СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка заданий №26-№31 для ОГЭ по обществознанию в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка заданий №26-№31 облегчит работу учителя в подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Подборка заданий №26-№31 для ОГЭ по обществознанию в 9 классе»

Задание 26 № 615

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Гражданское общество

Гражданское общество — это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать по нему и не заметить.

Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я — член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» — очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.

В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеки. Существует широкое движение за гражданские права.

Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.

 

(По материалам энциклопедии для школьников)

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) состав гражданского общества;

2) задачи организаций гражданского общества;

3) степень развития гражданского общества у нас и на Западе;

4) значение групп гражданского общества для жизнедеятельности человека.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.






Задание 27 № 616

Какие две функции гражданского общества названы в тексте?


Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны следующие функции гражданского общества:

1) объединение граждан в группы единомышленников;

2) защита прав граждан от государственной машины.



28

Задание 28 № 617

Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений.


Пояснение.

в ответе могут быть указаны следующие проявления гражданского общества:

1) член союза потребителей;

2) член клуба содействия пожарникам;

3) прихожанин храма;

4) посетитель спортивного клуба;

5) посетитель общественной библиотеки.

29

Задание 29 № 618

Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример.


В правильном ответе могут быть указаны следующие права и примеры:

1. Право потребителя. Каждый гражданин может получить помощь со стороны «Союза потребителей» в случае если он получил некачественные товар в магазине.

2. Право на благоприятную экологическую среду. Граждане объединяясь в общественные организации протестуют против вырубки лесов для строительства автомагистрали через территорию заповедника.

Могут быть указаны и иные права и приведены соответствующие им примеры.






30

Задание 30 № 619

Некоторые ученые считают, что полноценное функционирование гражданского общества возможно только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения.


Пояснение.

Могут быть приведены следующие аргументы:

1) для функционирования гражданского общества необходим такой принцип как верховенство законов;

2) для функционирования гражданского общества необходим такой принцип приоритет прав и свобод человека;

3) для функционирования гражданского общества необходим такой принцип подчиненность государства законам.

Могут быть приведены и иные аргументы.

31

Задание 31 № 620

В тексте приведено утверждение: «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.


Пояснение.

В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту данной точки зрения:

1) в малой группе проще добиться любви и уважения;

2) межличностные отношения возникают только в малой группе.

Аргументы в опровержение:

1) публичные люди: политики продолжают себя чувствовать людьми и общаясь с огромным количеством людей (президент со всей нацией);

2) возможности для самореализации своих возможностей в больших группах значительно выше.

Могут быть приведены и иные аргументы.
















26. Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


Если цена какого-либо товара соответствует издержкам затраченным при добыче, обработке и доставке его на рынок, то товар этот продаётся по его естественной цене. Фактическая цена, за которую обычно продаётся товар, называется его рыночной ценой. Она может или превышать его естественную цену, или быть ниже её, или же в точности совпадать с нею.

Издержки производства товара не включают в себя прибыль лица, продающего его. Всё же, если оно продаёт товар по цене, не дающей ему прибыли, оно теряет от такой торговой сделки; затратив свой капитал каким-либо иным образом, оно могло бы получить прибыль. Эта прибыль, кроме того, составляет его доход, фонд, из которого он черпает средства для своего существования.

Рыночная цена каждого отдельного товара определяется отношением между количеством, фактически доставленным на рынок, и спросом на него со стороны тех, кто готов уплатить его естественную цену. Эти лица могут быть названы действительными покупателями, а их спрос — кдействительным спросом, так как этот спрос достаточен для того, чтобы вызвать доставку товара на рынок.

Если количество товара, доставленного на рынок, не покрывает действительного спроса, то лица, соглашающиеся заплатить полную стоимость, чтобы товар был доставлен на рынок, не могут получить то количество товара, которое им нужно. Не желая совсем остаться без него, некоторые из них предпочитают в таком случае заплатить за него больше.

Рыночная цена более или менее повысится в сравнении с естественной ценою в зависимости от недостатка предложения товара, богатства и расточительности покупателей. Если количество товара, доставленного на рынок, превышает действительный спрос, то он не может быть полностью продан. Рыночная цена падает сравнительно с уровнем естественной цены в зависимости от того, насколько избыток предложения товара обостряет конкуренцию между продавцами, или в зависимости от того, насколько им необходимо немедленно сбыть с рук этот товар.

