ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
______________________________________________________________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Учебно-методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий
по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2015 года
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЧАСТЬ 3
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА
Москва
2015
Авторы-составители: Цыбулько И.П. (руководитель), Дощинский Р.А., Курятова В.М., Маслов В.В., Соловьёва Т.В.
© Цыбулько И.П., Дощинский Р.А., Курятова В.М., Маслов В.В., Соловьёва Т.В., 2015.
© Федеральный институт педагогических измерений, 2015.
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».
№ | Критерии оценивания ответа на задание с развернутым ответом | Баллы |
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет | 1 |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов | 0 |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | |
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет | 2 |
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста | 1 |
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста | 0 |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | |
| Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | 1 |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована | 0 |
К4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | |
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) | 3 |
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы | 2 |
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт | 1 |
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе | 0 |
II | Речевое оформление сочинения | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 |
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
К6 | Точность и выразительность речи | |
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли | 1 |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | 0 |
III | Грамотность | |
К7 | Соблюдение орфографических норм | |
| орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 |
допущено не более 2-х ошибок | 2 |
допущено 3–4 ошибки | 1 |
| допущено более 4-х ошибок | 0 |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 |
допущено 1–3 ошибки | 2 |
допущено 4–5 ошибок | 1 |
допущено более 5-и ошибок | 0 |
К9 | Соблюдение языковых норм | |
| грамматических ошибок нет | 2 |
допущено 1–2 ошибки | 1 |
допущено более 2-х ошибок | 0 |
К10 | Соблюдение речевых норм | |
| допущено не более 1 речевой ошибки | 2 |
допущено 2–3 ошибки | 1 |
допущено более 3-х ошибок | 0 |
К11 | Соблюдение этических норм | |
| этические ошибки в работе отсутствуют | 1 |
допущены этические ошибки (1 и более) | 0 |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | |
| фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 |
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | 0 |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) | 23 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов1.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более 2-х ошибок;
К8 – допущено 1–3 ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до
150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1К12) оценивается нулём баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Таблица пошагового оценивания сочинения – ответа на задание
с развернутым ответом
№ | К1 | К2 | К3 | К4 | К5 |
| Формулировка проблем исходного текста | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Отражение позиции автора исходного текста | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | Смысловая цельность, речевая связность и последова- тельность изложения |
| 1-0 | 2-0 | 1-0 | 3-0 | 2-0 |
| Сформулирована верно | Не сформулирована | Сформулирована с фактическими ошибками Ф1 | Комментарий | Фактические ошибки Ф2, связанные с комментарием текста | Сформулирована | Не сформулирована | Фактические ошибки Ф3 | Свое мнение | Аргументы | Смысловая цельность | Абзацное членение | Логические ошибки |
1 | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
№ | К6 | К7 | К8 | К9 | К10 | К11 | К12 | К1-12 |
| Точность и выразитель-ность речи | Орфогра-фические нормы | Пунктуа-ционные нормы | Соблюдение языковых норм | Речевые нормы | Соблюдение этических норм | Соблюдение фактоло-гической точности в фоновом материале | Общее кол-во баллов |
| 2-0 | 3-0 | 3-0 | 2-0 | 2-0 | 1-0 | 1-0 | 23-0 |
| Выражение мысли | Разнообразие грамматических форм | Орфографические ошибки | Пунктуационные ошибки | Грамматические ошибки | Речевые ошибки | Этические ошибки | Фактические ошибки в фоновом материале Ф4 | |
1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Зачетная работа № 1
исходные тексты, формулировка задания и сочинения
1. Формулировка задания
