СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подбор музыкального материала концертмейстером к занятиям по хореографии

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концертмейстер хореографии. Подбор музыкального материала 

Просмотр содержимого документа
«Подбор музыкального материала концертмейстером к занятиям по хореографии»

Подбор музыкального материала концертмейстером

к занятиям по хореографии.

Эмоционально образная и метроритмическая сторона музыкального сопровождения должны восприниматься учащимися осмысленно. Понимание характера музыкального сопровождения помогает верно согласовывать действия с музыкальным ритмом при творческом восприятии темы — мелодии. Высокий музыкальный вкус преподавателя и концертмейстера, обогащая учебный процесс, воспитывает и развивает творческую активность учащихся.


Экзерсис у станка


Содержание

Музыкальный материал

1. Работа над постановкой корпуса при неполной выворотности ног. 2. Позиция ног: I, II , III , V и IV ( IV позиция наиболее трудная изучается последней ).

3. Позиции рук.

Сначала позиции рук изучаются на середине зала,стоя в I полувыворотной позиции.

Последовательность изучения позиций: подготовительное положение I , III , II ( II позиция рук как наиболее трудная изучается последней).


«Детская полька» М.И.Глинка

4. Demi plie по I, II, III и IV позициям.

Вначале demi plie исполняется лицом к станку. Всё упражнение занимает 4 такта.

Музыкальный размер 4/4

«Прощание с фортепиано» Л.Бетховен,

« Дуэт Альфреда и Виолетты» Д.Верди

5. Battement tendu по I позиции в сторону, вперёд и назад.

Упражнение выполняется лицом к станку на 4 такта. Далее все упражнения выполняются на 2 такта.

Музыкальный размер 4/4. «Сонатина» Д. Штейбельт, «Шарманка» Д. Шостакович

6. Battement tendu с demi plie по I позиции в сторону, вперёд, назад.

Вначале всё упражнение выполняется на 8 тактов. Далее всё упражнение выполняется на 4 такта,и затем на 2 такта.

7 .Battement tendu по V позиции. Музыкальная раскладка такая же,как и в вattement tendu по I позиции.

Музыкальный размер 4/4. « Рондо» В. Моцарт

8. Battement tendu с demi plie по V позиции. Музыкальная раскладка такая же,как вattement tendu с demi plie по I позиции.

Фрагмент из оперы «Кармен» Ж.Бизе

9. Passe par terre ( проведение ноги вперед — назад через I позицию по мере усвоения через demi plie в I позиции ). Упражнение выполняется на 2 такта.

Музыкальный размер 4/4.

10. Понятие направлений движения en dehors и en dedans.


11. Demi rond de jambe par terre en dehors и en dedans.

Первоначально demi rond de jambe par terre разучивается лицом к станку. Исходное положение- I позиция. Всё упражнение выполняется на 4 такта.

Музыкальный размер 4/4.Характер музыкального сопровождения плавный. «Менуэт» Ж.Рамо, « Менуэт» В.Моцарт

12. Rond de jambe par terre. Движение исполняется на 4 такта.

Далее rond de jambe par terre исполняется на 2 такта ( каждый элемент движения исполняется на 2/2 ) , и в законченной форме всё упражнение выполняется на 1 такт без остановки — слитно.

Музыкальный размер 4/4. « Этюд» К.Черни, «Менуэт» Л. Бетховен

13. Releve lent на 45 градусов в сторону,назад ,назад. Всё упражнение выполняется на 4 такта. С увеличением силовой нагрузки на работающую и опорную ногу. Далее releve lent на 45 градусов может исполняться на 2 такта. Также музыкальная раскладка сохраняется при разучивании releve lent на 90 градусов.

Музыкальный размер 4/4. Вариация из балета»Кавказский пленник» Б. Асафьев

14. Battement tendu jete в demi plie. Упражнение выполняется на 4 такта.

Музыкальный размер 4/4. «Гумореска» П. Чайковский,

15. Battement tendu jete pique в сторону, вперёд, назад. Первоначально упражнение выполняется на 4 такта. Далее это упражнение может исполняться на 2 такта (когда каждое движение выполняется на одну четверть) и на 1 такт с затактным броском ноги на 25 градусов.

Музыкальный размер 2/4. Фрагмент из оперы «Весёлый Фигаро» В.Моцарт, «Танец» М. Глинка

16. Demi rond de jambe par terre en pllie. Музыкальная раскладка такая же, как и в demi rond de jambe par terre.

« Менуэт» Ж. Рамо, «Алеманда» К. Вебер

17. Temp releve par terre (preparetion к rond de jambe par terre). В начале это движение разучивается как самостоятельное упражнение. Всё упражнение исполняется на 4 такта. Далее упражнение может выполняться на 2 такта четырёхдольного размера, как preparetion к rond de jambe par terre. В законченной форме temps releve par terre служит подготовкой ( preparetion) к rond de jambe par terre и выполняется на 1 такт четырёхдольного размера, при этом на последнюю четверть вступительного такта работающая нога не закрывается в позицию, а продолжает выполнять demi rond либо назад, либо вперёд, чтобы далее выполнять rond de jambe par terre.

