СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие  ЕГЭ по математике определяется основными задачами, которые стоят перед образованием в связи со стратегическими направлениями социально-экономического развития России до 2020 года

Просмотр содержимого документа
««Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»»

МКОУ – Савкинская средняя общеобразовательная школа










Из опыта работы учителя математики

Бабий Ольги Евгеньевны


«Подготовка учащихся

к успешной сдаче ЕГЭ

по математике»

















2014-2015 учебный год



Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в вузе. Развитие ЕГЭ по математике определяется основными задачами, которые стоят перед образованием в связи со стратегическими направлениями социально-экономического развития России до 2020 года: «Приоритетной государственной задачей является обеспечение качественного базового уровня математических и естественнонаучных знаний у всех выпускников школы, не только будущих ученых, но и будущих квалифицированных рабочих. Сильное математическое и естественнонаучное образование, его фундаментальность являются конкурентным преимуществом России. В обучении математике и естественным наукам мы должны максимально использовать существующий потенциал и российские традиции, дополняя их последними научными достижениями, современными образовательными технологиями».

Выбор специальности и высшего учебного заведения — шаг, который определяет всю будущую жизнь вашего ребенка. К такому решению необходимо отнестись ответственно. Но для начала выпускнику школы предстоит сдать государственные экзамены, что, порой, становится куда более сложной задачей, чем сам процесс поступления. И, бесспорно, что среди прочих предметов именно ЕГЭ по математике вызывает особые трудности даже у самых одаренных учеников.

Стойкий фундамент и одновременно отправной пункт почти всех точных наук — математика. Недаром ее азы изучают, начиная с детского садика. А в общеобразовательных школах на изучение различных разделов математики и вовсе выделяют основное количество часов. Те базисы, которые закладывают геометрия, алгебра, планиметрия и другие предметы, формируют аналитический тип мышления и способствуют глубокому пониманию таких дисциплин, как физика, химия, информатика и экономика. Эти аргументы более чем оправдывают все сложности, которые сопутствуют подготовке к ЕГЭ по математике, ведь высокий бал откроет перед вашим ребенком двери многих элитных высших учебных заведений.

В отличие от остальных дисциплин школьной программы, математика является комплексным предметом и состоит из нескольких разделов, каждый из которых отличается своей спецификой. Ученику, например, может очень нравиться геометрия и планиметрия, он чудесно доказывает теоремы и хорошо работает с формулами. Но вот на уроках алгебры такие показатели нечастое явление, по причине пробелов в знаниях или банальной неприязни к предмету. И когда приходит время сдавать ЕГЭ по математике, мы видим, что общий бал оказался ниже ожидаемого просто потому, что одна часть теста вызвала некие трудности для решения. Ещё одной особенностью школьного курса математики становится её чёткий принцип последовательности. Тема, пропущенная когда-то давно в 5 классе и оставленная без должного внимания, может откликнуться неприятными последствиями на поздних этапах обучения. Может произойти так, что ученик совсем не сможет разобраться в определённом разделе, ведь не будет знать, на чем он базируется. Оттого процесс изучения математики и отдельных её дисциплин должен быть чётко систематизирован.

В своей работе в качестве средств формирования таких качеств у учащихся я использую различные формы и методы проведения учебных занятий. Владею такими образовательными технологиями, как технология проблемного диалога, технология развития критического мышления, применяю сетевые технологии в учебной и во внеурочной деятельности, использую цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, социального сайта работников образования «nsportal.ru», «Учительского портала», «Решу ЕГЭ».

Единый государственный экзамен - форма итоговой аттестации. Для успешной его сдачи учащийся должен быть подготовлен не только практически, но и психологически. Прежде всего, выполняя типовые задания на уроках, подчёркиваю возможность их решения каждым учеником, создавая ситуацию успеха. Являясь классным руководителем, провожу внеклассные мероприятия, которые помогают преодолеть страхи учеников перед предстоящими экзаменами ЕГЭ уже заранее.

Можно ли заставить ребёнка поверить в свои силы, в то, что всегда есть надежда на успех? Оказывается можно. Показать ему то, что данные задания он способен выполнить, если будет использовать определенный алгоритм сначала с помощью учителя, потом сам с некоторой подсказкой, консультацией, а в дальнейшем и самостоятельно. На занятиях стараюсь создать атмосферу комфортности, взаимопонимания. Использую сотрудничество «учитель – ученик» и «ученик - ученик». На своих уроках я делаю установку на то, чтобы любой ребёнок должен быть понят и услышан учителем: учение должно проходить в атмосфере деловитости, непринужденности, чтобы и дети и учитель чувствовали себя свободно на уроках. Но увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься ещё и над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу и их активность на протяжении всего урока. Для решения этой задачи в своей работе использую различные виды и формы деятельности учащихся на уроке, нетрадиционные формы проведения учебных занятий.

Нестандартные формы организации уроков позволяют мне стимулировать активность учащихся, раскрывать творческие силы, скрытые возможности каждого школьника. Познавательный интерес к предмету формирую у детей через использование разнообразных форм, приёмов и методов обучения, влияющих на личность ученика. Положительный учебный эффект достигается сочетанием интеллектуальности содержания с новизной формы ведения урока: уроки взаимного обучения, уроки-консультации, уроки-лекции, уроки разбора ошибок и другие. В процессе обучения добиваюсь осознанного восприятия учащимися изучаемого материала, приобретения навыков логического мышления, развития воображения и интуиции, понимания взаимосвязи усваиваемых знаний, механизма ошибок и их преодоление. Развиваю наблюдательность, мышление и практические действия, а не только конкретные операции и приёмы.

Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий: самостоятельно разработанных мною и учащимися слайдовых презентаций, цифровых образовательных ресурсов, возможностей Интернет. Использую «Открытый банк математических задач», обеспечивающий поддержку работы учителя и самостоятельной работы учащихся по подготовке к сдаче экзамена на базовом уровне.

Так же на своих уроках использую сервисы образовательного портала «РЕШУ ЕГЭ». Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» (http://решуегэ.рф) создана творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив». Руководитель — учитель математики гимназии № 261 Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, Учитель года России — 2007, член Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов по математике для проведения единого государственного экзамена по математике Гущин Д. Д.

Все задания базовой части ЕГЭ по математике взяты из открытого банка экзаменационных заданий (http://mathege.ru) и представляют собой модельные задачи, на основе которых путем изменения конкретных числовых данных составляются реальные экзаменационные работы ЕГЭ. Задания повышенного и высокого уровня сложности ЕГЭ по математике, а также все задания по другим предметам были специально составлены для портала «РЕШУ ЕГЭ» или предлагались в официальных сборниках для подготовки к экзамену.

Все используемые в системе задачи снабжены ответами и подробными решениями, что, конечно же, очень удобно для индивидуальной подготовки выпускника.

Подготовка к ЕГЭ требует индивидуального, личностно ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в учебном плане 11 класса есть обязательные предметы «Алгебра и начала анализа», «Геометрия», факультатив «Практикум по математике». Кроме того в школе определены часы индивидуальных и групповых консультаций по математике для выпускников 11 класса. Я как учитель математики, классный руководитель 11 класса контролирую посещаемость уроков, факультатива,консультаций учащимися с обязательной отметкой в специальном журнале. Информация о посещаемости доводится до сведения родителей незамедлительно. Обязательно выясняю причины отсутствия ученика на занятии.

Повысить уровень обученности и качество знаний учащихся позволяет использование мониторинга знаний умений и навыков, применение самодиагностики, самооценки, проведение индивидуальной работы с учениками по ликвидации пробелов в знаниях. Хороший результат отслеживания показателей обучения каждого выпускника даёт проведение диагностических контрольных работ.

Определив типологию пробелов в знаниях учащихся по итогам очередной тестовой диагностической работы, я вношу корректировку в календарно-тематическое планирование, организую уроки разноуровнего обобщающего повторения. Сейчас издано огромное количество сборников тестов для подготовки в ЕГЭ. По таким сборникам мы работаем в течение двух лет.

Хорошим подспорьем в разработке таких уроков является необходимая методическая литература, прежде всего - это книги серии «Готовимся к ЕГЭ по математике. Обобщающее повторение курса алгебры и начал анализа» под редакцией Е.А. Семенко, а также различные КИМы и тренировочные тематические задания, разработанные ФИПИ, информационные ресурсы Интернета.

Для качественной подготовки школьников к экзамену определены две группы учащихся:

первая группа – учащиеся, которые имеют средний уровень знаний и рассчитывают сдать экзамен на базовом уровне (им не требуется математика для поступления в ВУЗ);

вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить более высокие баллы (на уровне 45-60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки;

Для каждой группы определена своя линия подготовки к ЕГЭ.

Учащимся первой группы необходимо выполнять задания базового уровня. Выявляются сильные и слабые стороны математической подготовки каждого ученика. Выполняем осмысленную отработку базовых математических навыков.

Для второй группы необходимо уверенно выполнять 12-14 заданий части В. Желательно и С1, и С2. Цель работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата по работе с задачами первой части (на уровне – 12-14 заданий), повторить темы, дающие возможность решения определенных заданий части С.

В каждодневной работе использую указанную уровневую дифференциацию. При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. Для реализации принципа дифференциации мною собран банк упражнений по определенным заданиям первой и второй частей контрольно-измерительных материалов с образцами решений, рекомендациями по их выполнению.

Ежемесячно провожу проверку вычислительных навыков, начиная с простейших математических действий: сложения, вычитания, умножения и деления.

Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы:

  • обучение постоянному жесткому контролю времени;

  • обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, конечно, разумному выбору этих заданий;

  • обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приёму проверки, проводимой сразу после решения задания.

Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд, является работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ. Отдельно собраны также материалы ЕГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ 2015 года, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике (рекомендации для выпускников), список литературы и адреса полезных сайтов.

Считаю важным доверительные отношения между учителем и каждым учеником, потому, что почти в каждой семье есть свои психологические проблемы, которые отвлекают внимание ребёнка и не дают ему сосредоточиться на достижение главной цели на данный период времени – успешной сдаче ЕГЭ.

Сегодня школы поставлены перед необходимостью подготовить ученика к проверке знаний в форме ЕГЭ. Использование информационных технологий здесь оказывает огромную помощь. Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе «учитель – ученик». Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Так, решая тесты по всем темам, учащиеся ведут личный диагностический контроль, где отмечают всякий раз «неподдающиеся» темы с тем, чтобы повторить теорию, получить консультацию учителя, пройти тестирование по этой же теме снова. И так до тех пор, пока тема не будет совершенно освоена.


.