 

(По А. Смиту)


Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те пунк­ты плана долж­ны со­от­вет­ство­вать ос­нов­ным смыс­ло­вым фраг­мен­там тек­ста и от­ра­жать ос­нов­ную идею каж­до­го из них.

Могут быть вы­де­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фрагменты:

1) естественная и фак­ти­че­ская цена;

2) прибыль и из­держ­ки производства;

3) рыночная цена и дей­стви­тель­ный спрос;

4) колебания ры­ноч­ной цены.


27

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Названы два фактора.

2

Назван один фактор.

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2



Соотношением между ка­ки­ми фак­то­ра­ми определяется, по мне­нию автора, ры­ноч­ная цена товара? На­зо­ви­те два фактора.


Пояснение.

В вер­ном от­ве­те долж­ны со­дер­жать­ся сле­ду­ю­щие элементы:

1. Количество товара, фак­ти­че­ски до­став­лен­но­го на рынок.

2. Спрос на него со сто­ро­ны тех, кто готов упла­тить его есте­ствен­ную цену.

28

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

Названы две причины.

2

Названа одна причина.

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2



По каким причинам, по мне­нию автора, может про­изой­ти па­де­ние ры­ноч­ной цены то­ва­ра по срав­не­нию с есте­ствен­ной ценой? На­зо­ви­те две причины.


Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие элементы:

1) избыток пред­ло­же­ния товара, обостре­ние кон­ку­рен­ции между продавцами;

2) необходимость для про­дав­цов не­мед­лен­но сбыть с рук этот товар.






29

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Дан ответ на вопрос, при­ве­де­ны два примера.

3

Дан ответ на вопрос, приведён один пример.

ИЛИ

Ответ на во­прос не дан, но по­ня­тен в кон­тек­сте двух приведённых примеров.

2

Ответ на во­прос не дан, но по­ня­тен в кон­тек­сте приведённого примера.

1

Дан толь­ко ответ на вопрос.

ИЛИ

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3



Кого автор тек­ста на­зы­ва­ет дей­стви­тель­ны­ми покупателями? Ис­поль­зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские знания, при­ве­ди­те два примера, ил­лю­стри­ру­ю­щие по­ве­де­ние на рынке дей­стви­тель­но­го покупателя.


Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть сле­ду­ю­щие элементы:

1. Ответ на вопрос: лиц, го­то­вых упла­тить за товар его есте­ствен­ную цену.

2. Примеры, ил­лю­стри­ру­ю­щие по­ве­де­ние дей­стви­тель­ных покупателей:

а) поклонники пе­ви­цы го­то­вы упла­тить за билет на её кон­церт цену, в ко­то­рую вхо­дят из­держ­ки на её гонорар, арен­ду зала, обес­пе­че­ние безопасности;

б) человек, же­ла­ю­щий про­из­ве­сти ре­монт в квартире, готов опла­тить сто­и­мость стро­и­тель­ных материалов, труд рабочих.

30

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Дан ответ на во­прос и приведён фраг­мент текста.

2

Дан ответ на вопрос.

ИЛИ

Приведён фраг­мент текста.

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2



Петр — вла­де­лец цве­точ­ной палатки. После за­куп­ки цветов, опла­ты арен­ды земли, на ко­то­рой рас­по­ло­же­на палатка, и вы­пла­ты за­ра­бот­ной платы про­дав­цам де­неж­ных средств у Петра не остаётся. Целесообразно ли в дан­ной си­ту­а­ции про­дол­же­ние цве­точ­но­го биз­не­са Петром? Приведите по­ло­же­ние текста, ко­то­рое по­мог­ло вам от­ве­тить на этот вопрос.


Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны со­дер­жать­ся сле­ду­ю­щие элементы:

1. Ответ на вопрос: даль­ней­шее ве­де­ние цве­точ­но­го биз­не­са Пет­ром нецелесообразно.

2. Положение из текста: «если оно продаёт товар по цене, не да­ю­щей ему прибыли, оно те­ря­ет от такой тор­го­вой сделки: за­тра­тив свой ка­пи­тал каким-либо иным образом, оно могло бы по­лу­чить прибыль».

