СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка подвижных игр, способствующие успешному выполнению нормативов ГТО

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название игры

Описание игры

Развитие качеств

Беговые виды: Челночный бег 3х10м, бег на 30м, смешанное передвижение на 1000 м

«Команды быстроногих»

 

Все играющие делятся на 2-3-4 команды. Команды располагаются вокруг игровой площадки так, чтобы всем и всё было видно (можно сесть на скамейки).

Обозначается общая стартовая линия, на которую становятся по одному игроку от каждой команды. В 12-16 шагах от каждого игрока, вставшего на старт, обозначен кружок, а в нём - деревянная палочка.

По сигналу учителя игроки бегут к кружкам, берут палочки, стучат ими три раза по земле (полу), кладут палочки в кружки и возвращаются обратно. Прибежавший первым приносит своей команде одно очко, прибежавший вторым два очка и т. д. после первых игроков становятся вторые, третьи и так все.

Выигрывает команда, набравшая меньшее кол-во очков.

Вариант: игроки бегут к кружкам и обратно не по прямой линии а, обегая расставленные на пути городки, чурки, булавы.

Развивает быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

«Пятнашки (салки)»

 

В игре участвуют до 10 человек. Все разбегаются по площадке, а водящий догоняет их, чтобы запятнать (осалить) в пределах обозначенных границ. Осаленный становится водящим.

В игру можно внести некоторые правила:

Все играющие, кроме пятнашки, имеют за поясом по ленточке. Пятнашка, догоняя убегающего, выдёргивает у него ленту, тогда осаленный поднимает руку и говорит: «Я - пятнашка!»

 

Играющий может спастись от пятнашки, если возьмётся за руки с другим товарищем, встанет на одну ногу, примет позу «ласточки» и т. д. и т. п.

 

Если пятнашка гонится за кем - либо, а на его пути встаёт другой игрок, то водящий обязан погнаться за тем, кто преградил ему путь.

 

Водящий, преследуя убегающих, должен держаться рукой за то место своего тела, дотронувшись до которого, его запятнал другой водящий.

 

Играющие продвигаются по площадке, прыгая через скакалку. Пятнашка догоняет их, прыгая на одной ноге.

 

На площадке чертят 1-2 круга диаметром 2 шага - «дома», где убегающие могут спасаться от преследования, однако более 5 секунд находится в таком «домике» нельзя.

 

быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

«Репка»

 

Игроки делятся на две команды, каждая из которых состоит из «репки» и, сообразно сказочному сюжету, тех, кто репку вытягивал. Команды выстраиваются у стартовой черты. «Репки» садятся на стулья или на пол с противоположной стороны площадки лицом к своей команде. По команде ведущего первые игроки команд («дедки») добегают до стульев, на которых сидят «репки». Обежав стул со «своей репкой», «дед» возвращается назад, к стартовой черте, где за него цепляется «бабка». Они добегают до репки уже вдвоем, огибают стул и возвращаются на место, где к ним присоединяется «внучка». Таким образом, команда, вытягивающая репку, растет с каждой пробежкой. После того как к ней присоединяется последний игрок «мышка», команда добегает до стула, на котором сидит «репка», «выдергивает» ее («репка» цепляется за «мышку») и возвращается на свое место. Та команда, которая быстрее вытянет «репку», объявляется победительницей.

Для развития выносливости, быстроты, координации

«Пятнашки по кругу»

 

Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих, один из которых становится «пятнашкой», а другой - убегающим. Перед началом игры они становятся за кругом с противоположенных сторон.

По сигналу пятнашка бежит по кругу, старясь осалить убегающего. Последний же, когда пятнашка настигает его, становится в круг между любыми двумя игроками. В тот же момент игрок, оказавшийся справа от него, становится новым убегающим, а пятнашка продолжает его преследовать. Если пятнашке удалось коснуться рукой убегающего, они меняются ролями.

Чтобы усложнить игру, можно ввести такое правило. Если убегающий встал в круг, то игрок, оказавшийся справа (или слева - по договорённости), становится пятнашкой, а бывший пятнашка, не теряя времени, должен от него убегать.

Во время игры участникам не разрешается забегать в круг.

быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

«Волк во рву»

 

Посередине площадки (зала) проводятся две продольные параллельные линии на расстоянии 50-70см одна от другой - «ров». Во рву водящий - «волк». «Козы» находятся на одной из сторон площадки (зала). По сигналу учителя козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. Волки, не выбегая из рва, ловят (пятнают) коз.

Пойманные «козы» подсчитываются, волки меняются после 2-3 перебежек.

Варианты: во рву может быть 2-3 волка; козы перепрыгивают через ров туда и обратно до нового сигнала; пойманные козы остаются во рву.

быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

Просмотр содержимого документа
«Подборка подвижных игр, способствующие успешному выполнению нормативов ГТО»

Подборка подвижных игр, способствующие успешному выполнению нормативов ГТО


Название игры

Описание игры

Развитие качеств

Беговые виды: Челночный бег 3х10м, бег на 30м, смешанное передвижение на 1000 м

«Команды быстроногих»


Все играющие делятся на 2-3-4 команды. Команды располагаются вокруг игровой площадки так, чтобы всем и всё было видно (можно сесть на скамейки).