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Исходный текст
(1)Память – одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нём останутся складки, и, если вы сожмёте его вторично, часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает «памятью». (5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д. (6)Сложнейшими формами родовой памяти, позволяющими новым поколениям совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту, обладают птицы. (7)А что говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим! (8)Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые, семейные, трудовые навыки, общественные институты…
(9)Память противостоит уничтожающей силе времени. (10)Это свойство памяти чрезвычайно важно. (11)Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (12)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (13)Память – преодоление времени, преодоление смерти. (14)В этом величайшее нравственное значение памяти.
(15)«Беспамятный» – это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. (16)А безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (17)Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. (18)Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.
(19)Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (20)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (21)А значит, без памяти нет совести.
(22)Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти – памяти семейной, народной, культурной. (23)Семейные
фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (24)Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям. (25)Да и просто уважение к могилам предков.
(26)Как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. (27)Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его неизбежными ошибками и быть устремлённым целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыв о прошлом с его тёмными и светлыми сторонами.
(28)Это не только не нужно, но и невозможно. (29)Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.
(По Д.С. Лихачёву*)
* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999 гг.) – советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН; автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.
3. Текст рецензии задания 24
«Дмитрий Сергеевич Лихачёв ведёт беседу с читателем в присущем ему спокойном, взвешенном, рассудительном тоне. Учёный размышляет о том, что всегда было для него, историка литературы и культуры, одной из важнейших ценностей, – о памяти. Важность этого «свойства бытия» подчёркивает приём – (А)_________ (например, «память» в предложениях 7, 29) – и такое синтаксическое средство, как (Б)_________ (предложение 7). Лексическое средство выразительности – (В)_________ («хранить» – «беречь» в предложении 29) – отражает связь памяти с нравственными категориями. Троп – (Г)_________ («прошедшее входит в настоящее» в предложении 12) – помогает Д.С. Лихачёву обратить внимание читателей на роль памяти в противостоянии времени».
4. Информация о тексте
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема роли памяти в жизни человека и общества. (Какую роль играет память в жизни человека?) | 1. Память – это одно из важнейших свойств бытия; с её помощью человечество накапливает опыт, создаёт традиции и трудовые навыки, общественные институты, противостоит времени, преодолевает смерть. |
2. Проблема взаимосвязи памяти и совести. (Как взаимосвязаны память и совесть?) | 2. Совесть – это память плюс моральная оценка поступков, поэтому совесть не существует без памяти. |
3. Проблема воспитания человека. (Какую роль в воспитании человека играет память о прошлом?) | 3. Важно воспитать человека, помнящего прошлое. Настоящего человека можно воспитать только с опорой на память: семейную, народную, культурную. |
4. Проблема памяти как свойства бытия. (Свойственна ли память только человеку?) | 4. Память – одно из величайших свойств бытия: она свойственна не только человеку, но и всему сущему. |
5. Проблема утраты памяти, беспамятства. (Кто такой «беспамятный» человек? К чему приводит утрата памяти?) | 5. Утрата памяти рождает безответственность, «беспамятный» человек – неблагодарный, безответственный. |
6. Роль семьи в становлении нравственной личности. (Почему важно воспитываться в моральном климате памяти? Какую роль в этом играет семья?) | 6. Семья должна воспитывать человека в моральном климате памяти, и семейные фотографии – прекрасное пособие по воспитанию, поскольку приучают уважать труд предков, их традиции, обычаи, их могилы. |
7. Соотношение личной памяти человека и исторической памяти народа. (Как соотносятся личная память человека и историческая память народа?) | 7. Как личная память человека формирует его совесть, так историческая память формирует нравственный климат, в котором живёт народ. |
Экзаменационные работы учащихся
Работа № 1


