СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка обучающихся к ЕГЭ по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает подготовиться успешно к выпускным экзаменам обучающиехся по трудным вопросам в курсе химии

Просмотр содержимого документа
«Подготовка обучающихся к ЕГЭ по химии»

Министерство образования Российской Федерации

Министерство образования Республики Саха (Якутия)















«Подготовка обучающихся к ЕГЭ по химии»

Доклад

Сукнёва Любовь Евгеньевна – учитель химии( сош№21 г.Якутск )























Якутск -2012г

При подготовке к ЕГЭ по химии задания уровня С выходят далеко за рамки двухчасовой школьной программы, например составление уравнений окислительно - восстановительных реакций или уравнений реакций по разрушению комплексных солей. Найти ответы на некоторые вопросы порой не удается ни в одном учебнике или пособии.

Одно из заданий высокого уровня сложности ( уровня С) проверяет знания об амфотерных свойствах веществ. Для успешного выполнения этого задания нужно знать в том числе и способы разрушения комплексных солей. В учебной литературе этому вопросу уделяется мало внимания.

Амфотерные свойства имеют оксиды и гидроксиды многих металлов. Они не растворяются в воде, но растворяются в кислотах и щелочах. При подготовке к ЕГЭ нужно усвоить материал о свойствах соединений алюминия, цинка, бериллия, железа и хрома.

  1. Основные свойства амфотерных соединений при взаимодействии с кислотами.

Например: ZnO +2HCI=ZnCI2 +H2O

Zn(OH)2+2HCI=ZnCI2+2H2O

  1. Кислотные свойства амфотерных соединений при взаимодействии со щелочами.

Например : а) при сплавлении

ZnO +2NaOH=Na2ZnO2 +2H2O

Zn(OH)2+2NaOH=Na2ZnO2+2H2O

Б) в растворах образуются комплексные соединения , причём состав комплексных соединений меняется в зависимости от рН раствора

Zn(OH)2 +2NaOH=Na2[Zn(OH)4]

Соединения бериллия взаимодействуют со щелочами аналогично соединениям цинка, соединения хрома(III) и железа (III) – аналогично соединениям алюминия , но оксиды этих металлов взаимодействуют со щелочами только при сплавлении.

Взаимодействие бериллия, цинка, алюминия растворами щелочей приводит к образованию комплексных соединений с координационными числами =4 и выделению водорода.

Железо и хром с растворами щелочей не реагирует , образование солей возможно только при сплавлении с твёрдыми щелочами.

При составлении уравнений в части С необходимо знать способы разрушения комплексных соединений:

1)При действии избытка сильной кислоты получаются две средних соли и вода.

2)При действии сильной кислоты ( в недостатке) получается средняя соль активного металла , амфотерный гидроксид и вода.

3)При действии слабой кислоты получается соль активного металла, амфотерный гидроксид и вода.

4) при действии углекислого и сернистого газа получается кислая соль активного металла и амфотерный гидроксид.

5)При действии солей, образованными сильными кислотами и катионами

AI3+,Fe3+,Cr3+, происходит взаимное усиление гидролиза получаются два амфотерных гидроксида и соль активного металла.

6)При нагревании гидроксокомплексов щелочных металлов выделяется вода.

Затем я предлагаю учащимся задания для отработки умения составлять уравнения реакций образования и разрушения гидроксокомплексов .

Например: Составьте уравнения четырёх возможных реакций между растворами следующих веществ: гексагидроксохромат(III) калия, хлорида алюминия, сероводород, соляная кислота и другие задания.

Для формирования химического мышления и изучения химических свойств классов соединений я использую таблицы и схемы по специфическим свойствам веществ, которые вызывают затруднения, т. е.

1.Химические свойства азотной кислоты, концентрированной серной кислоты.

2.Электролиз растворов электролитов ( катодные и анодные процессы)

3.Темическое разложение солей, кислот, некоторых оксидов

4. Химическая активность перманганата калия, соединений хрома, пероксида водорода в разной среде и другие таблицы.

Большое внимание уделяем решению задач на нахождение массовой доли вещества в полученном растворе (С-4), на вывод молекулярных формул веществ (С-5), на выполнение генетических связей между неорганическими и органическими соединениями (С-3), составлению уравнений химический реакций , протекающих между предложенными веществами(С-2), а также составлению уравнений окислительно- восстановительных реакций. Для каждой части (С) я систематизировала материал, который необходимо использовать для подготовки к экзамену.

Таким образом, после изученного материала и отработки заданий и упражнений , ученики успешно справляются с выполнением заданий, которые предлагаются в материалах ЕГЭ.





































Литература

Габриелян О.С. 11класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений. -М.: Дрофа, 2009-398,[2]с.: ил.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия .11».М.: Дрофа, 2006. -176с.

Каверина А.А., Корощенко А.С. и др. Единый государственный экзамен 2008.Химия. Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся /ФИПИ- М.: Интеллект –Центр,2007-264с

Маршанова Г.Л.500 задач по химии. Пособие по общей и неорганической химии для учащихся 8-11 классов.М.:»Издат – школа» 1998