Учитель русского языка и литературы: Корунова Ольга Владимировна
КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка в 9 классе
ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).
Задачи:
образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средства языка, предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;
развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;
воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства обучения: доска, памятки, иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме;
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Грамматическая разминка «Да – нет».
Вопросы для 1 команды:
1. Антонимы слова с противоположным значением. Да.
2. Дополнение – это главный член предложения. Нет.
3. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Да.
4. Костюм в полоску – это примыкание. Нет.
5. Различаются следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Да
Вопросы для 2 команды:
1. Синонимы – слова близкие по лексическому значению. Да.
2. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называется сложным. Нет.
3. Золотая осень – это безличное предложение. Нет.
4. Подлежащее отвечают на вопросы Кто? Что? Да
5. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу. Да
Вопросы для 3 команды:
1. Дом из кирпича – это согласование. Нет.
2. Определение отвечает на вопросы Какой? Чей? Да.
3. А, но, однако - это противительные союзы. Да.
4. Лексика изучает звуки и буквы. Нет
5. Диалог это разговор двух лиц. Да.
Постановка цели урока.
Народу много, а людей немного. (Диоген)
- Как вы понимаете данное высказывание?
Просмотр видеофильма «Невоспетый герой»
- Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится видеофильм, который мы только что просмотрели? («Милосердие»).
Коль горе чужое тебя не заставит страдать, возможно ль тебя человеком тогда называть? (Саади)
Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (Саади)
Бесчеловечия кто обнажает меч, Тот сам падет, сражен мечом бесчеловечным. (Джами)
Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас. (Иоанн Златоуст)
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. (Денис Иванович Фонвизин)
Человек скреплен состраданием. Как только сострадание исчезает — исчезает и человек. (Дмитрий Емец).
2) Запись даты, темы урока в тетрадь: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»..
II. Работа над построением сочинения - рассуждения.
Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения. Для того, чтобы создать текст, вспомните как строится схема – сочинения – рассуждения.
Вопросы классу:
1.Какова схема построения сочинения-рассуждения (композиция)?
-Тезис.
-Аргументы (доказательства)
-Вывод.
2. Что такое тезис, аргументы, вывод?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
Слово учителя: Для анализа мы возьмём текст Анатолия Игнатьевича Приставкина (1931-2008)-русского писателя, общественного деятеля. Широкую известность А. Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…»(1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОРИДОР
1)Это было в сорок первом году. 2)Темная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. 3)Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. 4)В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. 5)Была ночь.
6)— Здесь есть пища, — сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.
7)Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. 8)Но скоро мы увидели и другое. 9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. 10)Там, как нам казалось, шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало.
11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. 12)Здесь начиналась очередь.
13)Мы стояли и смотрели на окна. 14)Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. 15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. 16)И нам было видно, как он нервно вздергивает острые плечи. 17)И голос у него слабый, голос чахоточного человека. 18)Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
19)А люди вдруг зашевелились. 20)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. 21)А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. 22)Человеческий коридор...
23)Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. 24)А тогда — мы шли через него, качающийся, живой, трудный.
25)И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. 26)И яркий свет вдали. 27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки. (А. Приставкин)
3. Вопросы классу:
- Какова тема этого текста? (Человечности).
- Назовите стиль данного текста. (Художественный)
- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).
Слово учителя: В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. В сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом. Посмотрим, каковы требования задания 15.3 части3.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1.Выдвижение тезиса.
Вопросы классу:
- Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).
В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.
- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря).
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - …
Обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - …
- Подберём синонимы к слову ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Обратимся к словарю синонимов - (гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечественность, гуманитет, доброта, добротолюбие, отзывчивость, милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно).
- Подберём антонимы к слову ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ (мизантропия, человеконенавистничество, агрессия, жестокость, равнодушие, чёрствость, забывают о человечности).
Отвечая на этот вопрос, вы создаете начало сочинения – тезис.
Комментарий к тезису.
Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах может быть проявлено человеком человечность? Что может послужить причиной проявленного человечности? И т.п.
Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
2. Аргументы + примеры.
1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения).
Когда ищем доказательства в тексте, удобно разбить текст на микро темы. (О чем он?) – затем составить план. Если трудно называть предложения в плане, можно использовать вопросительные П. Вопрос наталкивает на размышление и в этом вам помогут речевые клише. На основе этого нужно сделать вывод. Сочинение в форме круга, с чего начал, тем и закончил – кольцевая композиция.
2-й аргумент – из Вашего жизненного опыта
(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).
Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы. Назовите эти произведения (учащиеся называют произведения Л.Н.Толстого «Чем люди живы», М.А.Шолохова «Судьба человека», В.Г.Короленко «Дети подземелья», Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», В. Распутин «Уроки французского», а также приводят примеры из жизни)
Просмотр фрагмента из к/ф «Чем люди живы». Собеседование с классом.
Задание: Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.
3.Вывод.
Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
4. Абзацное членение.
Вопросы классу:
- Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части).
Схема сочинения – рассуждения дана для того, чтобы связать свой текст – это единый организм в котором вытекает одно из другого. Используйте клише, уместные вводные слова, комментарии к тезису.
5. Заполнение таблицы-памятки.
Слово учителя: подводя итог нашему разговору о человечности, милосердии, сострадании, послушаем замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик).
Дотоль, пока не ощущаешь ты
Чужих страданий и чужой беды,
То кажется тебе, что их и нет,
Не слышишь ты как стонет твой сосед.
Когда ж к тебе нагрянет в дом беда,
Ты словно просыпаешься тогда
И понимаешь, есть на свете боль
Больнее чем саднящая мозоль.
