ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование коммуникативных компетенций является важнейшим аспектом речевого и общего развития личности младшего школьника.
В настоящее время проблема формирования коммуникативных компетенций является актуальной, так как наблюдения в педагогической деятельности позволили убедиться в том, что коммуникативные компетенции у младших школьников недостаточно развиты, они не могут точно выражать свои мысли, просьбы, правильно сформулировать предложение, лексически верно произнести речь, донести информацию до собеседника, добиться обратной связи, что в свое время приводит к конфликтным ситуациям. Наблюдения во время педагогической деятельности, изучение теоретической литературы позволили убедиться в том, что коммуникативные компетенции успешно развиваются у младших школьников в процессе внеучебной деятельности, если использовать специальные упражнения, задания, проводить систематические занятия.
В данном сборнике представлены занятия, игры, упражнения, способствующие формированию коммуникативных компетенций в процессе внеучебной деятельности и рекомендации по практическому их использованию.
К сожалению, не все педагоги систематически используют различные упражнения, задания, проводят занятия в своей педагогической деятельности, это прежде всего, объясняется тем, что в современной литературе для учителей начальных классов существует множество программ, пособий и учителю предоставлена возможность выбора, но из-за недостатка времени у них нет возможности для индивидуального подбора материала, который бы соответствовал индивидуальным и возрастным особенностям детей.
Мы отобрали материал, обобщили и представили его в сборнике, содержащем занятия по формированию коммуникативных компетенций в процессе внеучебной деятельности. Они подобраны с учетом возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста. В сборнике представлены методика проведения и рекомендации по проведению занятий.
Цель данного сборника – обеспечить условия для формирования коммуникативных компетенций в процессе внеучебной деятельности у младших школьников через использование в работе учителя различных методов, форм, средств работы.
Мы считаем, что данный сборник, содержащий различные занятия, может послужить не только средством развития коммуникативных компетенций в процессе внеучебной деятельности, но и средством развития нравственных, эстетических качеств личности, предотвратит образование конфликтных ситуаций, а в дальнейшем будет способствовать благоприятной психологической среде в школе.
«Страна понимания»
Цель: Развитие внимания к окружающим людям, развитие устной связной речи, воспитание внимания к имени окружающих и собственному; развитие умения общаться со взрослыми и сверстниками.
1. Давайте познакомимся
Цель: Позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в новой среде.
Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, то что-то рассказывает о себе, своем имени).
2. Снежный ком
Цель: Способствует запоминанию имен всех участников группы, продолжает знакомство.
Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий – повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.
3. Мое имя
Цель: Способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника, осознанию своей коммуникативной задачи.
Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится. (Лена, Леночка, Алена, Елена…) и какое не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе.
После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т.д.).
4. Давайте поздороваемся
Цель: Продолжить знакомство, создать психологически непринужденную атмосферу.
В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!).
5. Встаньте все те, кто…
Цель: Развитие внимания, наблюдательности, умение понимать значение слов и конструкций, а так же продолжения группового знакомства.
Ведущий предлагает встать тем, кто…
- любит бегать,
- радуется хорошей погоде,
- имеет младшую сестру,
- любит дарить цветы и т.д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д. Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):
- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшею сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам – ему помогает группа.
6. Опиши друга
Цель: Развитие внимательности и умение описывать то, что видел, продолжение знакомства.
Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).
Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, на сколько ребенок был точен.
7. Что изменилось
Цель: Развитие внимания и внимательности, необходимые для эффективного общения, умение ориентироваться в ситуации общения.
Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, можно пересесть на другое место (но не больше двух – трех изменений; все производимые изменения должны быть видимые). Задача водящего – правильно подметить происшедшие изменения.
8. Прощание
Цель: Развитие сплоченности и взаимодействия между младшими школьниками.
Заканчиваются все дни тренинга одним и тем же прощанием. Это процедура единого прощания объединяет детей и связывает все дни тренинга в единую программу.
В первый день тренинга детям предлагается единый для всех дней ритуал прощания, который должен содержать в себе взаимодействия (всеобщее рукопожатие, похлопывание по плечу, встать в круг и, положив руки на плечи друг другу покачиваться из стороны в сторону и т.п.)