Ответ на вопрос к контрольной работе по дисциплине «Теория и методика социальной работы» для студентов заочной формы обучения
Формы и уровни реализации социальной работы в образовании
Социальную работу в системе образования кроме самих социальных работников ведут специалисты разных профилей: социальные педагоги, социальные психологи, школьные психологи, сами учителя, а также работники специализированных учебных заведений. Методы и подходы в этом случае будут несколько отличаться, но цели останутся общими: воздействовать на процессы социализации учеников, учащихся или студентов, т.е. одновременно формировать благоприятную среду для успешного учебного процесса и создавать адекватную социальную среду социализации личности ученика и студента, а также содействовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.
Объектом воздействия становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения.
Предметом социальной работы в системе образования будет посредническая деятельность между школьниками, учащимися и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктур образования, т.е. деятельность с целью гармонизировать отношения в сфере образования и содействовать более эффективному выполнению функций образования как социального института общества.
Социальный работник призван действовать с учетом индивидуальных особенностей отдельных лиц и особенностей таких социальных групп, как ученики, учащиеся и студенты, а также учителя и преподаватели.
Формы и технологии социальной работы в сфере образования имеют ярко выраженную специфику.
Во-первых, это связано с тем, что они реализуются в образовательных учреждения разных уровней. К ним относятся в первую очередь школа, средние специальные учебные заведения, вузы, а также различные формы дошкольных и внешкольных развивающих или корректирующих учреждений и организаций (специализированные детские сады, клубы, курсы, кружки и др.), спортивные, социокультурные, национальные, патриотические и религиозные общественные объединения и организации, действующие совместно или на базе образовательных учреждений.
Во-вторых, специфика форм и технологий социальной работы связана с теми проблемами, которые не только проявляются в сфере образования, но и порождаются ею. Для того, чтобы оценить специфику данных технологий, необходимо рассмотреть уровни социальных проблем в сферы образования.
1. Первый уровень. Это проблемы, порожденные самой системой образования. Уровень требований общества к знаниям, профессиональной подготовке, к степени овладения профессиональными навыками постоянно возрастает, еще более быстрыми темпами нарастает объем знаний, необходимых для адекватного существования в обществе, расширяются функции образования в современном обществе.
Это ведет к тому, что школьные программы, а затем и программы средних и высших учебных заведений расширяются, усложняются, обрастают новыми разделами и предметами. Возрастают требования к учащимся, как в количественном, так и в качественном отношении. При этом, несмотря на рост требований, утрачивается контроль над качеством и глубиной усвоения знаний, над степенью использования полученных знаний у современных школьников и студентов. Такая интенсивная нагрузка даже у здорового ребенка вызывает стрессовые состояния, не говоря об ослабленных детях, которых становится все больше во всех возрастных группах.
2. Второй уровень - социальные проблемы детей из неблагополучных семей, к которым относятся как малообеспеченные семьи и семьи, проживающие ниже уровня бедности, так и педагогически запущенные семьи, не справляющиеся с воспитанием детей, а также и девиантные семьи. Хотя причины неблагополучия здесь очень различны, последствия для детей часто бывают сходны: слабое здоровье, нервные и психические расстройства, неадекватность реакций, агрессивность, или, наоборот, виктимность, зависимое поведение, аутизм, неспособность к работе в школе или профессиональном учебном заведении, к взаимодействию с коллективом и т.д.
3. Третий уровень. Это проблемы, порожденные способами взаимодействия сторон в образовательном процессе (учеников и учителей, взаимоотношения внутри коллективов учеников и студентов, внутри коллектива учителей и др.). Они связаны, с одной стороны, с особенностями современных детей. К этим особенностям можно отнести такие модели поведения, как гиперактивность при дефиците внимания (в США она расценивается как диагноз, препятствующий работе с компьютерной техникой), немотивированная агрессия и др.
Решение социальных и социально-психологических проблем, проявляющихся в сфере образования, - очень важная задача по той причине, что, начиная с первых шагов в образовании, маленький человек получает не только абстрактные знания о мире, но готовит себя к взрослой жизни, осваивает различные социальные роли. Дети очень ранимы, более ранимы, чем взрослые, они очень восприимчивы и легко воспринимают как хорошее, так и плохое. Случайные события, нечаянное зло, причиненные взрослыми, тем более - учителем, могут иметь необратимые последствия. Уверенность в своем будущем, успешность, степень самореализации и удовлетворения во взрослой жизни, ценностные ориентации, также как состояние здоровья, во многом зависят от того, как пройден учебный процесс в школе. Не случайно социальная работа в школе считается одной из самых сложных.
Не менее сложна и важна работа в профессиональных учебных заведениях разных уровней. Будущие профессионалы - это те, кто будет учить, лечить, руководить страной, экономикой, строить жизнь. От их социального здоровья, их ценностей, жизненной позиции, от способности взаимодействовать друг с другом зависит вся наша жизнь. Социальная работа в вузах и средних учебных заведениях заметно изменилась в последнее время и здесь еще очень много не решенных проблем.
Классификация социальных форм и технологий в последнее время привлекает большое внимание исследователей. Это объясняется не только теоретическим интересом. Классификация помогает найти наиболее подходящие конкретные формы и технологии для социальной работы в той или иной сфере жизнедеятельности [6].
Общая классификация форм и технологий зависит от масштаба объекта, от сферы применения, от поставленных целей и характера решаемых задач. Велика зависимость и от теоретической основы, от методологии, в русле которой разрабатываются технологии. Кроме того, возможно разделение технологий на глобальные и региональные, инновационные и рутинные, информационные, интеллектуальные, исторические, демографические, на социальные технологии согласия, включая технологии разрешения конфликтов, политические технологии, финансовые и экономические, административно-управленческие, психологические и педагогические. Все эти технологии могут быть использованы в сфере образования.
Другая классификация социальных технологий включает следующие формы практической социальной работы: социальная диагностика и профилактика, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная коррекция и терапия, социальное консультирование, социальное обеспечение и социальное страхование, социальное посредничество, социальная опека и попечительство. Для долговременных, сложных программ необходимы такие формы социальной работы, как социальное проектирование, прогнозирование и экспертиза. Эти формы и технологии важны для социальной работы в школе и в вузе. И все же требуется специальная классификация форм и технологий социальной работы в сфере образования. Прежде всего, это работа с социальными группами, которые сильно отличаются по возрасту, по психологии, по положению в обществе, по социальным ролям, которые они исполняют в жизни, по тем задачам, которые они решают. Все названные формы и технологии преломляются через эти особенности, поэтому можно выделить такие уровни:
социальная работа с дошкольниками и младшими школьниками;
социальная работа с подростками и старшими школьниками;
работа с семьями школьников;
работа со школьными учителями;
социальная работа с учащимися и со студентами;
работа с преподавателями училищ и вузов;
профилактика девиантного поведения в сфере образования;
социальная работа в спец. учебных заведениях и детских домах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Студенческая библиотека онлайн (info{aт}studbooks.net) © 2013 – 2019.
Новиков А.М., Новиков Д.А.Методология научного исследования. – М.: Либроком. 2010. – 280 с.
Аверин, А.Н. Социальная политика. Теория и методология: учеб. пособие / А.Н. Аверин. - М., Изд-во РАГС, 2009.
Большая российская энциклопедия:[в 35 т.]/ гл. ред.Ю. С. Осипов; 2004—2017, т.11).—ISBN 978-5-85270-342-2.
Медведева Г. П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Спутник+, 2005. - 208 с.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. проф. П.Д. Павленка. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2008.