31

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

Названы два объяснения.

2

Названо одно объяснение.

1

Объяснения не названы.

0

Максимальный балл

2



Автор пишет, что если ко­ли­че­ство товара, до­став­лен­но­го на рынок, не по­кры­ва­ет дей­стви­тель­но­го спроса, то не­ко­то­рые потребители, не же­ла­ю­щие от­ка­зы­вать­ся от дан­но­го товара, пред­по­чи­та­ют в таком слу­чае за­пла­тить за него больше, что при­во­дит к по­вы­ше­нию ры­ноч­ной цены. С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та (объяснения) в за­щи­ту этой позиции.


Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут со­дер­жать­ся сле­ду­ю­щие объяснения:

1. Люди не могут обой­тись без дан­но­го товара, поэтому, умень­шая рас­хо­ды на дру­гие товары, тра­тят боль­шие сред­ства на по­куп­ку этого товара.

2. Некоторым по­тре­би­те­лям сбе­ре­же­ния поз­во­ля­ют за­пла­тить боль­шую цену за дан­ный товар.







Пожалуйста, оцените решения заданий части С самостоятельно, руководствуясь указанными критериями.

Начало формы



Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Третейские суды

Третейскими судами (арбитражами) называются негосударственные органы по разрешению правовых споров. Название третейских судов происходит от слова «третий», так как для решения конфликта две стороны приглашают третью.

Законодательство многих стран признает возможность создания третейских судов. Различают суды для разрешения одного конкретного спора и постоянно действующие арбитражи при различных организациях — торгово-промышленных палатах, биржах, предприятиях и т. д.

В третейский суд могут передаваться споры, возникающие из гражданско-правовых отношений. Споры, вытекающие из налоговых, административных и других не гражданских правоотношений, третейским судам неподведомственны. Правом на обращение в третейский суд обладают все субъекты права, в том числе и с участием иностранных сторон.

Чтобы передать дело в третейский суд, стороны должны заключить письменное соглашение. В отличие от государственного суда третейский суд является добровольным. Еще одно отличие от государственных судов — выбор судей сторонами. Третейскими судьями могут быть избраны любые совершеннолетние граждане, согласившиеся стать судьями. Каждая сторона избирает по одному судье, а те избирают третьего судью. Процедура третейского разбирательства является более гибкой, свободной, быстрой и дешевой, чем в государственном суде, что привлекает стороны.

Третейский суд обязан вынести решение, основанное на законе и являющееся обязательным для сторон. Все материалы дела передаются на хранение в государственный суд. Заинтересованная сторона может обратиться в государственный суд за принудительным исполнением решения третейского суда.

Третейские суды наиболее распространены в сфере коммерции и бизнеса. Большинство международных контрактов содержат «третейскую оговорку», что стороны в случае возникновения споров будут обращаться в один из международных арбитражей.

 

(Пронькин В. Н., Гутников А. Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: книга для ученика. СПб, 2000. Т. 1. С. 348−349)



Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) понятие «третейского суда»;

2) типы третейских судов;

3) вопросы, разбираемые в третейских судах;

4) процедура рассмотрения дел в третейских судах;

5) основная сфера применения третейских судов.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Ваша оценка (баллов):   


Задание С2 № 740

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Даны правильные ответы на три вопроса

2

Даны правильные ответы на любые два вопроса

1

Дан правильный ответ на один любой вопрос.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



Какие два вида третейских судов выделены в тексте?



Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны следующие виды:

1) различают суды для разрешения одного конкретного спора;

2) постоянно действующие арбитражи при различных организациях — торгово-промышленных палатах, биржах, предприятиях и т. д.

Ваша оценка (баллов):   


Задание С3 № 741

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно названы пять оснований

2

Правильно названы любые три-четыре основания

1

Правильно названы любые одно-два основания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



Назовите три отличия третейского суда от государственного, перечисленные в тексте.




Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы:

1) добровольность;

2) ещё одно отличие от государственных судов — выбор судей сторонами;

3) процедура третейского разбирательства является более гибкой, свободной, быстрой и дешевой, чем в государственном суде, что привлекает стороны.

