Актуализация опорных знаний Открытие нового знания Практическое закрепление | Повторение особенностей, структуры эссе Эссе – это прозаическое сочинение, имеющее композиционную цельность и логическую последовательность. Эссе должно выражать личное мнение по данной проблеме, дополненное примерами из художественных текстов, средств массовой информации и личного жизненного опыта. Целью написания эссе является развитие умения учащихся творчески осмысливать выбранную тему, выражать свое мнение и суждение по поставленной проблеме, аргументируя свою позицию. Несмотря на свободную форму организации композиции, структура эссе предполагает такие части, как введение, основная часть и заключение. Вводная часть В вводной части автору достаточно включить 1-2 абзаца, состоящих из 2 и более предложений, которые позволят привлечь внимание читателя, подвести его к проблеме, которой посвящено эссе. Можно начать с цитаты или яркой фразы. Для привлечения внимания можно использовать риторические вопросы, сравнительную аллегорию, когда неожиданный факт или событие связывается с темой эссе. Основная часть Основная часть состоит из тезиса (тезисов) и нескольких аргументов. Тезис необходимо оформить в виде короткой законченной мысли, которую хочет донести автор до читателя эссе. Рекомендуется включать слова и словосочетания, позволяющие дополнить высказывания необходимой информацией, характерные для данного типа текста. Заключение В заключительной части автору необходимо сделать выводы и подвести итоги. Заключение и вступление должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключение резюмируется мнение автора). В заключение можно использовать слова и словосочетания, позволяющие подвести итог и сделать резюме. 2. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Типичным затруднением учащихся при выполнении этого задания является неумение найти аргументы для обоснования собственной точки зрения. • Аргумент – довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли. • Аргументировать – т.е. приводить доказательства, аргументы. • Фоновый материал – материал, который используется для Доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни…). Какова цель этой части эссе? Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств и определенные требования. 3.Требования к аргументам. • правдивость (авторитетные источники) • доступность • объективность • корректность и тактичность Помочь связать аргументы с проблемой, ввести аргументы в сочинение вам помогут различные клише. Познакомимся с ними. 4.Клише. Вступление | Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... Я согласен с данным мнением… Я не разделяю подобную точку зрения… Нельзя не согласиться с мнением … Поражает глубина мысли великого… Удивляет нестандартный подход к проблеме… Эта фраза заставляет задуматься над… Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... Эта емкая фраза заставляет переосмыслить… Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению… Я не могу присоединиться к этому утверждению… | Основная часть. | Существует несколько подходов к данной проблеме… С незапамятных времен бытовало мнение… Посмотрим на проблему с другой стороны… Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,… Рассмотрим несколько подходов... Например,… Проиллюстрируем это положение следующим примером ... Для полемического эссе: С одной стороны, ... С другой стороны,… Следует отметить… Необходимо заметить… | Заключение | Исходя из вышесказанного… Подводя итог размышлениям… Таким образом,… Подведем общий итог рассуждению... Итак,… Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания... Вот почему я согласен с мнением… Резюмируя сказанное, следует отметить… | 5.Как ввести аргументацию в изложение своей позиции? С помощью словосочетаний: • Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…) • Достаточно привести такой пример… • Это можно доказать следующим образом.. • Подтверждением сказанному может служит следующий факт… • Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения. • В этом легко убедиться, обратившись к… С помощью вводных слов и словосочетаний: • Например,… Допустим… • По свидетельству кого-либо,… Предположим… • Во-первых, …, во-вторых, … и т.д. С помощью союзов и придаточной части: • Так как… • Потому что… • Оттого что… • Благодаря тому что… • В связи с тем что… Вывод: Таким образом, используя различные клише и способы ввода аргументов в сочинение, вы легко сконструируете систему доказательств. II. Творческая работа. Подготовка эссе по теме «Кого из литературных героев я узнаю в своих современниках?» Структура сочинения-рассуждения. 1 абзац. Ряд риторических вопросов + предложение переход (клише). 2 абзац – ответы на поставленные вопросы. 3 абзац – переход к теме. 4-5 абзац – аргументы из читательского опыта. Литература… Какое место она занимает в нашей жизни? Может ли художественная литература изменить наше представление о мире? На самом ли деле она учит нас понимать, что хорошо, а что плохо? Именно над этими вопросами заставляет нас задуматься тема, предложенная для сочинения. Литература – это, на мой взгляд, субъективное отражение писателями нашей жизни. Можно сказать, литература рождается самой жизнью. Одни творцы слова повествуют о том, что их волнует, о чем они мечтают, к чему стремятся, о том, что занимает умы их современников. Другие, обращаясь к истории, ищут ответы на вопросы, которые их волнуют. Третьи устремляют свой взгляд в будущее, хотят показать нам то, что ожидает нас впереди. Но в центре любого художественного творения будет всегда одно и то же. В центре будет человек, с его переживаниями, его волнениями, мечтами и желаниями. Цель художественного произведения – воспитание нравственных качеств читателей (переход к теме). Литература показывает нам героев, черты которых мы можем увидеть и в своих современниках. Доказать данную точку зрения поможет мой читательский опыт, ведь произведения многих русских писателей «будят» наши души, показывают… Вспомним стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Довольный человек». Писатель рисует молодого человека, который весь – довольство и радость. Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину такого настроения. Ответ нас поражает: герой доволен тем, что сочинил клевету про другого. Понять авторскую позицию нам позволяет горькая ирония: «многообещающий молодой человек». О безнравственном поступке героя рассказывает и Шарль Бодлер в прозаическом стихотворении «Фальшивая монета». Повествование начинается с описания того, что один из героев загадочно разбирает деньги. Это поражает нашего рассказчика. Далее появляется еще один герой – нищий, глаза которого полны красноречивой мольбы. События принимают интересный поворот: милостыня приятеля оказалась фальшивой монетой. 5-6. Словно слыша немые вопросы рассказчика, приятель произносит, на мой взгляд, страшную фразу: он получает от обмана удовольствие. Приговор автора однозначен: непростительно быть злым, а еще хуже – делать зло по глупости. Итак, в заключение хочу сказать, что художественная литература позволяет нам посмотреть на мир со стороны, понять нравственные законы. Литература есть отражение нашей жизни, и мы должны понимать то, что завещают нам писатели. | Активизация мыслительной деятельности. Класс делает записи в тетрадях, заполняя таблицу | Эссе | Сочинение | Определение | | | Цель | | | Способ раскрытия темы | | | Композиция | | | Работа в группах. Класс условно делится на три группы, первая вводит аргументацию при помощи словосочетаний, вторая – при помощи вводных слов и словосочетаний, третья – с помощью союзов и придаточной части Учащиеся подбирают свой вариант предложения-перехода (из клише) Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, указанные в первом абзаце Учащиеся подбирают свой вариант предложения-перехода к теме эссе Ученик осмысляет тему, используя в качестве доказательства примеры из художественных определений Для эссе характерно кольцевое обрамление, поэтому в конце работы ученик должен вернуться к заявленному тезису (тезисам), чтобы дать оценку проблеме |