СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка стихов и рассказов о музыкальных инструментах.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создавать условия для более подробного знакомства с музыкальными инструментами через стихи и потешки, пополнять словарный запас детей. Развивать повышенную эмоциональную отзывчивость, интерес,  заинтересованность детей игровым процессом.

Просмотр содержимого документа
«Подборка стихов и рассказов о музыкальных инструментах.»

СТИХИ И РАССКАЗЫ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

(для знакомства с детскими музыкальными инструментами)



«БУБЕН»

В цирке медвежонок пляшет 
И задорно бубном машет, 
Лапой по нему стучит. 
Бубен радостно звенит.

Подошел к нему медведь, 
Чтобы малышу подпеть. 
В лапах тот же инструмент, 
Удивительный момент.

Бубенцов бубновых звон 
Слышится со всех сторон. 
Бубен — это вам не шутка. 
Молодцы у нас мишутки.


Вопросы и задания (для детей средней группы)


• Дети встают в круг. Один получает бубен, играет на нем простую мелодию и передает бубен соседу по кругу. Тот должен повторить эту мелодию и исполнить свою, которую повторяет следующий по кругу.
• Что в природе напоминает вам звучание бубна?
• Нарисуйте портрет бубна в виде солнышка с лучиками. 



«ЛОЖКИ»

Ложки разными бывают, 
И на них порой играют. 
Отбивают ритм такой. 
Сразу в пляс пойдет любой.

Ложки — пусть не фортепиано. 
Но у них свое пиано. 
Есть и форте, даже трели, 
Как у струн виолончели.

Если виртуоз играет, 
Ложки будто бы летают. 
Их в руках по три, по пять, 
Трудно даже сосчитать.

Вопросы и задания


• Педагог раздает детям деревянные ложки. Затем включается музыка, и дети должны подыграть на ложках этой музыке.
• Дети делятся на группы. Каждая группа — ансамбль ложечников. Дети должны придумать какую-либо простую мелодию и исполнить ее на ложках.

• Дети делятся на пары. Один человек в паре играет роль обычной столовой ложки, другой — музыкальной. В сценке дети рассказывают, как их ложки служат людям и чья судьба интереснее. 

«БАРАБАН»




Я, конечно, не орган, 
Я всего лишь барабан. 
Но могу любые звуки 
Я исполнить, были б руки.

Вот две палочки, держите, 
По мембране постучите. 
Слышите, как я пою? 
Тишины я не люблю.

Если где-то марш, парад, 
Послужить всегда я рад. 
Я даю сигналы к бою, 
Я не плачу и не ною.

Я, конечно, не орган. 
Но зато я барабан. 
Поиграть на мне хотите?
Поскорее подходите!

Вопросы и задания


• Детям раздаются палочки. Все они барабанщики. Каждый выбирает объект, по которому он будет бить палочками. Затем включается музыка, и дети должны барабанить в такт музыке.



• Нарисуйте веселый портрет барабана в образе пузатого улыбающегося господина. (раскрасить раскраску – барабан)

«КОЛОКОЛЬЧИК»






Колокольчик — музыкант, 
У него большой талант 
Радость людям приносить,
Может он весь день звонить.

Пусть он кроха и юнец.
Колокол — его отец — 
Музыкальный инструмент, 
Нужный всем в любой момент.

Громко колокол поет, 
В колокольнях он живет. 
Людям музыка его 
Ближе и родней всего.

 

На моем велосипеде 
Колокольчик есть из меди. 
Служит он вместо звонка. 
Слышен звон издалека.

Вопросы и задания


• Где еще в жизни людей и в природе встречаются колокольчики?
• Представьте, что вы колокольный мастер и вам заказали сделать сказочный колокол. Нарисуйте этот колокол и расскажите, как и из чего вы его будете делать.

• Почему для колоколов строят колокольни?
• Кто такой звонарь? 

«СВИСТУЛЬКИ»

У детей в ладошах птички, 
С виду птички — невелички, 
Только птички не порхают. 
В небеса не улетают.

Дети бережно их носят, 
Дети их ко рту подносят, 
Дуют в птичек — те свистят, 
Всех в округе веселят.

Милые свистульки это, 
Выкрашены ярким цветом, 
Деревянные, из глины, 
Звук у них певучий, длинный.
Он похож на птичью трель, 
На весеннюю капель, 
На звенящий ручеек 
И на солнечный денек.


Вопросы и задания


• Почему детям из стихотворения так нравились свистульки?
•Нравятся ли вам игрушки-свистульки?

• Педагог раздает детям свистульки. Затем включается музыка, и дети стараются свистеть в такт этой музыке.

 

ЧУДО-СВИСТУЛЬКА

— Мама, в деревню пришел бродячий торговец, — радостно рассказывал мальчик. — У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку.
— Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, — ответила мама.
— Тогда я не пойду на праздник весны,—расстроился мальчик. — Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник.
Мама улыбнулась и хитро спросила:
— А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку?
— Цвинь-цвинь, — звонко пропела синичка на подоконнике.
— Хорошо, — согласился мальчик. — Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть.
На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка.
— Мама, откуда ты муку взяла? — удивился мальчик.
— У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, — ответила мать.
На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку.
Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов.
Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.
— Цвинь, цвинь, — вилась над ним его синичка.
— Лети в лес, ты теперь свободна, — махнул мальчик рукой.
Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха.
Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник.
Вечером он рассказал маме:
— Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это.
Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку.
— А где же твоя чудо-свистулька? — улыбнулась мама.
— Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела.
— Синичка отплатила тебе добром за добро, — задумчиво проговорила мама.


Вопросы и задания
• Почему синичка в руках у мальчика превратилась в свистульку?
• Нарисуйте свистульку-синичку и украсьте ее узорами.
• Как вы думаете, должны ли люди праздновать наступление разных времен года?



«ФЛЕЙТА»


Флейта — это звук волшебный, 
Это голос сокровенный, 
Это счастье и покой, 
Это разговор с душой.

Это сердца излиянье, 
Добрых сил в него вливанье, 
Это крылья красоты, 
Голос веры и мечты.

Флейта — сказочная фея, 
Открывающая двери 
В мир духовный и хрустальный 
И таинственно печальный.



Вопросы и задания
• Почему голос флейты сравнивается с образом феи?
• Прослушайте музыку флейты и нарисуйте фею этой музыки.




«АРФА»

На ней играют не смычком, 
Звук извлекается щипком. 
Как струи, струны шелестят, 
Каскадом сказочным звенят.

Восходят ввысь, назад плывут, 
Куда-то за собой влекут. 
Подобны шепоту волны, 
Глубоких тайн они полны.

У арфы ласковый напев, 
Спокойный, ровный, нараспев. 
Излечит боль любую в миг 
Ее таинственный язык.


Вопросы и задания


•Предложите детям прослушать музыку арфы.
•Чем звучание арфы отличается от звучания, например, гитары?


«ГИТАРА»

Гитары звуки у костра, 
В них столько света и добра! 
Как самый сокровенный друг 
Ее напевный, нежный звук.

Он с нашей говорит душой 
И возвращает ей покой. 
И песня льется, как нектар, 
Как долгожданный лучший дар.

И отступает суета, 
И в сердце просится мечта. 
И хочется весь мир любить 
И за любовь благодарить.

Вопросы и задания
• Почему люди берут с собой в поход гитару?
• Почему звук гитары как самый сокровенный друг?
• Вы когда-нибудь слушали гитару у костра?


«ФОРТЕПИАНО»





Фортепьяно — что такое? 
Это таинство большое, 
Разных клавиш разговор, 
Черно-белый вечный спор.

В черных клавишах бемоли 
И диезы звонко спорят. 
В белых — чистые тона, 
Ровная у них стена.

Нрав у белых — величавый, 
Короли они праву. 
Черных это возмущает, 
Им величья не хватает.

Ноты в разнобой звучат, 
Подчиняться не хотят. 
Примиренье наступает, 
Если музыкант играет.

Вопросы и задания

• Как вы думаете, о чем разговаривают черные и белые клавиши фортепьяно?
• Придумайте сказку о том, как одно фортепьяно захотело иметь разноцветные клавиши и что из этого вышло.
• Педагог нажимает разные клавиши и просит детей рассказать, что им напоминает звучание этих клавиш.



«ГАРМОНЬ»



— Ну-ка, гармонист Антошка, 
Доставай свою гармошку. 
Чтобы ноги в пляс пошли, 
Нас скорей развесели.

— Так и быть, — сказал Антон, 
И достал гармошку он, 
Широко ее развел,
Из гармони звук пошел.

Развеселый, удалой, 
Всем знакомый и родной. 
Эге-гей, играй, гармошка, 
Молодчина наш Антошка!

Вопросы и задания
• Чем похожи и чем отличаются аккордеон, гармонь и баян?