Музыкальный размер 4/4.

« Прелюдия» Ф. Шопен, «Песня без слов»Ф.Мендельсон, «Мелодия» А. Рубинштейн

18. Продолжение ноги sur le cou-de-pied (обхватное,условное). Обхватное sur le cou-de-pied разучивается из открытого положения ноги; условное — из V позиции спереди или сзади, или открытого положения ноги. Упражнение выполняется на 4 такта.

Музыкальный размер 4/4. Экоссез Л.Бетховен

19. Battement frappe носком в пол в сторону, вперёд, назад.

Музыкальный размер 4/4.Фокстрот. К. Туревич

20. Releve на полупальцы по I, II, V позициям (по мере усвоения выполнения из demi plie и в demi plie). Вначале разучивается лицом к станку; далее — держась за палку одной рукой. Всё упражнение выполняется на 4 такта, далее-на 2 такта, 1 такт и затем каждую четверть.

Музыкальный размер 2/4. Миниатюра В. Ребиков

21. Demi plie с port de bras, держась за палку одной рукой по I, II, V позициям (изучается как подготовка к grand plie). Музыкальная раскладка такая же, как demi plie лицом к станку.

Вальс И.Брамс. Соч.39№15

22. Battment fondu носком в пол в сторону, вперёд, назад. Первоначально battment fondu рекомендуется разучивать из V позиции без preparetion. Всё упражнение battment fondu выполняется на 4 такта. Далее на 2 такта четырёхдольного размера. Музыкального вступление- 1 такт приведение работающей ноги в открытое положение.

Музыкальный размер 4/4. Пьеса. В Моцарт, Вариация. М. Глинка

23. Grand plie по I, II, III, V, IV. Вначале исполняется на 4 такта : 2 такта приседание, 2 такта -выпрямление ног. Затем на 2 такта).

Музыкальный размер 4/4. Этюд К. Черни

24. Petit battement sur le cou-de-pied ( равномерный перенос стопы). На 2 такта музыкального вступления исполняется preparetion. Приведение работающей ноги в положение sur le cou-de-pied спереди. Вначале упражнение выполняется на 4 такта. Далее упражнение выполняется на 4 такта. Далее все упражнение выполняется на 2 такта.( каждое движение выполняется на 1/4).

Музыкальный размер 2/4.Пиццикато Л.Делиб

25. Battement double frappe носком в пол в сторону, вперёд, назад.(вначале всё упражнение выполняется на 4 такта,далее всё упражнение выполняется на 3 такта,тогда каждый элемент движения выполняется на 1/4).

Музыкальный размер 2/4. Марш.С. Прокофьев

26. Перегибы корпуса назад и в сторону. Выполняются стоя лицом к станку. Перегибы корпуса вперёд выполняются, держась за палку одной рукой. Упражнение выполняется на 32 такта;(музыкальный размер 3/4 -упражнение вначале выполняется на 8 тактов, далее на 4 такта.)

Музыкальный размер 4/4. Пробуждение весны. Ф.Бах, Разлука. М. Глинка

27. Battment releve lent на 90 градусов в сторону, вперёд, назад. Музыкальная раскладка такая же, как releve lent на 45 градусов.

Дуэт из балета «Лилия» К. Данькевич

28. Battement retires — изучение основных положений работающей ноги на опорной ( sur le cou-de-pied , passe 45 градусов, passe 90 градусов). Это движение служит подготовкой к battement developpe.


Упражнение выполняется в медленном темпе вначале с фиксацией каждого положения работающей ноги на опорной, затем всё упражнение выполняется слитно.

Музыкальный размер 4/4 или 3/4.

29. Battement developpe на 45 градусов и 90 в сторону, вперёд и назад. Исполняется на 4 такта.

Музыкальный размер 4/4.

30. Grand battement из I и V позиций в сторону, вперёд, назад. Вначале упражнение выполняется на 2 такта. Далее движение выполняется на 1 такт. Затем упражнение выполняется на 4 такта, затем на 2.

Музыкальный размер 4/4 (музыкальное сопровождение должно подчёркивать энергичный характер движения. ) Музыкальный размер 3/4.

31. Rond de jambl en l air на 45 градусов. Вначале выполняется сгибание и разгибание работающей ноги; далее разучивается rond de jambl en l air по половине круга en dehors и en dedans, затем — полный круг.

«Менуэт» соль мажор В.Моцарт

32. Pas de bourree simple en dehors и en dedans ( с переменой ног ) лицом к станку. Первоначально pas de bourree simple разучивается паузами. т. е. каждое движение исполняется а первую долю такта, а вторую выдерживается. (Всё упражнение занимает 4 такта). Далее каждое движение исполняется на 1/4 (всего 2 такта). И в законченной форме — на каждую восьмую (всего 1 такт).

Музыкальный размер 2/4.(2 такта-музыкальное вступление (preparation – подготовка к упражнению).