Ваша оценка (баллов):   


Задание С4 № 742

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведён один пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



Третейские суды наиболее распространены в сфере коммерции и бизнеса. Поясните, с чем связано распространение третейских судов именно в этих сферах. Приведите примеры споров, которые могут быть решены в третейском суде.




Пояснение.

Могут быть приведены следующие пояснения:

1) третейские суды являются более оперативными и быстрыми, что важно для бизнеса;

2) третейские суды обходятся дешевле.

Могут быть приведены следующие примеры:

1. Претензия фирмы к своим поставщикам за нарушение сроков поставки сырья.

2. Претензии по поводу качества предоставляемых услуг.

Могут быть приведены и иные примеры.

Ваша оценка (баллов):    


Задание С5 № 743

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно приведена цитата текста, высказано и пояснено предположение

2

Правильно приведена цитата текста, высказано предположение.

ИЛИ Высказано и пояснено предположение

1

Правильно приведена только цитата текста.

ИЛИ Только высказано предположение.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



Квартиру гражданина Н. ограбили, похитив все ценные вещи. Преступников удалось найти и задержать. Может ли гражданин Н. обратиться в третейский суд с требованием возмещения ему ущерба и наказания преступников? Приведите положение текста источника, которое помогает ответить на данный вопрос.




Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны:

1) нет, данный вопрос не может разбираться в третейском суде, так как совершенно преступление;

2) цитата: «Споры, вытекающие из налоговых, административных и других не гражданских правоотношений, третейским судам неподведомственны».

Ваша оценка (баллов):   


Задание С6 № 744

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Дан правильный ответ, приведены два обоснования (аргумента)

2

Дан правильный ответ, приведено одно обоснование (аргумент).

ИЛИ Правильный ответ в явном виде не дан, но понятен по контексту приведённых двух обоснований (аргументов)

1

Дан только правильный ответ.

ИЛИ Приведено только одно обоснование (аргумент).

ИЛИ Дан неправильный ответ при любом количестве аргументов.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



За рубежом появилась еще одна разновидность третейского суда — квазитретейский суд. Например, в США стороны обращаются к опытному юристу с просьбой сыграть роль настоящего судьи и провести как бы настоящее судебное разбирательство. В США такие суды становятся все более популярными. А российские граждане считают их «ненастоящими», и подобная форма суда у нас не развивается. С какой из данных позиций вы согласны? Используя текст и свои знания курса «Обществознание», приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.




Пояснение.

В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту данной точки зрения:

1. Квазитретейские суды нужны так как после разбирательства дела в данном суде возможно примирение сторон.

2. Квазитретейские суды нужны, так как дело ведет опытный юрист, как и в настоящем суде.

Аргументы в опровержение:

1. Уровень правосознания наших граждан не позволит им выполнять решения такого суда.

2. Наши граждане больше верят в справедливость государственного суда, считая его независимым.

Могут быть приведены и иные аргументы.

Конец формы

































26 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара. Именно коллективных, и каждому придётся чем-то поступиться ради общих целей.

Внешние условия изменяются чересчур быстро. А рассогласование, противоречие между условиями жизни и сознанием, несоответствие форм общественной жизни, её моральной основы изменяющимся условиям жизни могут оказаться гибельными. Преодоление этого противоречия, этого рассогласования, должно идти по двум путям.

Первое — целенаправленное воспитание общества и перестройка его нравственно-этического фундамента.

Второе — ограничение характера развития производительных сил. И не просто система запретов на темпы развития и объём производства товаров, энергии и т. д.

Речь — о согласовании того, как это производство будет менять экологическую обстановку на планете, с тем, насколько общество будет готово приспособиться к этим изменениям. А это означает не только широкое распространение безотходных и энергосберегающих технологий. Их будет недостаточно. Понадобится изменение характера потребностей людей, изменение их потребительских идеалов, переход от общества потребления к какому-то новому отношению к вещам. Это может быть только следствием существенного изменения образа жизни.

Потребности общества в условиях современных экологических трудностей будут определяться не только произведённым продуктом, но и тем, как он был произведён, то есть выбором природосберегающих технологий.

