СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к конструированию рабочей одежды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к уроку

 

Данный урок является вторым  уроком по теме: «Изготовление выкроек и раскрой», на изучение которой  в курсе Технологии отводится 4 часа. По структуре этот урок является уроком изучение нового материала.

Цели данного урока:

Образовательные:

  • Способствовать формированию у учащихся представления о конструировании изделий, знаний о линиях чертежа, правилах снятия мерок.

Развивающие:

  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности: строить аналогии, анализировать, выделять главное, ставить и разрешать проблемы.
  • Способствовать развитию сенсорной сферы: развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

 Способствовать формированию и развитию эстетических качеств, познавательного интереса учащихся, воспитывать бережное отношение к одежде, аккуратность,

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы, применяемые на уроке: метод контрольных вопросов, учебная беседа, наглядный,  проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.

Формы деятельности учащихся: фронтальная, работа с книгой.

Инструменты и материалы: линейка, треугольник, карандаш, сантиметровая лента, манекен.

ТСО, наглядность: видеопроектор, компьютер, макет фартука, готовый фартук.

Происходящее в мире, в том числе и в нашей стране, социально- экономический процесс, все ускоряющие темпы развития науки и технологии требуют поиска новых подходов в подготовке к трудовой деятельности подрастающего поколения.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает формирование у учащегося  технологической грамотности, технологического мышления, технологической культуры.

Данный урок сопровождается презентацией. Используя нетрадиционную форму проведения урока с использованием  ИКТ создаю идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности школьников.

Применение ИКТ способствует повышению эффективности урока за счет активизации не только слухового, но зрительного канала. В презентации использованы эффекты анимации, множество картинок. При комплексном восприятии информации с помощью органов чувств получение информации увеличивается в разы. Мультимедийные презентации не только привлекают внимание учащихся, но помогают вести урок четко, структурировано.

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Подготовка к конструированию рабочей одежды.

Цели урока:

Образовательные:

  • Способствовать формированию у учащихся представления о конструировании изделий, знаний о линиях чертежа, правилах снятия мерок.

Развивающие:

  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности: строить аналогии, анализировать, выделять главное, ставить и разрешать проблемы.
  • Способствовать развитию сенсорной сферы: развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

 Способствовать формированию и развитию эстетических качеств, воспитывать бережное отношение к одежде.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы, применяемые на уроке: метод контрольных вопросов, учебная беседа, наглядный,  проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.

Формы деятельности учащихся: фронтальная, работа с книгой.

Инструменты и материалы: линейка, треугольник, карандаш, сантиметровая лента, манекен.

ТСО, наглядность: видеопроектор, компьютер, макет фартука, готовый фартук.

 

Этап урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Планируемые результаты:

Личностные, метапредметные,

предметные

1. Организационный момент.

Учащиеся включаются в урок, взаимодействуют с одноклассниками, с учителем.

Психологический настрой учащихся.

1.Приветствие учителем учащихся:

Здравствуйте, ребята! Как я рада Вас видеть.

2. Учитель предлагает ученикам поприветствовать друг друга:

 Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошей работы.

3. Учитель желает хорошей работы ученикам:

Посмотрите на меня, я вам тоже желаю хорошей работы. Цель: снять психологическое напряжение, создать благоприятный климат общения.

Проверяет готовность к уроку.

Планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

2. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Актуализация знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети делают вывод.

 

Отвечают на вводные вопросы Слайд№2 и формулируют вывод о том, что необходимо защищать свою одежду с помощью фартука.

Каждая ученица ставит пред собой цель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения, учитель подводит их ответы  к тому, что сначала нужно сделать выкройку изделия.

Учащиеся высказывают свои версии

 

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, при этом учитель направляет мыслительную деятельность учащихся. В результате учащиеся вместе с учителем отмечают три проблемы:

  1. Необходимо проанализировать форму фартука, из каких деталей он состоит, сколько этих деталей.
  2. Определить размер фартука.
  3. Познакомиться с правилами построения чертежа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся: конструктор, строить из деталей модель и т.д.

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы, приходят к выводу о том, что:

Во-первых: фартук состоит из 5 деталей: нижней части фартука, грудки, пояса, бретели, кармана.

Во-вторых: анализируют форму деталей фартука.Слайд№3

 

Учащиеся записывают определение.

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

( Учащиеся встают около своих мест). Слайд№4

 

 

 

 

Учащиеся:  выполняют измерения на этом участке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся работают с текстом учебника: стр.52. После прочтения учитель просит учащихся сформулировать правила снятия мерок. Проходит обсуждение прочитанного после того, как задание выполнено, учитель раздает учащимся памятки «Правила снятия мерок». (Приложение №1). Слайд№5

 

 

Учащиеся смотрят на готовый фартук и чертёж фартука.

Обсуждают. Делают вывод.

 

Учащиеся ищут ответ на вопрос.

 Длину фартука, ширину фартука, длину пояса. Слова: длина, ширина, записываются  Д, Ш. Мерку длина изделия записывают так: Ди. Сб.( С-половина буквы О - обхват).

Слайд № 6

 

 

 

 

 

 

Слайд №7

 

 

 

 

 

 

Слайд№8,9

Цель: подготовить учащихся к работе на занятии, включить их в деловой ритм

Учитель:

Начать наш сегодняшний урок мне хотелось бы с рассказа С.Могилевской «Две хозяйки».