33. Pass de bourree suivi по I и II позициям. Вначале упражнений разучивается у станка на полупальцах. Затем pass de bourree suivi исполняется на середине зала. Движение повторяется от 16 до 32 раз. Постепенно, по мере усвоения,темп ускоряется, и каждое движение исполняется на одну восьмую. К концу года pass de bourree suivi исполняется на середине зала с продвижением по прямой линии или по диагонали.

Музыкальное сопровождение должно подчёркивать характер движения (лёгкое,мелкое переступание).


Экзерсис на середине зала.


После освоения упражнений у станка упражнения переносятся на середину зала. Предлагается обратить внимание простейших форм port de bras и поз. При исполнении движений на середине зала музыкальная раскладка остаётся такой же, как и при разучивании движений у станка.



Содержание

Музыкальный материал

1. Положение epauiement croise, effase.


2. I, II, III формы port de bras.

Аллегретто. Ц. Кюи, Вальс. А.Лядов Соч. 9 №1

3. Demi plie по I, II,III, V и IV позициям en face. Grand plie по I, II, III, V и IV позициям en face.

Вальс Мюзетты из оперы «Богема» Дж. Пуччини

4. Battement tendu по I, V позициям в сторону, вперёд и назад.

Соната Д. Штейбельт

5. Battement tendu с demi plie по I, V позициям в сторону, вперёд и назад.

Вальс Ф.Шуберт

6. Battement tendu double ( с отпусканием пятки на II позицию).

Рондо из сонаты ля мажор В.А. Моцарт

7. Battement tendu с demi plie на II позицию.

Вальс из балета « Кавказский пленник»Б.Асафьев

8. Pass par terre ( поведение ноги вперёд — назад через I позицию) по мере усвоения — через demi plie в I позиции.


9. Battement tendu jete из I, V позициям в сторону, вперёд, назад.

Шарманка Д.Шостакович

10. Battement tendu jete из I, V позициям в сторону, вперёд и назад.

«Казачок «М. Скорульский

11. Demi rond de lambe terre en dehors, en dedans.

«Танец» Ф.Шуберт

12. Rond de lambe terre en dehors, en dedans.

Вальс В.Моцарт

13. Battement fondu в сторону, вперёд, назад.

«Сладкая грёза» П.Чайковский

14. Battement frappe носком в пол в сторону, вперёд, назад.

«Фокстрот» К.Туревич, «Вариация» М.Глинка

15. Battement releve lent на 45 градусов и 90 градусов в сторону, вперёд, назад.

«Гавот2 В.Шпачек

16. Grant battement jete в сторону, вперёд, назад.

Марш из оперы «Фауст» Ш. Гуно

17. Позы croisee, effacee, ecartee вперёд и назад; I, II, III арабески ( носком в пол).

Музыкальный размер 4/4,3/4

18. Temps lie terre вперёд и назад.

«Лунный вальс» из к/ф «Цирк» (отрывок) И.Дунаевский


ALLEGRO


Прежде чем приступить к изучению прыжков, рекомендуется вводить в учебный процесс трамплинные прыжки, которые можно использовать без точного соблюдения позиций.

Изучение программных прыжков рекомендуется начинать у станка, стоя лицом к палке, и далее переносить на середину зала.











Содержание

Музыкальный материал

1. Temps saure по I, II, V позициям.

Музыкальный размер 4/4. Прыжки исполняются на каждую четверть. «Танец маленьких лебедей» П. Чайковский

2. Ghanqement de pied.

Музыкальный размер 4/4. Прыжки исполняются на каждую четверть. Рондо-каприччо Л.Бетховен

3. Pas echappe на II позицию.

Музыкальный размер 4/4. Прыжки исполняются на каждую четверть. Этюд Л. Шитте Соч. 160 №12

4. Pas assemble в сторону.

Музыкальный размер 4/4. Прыжки исполняются на каждую четверть. Полька Ю.Слонов

5. Pas balace.

Музыкальный размер 4/4. Прыжки исполняются на каждую четверть.Радость любви (вальс) Ф. Клейслер




Экзерсис на пальцах



Упражнения выполняются лицом к палке, далее переносятся на середину зала.


Содержание

Музыкальный материал

1. Releve по I, II, V позициям. Исполняется лицом к палке, по мере усвоения — на середине зала.

Полька Ю.Слонов

2. Pas echappe на II позиции.

Танец на площади из балета «Медный всадник» Р.Глиэр

3. Pas assemble в сторону ( факультативно).

Этюд К.Черни Соч. 599 №38






Элементы исторического танца


Содержание

Музыкальный материал

1. Бытовой шаг на середине зала.

Музыкальный размер 3/4 или 2/4.

2. Танцевальный шаг

Музыкальный размер 2/4. Немецкий танец Ф.Шуберт Соч. 33 №9

3. Pas польки.

Музыкальный размер 2/4. Детская полька А. Жилинский, Полька-шарманка Д.Шостакович

4. Полонез

Музыкальный размер 3/4 . Полонез Огинского