 

(Н. Н. Моисеев, текст адаптирован)


Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) чему люди должны посвятить свои коллективные усилия;

2) противоречие между условиями жизни и сознанием людей;

3) пути преодоления сложившихся противоречий;

4) что будет определять потребности общества в современных условиях.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Ваша оценка (баллов):   

Задание С2 № 938

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Даны правильные ответы на три вопроса

2

Даны правильные ответы на любые два вопроса

1

Дан правильный ответ на один любой вопрос.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



27 Назовите два фактора, которые, по мнению Н. Н. Моисеева, могут определять потребности общества в условиях современных экологических трудностей.



Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы два фактора:

1) произведённый продукт;

2) использование природосберегающих технологий.

Факторы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Задание С3 № 939

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно названы пять оснований

2

Правильно названы любые три-четыре основания

1

Правильно названы любые одно-два основания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



28 О каком противоречии говорит автор? Объясните, почему оно может привести к гибельным последствиям.



Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1. Ответ на вопрос: противоречие между условиями жизни и сознанием людей.

2. Объяснение: уже близки к исчерпанию многие виды природных ресурсов, загрязнена природная среда, что не только отражается в экономической сфере, но и причиняет вред здоровью людей; в перспективе среда обитания может стать непригодной для человека, но человечество ещё не до конца осознало эти перспективы и продолжает эксплуатировать природу.

Все элементы ответа могут быть даны в иных формулировках.

Задание С4 № 940

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведён один пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



29 Для выживания человечества, по мнению Н. Н. Моисеева, необходимо изменение потребностей людей, новое отношение к вещам. Приведите любые три проявления возможных изменений потребностей людей, их отношения к вещам.



Пояснение.

Должны быть приведены три проявления, допустим:

1) потребность людей окружать себя разнообразными и многими вещами сменится потребностью ограничиваться необходимыми предметами;

2) отношение к вещи как к знаку показного богатства сменится отношением к вещи как к средству жизни;

3) люди будут стремиться производить вещи из материалов, которые легко утилизируются, поддаются последующей переработке.

Могут быть приведены другие проявления.




Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно приведена цитата текста, высказано и пояснено предположение

2

Правильно приведена цитата текста, высказано предположение.

ИЛИ Высказано и пояснено предположение

1

Правильно приведена только цитата текста.

ИЛИ Только высказано предположение.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



30 Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными. Пути преодоления какой из этих проблем рассмотрены в тексте? Укажите любые две другие (не упомянутые в тексте) глобальные проблемы.



Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) проблема по тексту — экологическая (проблема экологии);

2) другие проблемы: опасность новой мировой войны, проблема международного терроризма, проблемы «Север—Юг», проблемы народонаселения и др.

Могут быть указаны иные проблемы не по тексту.

Ваша оценка (баллов):   

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Дан правильный ответ, приведены два обоснования (аргумента)

2

Дан правильный ответ, приведено одно обоснование (аргумент).

ИЛИ Правильный ответ в явном виде не дан, но понятен по контексту приведённых двух обоснований (аргументов)

1

Дан только правильный ответ.

ИЛИ Приведено только одно обоснование (аргумент).

ИЛИ Дан неправильный ответ при любом количестве аргументов.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



31 В современном мире действуют международные организации по охране природы («Гринпис», «Всемирный фонд дикой природы» и др.), известные массовыми акциями, широко освещаемыми прессой. Предположите, почему в деле охраны природы недостаточно усилий только национальных правительств и населения конкретных государств (выскажите два предположения).


Пояснение.

Могут быть высказаны следующие предположения:

1) если люди хотят выжить, то они должны позаботиться об окружающем мире, а сделать это можно лишь сообща;

2) только совместными усилиями можно перестроить сознание людей на экологические установки, так как проблема имеет глобальный характер.

Могут быть высказаны другие предположения.





Пожалуйста, оцените решения заданий части С самостоятельно, руководствуясь указанными критериями.

Начало формы

Задание 26

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


В восприятии отношений человеческого общества и природы существует несколько концепций.

...Сторонники первой концепции от идеализации природы переходят к утверждениям о невозможности познания всех многообразных и опосредованных связей природы. Преклоняясь перед «разумом» природы, её гармоничностью, эта стратегия... отрицает целесообразность всякой человеческой деятельности по использованию и преобразованию окружающей природной среды.

