МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.УЛЬЯНОВСКА
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 64»
подготовка детей к школе
Автор: Шамсутдинова Зельфира Фаруговна,
учитель начальных классов
Г. Ульяновск-2016
Подготовка детей к обучению в школе – ответственная пора для родителей, работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов общеобразовательных школ.
Данная работа для учителя начинается с изучения микрорайона школы, с посещения домов , относящихся микрорайону , выявления детей дошкольного возраста, сбора сведений о семьях детей, оформления карты будущего первоклассника.
После сбора данных, проводится организационное собрание , с целью проведения курсов подготовки будущих первоклассников, составляется учебная программа и согласовывается с родителями расписание занятий .
микрорайон
Школа
Дошкольное учреждение
учитель
семья
ученик
Для организации занятий с будущими первоклассниками сначала проводится входная диагностика в виде индивидуальной беседы с ребенком. В ходе этой работы учителю важно знать круг знаний ребенка о себе (фамилии), как зовут (имени), имя отца, матери, брата, сестры (если есть),место их учебы, работы, кем работают родители ребенка. Важно знать, посещает ли ребенок ДДОУ, уровень общего развития-мышления, речи, памяти, внимания, словарного запаса, степень взаимодействия ребенка с родителями и своими сверстниками, круг интересов и т.д. На основе данных входной диагностики организовывается и будущая подготовительная работа учителя с детьми.
Данная работа опирается на известную методику Матюшкиной Г.С.
Вопросы к беседе:
-Назови свою фамилию, имя, отчество
-Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
-Кем работает твоя мама (папа)?
-Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
- Ты девочка или мальчик?
-Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
-У тебя есть брат (сестра)? Кто старше?
-Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года?
-Сейчас утро или вечер (день или утро)?
- Когда ты завтракаешь – вечером или утром?
- Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше
– обед или ужин?
-Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень?
- Почему ты так считаешь?
-Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
-Что делают почтальон, врач, учитель?
-Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
-Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?
- Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?
- Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.?
-Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
-Каких зверей ты знаешь, каких птиц?
-Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха?
- Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.
- Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Мне, как учителю, важно знать мотивацию к учению. С этой целью провожу опрос детей. Задача этой диагностики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе.
Для этого предлагаю следующие вопросы :
- Хочешь ли ты пойти в школу?
- Зачем нужно ходить в школу?
-Чем ты будешь заниматься в школе?
(Вариант: чем обычно занимаются в школе?)
-Что нужно иметь для того, чтобы быть
готовым идти в школу?
-Что такое уроки? Чем на них занимаются?
-Как нужно вести себя на уроках в школе?
-Что такое домашние задания?
-Зачем нужно выполнять домашние задания?
-Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
-Что нового появится в твоей жизни, когда ты
начнешь учиться в школе?
С целью определения уровня развития мыслительных процессов провожу работу под названием «Построение заборчика».
В ходе проводимой работы стараюсь выяснить уровень понимания задания, способность удерживать инструкцию и способность контролировать свои действия, развитие внимания, темп выполнения работы, координация движений рук, интерес к выбранной деятельности.
Оборудование: Полоски из плотной бумаги красного (К) (8 полосок) и белого (Б) (16 полосок) цвета размером 10x3 см. Можно использовать счетные или иные палочки, брусочки.
Инструкция: Перед ребенком выкладывают в ряд полоски в такой последовательности: КББКББ... Обращают внимание на чередование полосок по цвету и жестом или словами ("Продолжай сам") предлагают строить "заборчик". В случае необходимости оказывается организующая помощь. Если ребенку посильно данное построение, то задание усложняется: КБКББКБКББ...
.
Анализ проведенной диагностики мне дает возможность организации подготовительной работы с учетом их уровня подготовленности будущих первоклассников, вести предметный разговор с родителями будущих школьников.
Работа по подготовке будущих первоклассников многогранна, в данной презентации я постаралась отразить лишь первые шаги учителя начальных классов
ИСТОЧНИКИ :
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман-СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147
Земцова О.Н. «Умные книжки", "Тесты для детей 5-6 лет(есть для разных возрастов)", Изд-во М.Махаон,2015 г.
http://rosman.ru/news/article/seriya-shkola-dlya-doshkolyat/
http://testoteka.narod.ru/got/1/04.html
http://www.fotohost.by/images/2015/07/29/L.jpg
http://3.bp.blogspot.com/-gLoYTzIeWeA/T6TKsqvLbwI/AAAAAAAAAMY/AaH8ukWa_-o/s1600/Untitled-411.jpg
http://karasart.ucoz.ru/03/1_kl..jpg
http://sch81.moy.su/_nw/2/04909461.gif
http://den-v-shkole.ru.xsph.ru/wp-content/uploads/2014/09/pervoklassniki.jpg
http://edessia-live.ucoz.ru/_tbkp/new/dokument_microsoft_word-7.jpg