Эмоционально образная и метроритмическая сторона музыкального сопровождения должны восприниматься учащимися осмысленно. Понимание характера музыкального сопровождения помогает верно согласовывать действия с музыкальным ритмом при творческом восприятии темы — мелодии. Высокий музыкальный вкус преподавателя и концертмейстера, обогащая учебный процесс, воспитывает и развивает творческую активность учащихся.
Содержание | Музыкальный материал |
1. Работа над постановкой корпуса при неполной выворотности ног. 2. Позиция ног: I, II , III , V и IV ( IV позиция наиболее трудная изучается последней ). 3. Позиции рук. Сначала позиции рук изучаются на середине зала,стоя в I полувыворотной позиции. Последовательность изучения позиций: подготовительное положение I , III , II ( II позиция рук как наиболее трудная изучается последней). | «Детская полька» М.И.Глинка |
4. Demi plie по I, II, III и IV позициям. Вначале demi plie исполняется лицом к станку. Всё упражнение занимает 4 такта. | Музыкальный размер 4/4 «Прощание с фортепиано» Л.Бетховен, « Дуэт Альфреда и Виолетты» Д.Верди |
5. Battement tendu по I позиции в сторону, вперёд и назад. Упражнение выполняется лицом к станку на 4 такта. Далее все упражнения выполняются на 2 такта. | Музыкальный размер 4/4. «Сонатина» Д. Штейбельт, «Шарманка» Д. Шостакович |
6. Battement tendu с demi plie по I позиции в сторону, вперёд, назад. Вначале всё упражнение выполняется на 8 тактов. Далее всё упражнение выполняется на 4 такта,и затем на 2 такта. 7 .Battement tendu по V позиции. Музыкальная раскладка такая же,как и в вattement tendu по I позиции. | Музыкальный размер 4/4. « Рондо» В. Моцарт |
8. Battement tendu с demi plie по V позиции. Музыкальная раскладка такая же,как вattement tendu с demi plie по I позиции. | Фрагмент из оперы «Кармен» Ж.Бизе |
9. Passe par terre ( проведение ноги вперед — назад через I позицию по мере усвоения через demi plie в I позиции ). Упражнение выполняется на 2 такта. | Музыкальный размер 4/4. |
10. Понятие направлений движения en dehors и en dedans. | |
11. Demi rond de jambe par terre en dehors и en dedans. Первоначально demi rond de jambe par terre разучивается лицом к станку. Исходное положение- I позиция. Всё упражнение выполняется на 4 такта. | Музыкальный размер 4/4.Характер музыкального сопровождения плавный. «Менуэт» Ж.Рамо, « Менуэт» В.Моцарт |
12. Rond de jambe par terre. Движение исполняется на 4 такта. Далее rond de jambe par terre исполняется на 2 такта ( каждый элемент движения исполняется на 2/2 ) , и в законченной форме всё упражнение выполняется на 1 такт без остановки — слитно. | Музыкальный размер 4/4. « Этюд» К.Черни, «Менуэт» Л. Бетховен |
13. Releve lent на 45 градусов в сторону,назад ,назад. Всё упражнение выполняется на 4 такта. С увеличением силовой нагрузки на работающую и опорную ногу. Далее releve lent на 45 градусов может исполняться на 2 такта. Также музыкальная раскладка сохраняется при разучивании releve lent на 90 градусов. | Музыкальный размер 4/4. Вариация из балета»Кавказский пленник» Б. Асафьев |
14. Battement tendu jete в demi plie. Упражнение выполняется на 4 такта. | Музыкальный размер 4/4. «Гумореска» П. Чайковский, |
15. Battement tendu jete pique в сторону, вперёд, назад. Первоначально упражнение выполняется на 4 такта. Далее это упражнение может исполняться на 2 такта (когда каждое движение выполняется на одну четверть) и на 1 такт с затактным броском ноги на 25 градусов. | Музыкальный размер 2/4. Фрагмент из оперы «Весёлый Фигаро» В.Моцарт, «Танец» М. Глинка |
16. Demi rond de jambe par terre en pllie. Музыкальная раскладка такая же, как и в demi rond de jambe par terre. | « Менуэт» Ж. Рамо, «Алеманда» К. Вебер |