Как-то сошлись две хозяйки.

 Одна говорит:

-Ох, устала!

- Как не устать, раз обед готовила,- говорит другая,- небось, оладьи жарила?

- Оладьи. А ты откуда знаешь?

- И клюквенный кисель варила?

- Что верно, то верно.

Вкусный получился.

- А борщ-то томатом заправляла?

- Да откуда ты такая догадливая?

- Как не догадаться: на твоём платье вся готовка видна.

Глянула хозяйка на своё платье, а на нём и правда - где пятно от муки, где брызги от клюквы, а где следы томатной пасты.

Обидно ей стало, она и говорит соседке:

- Знаем мы таких аккуратненьких! Вот погляжу, какова ты будешь, когда с обедом управишься.

- Уже управилась! Только вся моя стряпня на фартуке осталась. Без фартука я за готовку не берусь.

Какой вывод можно сделать из рассказа? А в вашей жизни бывали такие случаи? Каждый из вас должен запомнить одно «золотое» правило: ПРИСУПАЯ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ ПИЩИ, НАДЕНЬ ФАРТУК.   И тогда ваша одежда не будет похожа на меню. И фартук  на вашей кухне появится очень скоро! И сошьём мы его сами!

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: скажите, с чего начинается работа над любым швейным изделием?

Учитель: У нас есть бумага, линейка, карандаш. Мы можем приступать к изготовлению  выкройки фартука?

Учитель: Итак, мы знаем, что будем чертить фартук, но не знаем правил построения чертежа швейного изделия. Что ещё нам необходимо выяснить?

 

 

 

Учитель: над решением этих задач мы и будем сейчас работать.

 

 

 

 

 

 

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Подготовка к конструированию рабочей одежды». Скажите, какие ассоциации возникают у вас при слове «конструирование»?

 

Учитель: всё правильно. Каждый из вас играл в конструктор, строил различные модели игрушек. На уроках технологии мы тоже будем строить, но не модели игрушек, а чертежи изделий. Деталями конструктора у нас будут линии. Начиная работу, необходимо,  прежде всего, проанализировать форму изделия, его деталей, сколько и каких деталей необходимо построить.  Перед вами лежат карточки (приложение №1), ответив на поставленные вопросы, мы решим первую проблему.

Учитель: все эти детали имеют определённый размер. Скажите, от чего он зависит?

Учитель подводит учащихся к термину «мерка».

Учитель: для облегчения снятия мерок конструкторы определили на фигуре человека 6 горизонтальных линий. Для того, чтобы познакомиться с ними, я предлагаю вам представить, что вы стоите на берегу моря. Представим, что мы стоим у самой кромки воды. Воды слегка касается наших ног. Эта линия называется линия низа. А теперь сделаем шаг и войдем в воду, теперь вода нам уже по колено. Эта линия называется линией колен. Делаем шаг, и вода скрывает наше тело по линии бедер. Ещё шаг, и вода уже по пояс, на линии талии. Делаем ещё шаг и вода уже по - грудь, на линии груди. Смело делаем ещё шаг и вода закрыла плечи на линии шеи. Вам понравилась наша морская прогулка? А теперь пора присесть на место и вернуться к нашим фартукам.

Учитель:

1.Чтобы определить длину пояса, по какой из линий необходимо сделать измерения? 2. Нам необходимо узнать ширину нижней части фартука. По какой линии будем проводить измерения? 3. Чтобы определить длину нижней части фартука, от какой линии необходимо начать измерения? Итак, сделаем вывод: чтобы определить размер какой-либо детали фартука, необходимо…

 

Учитель: Для того, чтобы наше изделие было нам впору, необходимо правильно снять мерки. В конструировании приняты определённые правила снятия мерок. Сейчас мы с ними познакомимся.

Учитель: обратите внимание на последнее правило. Как вы думаете, почему мерки обхватов записываются в половинном размере?

 

Учитель направляет их мыследеятельность к выводу: вторая половина фартука симметрична первой, поэтому нет необходимости загромождать чертёж. То же правило действует и при построении других швейных изделий. Мы с вами познакомились с правилами снятия мерок. Для построения чертежа фартука нам нужно измерить? (Длину фартука, ширину фартука, длину пояса). Все то, что сейчас назвали в конструировании записывается в виде условных обозначений.

 

Ширину фартука, как мы уже знаем, измеряют по линии  бедер. На данном участке мы измеряем обхват бедер, и данную мерку делим пополам, так как чертим только половину фартука. Мерка полуобхвата бедер записывается

 

Давайте подведём определённый итог.

1. Мы разобрали, из каких деталей состоит фартук.

2. Знаем, как определить размер деталей фартука. Осталось познакомиться с правилами конструирования фартука. В начальной школе вы уже получили определённые знания о линиях, правилах построения фигур. Давайте их вспомним. Для этого я сейчас проведу с вами математическую разминку.

Математическая разминка.

  1. Какие линии называются горизонтальными?
  2. Какие линии называются вертикальными?
  3. Как построить прямой угол?
  4. Как отложить на прямой отрезки разно величины?

 

 

 

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий,   осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий,   осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию;  ориентироваться в средствах и технологиях для достижения поставленной цели.

 

 

 

 

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.