Слайд 1.
Добрый день, ребята и уважаемые гости!
Сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить те умения, которые отрабатывали еще с начальной школы.
Вы знаете, ребята, что выпускникам будущего года предстоит сдавать устную часть ОГЭ по русскому языку, в ЕГЭ также планируются такие изменения. Одним из заданий этой формы экзамена является выразительное чтение. Вот как звучит формулировка задания в демоверсии. (СЛАЙД 2 и 2.1)
Цель нашего сегодняшнего занятия – вспомнить все необходимые компоненты выразительной речи и применить их на практике, подготовив чтение текста. Итак, давайте подумаем, что необходимо для того, чтобы выразительно прочитать текст? (Нужно понять, какова основная мысль текста, исходя из этого выбрать интонацию).
-- Что понимаем под интонацией? (логическое ударение, паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска). (Слайд 3)
-- Не стоит также забывать о том, что соблюдение норм литературного произношения – одно из условий выразительности речи и чтения, что даже одна-две ошибки вызовут раздражение и могут свести на нет художественное впечатление от исполнения.
Все, о чем мы только что говорили, можно отразить в памятке для выразительного чтения. (Слайд 4)
Прежде чем мы приступим непосредственно к работе с текстом, выполним несколько упражнений, помогающих отработать правильное дыхание, развить гибкость голоса, овладеть средствами логической выразительности: логическим ударением, паузами и т.д.)
Слайд 5 Упражнение 1. Отработка правильного дыхания.
А) После глубокого вдоха как можно дольше вести счет на выдохе:
На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Б) «Сдувание пушинки» с ладошки.
В) «Задувание свечи».
Слайд 6 Упражнение 2. Постановка логического ударения, а также совершенствования чувства темпа и ритма.
Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.
Купила бабуся бусы Марусе.
А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)
Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.)
В) Бусы Марусе сделали?
Г) Бабуся подарила колечко?
Слайд 7. Упражнение 3. Работа над интонационной выразительностью.
А) Произнесите фразу Пришла! в различной речевой ситуации:
Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.
Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.
Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…
СЛАЙД 8. Упражнение 4. Орфоэпическая «зарядка» (упражнение для усвоения норм культуры произношения)
Предлагаются слова, например: средства, свекла, кухонный, ремень, каталог, звонит, начать, газопровод, щавель, новорожденный
Каждый ученик произносит очередное слово, предложенное в «зарядке», помечает ударения.
-- А теперь попробуем поработать над составлением партитуры текста.
СЛАЙД 9. Ещё К.С. Станиславский говорил о важности “чтения с разметкой ”: “Берите почаще книгу, карандаши, читайте и размечайте по речевым тактам. Набейте себе в этом ухо, глаз и руку. Чтение по речевым тактам скрывает в себе ещё одну более важную практическую пользу: оно помогает самому процессу переживания”.
Для работы обратимся к стихотворению в прозе «Два богача» И.С. Тургенева. Для начала предлагаю вам послушать профессиональное актерское чтение.
(звучит запись стихотворения)
Беседа с классом по первым впечатлениям о тексте.
(Примерные вопросы: – О чем говорится в стихотворении?
(Восхваляется богач Ротшильд, который из своих “громадных” доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши).
- Можно ли сказать, что в стихотворении показаны 2 богача? (Да, один имеет деньги, а другой - доброту и бескорыстие) Значит, они противопоставлены друг другу? Т.е. тема социального неравенства.
- Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме? Да
- Скажите, а кто важней, кто больше принесет пользы для людей? (И одни и другие, потому что нужны деньги и для детских домов и для дома престарелых, и очень важно, чтобы не было обездоленных детей, чтобы они все нашли свой родной дом, новых родителей.
- А кто больше по душе автору? – (Автору больше по душе “бедный богач”. В обездоленном нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души).
– Художественные средства. Какие глаголы употребляет автор в стихотворении, давая оценку богачу? (“Хвалю и умиляюсь”). Работа со словарем.