17. Temp releve par terre (preparetion к rond de jambe par terre). В начале это движение разучивается как самостоятельное упражнение. Всё упражнение исполняется на 4 такта. Далее упражнение может выполняться на 2 такта четырёхдольного размера, как preparetion к rond de jambe par terre. В законченной форме temps releve par terre служит подготовкой ( preparetion) к rond de jambe par terre и выполняется на 1 такт четырёхдольного размера, при этом на последнюю четверть вступительного такта работающая нога не закрывается в позицию, а продолжает выполнять demi rond либо назад, либо вперёд, чтобы далее выполнять rond de jambe par terre. | Музыкальный размер 4/4. « Прелюдия» Ф. Шопен, «Песня без слов»Ф.Мендельсон, «Мелодия» А. Рубинштейн |
18. Продолжение ноги sur le cou-de-pied (обхватное,условное). Обхватное sur le cou-de-pied разучивается из открытого положения ноги; условное — из V позиции спереди или сзади, или открытого положения ноги. Упражнение выполняется на 4 такта. | Музыкальный размер 4/4. Экоссез Л.Бетховен |
19. Battement frappe носком в пол в сторону, вперёд, назад. | Музыкальный размер 4/4.Фокстрот. К. Туревич |
20. Releve на полупальцы по I, II, V позициям (по мере усвоения выполнения из demi plie и в demi plie). Вначале разучивается лицом к станку; далее — держась за палку одной рукой. Всё упражнение выполняется на 4 такта, далее-на 2 такта, 1 такт и затем каждую четверть. | Музыкальный размер 2/4. Миниатюра В. Ребиков |
21. Demi plie с port de bras, держась за палку одной рукой по I, II, V позициям (изучается как подготовка к grand plie). Музыкальная раскладка такая же, как demi plie лицом к станку. | Вальс И.Брамс. Соч.39№15 |
22. Battment fondu носком в пол в сторону, вперёд, назад. Первоначально battment fondu рекомендуется разучивать из V позиции без preparetion. Всё упражнение battment fondu выполняется на 4 такта. Далее на 2 такта четырёхдольного размера. Музыкального вступление- 1 такт приведение работающей ноги в открытое положение. | Музыкальный размер 4/4. Пьеса. В Моцарт, Вариация. М. Глинка |
23. Grand plie по I, II, III, V, IV. Вначале исполняется на 4 такта : 2 такта приседание, 2 такта -выпрямление ног. Затем на 2 такта). | Музыкальный размер 4/4. Этюд К. Черни |
24. Petit battement sur le cou-de-pied ( равномерный перенос стопы). На 2 такта музыкального вступления исполняется preparetion. Приведение работающей ноги в положение sur le cou-de-pied спереди. Вначале упражнение выполняется на 4 такта. Далее упражнение выполняется на 4 такта. Далее все упражнение выполняется на 2 такта.( каждое движение выполняется на 1/4). | Музыкальный размер 2/4.Пиццикато Л.Делиб |
25. Battement double frappe носком в пол в сторону, вперёд, назад.(вначале всё упражнение выполняется на 4 такта,далее всё упражнение выполняется на 3 такта,тогда каждый элемент движения выполняется на 1/4). | Музыкальный размер 2/4. Марш.С. Прокофьев |
26. Перегибы корпуса назад и в сторону. Выполняются стоя лицом к станку. Перегибы корпуса вперёд выполняются, держась за палку одной рукой. Упражнение выполняется на 32 такта;(музыкальный размер 3/4 -упражнение вначале выполняется на 8 тактов, далее на 4 такта.) | Музыкальный размер 4/4. Пробуждение весны. Ф.Бах, Разлука. М. Глинка |
27. Battment releve lent на 90 градусов в сторону, вперёд, назад. Музыкальная раскладка такая же, как releve lent на 45 градусов. | Дуэт из балета «Лилия» К. Данькевич |
28. Battement retires — изучение основных положений работающей ноги на опорной ( sur le cou-de-pied , passe 45 градусов, passe 90 градусов). Это движение служит подготовкой к battement developpe. Упражнение выполняется в медленном темпе вначале с фиксацией каждого положения работающей ноги на опорной, затем всё упражнение выполняется слитно. | Музыкальный размер 4/4 или 3/4. |
29. Battement developpe на 45 градусов и 90 в сторону, вперёд и назад. Исполняется на 4 такта. | Музыкальный размер 4/4. |