Работа № 2


Зачетная работа № 2
исходные тексты, формулировка задания и сочинения
1. Формулировка задания
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Исходный текст
(1)Недавно прочитал в журнале статью своего коллеги. (2)Говоря о нашем обществе, о наших многочисленных проблемах, он порадовался, что нынешние россияне освободились от предрассудков, от ханжества, которое так мешало нам раньше. (3)Вот тут, мне кажется, нужно кое-что уточнить.
(4)Что понимается под предрассудками? (5)Если понимать под предрассудками суеверия, ничем не оправданные предубеждения, то, конечно, такие предрассудки достойны осуждения. (6)И вот Пушкин пишет в письме Чаадаеву: «…я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; … как человек с предрассудками – я оскорблён…» (7)Но вряд ли он имеет в виду суеверия, чёрных кошек и «пережитки прошлого».
(8)Предрассудки у него – это не нечто нелепое, отжившее. (9)В данном случае Пушкин говорит о том, что «включается» перед рассудком. (10)До него. (11)Раньше него. (12)О том, что живёт в сознании человека всегда, что составляет его эмоциональную и подсознательную память, что заложено в него прошлым, что не зависит от воли. (13)И что же это за предрассудки? (14)Да всё те же понятия допустимого и недопустимого, возможного и невозможного, справедливого и несправедливого, благородного и бесчестного.
(15)Рассудочное, оценочное осмысление происходящего наступит потом, и кто знает, какими выводами и умозаключениями оно закончится. (16)Но предрассудок уже сработал, уже настроил человека определённым образом, и нельзя не принимать его во внимание.
(17)Теперь о ханжестве. (18)В любом толковом словаре пишут, что ханжа – это «лицемер, прикрывающийся добродетельностью и набожностью». (19)Всё так, и ханжество – штука действительно неприятная, но… (20)Нам-то сегодня о ханжестве только мечтать можно! (21)Нам ещё до него добраться нужно! (22)Нам ещё дожить надо до времён, когда у нас чиновники и просто граждане смогут выговаривать нужные высокие слова, понимая их смысл.
(23)Ханжа хоть и не всегда, но должен совершать действия в соответствии с теми высокими понятиями, которые его вынуждает провозглашать общественное мнение. (24)А вот ждать благородных дел и честных решений от человека, убеждённого, что благородных помыслов и честности не существует в природе, просто бесполезно. (25)Нет, с ханжой ещё можно ужиться, а вот с откровенным и принципиальным «сверхчеловеком», человеком без предрассудков…
(26)На Западе разбогатевший человек обязательно занимается благотворительностью. (27)Не потому, что он такой святой. (28)А потому, что пусть попробует не заняться! (29)Нет, уголовно его преследовать не будут, а вот изгоем, не допускаемым в приличное общество, обязательно сделают.
(30)Вот о чём речь. (31)Как нам ввести в нашу жизнь высокие понятия долга и чести, совести и служения народу. (32)Чтобы, борясь с ханжеством, не впасть в дикость.
(По И. Серкову*)
*И.К. Серков (родился в 1926 г.) – детский писатель.
3. Текст рецензии задания 24
«Публицист И. Серков, заинтересовавшись статьёй в журнале, размышляет о понятиях «предрассудок» и «ханжество». __________ (предложения 13–14) – приём, который помогает автору вести разговор с читателем. Различные приёмы:_____ (предложения 6, 18), _________ (предложения 21–22) – помогают осознать эрудированность автора, убедительность его доводов, полемический пафос текста в целом.
А _________ (предложения 31–32) – приём, при помощи которого И. Серков подчёркивает главное, что его волнует в современном обществе».
4. Информация о тексте
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема ханжества и цинизма. (Что хуже: ханжество или цинизм? С чем нужно бороться в первую очередь?) | 1. Ханжа, хоть и не всегда, вынужден совершать благородные поступки, а от циника не стоит ждать хотя бы подобия благородства, поэтому прежде всего надо противостоять цинизму. |
2. Проблема истинных нравственных ценностей, отношения к ним. (Как ввести в нашу жизнь понятия долга, чести, благородства?) | 2. Для того чтобы в нашей жизни стало больше благородных, честных поступков, надо создавать соответствующее отношение общества к циникам и циничным поступкам, ввести в нашу жизнь высокие понятия долга и чести. |
Экзаменационные работы учащихся
Работа № 3