Обозначается общая стартовая линия, на которую становятся по одному игроку от каждой команды. В 12-16 шагах от каждого игрока, вставшего на старт, обозначен кружок, а в нём - деревянная палочка.

По сигналу учителя игроки бегут к кружкам, берут палочки, стучат ими три раза по земле (полу), кладут палочки в кружки и возвращаются обратно. Прибежавший первым приносит своей команде одно очко, прибежавший вторым два очка и т. д. после первых игроков становятся вторые, третьи и так все.

Выигрывает команда, набравшая меньшее кол-во очков.

Вариант: игроки бегут к кружкам и обратно не по прямой линии а, обегая расставленные на пути городки, чурки, булавы.

Развивает быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

«Пятнашки (салки)»


В игре участвуют до 10 человек. Все разбегаются по площадке, а водящий догоняет их, чтобы запятнать (осалить) в пределах обозначенных границ. Осаленный становится водящим.

В игру можно внести некоторые правила:

Все играющие, кроме пятнашки, имеют за поясом по ленточке. Пятнашка, догоняя убегающего, выдёргивает у него ленту, тогда осаленный поднимает руку и говорит: «Я - пятнашка!»


Играющий может спастись от пятнашки, если возьмётся за руки с другим товарищем, встанет на одну ногу, примет позу «ласточки» и т. д. и т. п.


Если пятнашка гонится за кем - либо, а на его пути встаёт другой игрок, то водящий обязан погнаться за тем, кто преградил ему путь.


Водящий, преследуя убегающих, должен держаться рукой за то место своего тела, дотронувшись до которого, его запятнал другой водящий.


Играющие продвигаются по площадке, прыгая через скакалку. Пятнашка догоняет их, прыгая на одной ноге.


На площадке чертят 1-2 круга диаметром 2 шага - «дома», где убегающие могут спасаться от преследования, однако более 5 секунд находится в таком «домике» нельзя.


быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

«Репка»


Игроки делятся на две команды, каждая из которых состоит из «репки» и, сообразно сказочному сюжету, тех, кто репку вытягивал. Команды выстраиваются у стартовой черты. «Репки» садятся на стулья или на пол с противоположной стороны площадки лицом к своей команде. По команде ведущего первые игроки команд («дедки») добегают до стульев, на которых сидят «репки». Обежав стул со «своей репкой», «дед» возвращается назад, к стартовой черте, где за него цепляется «бабка». Они добегают до репки уже вдвоем, огибают стул и возвращаются на место, где к ним присоединяется «внучка». Таким образом, команда, вытягивающая репку, растет с каждой пробежкой. После того как к ней присоединяется последний игрок «мышка», команда добегает до стула, на котором сидит «репка», «выдергивает» ее («репка» цепляется за «мышку») и возвращается на свое место. Та команда, которая быстрее вытянет «репку», объявляется победительницей.

Для развития выносливости, быстроты, координации

«Пятнашки по кругу»


Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих, один из которых становится «пятнашкой», а другой - убегающим. Перед началом игры они становятся за кругом с противоположенных сторон.

По сигналу пятнашка бежит по кругу, старясь осалить убегающего. Последний же, когда пятнашка настигает его, становится в круг между любыми двумя игроками. В тот же момент игрок, оказавшийся справа от него, становится новым убегающим, а пятнашка продолжает его преследовать. Если пятнашке удалось коснуться рукой убегающего, они меняются ролями.

Чтобы усложнить игру, можно ввести такое правило. Если убегающий встал в круг, то игрок, оказавшийся справа (или слева - по договорённости), становится пятнашкой, а бывший пятнашка, не теряя времени, должен от него убегать.

Во время игры участникам не разрешается забегать в круг.

быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

«Волк во рву»


Посередине площадки (зала) проводятся две продольные параллельные линии на расстоянии 50-70см одна от другой - «ров». Во рву водящий - «волк». «Козы» находятся на одной из сторон площадки (зала). По сигналу учителя козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. Волки, не выбегая из рва, ловят (пятнают) коз.

Пойманные «козы» подсчитываются, волки меняются после 2-3 перебежек.

Варианты: во рву может быть 2-3 волка; козы перепрыгивают через ров туда и обратно до нового сигнала; пойманные козы остаются во рву.

быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

«Встречная эстафета»


Играющие делятся на 2-3 команды. Каждая команда в свою очередь делится на две части.

Первые части команд становятся в колонны по одному. Расстояние между колоннами - 3-4м. вторые части команд также выстраиваются в колонны по одному лицом к своим товарищам на расстоянии 10-20м. по сигналу учителя первые игроки первой части команды бегут к первым игрокам второй части команды и передают эстафету (лучше малый мяч), началась встречная перебежка с эстафетой. Выигравшей считается команда, первой закончившая перебежки.

быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

Дедушка-рожок

На игровой площадке проводят две линии на расстоянии 10-15 м. Между ними посередине в стороне чертится круг диаметром 1-1,5 м.

