Подготовка учащихся
к решению тестовых заданий
Обратим внимание на особенности выполнения заданий единого государственного экзамена различных типов. Как выполнять задания на сравнение?
Среди заданий единого экзамена немало таких, которые построены на логической операции сравнения, предполагающей выявление сходства и различий предметов, процессов, явлений.
Вот пример одного из таких заданий.
Задание. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного
1) действие механизмов наследственности
2) работа органов чувств
3) обменные процессы
4) творческая активность.
Ответ: 4.
Комментарий. В этом задании сопоставляются человек и животное. В других случаях сравниваются труд и общение, игра и труд, познавательная деятельность и трудовая, абсолютная и относительная истина, рациональное и чувственное познание, государство и партия, тоталитарный режим и демократический, элитарная культура и массовая, правовые и моральные нормы, проступок и преступление и др.
С точки зрения характера предъявляемого требования, задания данного типа можно разделить на две группы. В первой (таких заданий большинство) требуется выделить отличительный (присущий только одному из сравниваемых объектов) признак, во второй – указать общую черту.
При выполнении заданий на сравнение важно, прежде всего, установить, к какому общему целому относятся сопоставляемые предметы или явления. В приведенном примере эту общность можно определить как «живые существа»: к ним относится и человек, и представители животного мира. В тех заданиях, где требуется выявить общий признак сравниваемых объектов, установление исходного общего понятия вплотную приближает нас к искомому ответу.
Как выполнять задания с выбором ответа на анализ двух суждений?
Задания на анализ двух суждений требуют умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук и определять, является ли каждое из них верным. В каждом таком задании предъявляется пара суждений относительно одного социального объекта. Эти задания относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Обратимся к примерам заданий данной модели.
Верны ли следующие суждения о роли потребителя в рыночной экономике?
А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании цены товара.
Б. Потребитель в рыночной экономике участвует в определении затрат производителей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Комментарий
Смысловой анализ суждений и их соотнесения с определенной областью обществоведческих знаний приводит к выводу, что оба суждения сформулированы относительно роли потребителя в рыночной экономике.
Необходимо при выполнении задания сфокусировать внимание на определенных видах экономической деятельности. В первом случае (суждение А) на обмене, поскольку речь идет о формировании цены товара, во втором случае (суждение Б) – на производстве, так как суждение касается определения затрат производителей. Сопоставляя свои знания с содержанием каждого суждения, делаем вывод, что верным является суждение А, так как потребитель в рыночной экономике участвует в формировании спроса, а спрос, в свою очередь, влияет на цену товара. На определение затрат производителей потребитель влияния не оказывает.
Почему задания на конкретизацию отнесены к заданиям высокого уровня сложности?
Обратимся к заданиям, требующим конкретизировать какое-либо общее явление, теоретическое положение комплексом примеров. Эти задания справедливо отнесены к одним из наиболее сложных в рамках единого экзамена по обществознанию. Со многими из них справляется не больше 10-15% учащихся. Обратимся к заданию единого экзамена.
Задание. Раскройте на примере теоретическое положение о том, что на социальное познание оказывает влияние совпадение объекта и субъекта познания.
Вот как может выглядеть конкретизирующая часть. Допустим, социолог изучает особенности современной семьи. Сам он имеет опыт семейной жизни, знает, как складываются семейные отношения у близких и знакомых людей. Писателю этого знания, возможно, было бы достаточно. Однако ученый должен привлечь данные, отражающие ситуацию в этой области в целом. Как объективный исследователь, он будет принимать во внимание всю совокупность фактов. Однако вряд ли он может остаться полностью беспристрастным. Его собственные взгляды на изучаемую проблему будут влиять и на отбор материала, и на интерпретацию имеющихся у него данных. Предположим, что наш исследователь - убежденный сторонник строгого распределения семейных обязанностей на основе традиционных представлений о ролях мужчины и женщины в семье. Выявленные им, к примеру, факты все более частого подключения мужчин к выполнению обычно женских обязанностей (уход за детьми, уборка квартиры, покупка продуктов и т.п.) он как исследователь не будет скрывать, но, скорее всего, истолкует как проявление кризиса в семейных отношениях.
Каков характер заданий к тексту?
Каждый из четырех вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе, так как проверяет овладение испытуемыми определенными умениями.
Первое задание из четырех, входящих в мини-тест, направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации.
Второе задание - это, как правило, задание на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (формулирование заголовка, определение основной идеи текста, сходных или различных положений двух представленных фрагментов и т.п.).
Третье задание чаще всего требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания.
Четвертое задание может быть направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему).
Чтобы успешно справится с этими заданиями, советуем воспользоваться следующими рекомендациями:
1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.
2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.
3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).
4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную идею.
5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос.
7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.