Министерство образования Российской Федерации
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
«Подготовка обучающихся к ЕГЭ по химии»
Доклад
Сукнёва Любовь Евгеньевна – учитель химии( сош№21 г.Якутск )
Якутск -2012г
При подготовке к ЕГЭ по химии задания уровня С выходят далеко за рамки двухчасовой школьной программы, например составление уравнений окислительно - восстановительных реакций или уравнений реакций по разрушению комплексных солей. Найти ответы на некоторые вопросы порой не удается ни в одном учебнике или пособии.
Одно из заданий высокого уровня сложности ( уровня С) проверяет знания об амфотерных свойствах веществ. Для успешного выполнения этого задания нужно знать в том числе и способы разрушения комплексных солей. В учебной литературе этому вопросу уделяется мало внимания.
Амфотерные свойства имеют оксиды и гидроксиды многих металлов. Они не растворяются в воде, но растворяются в кислотах и щелочах. При подготовке к ЕГЭ нужно усвоить материал о свойствах соединений алюминия, цинка, бериллия, железа и хрома.
Основные свойства амфотерных соединений при взаимодействии с кислотами.
Например: ZnO +2HCI=ZnCI2 +H2O
Zn(OH)2+2HCI=ZnCI2+2H2O
Кислотные свойства амфотерных соединений при взаимодействии со щелочами.
Например : а) при сплавлении
ZnO +2NaOH=Na2ZnO2 +2H2O
Zn(OH)2+2NaOH=Na2ZnO2+2H2O
Б) в растворах образуются комплексные соединения , причём состав комплексных соединений меняется в зависимости от рН раствора
Zn(OH)2 +2NaOH=Na2[Zn(OH)4]
Соединения бериллия взаимодействуют со щелочами аналогично соединениям цинка, соединения хрома(III) и железа (III) – аналогично соединениям алюминия , но оксиды этих металлов взаимодействуют со щелочами только при сплавлении.
Взаимодействие бериллия, цинка, алюминия растворами щелочей приводит к образованию комплексных соединений с координационными числами =4 и выделению водорода.
Железо и хром с растворами щелочей не реагирует , образование солей возможно только при сплавлении с твёрдыми щелочами.
При составлении уравнений в части С необходимо знать способы разрушения комплексных соединений:
1)При действии избытка сильной кислоты получаются две средних соли и вода.
2)При действии сильной кислоты ( в недостатке) получается средняя соль активного металла , амфотерный гидроксид и вода.
3)При действии слабой кислоты получается соль активного металла, амфотерный гидроксид и вода.
4) при действии углекислого и сернистого газа получается кислая соль активного металла и амфотерный гидроксид.
5)При действии солей, образованными сильными кислотами и катионами
AI3+,Fe3+,Cr3+, происходит взаимное усиление гидролиза получаются два амфотерных гидроксида и соль активного металла.
6)При нагревании гидроксокомплексов щелочных металлов выделяется вода.
Затем я предлагаю учащимся задания для отработки умения составлять уравнения реакций образования и разрушения гидроксокомплексов .
Например: Составьте уравнения четырёх возможных реакций между растворами следующих веществ: гексагидроксохромат(III) калия, хлорида алюминия, сероводород, соляная кислота и другие задания.
Для формирования химического мышления и изучения химических свойств классов соединений я использую таблицы и схемы по специфическим свойствам веществ, которые вызывают затруднения, т. е.
1.Химические свойства азотной кислоты, концентрированной серной кислоты.
2.Электролиз растворов электролитов ( катодные и анодные процессы)
3.Темическое разложение солей, кислот, некоторых оксидов
4. Химическая активность перманганата калия, соединений хрома, пероксида водорода в разной среде и другие таблицы.
Большое внимание уделяем решению задач на нахождение массовой доли вещества в полученном растворе (С-4), на вывод молекулярных формул веществ (С-5), на выполнение генетических связей между неорганическими и органическими соединениями (С-3), составлению уравнений химический реакций , протекающих между предложенными веществами(С-2), а также составлению уравнений окислительно- восстановительных реакций. Для каждой части (С) я систематизировала материал, который необходимо использовать для подготовки к экзамену.
Таким образом, после изученного материала и отработки заданий и упражнений , ученики успешно справляются с выполнением заданий, которые предлагаются в материалах ЕГЭ.
Литература
Габриелян О.С. 11класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений. -М.: Дрофа, 2009-398,[2]с.: ил.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия .11».М.: Дрофа, 2006. -176с.
Каверина А.А., Корощенко А.С. и др. Единый государственный экзамен 2008.Химия. Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся /ФИПИ- М.: Интеллект –Центр,2007-264с
Маршанова Г.Л.500 задач по химии. Пособие по общей и неорганической химии для учащихся 8-11 классов.М.:»Издат – школа» 1998