– Какая фраза отражает наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом? (“Далеко Ротшильду до этого мужика”).
Работа по составлению партитуры текста.
Есть ли в тексте какие-то непонятные для вас слова? Есть ли слова, вызывающие трудности при постановке ударения? (принЯвшем)
Вспомним знаки разметки текста. СЛАЙД 10,11
Отметим, что паузы отражают не только знаки препинания, бывают логические и психологические паузы.?
Делаем вместе разметку. ( с использованием интерактивной доски)
Партитура первой части
Когда при мне превозносят богача Ротшильда (повышение тона), (|) который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, (|) на лечение больных, (|) на призрение старых(|) — я хвалю и умиляюсь (понижение тона).
• Работа над логическим ударением и темпом чтения.
• Работа со словарём С.И. Ожегова: “хвалить” — выражать одобрение; “умиляюсь” — испытываю нежное, трогательное чувство. Задача чтеца — показать трогательность поступка богача Ротшильда.
Партитура второй части
Но (повышение тона), (|) и хваля и умиляясь, (|) не могу я не вспомнить об одном крестьянском семействе, (|) принявшем племянницу (|) в свой разорённый домишко.
• Задача чтеца — показать, что поступок Ротшильда прекрасен, но помощь мужика ценнее, потому что это естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например “умиления”.
• Заметим психологическую паузу, созданную автором с помощью противительного союза “но”, и двойное отрицание, на которое падает главное логическое ударение.
Партитура третьей части (диалог между супругами, бабой и мужиком)
(...) — Возьмём мы Катьку, (|) — говорит баба, — последние наши гроши на неё пойдут, — не на что будет соли добыть , похлёбку посолить... (|)
— А мы её... (||) и не солёную, — ответил мужик, её муж.
• Работа над диалогом. Не звучит ли реплика бабы провокационно (что будет с нами? не испугает ли это нас?)? Обратите внимание на многоточие. Все ли доводы приводит мужу баба?
• Отметим использование психологической паузы (отмечена двумя вертикальными чертами).
• Поработаем над интонацией: мужик чуть ироничен, мягко настойчив; как бы уговаривает и себя, понимая, что взваливает лишний груз на всю семью. Автор подчёркивает, что ни мужик, ни баба не решают каждый за себя, они оба говорят “мы” (это слово несёт главное логическое ударение), оставаясь вместе в радости и горе. Задача чтеца — передать чувство милосердия простых людей, которые следуют заповеди Христовой “Возлюби ближнего своего как самого себя”.
Партитура последнего предложения
Далеко Ротшильду до этого мужика!
-- Чтение учеником текста по партитуре.
-- А теперь я хочу предложить вам текст, над которым вы поработаете самостоятельно.
(Предлагается текст из демоверсии).Читает учитель.
Отрывок из книги Ивана Сергеевича
Соколова – Микито́ва «Звуки земли»
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землёю. Звуки земли драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку.
Я с радостью вспоминаю звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. В ночной тишине ещё отчётливее слышу дыхание земли, шелест листка над поднявшимся из земли свежим грибом, трепетание ночных лёгких бабочек, крик петуха в ближайшей деревне.
А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начинают радостно петь птицы. Полнится жизнью пробудившийся лес! В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё серебристее звенят ручьи, душистее пахнут лесные травы, и аромат их чудесно сливается с музыкальной симфонией утра.
О чем текст?
Какова основная мысль текста?
В каком темпе, с какими эмоциями нужно читать 1-й абзац?2-й? 3-?
Есть ли слова, смысл которых вам не понятен?
На ударение в каких словах необходимо обратить внимание? (поднявшийся)???
А теперь попробуйте самостоятельно расставить паузы, определить слова, на которые падает логическое ударение.
Самостоятельная работа с текстом.
А теперь читаем текст. Оцените по критериям чтение вашего одноклассника. На столах у вас есть таблицы с критериями оценивания. Наших гостей тоже пригласим принять участие в оценивании.