СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Подготовка к ОГЭ. Задание 2".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Задание 2. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.    Анализ текста" поможет учителю в подготовке учеников к экзаменам.

Просмотр содержимого документа
«"Подготовка к ОГЭ. Задание 2".»

Задание №2          Задание 2. Текст как речевое произведение.  Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста

Задание №2 Задание 2. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста

Что такое текст? Текст (от лат. textum - ткань, связь, соединение) - это произведение речи, состоящее из ряда предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Каждый текст имеет свою тему (от греч. thema – то, что положено в основу) и выражает определенные мысли. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Мысль – это то, что хочет сказать автор. Понять основную мысль текста помогают ключевые слова (т.е. опорные, важные для передачи смысла). Общая тема может распадаться на микротемы . Несколько предложений, связанных одной микротемой, объединяются в абзац.

Что такое текст?

  • Текст (от лат. textum - ткань, связь, соединение) - это произведение речи, состоящее из ряда предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.
  • Каждый текст имеет свою тему (от греч. thema – то, что положено в основу) и выражает определенные мысли. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Мысль – это то, что хочет сказать автор. Понять основную мысль текста помогают ключевые слова (т.е. опорные, важные для передачи смысла). Общая тема может распадаться на микротемы . Несколько предложений, связанных одной микротемой, объединяются в абзац.
Для того чтобы выполнить задание №2 необходимо: • внимательно прочитать текст, понять его смысл; • объяснить мотивы (причины) поведения героев; • выявить неверные ответы (для этого необходимо знать, что правильный ответ содержит либо информацию, противоречащую смыслу всего текста или какой-либо его части, либо информацию, которая в тексте отсутствует).

Для того чтобы выполнить задание №2 необходимо:

• внимательно прочитать текст, понять его смысл;

• объяснить мотивы (причины) поведения героев;

• выявить неверные ответы (для этого необходимо знать, что правильный ответ содержит либо информацию, противоречащую смыслу всего текста или какой-либо его части, либо информацию, которая в тексте отсутствует).

Прочитайте текст и выполните задание 2.

На новогодний праздник к Тане собралось множество народу. Пришёл и нанайский мальчик Филька с отцом, с матерью и с тремя маленькими братьями, на собаках приехавшими к нему в город.

Вслед за нянькой пришёл Фролов, ординарец отца. Он был в тулупе шофёра, улыбался всем хитрой улыбкой, а в руке у него было ведро.

- Фролов, дружок, - сказал отец, - покажи наш подарок ребятам.

Дети сами заглянули в ведро, Фролов вытащил из-под снега большой апельсин, потом ещё два и ещё. Дети криками встретили эти плоды. Они брали их в руки и тотчас же клали назад, потому что апельсины были твёрды и холодны.. Держать их было трудно, как железо, долго лежавшее на морозе.

- Погодите, ребята, - сказал со смехом отец. - Их надо сначала разморозить. И тогда - даю слово - они понравятся вам.

Он опустил апельсин в холодную воду, и на поверхности его через мгновение выступил лёд. Он покрывал его тонкой коркой, и апельсин блестел, как шар, висевший на маленькой пихте. Отец ударил по корке ножом, она раскололась на части, и из осколков льда, тающих быстро на ладони, вышел круглый и свежий плод. Незнаком и чудесен на севере был его запах и цвет. И маленький брат Фильки боялся его и не ел.

Сам же Филька принес свой апельсин отцу.

- Съешь его, - сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод. - Он подарен тебе друзьями, и в нем не может быть никакого вреда. Но не будь он такой большой, я принял бы его за ягоду, упавшую с рябины на землю, и почистил бы им свою новую трубочку, на которой медь так быстро тускнеет от холода в нашем лесу. Однако, - добавил он с достоинством, - рябина у нас тоже бывает крупна перед морозом.

Он отстранил апельсин рукою. Он был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу. (По повести Р. Фраермана “Дикая собака Динго”)

Задание 2 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Почему старый охотник не стал есть апельсин?”  1) Отец Фильки боялся есть незнакомый фрукт.  2) У старого охотника было много детей, и он отказался от фрукта, чтобы им больше досталось.  3) Апельсин был “чужим” фруктом для старого охотника, а он привык питаться только тем, что росло на его родине.  4) Старый охотник считал, что апельсин - это баловство, лакомство для детей, поэтому его не пристало есть уважающему себя мужчине.

Задание 2

  • 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Почему старый охотник не стал есть апельсин?”

1) Отец Фильки боялся есть незнакомый фрукт.

2) У старого охотника было много детей, и он отказался от фрукта, чтобы им больше досталось.

3) Апельсин был “чужим” фруктом для старого охотника, а он привык питаться только тем, что росло на его родине.