Из числа играющих выбирается водящий - «дедушка-рожок». Он занимает свое место в круге. Остальные играющие делятся на две команды и становятся в своих домах за обеими линиями.

Водящий громко спрашивает: «Кто меня боится?»

Играющие дети отвечают ему хором: «Никто!»

Сразу после этих слов они перебегают из одного домика в другой через игровое поле, приговаривая: «Дедушка-рожок,
съешь с горошком пирожок!
Дедушка-рожок,
съешь с горошком пирожок!»

Водящий выбегает из своего домика и старается дотронуться рукой бегущих игроков. Тот, кого водящий коснется, уходит вместе с ним в его дом-круг.

быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

«Горелки»

Играющие становятся в колонны парами, впереди колонны ведущий- «Горельщик» встает спиной к группе (на расстоянии около 3-х метров от первой пары).

Дети хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

С последним словом, дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колоны – один слева, другой справа. Водящий пытается поймать (засолить) одного из них прежде, чем дети успеют встретиться и взяться за руки впереди него.  При этом заранее оговаривается или отмечается расстояние, до которого паре нельзя соединяться. Его можно увеличивать или уменьшать в зависимости от возраста участников, чаще это 5-15 метров от места, где стоит водящий. Если водящему удалось засолить, он с пойманным берутся за руки и становятся впереди колонны. Оставшийся без пары становиться водящим.

развивает выдержку, скорость бега, быстроту реакции;

«Вызов номеров»


Играющие делятся на две команды, становятся в шеренги лицом друг к другу и рассчитываются по порядку номеров. Расстояние между шеренгами - 6- 10 м. В 8 - 10м в стороне от шеренг лежат набивные мячи. Учитель называет какой - либо номер, например 5. Пятые номера обеих команд бегут к набивным мячам, обегают их и возвращаются на свои места. Прибежавший первым приносит своей команде очко. Затем вызывается другой номер, и так до тех пор, пока все играющие не будут вызваны. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Варианты: участники передвигаются прыжками на двух ногах, на одной ноге, приседе, преодолевая препятствия.

Развивает скорость бега, быстроту реакции;

«Борьба за флажок»


Игровая площадка делится пополам поперечной линией. На расстоянии 2м от поперечных сторон площадки проводится по «игральной» черте. За игральной чертой на равном расстоянии друг от друга расставляются по 10 флажков (конусы) с одной и другой стороны. Играющие делятся на две равные команды и располагаются в произвольном порядке - каждая команда на своей половине поля, ближе к своим флажкам (конусам).

По сигналу руководителя игроки обеих команд начинают перебегать на сторону противника, стремясь завладеть флажками (конусами). Захватив конус или флажок, играющий старается унести его на свою сторону. Игроки салят противников на своей стороне поля. Осаленный остаётся там, где его коснулись, а взятый флажок возвращает на место. Осаленного может выручить игрок его команды, коснувшись товарища рукой. Вырученный игрок вступает в общую игру. Играют установленное время. Выигрывает команда, сумевшая перенести на свою сторону больше флажков.

Правила: Салить игроков можно только на своей половине площадки. Игрок, подбежавший к флажкам противника, может взять только один флажок. Если его запятнали с флажком, то флажок отдаётся противнику, ставится на место, а сам игрок обязательно остаётся на том месте, где его осалили, и ждёт выручки. Передавать или перекидывать флажок нельзя.

быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

«Сумей догнать»


В трёх шагах от углов зала ставят четыре стойки. Мальчики класса располагаются возле стен зала, растянувшись по всей его окружности. Они поворачиваются правым боком к стенам. Дистанция между игроками должна быть одинаковой.

По команде «Марш!» все начинают бег против часовой стрелки, обегая стойки с наружной стороны. Задача каждого - не дать себя догнать и постараться коснуться рукой впереди бегущего. Осаленные идут в центр зала, чтобы не мешать остальным.

В игре побеждают три самых выносливых ученика.

Варианты: вместо бега можно прыжками на двух ногах, одной, приставными шагами и т.д.

Развивает скорость, выносливость

Норматив ГТО: Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

«Кто сделает меньше прыжков?»


На площадке обозначают две линии на расстоянии 5-6 метров. Несколько детей встают к первой линии и по сигналу прыгают до второй линии, стараясь достичь её за меньшее число прыжков. Ноги слегка расставить и приземляться мягко на обе ноги.

Варианты: увеличить дистанцию до 10м. (это в среднем 8-10 прыжков).

Научить детей прыгать в длину, делая сильный взмах руками, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги. Развивать силу толчка, укреплять мышцы ног.


«С кочки на кочку»


На земле чертят две линии – два берега, между которыми болото. Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Начертить на болоте кочки или использовать плоские кольца на разных расстояниях друг от друга: 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90см. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку, отталкиваясь двумя ногами или одной, не становясь между кочками, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остаётся в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подаёт увязшему ребёнку руку и показывает прыжками путь выхода из болота.

Варианты: соревнование: «Кто быстрее переберётся через болото».

Развивать силу толчка, умение сохранять равновесие на кочке, ловкость.


Кто дальше прыгнет.