...Отправные начала следующего вида стратегии строятся на том, что в природе есть свои недочёты, вакуумы и задача человека состоит в их исправлении и заполнении пустот. Данная концепция прямо противоположна предыдущей. Это — стратегия безоглядного хозяйствования в мастерской природы, стратегия ломки её законов и принудительного подчинения их воле людей.

...Сторонники последней стратегии основное внимание обращают на способность природы к саморегуляции, к поглощению и переработке вредных веществ, вносимых туда человеком. Это одна сторона вопроса. Вторая сторона этой концепции состоит в том, что сам человек исторически способен адаптироваться к окружающей его среде и постепенно приспособить свой организм к тем компонентам, которые искусственно существуют уже не в природной, а созданной им окружающей среде.

 

по В. В. Петрову



Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Многообразие подходов к отношениям общества и природы.

2) Концепция непознаваемости природы.

3) Концепция безоглядного хозяйствования человека в природе.

4) Концепция взаимной адаптации человека и природы.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Ваша оценка (баллов):   


Задание 27

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

Правильно приведены два утверждения и одно утверждение.

2

Правильно указаны только два утверждения.

ИЛИ

Правильно приведено одно утверждение и приведено объяснение.

1

Приведено только одно утверждение.

ИЛИ

Приведено только одно пояснение.

ИЛИ

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2



Назовите аргументы, которые приводят в доказательство верности своих утверждений сторонники первой из приведённых автором концепций. Приведите два утверждения. Почему автор утверждает, что вторая концепция прямо противоположна первой? Приведите одно объяснение.



Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Приведены два утверждения:

а) природу невозможно познать;

б) человек не должен преобразовывать природу, вмешиваться в её гармонию.

2. Приведено объяснение: сторонники второй концепции утверждают, что человек обязан безоглядно вмешиваться в природу.

Ваша оценка (баллов):   


Задание 28

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

Приведено понятие, приведены два объяснения.

2

Приведены только два объяснения.

ИЛИ

Приведено понятие и одно объяснение.

1

Приведено только понятие.

ИЛИ

Приведено только одно объяснение.

ИЛИ

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2



Какое понятие в курсе обществознания отвечает определению «результаты всей преобразовательной деятельности человека»?

Объясните, почему человеческая деятельность не может не преобразовывать природу? Приведите два объяснения.



Пояснение.

В ответе должны присутствовать следующие элементы:

1. Приведено понятие: культура.

2. Приведены два объяснения:

а) с момента перехода к производящему хозяйству человек возделывает почву для получения жизненно необходимой для него сельскохозяйственной продукции, это уже является преобразованием природы;

б) человек стремится к созданию более комфортных условий проживания, поэтому специально эти условия создаёт, так как природа не способна их предоставить без особого вмешательства человека, то есть преобразования природы.

Могут быть приведены другие объяснения.

Ваша оценка (баллов):   


Задание 29

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

Назван этап, названа проблема, приведены две другие глобальные проблемы.

3

Назван этап, приведены две проблемы.

ИЛИ

Назван этап, названа экологическая проблема.

ИЛИ

Названа экологическая и две другие проблемы.

2

Назван этап, приведена одна глобальная проблема.

ИЛИ

Названа экологическая и одна другая проблема.

ИЛИ

Приведены только две другие проблемы.

1

Назван только этап.

ИЛИ

Названа только экологическая проблема.

ИЛИ

Приведена только одна другая глобальная проблема.

ИЛИ

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3



В какой период развития общества преобладало отношение человека к природе, указанное во второй концепции? К появлению какой проблемы привело подобное отношение? Какие ещё проблемы глобального характера существуют на современном этапе развития человеческого общества? Назовите две любые проблемы.



Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1. Назван этап: индустриальный.

2. Названа проблема: экологическая.

3. Приведены другие глобальные проблемы:

а) проблема «Север–Юг»;

б) угроза мирового терроризма.

Могут быть названы другие глобальные проблемы.

Ваша оценка (баллов):    


Задание 30

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

Указана точка зрения, приведены два аргумента.

2

Указана точка зрения, приведён один аргумент, точка зрения не указана, приведены два аргумента.