30. Grand battement из I и V позиций в сторону, вперёд, назад. Вначале упражнение выполняется на 2 такта. Далее движение выполняется на 1 такт. Затем упражнение выполняется на 4 такта, затем на 2. | Музыкальный размер 4/4 (музыкальное сопровождение должно подчёркивать энергичный характер движения. ) Музыкальный размер 3/4. |
31. Rond de jambl en l air на 45 градусов. Вначале выполняется сгибание и разгибание работающей ноги; далее разучивается rond de jambl en l air по половине круга en dehors и en dedans, затем — полный круг. | «Менуэт» соль мажор В.Моцарт |
32. Pas de bourree simple en dehors и en dedans ( с переменой ног ) лицом к станку. Первоначально pas de bourree simple разучивается паузами. т. е. каждое движение исполняется а первую долю такта, а вторую выдерживается. (Всё упражнение занимает 4 такта). Далее каждое движение исполняется на 1/4 (всего 2 такта). И в законченной форме — на каждую восьмую (всего 1 такт). | Музыкальный размер 2/4.(2 такта-музыкальное вступление (preparation – подготовка к упражнению). |
33. Pass de bourree suivi по I и II позициям. Вначале упражнений разучивается у станка на полупальцах. Затем pass de bourree suivi исполняется на середине зала. Движение повторяется от 16 до 32 раз. Постепенно, по мере усвоения,темп ускоряется, и каждое движение исполняется на одну восьмую. К концу года pass de bourree suivi исполняется на середине зала с продвижением по прямой линии или по диагонали. | Музыкальное сопровождение должно подчёркивать характер движения (лёгкое,мелкое переступание). |
После освоения упражнений у станка упражнения переносятся на середину зала. Предлагается обратить внимание простейших форм port de bras и поз. При исполнении движений на середине зала музыкальная раскладка остаётся такой же, как и при разучивании движений у станка.
Содержание | Музыкальный материал |
1. Положение epauiement croise, effase. | |
2. I, II, III формы port de bras. | Аллегретто. Ц. Кюи, Вальс. А.Лядов Соч. 9 №1 |
3. Demi plie по I, II,III, V и IV позициям en face. Grand plie по I, II, III, V и IV позициям en face. | Вальс Мюзетты из оперы «Богема» Дж. Пуччини |
4. Battement tendu по I, V позициям в сторону, вперёд и назад. | Соната Д. Штейбельт |
5. Battement tendu с demi plie по I, V позициям в сторону, вперёд и назад. | Вальс Ф.Шуберт |
6. Battement tendu double ( с отпусканием пятки на II позицию). | Рондо из сонаты ля мажор В.А. Моцарт |
7. Battement tendu с demi plie на II позицию. | Вальс из балета « Кавказский пленник»Б.Асафьев |
8. Pass par terre ( поведение ноги вперёд — назад через I позицию) по мере усвоения — через demi plie в I позиции. | |
9. Battement tendu jete из I, V позициям в сторону, вперёд, назад. | Шарманка Д.Шостакович |
10. Battement tendu jete из I, V позициям в сторону, вперёд и назад. | «Казачок «М. Скорульский |
11. Demi rond de lambe terre en dehors, en dedans. | «Танец» Ф.Шуберт |
12. Rond de lambe terre en dehors, en dedans. | Вальс В.Моцарт |
13. Battement fondu в сторону, вперёд, назад. | «Сладкая грёза» П.Чайковский |
14. Battement frappe носком в пол в сторону, вперёд, назад. | «Фокстрот» К.Туревич, «Вариация» М.Глинка |
15. Battement releve lent на 45 градусов и 90 градусов в сторону, вперёд, назад. | «Гавот2 В.Шпачек |
16. Grant battement jete в сторону, вперёд, назад. | Марш из оперы «Фауст» Ш. Гуно |
17. Позы croisee, effacee, ecartee вперёд и назад; I, II, III арабески ( носком в пол). | Музыкальный размер 4/4,3/4 |
18. Temps lie terre вперёд и назад. | «Лунный вальс» из к/ф «Цирк» (отрывок) И.Дунаевский |
Прежде чем приступить к изучению прыжков, рекомендуется вводить в учебный процесс трамплинные прыжки, которые можно использовать без точного соблюдения позиций.
Изучение программных прыжков рекомендуется начинать у станка, стоя лицом к палке, и далее переносить на середину зала.
Упражнения выполняются лицом к палке, далее переносятся на середину зала.