Но ты в обиде на весь мир за то,
Что боль твою не разделил никто,
Руки не подал, видя что упал.
Но разве Ты иначе поступал ? … (Давид Никитич Кугультинов, калмыцкий советский поэт)
V. Рефлексия.
- Что нового и важного вы узнали на уроке?
- Где вы сможете применить полученные знания?
VI. Заключительное слово учителя. Главное оставаться Человеком в любой ситуации. Милосердие, сострадание – это основа нашей жизни.
Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (и 15.3) по предложенному тексту А. Приставкина.
Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
План сочинения | Речевые клише | Вводные слова, уместные в каждой части сочинения |
1.Тезис (объяснение лексического значения слова) Комментарий к тезису (2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом). Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта. | Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён, что…- это… Мне кажется, что - это… | На мой взгляд, по моему мнению, по-моему, |
Аргументы + примеры. 1-й - из прочитанного текста (цитата или № предложения) 2-й – из Вашего жизненного опыта (жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.) | Обратимся к тексту (автор). Предложение №. Доказательства находим в тексте (автор). Так, предложение №… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем… Доказательством также служит пример из… Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни. Когда… Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашей страны.(приводится конкретный пример) | Во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно |
Вывод. (общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным) | | Таким образом, итак, действительно, |
Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
План сочинения | Речевые клише | Вводные слова, уместные в каждой части сочинения |
1.Тезис (объяснение лексического значения слова) Комментарий к тезису (2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом). Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта. | Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён, что…- это… Мне кажется, что- это… | На мой взгляд, по моему мнению, по-моему |
Аргументы + примеры. 1-й - из прочитанного текста (цитата или № предложения) 2-й – из Вашего жизненного опыта (жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.) | Обратимся к тексту (автор). Предложение №. Доказательства находим в тексте (автор). Так, предложение №… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем… Доказательством также служит пример из… Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни. Когда… Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашей страны.(приводится конкретный пример) | Во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно |
Вывод. (общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным) | | Таким образом, итак, действительно, |
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОРИДОР
1)Это было в сорок первом году. 2)Темная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. 3)Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. 4)В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. 5)Была ночь.
6)— Здесь есть пища, — сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.
7)Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. 8)Но скоро мы увидели и другое. 9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. 10)Там, как нам казалось, шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало.
11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. 12)Здесь начиналась очередь.
13)Мы стояли и смотрели на окна. 14)Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. 15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. 16)И нам было видно, как он нервно вздергивает острые плечи. 17)И голос у него слабый, голос чахоточного человека. 18)Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
19)А люди вдруг зашевелились. 20)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. 21)А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. 22)Человеческий коридор...
23)Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. 24)А тогда — мы шли через него, качающийся, живой, трудный.
25)И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. 26)И яркий свет вдали. 27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки. (А. Приставкин)
Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008)-русский писатель, общественный деятель. Широкую известность А. Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…»(1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОРИДОР
1)Это было в сорок первом году. 2)Темная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. 3)Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. 4)В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. 5)Была ночь.
6)— Здесь есть пища, — сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.
7)Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. 8)Но скоро мы увидели и другое. 9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. 10)Там, как нам казалось, шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало.
11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. 12)Здесь начиналась очередь.
13)Мы стояли и смотрели на окна. 14)Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. 15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. 16)И нам было видно, как он нервно вздергивает острые плечи. 17)И голос у него слабый, голос чахоточного человека. 18)Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
19)А люди вдруг зашевелились. 20)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. 21)А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. 22)Человеческий коридор...
23)Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. 24)А тогда — мы шли через него, качающийся, живой, трудный.
25)И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. 26)И яркий свет вдали. 27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки. (А. Приставкин)
Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008)-русский писатель, общественный деятель. Широкую известность А. Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…»(1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей.
Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
План сочинения | Пример написания | Речевые клише | Вводные слова, уместные в каждой части сочинения |
1.Тезис (объяснение лексического значения слова) Комментарий к тезису (2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом). Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта. | Человечность – это… человечный, достойный человека, отзывчивый, гуманный, человечное отношение, поступить человечно (нареч.). С.И.Ожегов Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим. В нем нет ни капли человечности. Д.Н.Ушаков Человечность – это проявление сострадания, милосердия, сочувствия, желание бескорыстно помочь другому. К сожалению, люди часто забывают о человечности, проявляют жестокость, равнодушие, чёрствость к окружающим. Такого быть не должно! Аргументируя свой ответ, приведу два примера, подтверждающих мои рассуждения. | Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён, что…- это… Мне кажется, что - это… | На мой взгляд, по моему мнению, по-моему, |
Аргументы + примеры. 1-й - из прочитанного текста (цитата или № предложения) 2-й – из Вашего жизненного опыта (жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.) | Во-первых, в тексте А. Приставкина, рассказывается о людях, проявивших сострадание и сочувствие к детям – сиротам из детского дома, уступив им свою очередь за едой. Такой поступок вызывает восхищение, уважение и, безусловно, является проявлением благодарности. Во-вторых, на уроках литературы мы читали и обсуждали рассказ М.Шолохова «Судьба человека», в котором говорится о солдате, побывавшем в немецком плену и потерявшем на войне всю свою семью. Но Андрей Соколов не ожесточился сердцем и усыновил чужого мальчика. Такой поступок является ярким примером человечности и великодушия. | Обратимся к тексту (автор). Предложение №... Доказательства находим в тексте (автор). Так, предложение №… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем… Доказательством также служит пример из… Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни. Когда… Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашей страны (приводится конкретный пример) | Во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно |
Вывод. (общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным) | Итак, человечность – это нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек жив не заботой о себе, а любовью и состраданием. | | Таким образом, итак, действительно, |