1

Указана только точка зрения.

ИЛИ

Приведён только один аргумент.

ИЛИ

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2



Автор пишет, что вторая сторона третьей концепции «состоит в том, что сам человек исторически способен… приспособить свой организм к тем компонентам, которые искусственно существуют уже не в природной, а созданной им окружающей среде». Согласны ли вы с точкой зрения автора? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите два аргумента.


Пояснение.

В ответе должны присутствовать следующие элементы:

1. Указана точка зрения.

2. Приведены два аргумента, например:

а) в случае согласия с точкой зрения автора:

1) действительно, в современном мире существует много продуктов, искусственно созданных человеком, которыми мы постоянно пользуемся, например, пластик или генномодифицированные продукты;

2) человек не может использовать только природные ресурсы, так как они исчерпываются, а потребности человека только растут;

б) в случае несогласия с точкой зрения автора:

1) производство искусственно созданных человеком продуктов способствует загрязнению окружающей среды, а значит, только усугубляет проблемы;

2) потребление искусственно созданных (например, генномодифицированных) продуктов вредно для здоровья человека, следовательно, не может способствовать его благополучному существованию.

Могут быть приведены иные аргументы.

Ваша оценка (баллов):   


Задание 31

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

Приведены два источника, указаны два принципа.

2

Приведены только два источника.

ИЛИ

Указаны только два принципа.

ИЛИ

Приведён один источник и указан один принцип.

1

Приведён только один источник.

ИЛИ

Указан только один принцип.

ИЛИ

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2



В начале 1990-х годов был провозглашён новый подход к решению экологических проблем, основанный на идее устойчивого развития. В частности, в нём выделялся принцип экономного отношения к невозобновляемым источникам энергии. Получение энергии из каких источников развивают в некоторых странах в соответствии с этим принципом? Назовите два любых возобновляемых источника. Какие ещё принципы провозглашает концепция устойчивого развития? Укажите два любых принципа.



Пояснение.

В ответе должны присутствовать следующие элементы:

1. Приведены возобновляемые источники энергии: энергия солнца, энергия ветра.

2. Указаны другие принципы концепции устойчивого развития:

а) необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей, решить проблему нищеты;

б) необходимо признать ограниченность ресурсов и изменить свой образ жизни.

Могут быть приведены другие источники энергии и другие принципы.

Конец формы





Задание 26

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


В восприятии отношений человеческого общества и природы существует несколько концепций.

...Сторонники первой концепции от идеализации природы переходят к утверждениям о невозможности познания всех многообразных и опосредованных связей природы. Преклоняясь перед «разумом» природы, её гармоничностью, эта стратегия... отрицает целесообразность всякой человеческой деятельности по использованию и преобразованию окружающей природной среды.

...Отправные начала следующего вида стратегии строятся на том, что в природе есть свои недочёты, вакуумы и задача человека состоит в их исправлении и заполнении пустот. Данная концепция прямо противоположна предыдущей. Это — стратегия безоглядного хозяйствования в мастерской природы, стратегия ломки её законов и принудительного подчинения их воле людей.

...Сторонники последней стратегии основное внимание обращают на способность природы к саморегуляции, к поглощению и переработке вредных веществ, вносимых туда человеком. Это одна сторона вопроса. Вторая сторона этой концепции состоит в том, что сам человек исторически способен адаптироваться к окружающей его среде и постепенно приспособить свой организм к тем компонентам, которые искусственно существуют уже не в природной, а созданной им окружающей среде.

 

Задание 27

Назовите аргументы, которые приводят в доказательство верности своих утверждений сторонники первой из приведённых автором концепций. Приведите два утверждения. Почему автор утверждает, что вторая концепция прямо противоположна первой? Приведите одно объяснение.

Задание 28

Какое понятие в курсе обществознания отвечает определению «результаты всей преобразовательной деятельности человека»?

Объясните, почему человеческая деятельность не может не преобразовывать природу? Приведите два объяснения.

Задание 29

В какой период развития общества преобладало отношение человека к природе, указанное во второй концепции? К появлению какой проблемы привело подобное отношение? Какие ещё проблемы глобального характера существуют на современном этапе развития человеческого общества? Назовите две любые проблемы.