4) Старый охотник считал, что апельсин - это баловство, лакомство для детей, поэтому его не пристало есть уважающему себя мужчине.

Обоснование ответа  В тексте речь идёт о старом нанайском охотнике, который отказывается пробовать апельсин, экзотический для севера фрукт. Делает он это потому, что “был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу”. (Об этом говорится в последнем предложении текста.) Поэтому из предложенных вариантов ответов на поставленный вопрос верным является ответ 3, в котором эта же мысль выражена другими словами. Разберём остальные ответы. 1)Ответ неправильный, так как ему противоречит смысл предложения: “Съешь его, - сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод. - Он подарен тебе друзьями, и в нем не может быть никакого вреда”. 2) Ответ неправильный, так как в тексте нет информации о том, что охотник отказался от апельсина ради детей. 4) Ответ неправильный, так как в тексте не говорится о том, что старый охотник считает апельсины лакомством для детей.

Обоснование ответа

В тексте речь идёт о старом нанайском охотнике, который отказывается пробовать апельсин, экзотический для севера фрукт. Делает он это потому, что “был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу”. (Об этом говорится в последнем предложении текста.) Поэтому из предложенных вариантов ответов на поставленный вопрос верным является ответ 3, в котором эта же мысль выражена другими словами.

Разберём остальные ответы.

1)Ответ неправильный, так как ему противоречит смысл предложения: “Съешь его, - сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод. - Он подарен тебе друзьями, и в нем не может быть никакого вреда”.

2) Ответ неправильный, так как в тексте нет информации о том, что охотник отказался от апельсина ради детей.

4) Ответ неправильный, так как в тексте не говорится о том, что старый охотник считает апельсины лакомством для детей.

Дети собрали много цветов. Но кто же отдаст их приехавшему писателю? Кто при всех, в большом школьном зале, где ярко будут гореть сорок ламп, поднимется на дощатую сцену и пожмет писателю руку?

- Пусть это сделает Таня! - крикнул Филька громче всех.

- Пусть это сделает Женя, - сказали девочки. - Ведь она придумала, каким образом собрать эти цветы.

И хотя они были правы, но все же мальчики спорили с ними. Только Коля молчал. И выбрали Таню.

- Итак, - сказала Александра Ивановна, - ты взойдешь на трибуну, Таня, подойдешь к гостю, пожмешь ему руку и потом отдашь цветы. Ты скажешь ему то, что мы тут решили. Память у тебя хорошая, больше я тебя учить не буду. До начала осталось немного. Возьми цветы.

И Таня вышла, держа цветы в руках.

"Так вот она, справедливость! Вот настоящая награда за все мои обиды, - думала Таня, прижимая к себе цветы. - Не кто другой, как я, пожму знаменитому писателю руку, и отдам цветы, и буду смотреть на него, сколько мне захочется. И когда-нибудь потом, много-много времени спустя - лет так через пять, - и я смогу сказать друзьям, что видела кое-что на свете".

Она улыбалась всем, кто подходил к ней близко. Она улыбалась и Жене, не видя ее злобных взглядов.

- Это удивительно, почему все же выбрали Таню Сабанееву, - сказала Женя друзьям. - Я не говорю о себе - я не тщеславна, и мне этого вовсе не нужно, - но лучше было бы выбрать Колю. Он куда умней ее. Впрочем, этих мальчишек очень легко понять. Они выбрали ее потому, что у нее красивые глаза.

Таня не слушала больше. И цветы, которые она держала в руках, показались ей тяжелыми, будто сделаны были из камня. Она бросилась бежать мимо классов, мимо большого зала, где, усаживаясь, уже гремели стульями.

Она сбежала по лестнице и в пустой сумрачной раздевалке остановилась задыхаясь. Она еще не знала всего красноречия зависти, она была слаба.

"Возможно ли то, что она говорит обо мне? Ведь это было бы недостойно меня, пионерки. Пусть счастье не улыбается мне. Не следует ли лучше отказаться, чем слушать подобные слова?"

Ноги не держали ее.

"Нет, все-все неправда! - сказала она себе. - Все это вздор!"

Вопрос № 1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:
  • Вопрос № 1

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Почему расстроилась Таня?"

  • Тане не хотелось дарить писателю некрасивые цветы.
  • Таня стеснялась выходить на сцену и дарить цветы при всех.
  • Таню огорчили несправедливые слова Жени.
  • Таня решила, что она недостойна дарить цветы писателю, а Коля лучше подойдёт для этого.
  • Вопрос № 2

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Почему Женя была недовольна тем, что выбрали Таню?"

  • Женя позавидовала Тане и отомстила за то, что выбрали не её.
  • Женя считала Таню недостаточно умной для этого.
  • Женя считала, что цветы должны дарить мальчики.
  • Жене не нравилось всё, что делается в школе.