СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение - рассуждение.Задание №25

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка выпускников к написанию  сочинения-рассуждения   не всегда может складываться успешно. Объясняется это тем, что современная молодёжь  неохотно читает художественную литературу, слабо ориентируется в  материале для аргументации,   не на должном уровне владеет понятийным словарём.

Рекомендациями  по подготовке к выполнению творческого задания могут быть следующие виды работы:

  1. Определение тематических блоков;
  2. Подбор ключевых слов;
  3. Знакомство с понятием;
  4. Составление словаря сочетаний;
  5. Формулировка  и анализ проблем;
  6. Формулировка тезисов;
  7. Подбор и анализ афоризмов, крылатых выражений;
  8. Подбор и анализ аргументов;
  9. Подбор заголовка  текста;
  10. Составление вопросов по тексту.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение - рассуждение.Задание №25»

Подготовка выпускников к написанию сочинения-рассуждения не всегда может складываться успешно. Объясняется это тем, что современная молодёжь неохотно читает художественную литературу, слабо ориентируется в материале для аргументации, не на должном уровне владеет понятийным словарём.

Рекомендациями по подготовке к выполнению творческого задания могут быть следующие виды работы:

  1. Определение тематических блоков;

  2. Подбор ключевых слов;

  3. Знакомство с понятием;

  4. Составление словаря сочетаний;

  5. Формулировка и анализ проблем;

  6. Формулировка тезисов;

  7. Подбор и анализ афоризмов, крылатых выражений;

  8. Подбор и анализ аргументов;

  9. Подбор заголовка текста;

  10. Составление вопросов по тексту.











































Тематический блок. Искусство.

  1. Ключевые слова.

Искусство

Искусный

Отражение

Восхищение

архитектура

Пейзаж

Изобразительный

Истинный

Подлинный

Уникальный

Лаконичный

Оттенки

Шедевр

Перспектива

Современный



  1. Определение понятия.

Искусство – творческое изображение, воспроизведение действительности в художественных образах.

  1. Словарь сочетаний.

Искусство высокое, настоящее, подлинное, идейное, безыдейное, реалистическое, изобразительное, декоративно-прикладное, драматическое, античное, современное…

Искусство (кого? чего?) – древних египтян, Древней Руси, реализма, романтизма, Возрождения…

Задача, цель, содержание, тема, проблема, влияние, воздействие, расцвет, род, вид, жанр искусства. Увлечение искусством. Период, отражение в искусстве. Отношение, интерес к искусству… Книги, лекция, разговор, беседа, дискуссия об искусстве. Книга, статья, исследование по искусству.

Знать, изучать, ценить, понимать, любить… искусство. Отдавать все силы, служить …искусству. Интересоваться, заниматься, увлекаться, восхищаться … искусством.

В искусстве разбираться, отражаться… К искусству тянуться, приобщаться, быть причастным… На искусство оказывать влияние… Об искусстве писать, рассуждать.

Искусство Древней Руси привлекает внимание всё большего числа людей. Моя сестра всегда интересовалась искусством.



  1. Проблемы.

  1. Искусство истинное и ложное

  2. Влияние, воздействие искусства.

  3. Роль искусства в современной жизни.

  4. Соотношение искусства и реальной действительности.

  5. Понимание искусства.

  6. Познание и воспроизведение мира средствами искусства.



  1. Тезисы

  1. Можно развивать способность чувствовать и ценить прекрасное, или что мы часто называем вкусом.

  2. Главное предназначение искусства – позволить человеку познать и изменить себя.

  3. Искусство – форма познания мира.

  4. Подлинный художник способен выразить то, что другие лишь смутно чувствуют.



  1. Афоризмы, крылатые слова, цитаты.

  1. Жизнь коротка, искусство долговечно (Гиппократ).

  2. Искусство – целеустремлённая попытка воссоздать высшую справедливость видимому миру (Конрад).

  3. Наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы (Белинский).

  4. Искусства смягчают нравы (Овидий).

  5. Искусство – всегда поэзия, в каком бы жанре оно не проявляло себя (С.Залыгин).

  6. Искусство недосказанности – одно из самых неподвластных разуму, интуитивных (Ф.Искандер).



