СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка тестов для I диагностического периода в начальной школе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не так давно у нас проходят общие диагностические периоды (второй год). Для ознакомления предлагаю вариант тестирования младших школьников, которым мы пользовались в этом году (может вы сделаете, или делаете лучше).

Плюсы:

  • Минимум бумаги (6 бланков на одном листе);
  • Быстрая обработка (без долгих подсчётов с красными глазами);
  • Малое время тестирования (20 минут).
  • Не надо читать и писать (особенно актуально для 1 классов).

Минусы:

  • Набор использовался только один раз и никто не подтверждал его эффективность.
  • Не очень много показателей антисуицидальных факторов.

Просмотр содержимого документа
«I диагностический период в начальной школе»

I диагностический период в начальной школе.


Не так давно у нас проходят общие диагностические периоды (второй год). Для ознакомления предлагаю вариант тестирования младших школьников, которым мы пользовались в этом году (может вы сделаете, или делаете лучше).


Плюсы:

  • Минимум бумаги (6 бланков на одном листе);

  • Быстрая обработка (без долгих подсчётов с красными глазами);

  • Малое время тестирования (20 минут).

  • Не надо читать и писать (особенно актуально для 1 классов).

Минусы:

  • Набор использовался только один раз и никто не подтверждал его эффективность.

  • Не очень много показателей антисуицидальных факторов.


На бланке 4 методики (в них много тонкостей, опишу те, на которые особенно обращали внимание):

  1. Тест «Ваши суицидальные наклонности» З. Королёвой – призван выявлять склонность к суицидальному поведению – смотрят стороны какие закрашены, сколько фигурок, интерпретируется с одного взгляда, только нужно запомнить на что смотреть. Например, плохо, если закрашена только левая сторона, только правая, продолжено закрашивание начатого на рисунке сектора, или закрашено не более трёх маленьких секторов.

  2. «Линия жизни» (автора не знаю, хотите – поищите), но тут всё логично – если галочка на конце линии, то это несколько тревожит.

  3. «Человек под дождём» стремится показать к какому поведению человек склонен, когда неприятности (как отличается фигура человека, когда она под дождём от первого рисунка, где фигура человека без дождя), наличие неприятностей и их характер (сильный дождь, тучи, молнии), ожидаемые последствия неприятностей (лужи, брызги), способы защиты (одежда, зонтик, где ручка это символ отца, а полотно – матери, мол).

  4. «Человечки на дереве» Л.П. Понаморенко. Делали два выбора. Первый тот человечек, который похож на тестируемого (и его обвести ручкой), второй – какой из них больше нравится и его обвести карандашом. Тут особенно тревожат отстранённые фигурки (справа), падающий и распластано лежащий внизу слева. Болтающиеся намекают на не учебную мотивацию.


С отложенными в отдельную стопку, по результатам первой обработки прийдётся проводить индивидуальное тестирование. Тогда можно использовать и опросники и беседу и тест Люшера и проективные методики, например «Куб в пустыне» и НСВ-10 тоже.



Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)


Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта.

Инструкция. Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам самим понравилась.

Интерпретация результатов

Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.

Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.

Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку. Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля.

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, — это ваша любовь к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе суицидальные наклонности.

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить.

Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.


Тест «Человек под дождём»


Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации.

Тест подходит как для детей 9-12 лет, так и для взрослых, выполняется по выбору обследуемого в черно-белом варианте (простым карандашом) или в цвете (например, цветными карандашами).

Инструкция
Для выполнения теста понадобится два листа бумаги, которые необходимо расположить вертикально, простой карандаш (или цветные карандаши), ластик. Попросите тестируемого нарисовать два рисунка на этих листах. Первый рисунок должен отображать фигуру человека, а второй – человека под дождем. Задание выполняется последовательно, а именно: после того как будет нарисован человек, предложите нарисовать на другом листе человека под дождем. При этом следует пояснить, что рисунки могут быть объединены общим сюжетом, но могут быть и абсолютно разными, не связанными между собой по смыслу.

Интерпретация рисунка


Первый рисунок отражает представление человека о себе в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной.

ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА
Нажим
Слабый нажим – пассивность, депрессия.
Сильный нажим – импульсивность.
Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Добивается своей цели.

Особенности линий
Легкие линии – недостаток энергии, скованность.
Линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность.
Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНИЙ, КОТОРЫМИ РИСУЕТСЯ КОНТУР ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
Разрыв контура – сфера конфликта.
Неотрывные линии – изоляция.
Много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
Двойные линии – тревога, страх, подозрительность.
Штриховка – зона тревожности.

РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКА
1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.
2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.

ЧЕЛОВЕК
Поза, ракурс
Если человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом.
Если человек повернут вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен.
Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.
Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.
Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Человек лежит или сидит – пассивность.
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.

Голова
Непропорционально большая голова – высокая значимость интеллекта.
Маленькая голова – низкая значимость интеллекта
Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.

Глаза
Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.
Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.

Нос
Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.
Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.

Рот
Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.
Впалый рот – пассивность.
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.

Уши
Уши очень большие – подозрительность.
Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.

Волосы
Волосы сильно зашрихованы – тревожность.
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.

Фигура
Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
Длинная, худощавая – астения.
Уродливая – негативизм, импульсивность.
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
Фигура с татуировкой – негативизм.

Руки
Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
Руки расположены близко к телу – напряжение.
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
Руки расставлены в разные стороны – общительность.
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении.
Очень большие кисти – потребность в общении.
Кисти рук зачернены – конфликтность.
Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
Большие пальцы – грубость, агрессия.

Ноги
Ноги широко расставлены – потребность в общении.
Ступни ног отсутствуют – пассивность.
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
Ступни ног большие – потребность в опоре.

Средства защиты от дождя
Зонт, головной убор, плащ и т.д. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.
Очень большой зонт – желание в трудной ситуации получить поддержку от авторитетных лиц.
Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.
Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей.

Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми.

ФОН, ОКРУЖЕНИЕ
Дождь
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде.
Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной окружающей среде.
Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.
Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.
Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Лужи, грязь
Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя».
Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.
Если справа – предвидит их в будущем.
Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Тучи
Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности.

Молния
Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.

Радуга
Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Одежда
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Другие дополнительные детали и предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т. д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.
Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, испытуемый импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных ситуациях.

Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ
Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.


Источник: https://psychojournal.ru/tests/947-proektivnaya-metodika-chelovek-pod-dozhdem.html#t20c



Методика «Дерево»

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта мы не предлагаем уч-ся вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 мотивация на развлечения

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что позицию № 16 уч-ся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

Л.П. Пономаренко Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе.
Методические рекомендации для школьных психологов Одесса «Астра-Принт»,1999.

Просмотр содержимого документа
«бланки»

Фамилия____________________

Имя___________Класс_____


1. Закрась кусочки фигуры так, чтобы рисунок стал завершённым.


2. Посмотри на линию, изображённую ниже. Если это твоя жизнь от начала до конца, то где ты на этой линии сейчас (поставь галочку).





3. Нарисуй человека.













Фамилия____________________

Имя___________Класс_____


1. Закрась кусочки фигуры так, чтобы рисунок стал завершённым.


2. Посмотри на линию, изображённую ниже. Если это твоя жизнь от начала до конца, то где ты на этой линии сейчас (поставь галочку).





3. Нарисуй человека.













4. Теперь нарисуй этого же человека, но там, где идёт дождь.












5. Дерево с человечками это твой класс. Выбери человечка похожего на тебя и закрась его ручкой.

Затем выбери того, который больше нравится и закрась карандашом.



Фамилия____________________

Имя___________Класс_____


1. Закрась кусочки фигуры так, чтобы рисунок стал завершённым.


2. Посмотри на линию, изображённую ниже. Если это твоя жизнь от начала до конца, то где ты на этой линии сейчас (поставь галочку).





3. Нарисуй человека.













4. Теперь нарисуй этого же человека, но там, где идёт дождь.












5. Дерево с человечками это твой класс. Выбери человечка похожего на тебя и закрась его ручкой.

Затем выбери того, который больше нравится и закрась карандашом.



4. Теперь нарисуй этого же человека, но там, где идёт дождь.














5. Дерево с человечками это твой класс. Выбери человечка похожего на тебя и закрась его ручкой.

Затем выбери того, который больше нравится и закрась карандашом.

Фамилия____________________

Имя___________Класс_____


1. Закрась кусочки фигуры так, чтобы рисунок стал завершённым.


2. Посмотри на линию, изображённую ниже. Если это твоя жизнь от начала до конца, то где ты на этой линии сейчас (поставь галочку).





3. Нарисуй человека.













Фамилия____________________

Имя___________Класс_____


1. Закрась кусочки фигуры так, чтобы рисунок стал завершённым.


2. Посмотри на линию, изображённую ниже. Если это твоя жизнь от начала до конца, то где ты на этой линии сейчас (поставь галочку).





3. Нарисуй человека.













Фамилия____________________

Имя___________Класс_____


1. Закрась кусочки фигуры так, чтобы рисунок стал завершённым.


2. Посмотри на линию, изображённую ниже. Если это твоя жизнь от начала до конца, то где ты на этой линии сейчас (поставь галочку).





3. Нарисуй человека.













4. Теперь нарисуй этого же человека, но там, где идёт дождь.














5. Дерево с человечками это твой класс. Выбери человечка похожего на тебя и закрась его ручкой.

Затем выбери того, который больше нравится и закрась карандашом.

4. Теперь нарисуй этого же человека, но там, где идёт дождь.












5. Дерево с человечками это твой класс. Выбери человечка похожего на тебя и закрась его ручкой.

Затем выбери того, который больше нравится и закрась карандашом.



4. Теперь нарисуй этого же человека, но там, где идёт дождь.














5. Дерево с человечками это твой класс. Выбери человечка похожего на тебя и закрась его ручкой.

Затем выбери того, который больше нравится и закрась карандашом.