Игра: Играют команды по 5-8 человек. Первые участники прыгают от стартовой линии с места, толкаясь двумя ногами. С места приземления прыгают вторые номера. Затем третьи и т. д.

Победитель: Команда прыгнувшая дальше.



«Удочка»

Дети стоят по кругу, в центре водящий. Он держит в руках верёвку, на конце которой привязан мешочек с песком. Водящий вращает верёвку над самым полом, дети подпрыгивают на двух ногах вверх, так чтобы мешочек не задел их ног. Описав 2-3 круга, делается пауза, и подсчитываются пойманные.

Варианты: те дети, которых поймали, выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые ловкие.

Научить детей подпрыгивать на двух ногах, приземляться на носки, полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту, глазомер.


«Ловля кузнечиков»

На расстоянии 10-12 м отметить стартовую и финишную линии. В 1,5 м перед старто­вой линией чертится вторая такая же.

Класс делится на 2 команды, одна из которых ста­новится за стартовой линией и принимает упор при­сев с опорой на руки, выставленные немного вперед. В 1,5 м перед ними такое же положение принимают игроки другой команды.

По сигналу педагога все участники иг­ры начинают прыжки вперед «кузнечиком», отталки­ваясь руками и ногами. Задача задних игроков - до­гнать и касанием руки осалить как можно больше «кузнечиков» передней команды, пока те не достигли финишной линии. А задача передних -как можно быстрее ускакать и не дать себя осалить до финиша. Участники, прыгающие без опоры руками, выбывают из игры. Затем обе команды снова возвращаются на старт, меняются местами и ролями. Выигрывает команда, поймавшая большее количе­ство «кузнечиков».


Развитие силы, быстроты, ловкос­ти и внимания.

«Прыжок за прыжком».

Игра проводится между двумя командами, игроки которых распределяются по парам и выстраиваются параллельными колоннами (расстояние между парами -два шага). В руках у ребят концы коротких скакалок, которые они натягивают на уровне опущенной вниз руки. По сигналу первая пара каждой команды быстро кладёт скакалку на пол и оба игрока бегут назад снаружи своих колонн. Затем они последовательно перепрыгивают через скакалки всех пар, стоящих в колонне. Достигнув своих прежних мест, оба игрока останавливаются и берут опять свою скакалку за концы. После этого в игру вступает вторая пара. Теперь эти дети кладут свою скакалку на землю, перепрыгивают через первую и бегут назад, чтобы снова начать прыжки от конца колонны к своему месту. Игра заканчивается, когда последняя пара перепрыгнет через скакалки всех стоящих впереди и вернётся на своё место. Победитель определяется по времени, затраченному на игру (за ошибки прибавляются штрафные секунды). Опускать скакалку ниже коленей, а бегущим задевать её ногой запрещается.

Варианты: Прыгать можно заранее обусловленным или произвольным способом.

Развить скоростно-силовые качества

«Опереди на этап».

Две - три команды располагаются на обычной беговой или специально очерченной круговой дорожке, разбитой на этапы. Число игроков в команде зависит от общей протяженности дорожки: каждый должен преодолеть не менее 10м и не более 30м. длина всех этапов одинакова. На каждом этапе от команд стоят по одному участнику. По сигналу игроки первого этапа продвигаются к следующему, прыгая на одной ноге. Коснувшись партнёра рукой, игрок остаётся на его этапе, а второй номер продолжает двигаться к третьему этапу и т.д. Прыжки проводятся без остановки и могут продолжаться несколько кругов, т.е. до тех пор, пока одна из команд не опередит отстающую на один этап. Заранее договариваются на какой ноге участники игры совершают прыжки. Варианты: Можно условиться прыгать на двух ногах, с ноги на ногу, с подскоками на каждый шаг.

Развить скоростно-силовые качества

«Попрыгунчики – воробышки».

На полу чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот» - становится в центре круга. Остальные играющие - «воробышки» - находятся за кругом, у самой черты. По сигналу учителя «воробышки» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком», и игра продолжается. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

Варианты: Можно условиться прыгать на двух ногах, на одной, менять темп прыжков.

Развитие быстроты, ловкос­ти и внимания

«Прыгуны и пятнашки»

Участники игры делятся на две равные команды, каждая из которых выстраивается вдоль боковых сторон зала лицом к середине. По жребию одна команда назначается прыгунами, вторая - пятнашками. На площадке делается разметка. В 1м от лицевой линии площадки проводится стартовая линия (для бегунов), а впереди, через 3м - вторая стартовая линия (для прыгунов). Перед этой линией (в 10-12м от неё) чертят полосу шириной 1,5 - 2м. По команде учителя «На старт!» четыре игрока из команды прыгунов занимают места за второй линией. За ними тут же за ближайшую к стене линию встают в затылок четыре игрока из команды пятнашек. По команде «Внимание!» прыгуны и пятнашки принимают положение высокого старта, а по команде «Марш!» все выбегают вперёд. Задача прыгунов – быстрее достичь полосы и перепрыгнуть через неё. Задача пятнашек – успеть осалить прыгунов, прежде чем они сделают прыжок (пятнашки не прыгают). Если прыгуна не успеют осалить до прыжка, его команда получает одно очко. После первых четверок в борьбу вступают вторые четверки прыгунов и пятнашек, пока все не примут участие в игре. После этого команды меняются ролями и местами на линиях старта. В итоге побеждает команда, набравшая больше победных очков.