  1. Аргументы

  1. Константин Паустовский в повести «Золотая роза» рассказал трогательную историю любви бывшего солдата, мусорщика Шамета, который решил из ювелирной пыли сделать маленькую розу счастья Созанны. Роза – прообраз творческой деятельности. Творчество предназначается для того, чтобы красота земли, счастье, радость и свобода «преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце»

  2. В очерке «Выпрямила» Г.И.Успенский показывает людей, «скомканных действительностью». Его герой, автор записок Тяпушкин, волей судьбы оказался в Париже. Там он «доплёлся до Лувра» и остановился перед Венерой Милосской, поражённый чем-то необычайным, непостижимым. До сих пор он был похож на скомканную в руке перчатку, но вот что-то случилось: «что-то дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня». Очевидно, скульптор хотел показать не прелести Венеры, а красоту человеческой души. Вот и Тяпушкин ощутил счастье быть человеком.

  3. Главная героиня повести «Гранатовый браслет» (А.Куприн) услышала, узнала исключительное по глубине музыкальное произведение. Бетховенская мелодия и чувство крошечного чиновника Желткова совпали в одном аккорде. Страдания и смерть, казалось бы, незаметного человека возвышают и одухотворяют происходящее, а звуки музыки придают словам глубокий смысл: «Да святится имя Твое…» Молитва, эти слова и эта музыка всё оправдывают, звучат как дыхание, как плач.

Этим произведением вводится тема любви – поклонения, любви – самопожертвования. Автор утверждает, что нет ничего постоянного, всё временное, всё проходит и уходит. Только музыка и любовь утверждают истинные ценности на земле.

  1. Около восьми веков назад под Владимиром построен храм Покрова на Нерли. Это память о сыне Андрея Боголюбского. Сейчас белокаменная изящная церковь напоминает о безбрежном течении времени. Она, как безмолвная лучистая звезда, уплывает в бесконечность, напоминает нам о вечных ценностях. Любуясь храмом, думаешь о Красоте, Добре, Справедливости…





























Текст.

(1)Человек соприкасается с искусством каждый день. (2) И, как правило, не в музеях. (3) С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство.

(4) Здание гостиницы, вокзала, магазина, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения – всё это может быть произведением искусства. (5) Но может и не быть. (6) Далеко не каждую картину, статую, песню и фарфоровый сервиз считают шедеврами. (7) Как отличить произведение искусства от ремесленных подделок? (8) Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях нужно соединить, чтобы получилось подлинное произведение искусства. (9) Однако можно развить свою способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы называем вкусом.

(10) Что такое искусство? (11) Почему оно имеет очаровательную магию власти над человеком? (12) Искусство нередко называют глубоким источником наслаждения. (13) Миллионы людей наслаждаются изображением прекрасных человеческих тел, удивительных пейзажей на полотнах великих художников, очищают душу и мысли волшебными звуками музыки, драгоценным поэтическим словом. (14)Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысяч живописцев на протяжении многих веков.

(15) Часто говорят, что искусство отражает жизнь. (16) Конечно, это во многом верно: нередко точность, узнаваемость того, что изображает художник, поразительна. (17) Но вряд ли простое отражение жизни, её копирование, вызывало бы столь сильный интерес к искусству и восхищение им.

(18) Искусство – форма познания мира. (19) Но методы искусства совершенно не похожи на научные. (20) Кинофильмы сжимают целую человеческую жизнь до двухчасового действия. (21) Русский иконописец утончает и удлиняет до крайности человеческое тело. (22) Именно такая «неправильность» позволяет зрителю сосредоточиться на главном, рассмотреть то, что в повседневной жизни он просто не замечает. (23) Иногда происходит чудо: искусство изменяет человека. (24) Весь смысл его жизни может стать совершенно другим. (25) Может быть, это и есть главное предназначение искусства – позволить человеку познать самого себя.

(По М.Аксёновой)

  1. Задания к тексту.

  1. Из предложений 7-8 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

  2. Из предложений 22-23 выпишите прилагательное, употребленное в роли существительного.

  3. Из предложения 25 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

  4. Среди предложений 4-8 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение.

  5. Среди предложений 17-25 найдите предложение с обособленным распространённым несогласованным определением.

  6. Среди предложений 4-9 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением.

  7. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и контекстного антонима.



  1. Ключи.

  1. Поделок

  2. Главном

  3. Позволить познать

  4. 6

  5. 25

  6. 8

  7. 5







Варианты работы с материалом.

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Опираясь на набор предложенных проблем, сформулируйте их в виде вопроса.

  3. Из предложенного набора аргументов подберите два, на ваш взгляд, наиболее подходящих.

  4. Дайте определение понятия слова искусство, опираясь на набор ключевых слов.

  5. Сопоставьте тезисы и аргументы.

  6. Приведите примеры из литературы (художественной, публицистической, научной), где рассматриваются вопросы искусства