Работа № 4


Работа № 5


Работа № 6

Работа № 7


Зачетная работа № 3
исходные тексты, формулировка задания и сочинения
1. Формулировка задания
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Исходный текст
(1)Надо быть храбрым, верным данному слову, сильным, трудолюбивым.
(2)Почему надо? (3)А потому. (4)Вот так принято. (5)Иначе накажут, или выгонят, или будут презирать…
(6)С одной стороны, это хорошо и правильно. (7)Культивировалось поведение, которое позволило выстоять и подняться в борьбе с природой и врагами. (8)То, что способствует выживанию и процветанию общества, то есть большинства людей, и есть истинно, иначе все погибнем. (9)Тут критерием истины выступает практика, всё выясняется через опыт поколений.
(10)С другой стороны, эти практические предписания отбивали у людей необходимость думать и решать самим. (11)Большинство всегда и не хотело (и не могло) думать и решать самостоятельно. (12)Но некоторые умственно непоседливые всегда хотели докопаться до всех первопричин сами…
(13)Дети всегда спрашивают: «Почему?». (14)И получают ответ: «Потому». (15)В юности этот вопрос приобретает всё более общий характер, а ответ становится всё менее вразумительным: «Потому что есть такой закон природы», или «Потому что надо поступать хорошо, а не плохо», или «Потому что за это накажут, а за это поощрят»…
(16)Естественно, что именно в юности, при выборе пути, человек пытается осознать своё предназначение: зачем он явился на этот свет? (17)Потом эти мысли и движения души обычно исчезают, сглаживаются – некогда: работать надо, семью кормить, карьеру строить, купить то-сё.
(18)А потом в старости сидит человек и думает: и зачем мне нужны были все эти мои труды и мучения? (19)На тот свет ничего с собой не возьмёшь…
(20)И кто поумней отвечает ему: человек должен делать в жизни самое большее, на что он способен. (21)Большому кораблю – большое плавание. (22)Кому полмира покорить, кому сад посадить, кому детей поднять – каждому своё. (23)Мог ты сделать то-то и то-то, а вот не сделал. (24)Не угадал своё предназначение. (25)Глуп был и слаб, отвечает старик, да и на кой чёрт оно всё, мир не переделаешь, всё суета сует, все помрём. (26)Во, отвечает другой, поэтому не надо вообще дёргаться и напрягаться, а надо жить в святости и размышлять о вечном и бренности бытия, раз конец всё равно один.
(27)Тамерлан говорил так: «Миру нужен владыка, и этим владыкой должен быть я». (28)Тут с местом и ролью человека всё понятно. (29)По крайней мере ему самому и всему окружению…
(30)Однако большинству людей их место не нравится, и своей ролью они не удовлетворены. (31)И почему судьба их сложилась так, а не иначе, они объясняют двумя словами: «характер» и «обстоятельства». (32)Что есть одна из форм старого родительского ответа «а потому что так». (33)А почему такой характер? (34)А почему такие обстоятельства? (35)Потому что генетика и уровень развития общественно-экономических отношений. (36)А почему? (37)И зачем?
(По М. Веллеру*)
*Михаил Иосифович Веллер (родился в 1948 г.) – писатель, публицист.
3. Текст рецензии задания 24
«Известный публицист М. Веллер ставит перед своими читателями сложные проблемы. Фрагмент его статьи подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Разнообразные средства выразительности придают речи эмоциональность и убедительность. Приёмы: ______ (предложения 2–5), _________ (предложения 11–12), ________ (предложение 27), а также лексические средства выразительности, одно из которых – ______ («суета сует»), – усиливают полемический характер текста, вовлекают читателей в обсуждение и споры».
4. Информация о тексте
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема поиска смысла жизни. (В чём смысл жизни человека?) | 1. Человек должен стремиться сделать в жизни самое большее, на что он способен. |
2. Проблема осознания человеком своего места в жизни. (Как найти своё место в жизни?) | 2. Большинство людей не удовлетворено своим местом в жизни; не следует во всём винить жизненные обстоятельства и особенности характера. |
Экзаменационные работы учащихся
Работа № 8