Варианты: Можно условиться прыгать на двух ногах, перешагиванием толчком одной.

Развить скоростно-силовые качества, быстроту.

«Светофор»

Играет три игрока, каждый игрок присваивает себе цвет: первый-красный, второй-желтый, третий-зеленый. Два игрока берут длинную скакалку. Один держит с одной стороны, второй с другой и начинают крутить, а третий игрок прыгает через скакалку. Все при этом поговаривают: «Красный, желтый, зеленый». На чьем «цвете» споткнулся прыгающий тем игроком его и заменяют. Выигрывает тот игрок, который ошибался «спотыкался» меньше всех за определенный отрезок времени. Прыгают заранее оговоренным способом: на двух ногах, на одной, перешагиванием и т.д.

Развивает скоростно-силовые качества, ловкость, внимание

Норматив ГТО: Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м

«Сильный бросок»


Команды стоят в шеренгах в 20-30 м друг от друга. Посередине лежит большой (баскетбольный) мяч. Игроки бросают малые мячи (снежки) в большой и стараются перекатить его на сторону противника. Команда, которой удается это сделать, побеждает.

Развивает меткость, ловкость, силу

«Не промахнись»


Играющие встают по кругу. Перед носками их ног проводят черту, а в середину круга идет водящий. Стоящие по кругу перебрасывают мяч между собой, поджидая удобный момент, чтобы запятнать водящего. Последний должен все время увертываться, чтобы его не осалили. Игрок, которому удалось запятнать водящего, идет в центр круга, а водящий встает на его место в кругу. Если игрок промахнулся, метая мяч в водящего, то он встает на одно колено и в такой позе продолжает ловить и бросать мяч. Промахнувшись второй раз, встает на оба колена и так продолжает игру. Если же игрок, метая мяч в водящего, в третий раз промахнулся, то он выходит из игры. И наоборот, если игрок попал мячом, то снова встает на одно колено и продолжает играть. В случае вторичного попадания он может продолжать игру стоя.

Игра длится 15-20 минут. Победителем считается тот игрок, которые дольше других продержатся внутри круга и которые проведут всю игру стоя.

Развивает меткость, ловкость, силу

«Чей отскок дальше»


Играют возле глухой стены или у баскетбольного щита. Играющие поочередно бросают теннисный мяч в стену (щит), чей отскочит дальше, тот и победитель. Броски можно производить с места и с разбега.

В другом варианте игры мяч ударяется с силой о землю и поднимается ввысь. После удара все дружно начинают считать от единицы до тех пор, пока мяч не коснется земли. У кого сильнее удар, его мяч дольше продержится в воздухе.


Развивает меткость, ловкость, силу

«Быстро и точно»

Команды строятся перед линией броска в колонны по одному. У направляющих по мячу. Перед каждой командой на расстоянии 2-4-х м от линии броска на полу лежит обруч.

По сигналу учителя, первый игрок из положения стоя ноги врозь бросает мяч, стараясь попасть внутрь обруча. После броска игрок бежит за мячом, подбирает его и встав в конец своей колонны, посылает его вперед между ног играющих стоящему впереди. Следующий игрок, получив мяч, повторяет то же самое. Побеждает та команда, чья колонна первая закончит.

Развивает меткость, ловкость, быстроту

«Своему ловцу»


Игра напоминает баскетбол. Участники распределяются на две команды и играют на прямоугольной площадке, ограниченной линиями. Каждая команда старается овладеть мячом и бросить его по цели. Однако этой целью является не корзина, а свой же игрок (ловец), стоящий в круге (или треугольнике), начерченном на земле. Ловцы располагаются на противоположных концах площадки. Чтобы поймать мяч, ловец может подпрыгивать, но не имеет права заступать в нейтральную зону, которая опоясывает круг (ширина 70—90 см). В эту зону не разрешается входить и полевым игрокам обеих команд. За это и другие технические нарушения мяч передается противоположной команде. За грубую игру назначается штрафной бросок с расстояния шести шагов от стоящего ловца. Бросающему может мешать только один перехватчик, располагающийся возле нейтральной зоны перед ловцом.

Варианты:

Можно условиться, что игрок будет бросать мяч ловцу, только перейдя среднюю линию площадки или сделав предварительно между своими игроками не менее 3 передач. Каждый меткий бросок приносит команде 1 очко. После этого мяч вводится в игру проигравшей очко командой броском из-за лицевой (короткой) линии своей площадки. Играют две половины по 8-10 минут.

Развивает меткость, ловкость, силу

«Называй и не зевай!».


Дети встают в круг, поочередно бросают друг другу мяч. Ребенок, бросивший мяч первым, произносит какое-либо слово, например «мяч». Тот, кто ловит, отвечает созвучным словом (например «грач») и перебрасывает третьему и т. д. Если ребенок не успел подобрать слово, или поймать мяч, он выбывает из игры.

