СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовительные упражнения перед началом фонации

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовительные упражнения перед началом фонации»


Подготовительные упражнения перед началом фонации


Приёмы коррекции осанки


Певческая установка – это поза, принятая певцом перед пением: гордая осанка с упругой опорой на обе ноги, со свободной посадкой головы, с взглядом, устремлённым вперёд, вдаль, чуть выше уровня глаз. Голову нельзя ни задирать вверх, ни опускать: это связано с посылом звука.


1. Прислонившись спиной к косяку двери (или к углу шкафа) постараться расправить свой позвоночник вдоль косяка, стремясь, чтобы каждый позвонок соприкоснулся с косяком двери практически все позвонки прислонить к косяку невозможно, но важна потенция. Тогда корпус приобретает как раз то положение, которое необходимо певцу для постановки голоса. Спина поющего выпрямится, плечи опустятся, шея станет длиннее и прямее, живот слегка втянется. Таким образом, дыхательный аппарат певца займёт удобное положение, а гортань расположится как бы на прямой оси. Важно почувствовать в себе как бы прямую ось, на которой должны быть помещены корпус и голова.


2. Для мобилизации общего мышечного тонуса бывает достаточно сделать несколько физических упражнений, например, приседания.


3. Положение головы важно с эстетической точки зрения и влияния на голосообразование. Сильно поднятая голова сковывает мышцы шеи, гортани, ощущений артикуляционного аппарата. Чтобы мышцы шеи не были излишне напряжены, можно сделать несколько свободных движений головой в разные стороны. (Приём повторять, пока не перестанет зажиматься горло).


4.Представить, что на голове стоит кувшин, который должен держаться благодаря балансу мышц шеи с мышцами, поддерживающими голову.


5. Сцепить кисти рук в замок за шеей, развести локти, выпрямиться, сопротивляясь надавливающему движению кистей рук.


6. Если при пении «задираются» плечи, можно выполнить следующее упражнение: поднять плечи вверх до предела, затем «сбросить» и слегка развести их назад.








Артикуляционная гимнастика

Упражнения для нижней челюсти

Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.

Жевательные движения с сомкнутыми губами.

Легкое постукивание зубами - губы разомкнуты.

« Заборчик» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.


Упражнения для губ

«Улыбка» - растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты)

«Трубочка» (Хоботок») - вытягивание губ вперед,

Чередование «Улыбки» и «Трубочки».


(Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами).

  1. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

  2. .Вытягивание нижней губы под верхнюю.


Упражнения для языка:

(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):


«Болтушка» - движения языком вперед-назад

«Часики» - вправо-влево

«Качели» - вверх-вниз,

Круговые движения языком.

«Лошадки» - цоканье (щелканье языком).

«Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед.

«Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

«Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые

края языка прижаты к коренным зубам,

«Чашечка» («Ложечка») - широкий язык в форме чашечки поднят

кверху, края прижаты к верхней губе,

«Киска сердится» - выгибание вверх и продвижение вперед спинки

языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

«Накажем непослушный язык» -

а) покусывание кончика широкого языка («Лопатка»), губы при этом в улыбке;

б) пошлепывание широкого расслабленного языка («Лопатка») расслабленными губами.





Тренировочные упражнения на дыхание


Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение (область диафрагмы), сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким образом, должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.

Упражнение 1. Естественнее всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины (поясница), живот подаётся вперёд.

Упражнение 2. Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырёх. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперёд и положив руки на область поясницы, чтобы ощутить, как туда проникает воздух. Теперь у вас образовался спасательный круг вокруг талии. Не спешите, расходуйте воздух экономно, - не выдыхайте много на первую ноту. Для того, чтобы научиться брать дыхание больше в спину, можно сесть на стул, согнуться и в этом положении вдохнуть в спину. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе – выдохе увеличиваем счёт на единицу (пять, шесть, семь).

Упражнение 3. Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи – выдохи открытым ртом. Приглядитесь. Как вздымаются бока у собаки, дышащей высунув язык. И вы поймёте, почему это упражнение называется «собачка в жару». Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку, расслабьте плечи и шею. Выполняя это упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Упражнение 4. Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит, качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса.

Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком «тц-ц-ц» медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота (пресс) напряжёнными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно нужно продлевать выполнение этого упражнения от 20 – 30 секунд до одной минуты.


Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс не следует. Помогут занятия йогой, дыхательная гимнастика, плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите «животом» на учёбе, на прогулке.

Характерные ошибки: задирание или подёргивание плеч во время вдоха – свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание или втягивание живота свидетельствуют о неправильности его выполнения. Не забывайте на первых порах во время пения класть руку на живот для контроля дыхания.


Упражнение 5. При вялом тонусе диафрагмы и брюшного пресса полезно делать подготовительные упражнения для тренировки подвижности диафрагмы и брюшного пресса.

Упражнения проводятся беззвучно, дышать при этом можно независимо от упражнений. Тренировка проводится на двух позициях, в соответствии с положением живота и диафрагмы.

Первая позицияживот выперт, диафрагма опущена. Начните движение мышц брюшного пресса, как бы надувая живот, вначале несильно и недолго, избегая каких-либо неприятных или болезненных ощущений. С освоением этого положения следует увеличивать время удержания такой позиции. Для этого рекомендуется мысленный счёт. Хорошо считать, загибая пальцы, сначала до пяти, а затем постепенно прибавлять до десяти.

Вторая позицияживот втянут, диафрагма поднята. При тренировке втягивания живота нужно делать движения, противоположные движениям первой позиции, то есть подтягивать живот, имея в виду меру своих возможностей. Удержание позиции следует также вести со счётом.

Когда данные позиции будут освоены, можно переходить к следующему этапу работы и связывать движения с дыханием.


Полезные советы: не переутомляйтесь чрезмерными упражнениями. Утомлённое дыхание вызывает дрожание. Никогда не работайте над развитием дыхания на полный желудок. Занимайтесь развитием дыхания также по утрам и среди дня.













Приёмы округления звука


Известно два приёма округления звука: фонетический (использование в первой октаве естественного формообразования гласных, но более округлого, как бы в укладе О) и мышечный (с применением «зевка»).


1.Открыть рот, рассмотреть в зеркале мягкое нёбо и маленький язычок. Широко зевнуть и перебить зевок, прикрыв рот, не сближая челюсти. Форма губ собрана к центру (можно взять для этого в рот кусочек бумаги, свёрнутый в трубочку), челюсти не сближаются. Мягкое нёбо при этом сильно поднимается, гортань опускается.


2. С закрытым ртом сделать интеллигентный половинчатый зевок (полузевок), как бы сдерживая внутреннюю зевоту.


3. Сделать рот естественным, но более округлым, как бы в укладе гласного «О». Ровно и плавно протянуть на удобном звуке центрального участка диапазона звуки в последовательности: «о, у, а, э, и»,сохраняя округлую форму рта, или добавляя к каждой гласной гласную «О».