Задание 30

Автор пишет, что вторая сторона третьей концепции «состоит в том, что сам человек исторически способен… приспособить свой организм к тем компонентам, которые искусственно существуют уже не в природной, а созданной им окружающей среде». Согласны ли вы с точкой зрения автора? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите два аргумента.

Задание 31

В начале 1990-х годов был провозглашён новый подход к решению экологических проблем, основанный на идее устойчивого развития. В частности, в нём выделялся принцип экономного отношения к невозобновляемым источникам энергии. Получение энергии из каких источников развивают в некоторых странах в соответствии с этим принципом? Назовите два любых возобновляемых источника. Какие ещё принципы провозглашает концепция устойчивого развития? Укажите два любых принципа.


Начало формы

Задание 26

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не

соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет.

Ученые — это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества — это те, кто читал непосредственно в книге вселенной.

В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...

Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то всё-таки эта истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...

 

(А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы)


Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) влияние мышления на процесс познания;

2) отличие мыслителей от ученых;

3) преимущество собственных мыслей перед чужими;

4) ценность истины, полученной путем собственного мышления и воображения.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.







Задание 27

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Даны правильные ответы на три вопроса

2

Даны правильные ответы на любые два вопроса

1

Дан правильный ответ на один любой вопрос.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



Как, по мысли автора, связаны чтение и мышление? С опорой на текст приведите два объяснения.


Пояснение.

В ответе должны быть указаны:

1) чтение побуждает мыслить;

2) мышление отражает прочитанное.



Задание 28

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно названы пять оснований

2

Правильно названы любые три-четыре основания

1

Правильно названы любые одно-два основания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



Найдите в тексте два объяснения того, почему «только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».


Пояснение.

Должны быть приведены следующие объяснения:

1. «В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом.»

2. «Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то все-таки эта истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...»



Задание 29

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведён один пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характеристики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните любое из названных вами образных сравнений.


Пояснение.

Могут быть указаны следующие образные сравнения:

1) чтение книги вселенной;

2) умеренное, но вполне устроенное книгохранилище;

3) цветущее весеннее растение.

Чтение книги вселенной — это восприятие всех духовных мировых богатств.

Задание 30

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно приведена цитата текста, высказано и пояснено предположение

2

Правильно приведена цитата текста, высказано предположение.

ИЛИ Высказано и пояснено предположение

1

Правильно приведена только цитата текста.

ИЛИ Только высказано предположение.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2









С давних времен известен принцип: «Чтение — вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной идее текста? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.


Пояснение.

Может быть высказано следующее предположение:

Фраза не соответствует главной идее текста, так как: «В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...»



Задание 31

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Дан правильный ответ, приведены два обоснования (аргумента)

2

Дан правильный ответ, приведено одно обоснование (аргумент).

ИЛИ Правильный ответ в явном виде не дан, но понятен по контексту приведённых двух обоснований (аргументов)

1

Дан только правильный ответ.

ИЛИ Приведено только одно обоснование (аргумент).

ИЛИ Дан неправильный ответ при любом количестве аргументов.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чтению? Согласны ли вы с отношением философа? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.


Пояснение.

В ответе может быть указано следующее предположение: отношение Шопенгауэра к чтению отрицательное.

Аргумент в случае согласия: «Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то всё-таки эта истина будет сто раз ценнее, если достигнешь её посредством собственного мышления...»

Аргумент в случае несогласия: без чтения, то есть без получения новых знаний будет сложно. Практически невозможно развивать мыслительную деятельность.

Возможны и иные аргументы, подтверждающие или опровергающие данную точку зрения.









Задание 26

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.



Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет.

Ученые — это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества — это те, кто читал непосредственно в книге вселенной.

В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...

Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то всё-таки эта истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...

 

(А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы)

Задание 27

Как, по мысли автора, связаны чтение и мышление? С опорой на текст приведите два объяснения.

Задание 28

Найдите в тексте два объяснения того, почему «только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».

Задание 29

Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характеристики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните любое из названных вами образных сравнений.



Задание 30

С давних времен известен принцип: «Чтение — вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной идее текста? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.



Задание 31

Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чтению? Согласны ли вы с отношением философа? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.