Развивает быстроту реакции, ловкость

«Подбрось -поймай»


Игроки стоят в двух шеренгах (напротив друг друга) на расстоянии вытянутых в стороны рук. У детей одной из шеренг в руках мяч. По сигналу водящего дети одновременно подбрасывают мяч перед собой вверх, ловят его двумя руками и прокатывают мяч играющим, стоящим напротив в другой шеренге. Те в свою очередь повторяют задание в подбрасывании и ловле мяча.

Варианты: При повторении игру можно усложнить: бросить мяч вверх и хлопнуть 2-3 раза; поймать мяч в прыжке; бросить мяч, успеть повернуться вокруг себя и затем поймать мяч; бросать мяч одной рукой, а ловить другой.

Развивает меткость, ловкость, силу

«Встретятся ли мячи?»


Игроки разбиваются на пары. Становятся в 3-6 метрах друг от друга, у каждого волейбольный мяч. По команде учителя, метают друг другу мяч так, чтобы они встретились.

Дети-зрители хором считают, сколько раз мячи ударились, встретившись, у каждой пары участников. Побеждает та пара игроков, у которой окажется больше встреч мячей.

Варианты: можно мяч прокатить по полу, метать мяч двумя руками или левой, правой.

Развивается ловкость, сила, меткость, ориентация в пространстве

«Перебрось мяч»


Игроки строятся в две шеренги. У детей первой шеренги по одному мячу. Они перебрасывают мяч детям другой шеренги.

Побеждает та подгруппа детей, у которой число падений мяча будет наименьшим.

Варианты: Можно менять размер мяча, расстояние между шеренгами, способы метания мяча.

Развивается ловкость, сила, меткость, ориентация в пространстве

«Попади в «окошко»


Дети распределяются на 4-6 команд. В каждой команде должно быть не более 5-6 детей. Одновременно играют две команды. Ребята встают в колонну по одному сбоку от гимнастической стенки по обе ее стороны на расстоянии 1 м. На этом же расстоянии проводится черта.

Одна команда получает мяч. Стоящий первым бросает мяч в нижний пролет гимнастической стенки - «окошко» и встает в конец колонны. Ребенок, стоящий первым в противоположной команде, ловит его (или берет с пола, земли) и бросает мяч в этот же пролет. Следующие дети бросают в пролет повыше и т. д. Если один не попал в «окошко», то следующий ребенок из этой же команды бросает мяч в то же «окошко».

В зависимости от того, какая команда и каким боком стоит к гимнастической стенке, дети бросают в «окошко» правой или левой рукой.

Когда мяч побывает в каждом «окошке», команды меняются местами: те, кто бросал мяч левой рукой, бросает правой, и наоборот. Побеждает та команда, которая допустила наименьшее число ошибок. После этого их место занимает другая пара команд.

Варианты: менять расстояние команд от гимнастической стенки и способы метания.

Развивается ловкость, сила, меткость, ориентация в пространстве

Тест на гибкость: «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке»

«Путаница»


Из числа игроков выбирают водящего. Все игроки встают в круг, а водящий отворачивается. В это время игроки закутываются, не размыкая рук. Задача водящего - распутать путаницу.

Развивает ловкость, гибкость, логику.

«Эстафета с гимнастической палкой»


Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Первый игрок по сигналу ведущего перешагивает через гимнастическую палку, которую держит в руках, затем передает ее следующему игроку. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание.

Развивает ловкость, гибкость

«Блуждающий мяч»

Игроки встают в круг. Их задача передавать мяч наклоняясь вправо или влево, не дать ему упасть как можно дольше. Причем игроки не должны сходить с места и даже отрывать ступни от пола. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры. Варианты: можно передавать через одного, двумя руками или одной, под ногами, в различных исходных положениях.

Развивает ловкость, гибкость

Жираф


Ведущий раскладывает перед игроком камушки. Игрок должен встать прямо, соединив пятки и разведя носки в стороны. Его задача - собрать все лежащие перед ним камушки. Все было бы просто, да вот только игрок не имеет права сгибать ноги, и ему приходится собирать камушки, каждый раз наклоняясь. До камушков, лежащих чуть поодаль, игроку приходится еще и изо всех сил тянуться руками. Ведущий должен следить за тем, чтобы игрок соблюдал правила: не сгибал ноги и старательно дотягивался до всех предметов, ничего не пропуская. Если игрок все выполнил правильно и собрал все камушки, то он считается победителем. Далее по очереди камушки собирает следующий игрок

Развивает ловкость, гибкость

Клеточки


Необходимое оборудование: квадрат, расчерченный на девять клеток, пронумерованных с 1 до 9. Сторона клетки должна приблизительно равняться длине детской ступни + 5 - 6 см. Квадрат этот можно начертить мелом на полу или использовать координационную лесенку.

Игрок становится возле игрового поля. Ведущий дает игроку команды, которые тот должен выполнять. Команды эти могут быть, например, такими: «Наступи левой ногой на клетку 1, а правой на клетку 9, левой рукой попади в клетку 6, а правой в клетку 8. А теперь левую ногу перенеси на клетку 3» и т. д. Обязательное условие: передвигающийся внутри игрового поля игрок не должен ногами или руками касаться границ клеток. Если это происходит, то игрок считается проигравшим, и его место занимает другой. Выигрывает игрок, которому удается выполнить все команды ведущего, не коснувшись при этом линий клеток и не упав.

Варианты: Эта игра может усложняться. Например, можно увеличить количество клеток игрового поля (это тем более необходимо, если в игре принимают участие дети высокого для своего возраста роста). Кроме того, если игровое поле достаточно велико, в игре может одновременно участвовать два-три человека (помимо ведущего). В этом случае ведущий отдает команды каждому из играющих по очереди.

Развивает гибкость учит детей тянуться, способствует развитию координации движений и равновесия.

Стой!


Выбирается водящий, которому вручается мяч. Остальные игроки встают в круг и рассчитываются по порядку. Водящий становится в центр круга. Сильно ударив мячом о землю, он быстро называет любой номер. Игрок с этим номером бежит за мячом, а все остальные, включая водящего, который передал «эстафету» вызванному игроку, разбегаются. Новый водящий догоняет мяч, хватает его и кричит: «Стой!», после чего все игроки, до сих пор произвольно перемещающиеся по площадке, застывают в неподвижности. Водящий с мячом выбирает ближайшего к себе игрока и старается «запятнать» его, кинув в него мяч. Игрок старается увернуться от мяча. У него нет права на то, чтобы сойти с места, но, стоя, он может увертываться от мяча любым способом: изгибаться, отклоняться, приседать и т. д. Если, несмотря на все усилия игрока, он будет «запятнан», ему и водить. Если же попытка водящего (он может кинуть мяч в игрока только один раз) заканчивается неудачей, он вновь бежит за мячом, а остальные игроки разбегаются по площадке до следующего окрика: «Стой!»

Развивает ловкость, гибкость

«Лимбо»

Двое игроков держат планку или скакалку (длина 1-1,5 м) за концы, стоя друг против друга. Они будут судьями: их задача - следить за ходом игры. Остальные игроки выстраиваются в колонну на расстоянии 1 м от планки. Для начала судьи поднимают планку совсем высоко: над головой на вытянутых руках. Перед всеми стоит задача: пройти под планкой, ни за что не держась, не касаясь руками пола, не присаживаясь на корточки и не задевая планку. После того как во главе колонны вновь оказался первый игрок, судьи усложняют задачу, немного опуская планку. Так и продолжается игра: с каждым ее туром судьи опускают планку все ниже. Чтобы не задеть ее, игрокам придется проходить под ней, откинувшись назад. Сделать это трудно: придется изгибаться, стараясь сохранять при этом равновесие. Игроки, нарушившие правила или не прошедшие под планкой, выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не остается только один игрок. Судьям нельзя намеренно приподнимать планку, когда игроки проходят под ней.

Развивает гибкость, чувство равновесия


«Борьба на палке»


Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

Развивает силу, ловкость, гибкость

«Ойбонтон уулааhын» (водопой из проруби) якутская национальная игра

Положение игроков в широкой стойке, руки за спиной. Задача игрока - не сгибая ноги, наклониться, доставать лбом кубика, стоящего на полу. Сначала достать кубики, стоящие пирамидкой, затем постепенно убирать по одному кубику, если упражнение выполняется правильно. Победа присуждается тому, кто коснулся лбом пола и принял исходное положение.

Развивает ловкость, гибкость

«Хорох от урдунэн ыстаныы» (прыжки над жесткой травой) якутская национальная игра

Игрок принимает стойку, согнувшись, обняв ноги под коленями, кисти - в замок. С этого положения старается перепрыгнуть линию или несколько линий, не теряя исходного положения.


Силовые виды: Поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, подтягивание из виса на высокой, (низкой) перекладине

«Тянем-потянем»


Игроки делятся на две равные команды из 2-5 игроков. Посередине площадки кладется обруч. С противоположных сторон на расстоянии 1,5 м от обруча проводятся две черты. Команды игроков отходят на равное расстояние от обруча. По команде ведущего обе команды бегут к обручу и хватаются за него с противоположных сторон. Задача игроков - тянуть обруч на себя и не дать другой команде возможности перетащить обруч за противоположную черту. Выигрывает та команда, которая смогла перетащить обруч на свою половину.

Варианты: Перетягивать можно обычный канат; количество перетягивающих варьирует от 1-5 человек

Развивает мышечную силу рук, ног, спины и пресса

 «Паучки»


Игроки делятся на 2 команды. Каждый игрок команды принимает положение присед опираясь сзади на руки, а между ногами и туловищем кладет мяч. И в таком положении по сигналу ведущего бежит до флажка и обратно. Если играющий потерял мяч, то он начинает движение с того места, откуда произошла потеря предмета. Побеждает та команда, которая прошла дистанцию первой.

Для развития силы и выносливости


«Колобок»


Игроки становятся в линию на одной стороне площадки или спортивного зала. У каждого игрока есть «колобок» - набивной мяч. Дети кладут мячи на пол перед собой и по сигналу водящего силой толкают ногой каждый свой мяч, а потом бегут за ним, стараясь первыми поймать свой «колобок». Самый нерасторопный участник выходит из игры, а оставшиеся игроки вновь выстраиваются в линию. Игра продолжается пока не останется один победитель.

