гимн – это…

6) Флаг нашего государства состоит из следующих цветов (снизу вверх):…

7) На гербе нашего государства изображено…

8) 9 мая Россия отмечает день…

9) На гербе города Ярославля изображено…

10) Гордостью Ярославля является …….

Критерии оценки:

За правильный ответ учащийся получал 2 балла, за не точный – 1, неправильный – 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 20

Результаты подсчитываются, и находится сумма баллов за ответы каждого учащегося.

Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности

детей по данному критерию.

85–100% – высокий уровень: знает историю «малой родины», знает символы России и Ярославля.

55–84% – средний: знает историею «малой родины», но не на высоком уровне; из символов России и

Ярославля узнаёт лишь некоторые.

35–54% – ниже среднего: историю «малой родины» знает поверхностно, из предложенных символов

России и Ярославля узнаёт лишь незначительную их часть.

0–34% – низкий: историю «малой родины» не знает, из предложенных символов России и Ярославля

не указывает ни одного правильно.

  1. «Мое отношение к малой Родине» Т.М.Маслова

Цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине» (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию).

Методика состоит из 8 вопросов. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен».

1) Любишь ли ты свою страну?

2) Гордишься ли ты своей Родиной?

3) Любишь ли ты свой город?

4) Восхищаешься ли ты его красотой и культурой?

5) Хотел бы ты жить в Ярославле всегда?

6) Испытываешь ли ты чувство гордости оттого, что живешь в нем?

7) Есть ли у тебя любимые места в городе?

8) Часто ли ты вспоминаешь Ярославль, если надолго уезжаешь из него?

Критерии оценки:

За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:

«да» – 2 балла;

«не уверен» – 1 балл;

«нет» – 0 баллов;

Максимальное количество баллов – 16

Результаты подсчитываются, и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента.

Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности

детей по данному критерию:

85–100% – высокий уровень: ярко проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;

55–84% – средний: проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;

35-54% – ниже среднего: слабо проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;

0–34% – низкий: не проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину».