Подборка упражнений для кинестетического и кинетического праксиса.
Упражнения на собирание мелких предметов(пуговиц, зернышек риса, горошин, спичек), вкладывать маленькие предметы в большие (матрешки), завязывать развязывать шнурки; застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки; игры с веревочками — плести косички, завязывать узелочки типа макраме, продергивать через отверстия; складывать узоры из мозаики; лепить из пластилина; рвать бумагу на мелкие кусочки; резать ножницами; нанизывать бусинки. Для развития мелкой моторики нужно упражняться ежедневно. Это хорошо влияет не только на возможность управлять движением пальцев, но на развитие речи, произвольность поведения.
Упражнения первого комплекса.
«Веер» — Ладони на столе. На счет один-два пальцы врозь-вместе.
Ладошка-кулак-ребро (на счет один-два-три).
«Колечки» — Соединять поочередно с большим пальцем каждый пальчик.
«Человечек» — Указательный и средний пальцы то правой, то левой руки бегают но столу.
Упражнения второго комплекса.
«Козлята» — То же упражнение, но выполняется одновременно двумя руками.
«Очки» — Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединяя их у глаз.
«Деревья» — Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.
«Лилия» — Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу. Затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы.
Упражнения третьего комплекса.
«Флажок» — Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
«Гнездо» — Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.
«Птичка» — Соединить большой, указательный и средний пальцы и постучать по столу.
«Рыбка» — Соединить ладошки ровно и покачать ладошками вправо и влево.
Упражнения четвертого комплекса.
«Пчела» — Указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать
вокруг.
«Пчелы»— То же упражнение выполняется двумя руками.
«Лодочка» — Концы пальцев направить вперед, прижимая ладошки друг к другу, слегка приоткрывая их.
«Солнечные лучи» — Скрестить пальцы обеих рук, поднять руки вверх, растопырить пальцы.
«Черепаха» — Большой палец с кулаке, выставить — спрятать.
Упражнения пятого комплекса.
«Замок» — На счет один — ладони вместе, на счет два — пальцы соединяются в замок.
«Паук» — Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
«Лиса и заяц» — Лиса крадется — все пальцы медленно шагают по столу, зайчик бежит — пальцы бегут столу.
«Бабочка» — Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе (бабочка машет крыльями). Счет до четырех — Большой палец соединяется поочередно с остальными.
1. Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.
Уложить спички в коробку одновременно обеими руками: большим и указательным пальцами обеих рук брать лежащие на столе спички и складывать их в спичечную коробку.
Взять в правую и левую руку по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, расставляя точки в произвольном порядке.
Одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак, другую разжимать, выпрямляя пальцы.
Одновременно выбрасывать кисти рук вперед, при этом пальцы одной руки сжимать в кулак, пальцы другой - соединять в кольцо.
Указательными пальцами вытянутых вперед рук одновременно описывать в воздухе одинаковые круги любого размера: пальцем правой руки — по направлению часовой стрелки, пальцем левой — против часовой стрелки.
«Веселые маляры». Синхронные движения кистей обеих рук вверх—вниз с одновременным подключением кистевого замаха, затем движения влево—вправо.