Работа № 9

Работа № 10


Работа № 11


Работа № 12


БЛАНКИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ ВЫПУСКНИКОВ
Экзаменационная работа № 1
Критерий | Баллы | Комментарий |
К1 | | |
К2 | | |
К3 | | |
К4 | | |
К5 | | |
К6 | | |
К7 | | |
К8 | | |
К9 | | |
К10 | | |
К11 | | |
К12 | | |
Итого | | |
Экзаменационная работа № 2
Критерий | Баллы | Комментарий |
К1 | | |
К2 | | |
К3 | | |
К4 | | |
К5 | | |
К6 | | |
К7 | | |
К8 | | |
К9 | | |
К10 | | |
К11 | | |
К12 | | |
Итого | | |
Экзаменационная работа № 3
Критерий | Баллы | Комментарий |
К1 | | |
К2 | | |
К3 | | |
К4 | | |
К5 | | |
К6 | | |
К7 | | |
К8 | | |
К9 | | |
К10 | | |
К11 | | |
К12 | | |
Итого | | |
Экзаменационная работа № 4
Критерий | Баллы | Комментарий |
К1 | | |
К2 | | |
К3 | | |
К4 | | |
К5 | | |
К6 | | |
К7 | | |
К8 | | |
К9 | | |
К10 | | |
К11 | | |
К12 | | |
Итого | | |
Экзаменационная работа № 5
Критерий | Баллы | Комментарий |
К1 | | |
К2 | | |
К3 | | |
К4 | | |
К5 | | |
К6 | | |
К7 | | |
К8 | | |
К9 | | |
К10 | | |
К11 | | |
К12 | | |
Итого | | |
Экзаменационная работа № 6
Критерий | Баллы | Комментарий |
К1 | | |
К2 | | |
К3 | | |
К4 | | |
К5 | | |
К6 | | |
К7 | | |
К8 | | |
К9 | | |
К10 | | |
К11 | | |
К12 | | |
Итого | | |
Экзаменационная работа № 7
Критерий | Баллы | Комментарий |
К1 | | |
К2 | | |
К3 | | |
К4 | | |
К5 | | |
К6 | | |
К7 | | |
К8 | | |
К9 | | |
К10 | | |
К11 | | |
К12 | | |
Итого | | |
Экзаменационная работа № 8
Критерий | Баллы | Комментарий |
К1 | | |
К2 | | |
К3 | | |
К4 | | |
К5 | | |
К6 | | |
К7 | | |
К8 | | |
К9 | | |
К10 | | |
К11 | | |
К12 | | |
Итого | | |
Экзаменационная работа № 9
Критерий | Баллы | Комментарий |
К1 | | |
К2 | | |
К3 | | |
К4 | | |
К5 | | |
К6 | | |
К7 | | |
К8 | | |
К9 | | |
К10 | | |
К11 | | |
К12 | | |
Итого | | |
Экзаменационная работа № 10
Критерий | Баллы | Комментарий |
К1 | | |
К2 | | |
К3 | | |
К4 | | |
К5 | | |
К6 | | |
К7 | | |
К8 | | |
К9 | | |
К10 | | |
К11 | | |
К12 | | |
Итого | | |
Экзаменационная работа № 11
Критерий | Баллы | Комментарий |
К1 | | |
К2 | | |
К3 | | |
К4 | | |
К5 | | |
К6 | | |
К7 | | |
К8 | | |
К9 | | |
К10 | | |
К11 | | |
К12 | | |
Итого | | |
Экзаменационная работа № 12
Критерий | Баллы | Комментарий |
К1 | | |
К2 | | |
К3 | | |
К4 | | |
К5 | | |
К6 | | |
К7 | | |
К8 | | |
К9 | | |
К10 | | |
К11 | | |
К12 | | |
Итого | | |