Варианты:

Толкать мяч можно заранее оговоренными способами: одной ногой, двумя или левой, правой рукой из исходного положения «планка», бросок мяча сидя двумя руками из-за головы, от груди, одной рукой и т.д.

Для развития силы, быстроты, выносливости


«Петушиные бои»


Начертить круг диаметром приблизительно в 1,5—2 м. Игроки становятся в центр круга лицом друг к другу. Суть игры состоит в том, что один игрок должен постараться вытолкнуть своего противника за пределы круга. Сделать это не так-то просто: игроки при этом должны стоять на одной ноге, а локти у них должны быть прижаты к бокам (на манер петушиных крыльев). Таким образом, толкать и теснить друг друга можно только боком, стараясь при этом сохранить равновесие, прыгая на одной ноге. В игре строго запрещается подталкивать противника руками, а также вставать на обе ноги. После того как в паре определился победитель, в игру вступает новая пара игроков. Игру можно закончить, когда в каждой паре определится победитель или можно устроить настоящее соревнование с полуфиналом и финалом, в котором определится абсолютный победитель.

Варианты: Можно поменять исходное положение, например встать на четвереньки и толкать, из круга, противника плечом

Для развития силы, ловкости, координации движений и равновесия.


«Лесенка»

Первый номер выполняет одно подтягивание. Затем второй номер тоже один раз, затем первый, но уже два раза, второй тоже два раза и так каждый раз увеличиваем на один раз для обоих партнеров. Проигрывает тот, кто не сможет выполнить свое количество.

Варианты: можно любое другое упражнение как отжимание, приседание, прыжок с приседа и т.д.

Для развития силовой выносливости основных групп мышц.

«Захват мячей»


Игроки 1-й команды выстраиваются в шеренгу, у каждого в руках набивной мяч. Игроки 2-й команды в течение заданного времени должны отобрать все мячи у игроков 1-й команды, донести их до своей «базы», находящейся на расстоянии 5-10 м, и приземлить их на нее. Через определенный отрезок времени команды меняются ролями. Побеждает команда, собравшая больше мячей.

Для развития силы и выносливости


«Борьба за палку»


Соревнующиеся встают лицом друг к другу и берутся руками за деревянную гимнастическую палку, удерживая её горизонтально хватом сверху. Руки на ширине плеч, правая рука у каждого с внешней стороны.

После сигнала, игроки начинают крутить палку, стремясь заставить соперника отпустить один из её концов. Во время выкручивания палки руки в локтях сгибать нельзя.

Варианты:

Можно использовать две эстафетные палочки. Игроки держат их вертикально, каждый держит палочку правой рукой, сверху. По сигналу игроки выкручивают палочки, стараясь отнять их у соперника. Кто первый отпустит палочку- проигрывает.

Для развития мышц плечевого пояса и кисти

 


«Колдуны»

Игра проводится на мягком покрытии, например в борцовском зале, так как игроки передвигаются на четвереньках. Выбирается 3-4 игрока- «колдуны». Они касанием руки должны «заколдовать» всех ребят. «Заколдованный» игрок становится в положении «планка» до тех пор пока его не расколдует не заколдованный игрок, пролезав под его планкой. Расколдованный игрок вновь вступает в игру.

Варианты:

Можно передвигаться прыжками

на двух ногах, на одной, бегом, на коленках и т.д.

Для развития силы, быстроты и выносливости


«Прорыв обороны»


Чертится круг (база) диаметром 2-3м. Игроки 1-й команды выстраиваются вокруг своей «базы» и защищают ее.

Игроки 2-й команды, держащие в руках набивные мячи, должны в течение заданного времени прорвать оборону 1-й команды и приземлить мячи на «базу». Приземленный на «базу» мяч трогать запрещается. Игроки 2-й команды не имеют права забрасывать мячи на «базу», их можно только устанавливать руками. В ходе борьбы защитникам разрешается отбирать мячи у нападающих и отбрасывать их как можно дальше от «базы».

Для развития силы и выносливости


«Футбол раков»

Игроки располагаются на ограниченной площадке в положении упор лежа сзади. Выбирается водящий, становится за пределами площадки. По сигналу, он бросает мяч, стараясь попасть в одного из игроков. Игроки могут защищаться от попадания мячом, выставляя ноги навстречу мячу или убегать от мяча в упоре сзади. Если водящий попал мячом в туловище или руки игрока, он меняется с ним местами. Если водящий промахнулся или попал игроку в ноги, «раки», получив мяч в свое распоряжение, начинают передавать его друг другу ногами, передвигаясь в упоре сзади по площадке. Водящий старается завладеть мячом. Если это ему удается, то он снова бросает мяч в игроков с того места, где его взял.

Игра длится в определенный отрезок времени. Выигрывают «раки», которые ни разу не были водящими или были в этой роли наименьшее количество раз.


Для развития силы, ловкости, меткости и выносливости