СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ. ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ.

ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКА.

Круглова И.В.,учитель начальных классов,

МБОУ СОШ№11, г.Кропоткин

О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Говорят психологи, говорят учителя, говорят родители, причем мнения их не всегда совпадают. В магазинах глаза разбегаются от количества книг, пособий, в названиях которых крупными буквами выделены все те же слова: "подготовка к школе".

К сожалению, в последние годы произошла подмена понятия готовности к школе. Это не вина родителей, а беда. Большинство молодых родителей вкладывают в понятие «подготовка к школе» готовность портфеля со всевозможными канцтоварами, парадная одежда и обувь для ребенка. … Но забывают самое главное - психологически подготовить своего первоклассника. Зачастую родители считают, что если их дошколенок посещает детский сад, то этого вполне достаточно, чтобы можно было не беспокоиться об его подготовке к школе: дескать, воспитатели в садике и так научат всему, чему только нужно научить. Однако такое мнение ошибочно. На самом деле, то образование, которое дают нашим детям в среднестатиститеческих дошкольных образовательных учреждениях, не соответствует фактическим требованиям, предъявляющимся к ребенку при его поступлении в школу.

Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

1.     Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)

2.     Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями)

3.     Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)

Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных психологических тестов, которыми ребенка тестируют при поступлении в школу. Но самым важным критерием является желание (или нежелание) ребенка идти в школу. Его заинтересованность и положительный настрой.

Подготовительные курсы в общеобразовательном учреждении создаются и проводятся именно с целью заинтересовать ребенка, создать положительное отношение к школе, сформулировать элементарные навыки поведения в школе и подготовить к тем требованиям, которые будут предъявлены ему в данном учебном заведении.

??            Ребенок должен учиться понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя.

Подготовка к школе не должна заменять собой 1-й класс. Помочь адаптироваться к условиям и порядкам школы - вот настоящая задача подготовительных классов, которые создаются при школах. Она не имеет ничего общего с натаскиванием дошкольников по школьной программе. Проводимые учителем развивающие занятия не тождественны традиционным учебным занятиям, в ходе которых ребенок овладевает какими-то новыми знаниями или умениями. Смысл подготовительных занятий заключается в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное поведение, т.е. те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения ребенком собственно учебной программы. Исходя из выше сказанного, можно отметить "плюсы" занятий в группах при школе - это возможность увидеть школу и ее будни, так сказать, изнутри, возможность познакомиться с будущим учителем, а для ребенка - привыкнуть к окружающей обстановке. Особенно важно это для подавляющей части домашних детей, которые не посещали детский сад.

Подготовка будет полезна в первую очередь для тех детей, родители которых не научили их читать и писать. В этом случае неподготовленный ребенок уже в первом классе остро почувствует, что отстает от своих более подготовленных одноклассников, может начать испытывать комплексы по этому поводу, замкнуться в себе. Чувство собственной неполноценности может быть настолько велико, что в дальнейшем ребенок просто не будет развивать свои способности, и так на всю жизнь «пропишется» в отстающих учениках. С этой точки зрения плюс дошкольной подготовки в том, что детей «подтягивают» до общего уровня.

2.Подготовка учит ребенка школьной дисциплине. Детсадовский ребенок не знает, что значит отвечать, подняв руку, а только когда тебя спросят и не кричать вслух то, что хочется сказать. Он не знает, что в туалет надо отпрашиваться, а не вставать и выходить, когда нужно. Он только учится быстро готовиться к уроку, находя в рюкзаке нужные предметы. Это сослужит прекрасную службу в первом классе: ребенок будет знать, как вести себя на уроке; не будет теряться, когда потребуется быстро сложить тетради в рюкзак и, скажем, переодеться на физкультуру; он, наконец, будет знать, что есть туалет «для мальчиков», а есть «для девочек» - в детском саду всё было «общее».

3.Если ребенок никогда не ходил в детский сад, то подготовка к школе ему особенно нужна. Как бы прекрасно мама ни занималась со своим чадом сидя с ним дома, главное, чему научится ее ребенок на подготовительных занятиях – это общение в коллективе. «Домашний» ребенок не привык слушаться кого бы то ни было, кроме родителей, а тут надо беспрекословно выполнять просьбы учительницы. Такой ребенок мог всегда договориться с мамой на тему «хочу – не хочу», в школе же эта система не работает. Нельзя не хотеть в данный момент заниматься математикой, а хотеть – музыкой. Таким образом, даже если ваш ребенок читает на скорость русскую классику, подготовка для него явно не будет лишней.

Мне хотелось бы сегодня представить вашему вниманию развивающую программу «Пчелку», разработанную мной для подготовки детей к школьному обучению в начальной общеобразовательной школе. Данная программа направлена на изучение готовности ребенка к школьному обучению, на выявление индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при подготовке к обучению в школе.

Задача моей программы – способствовать тому, чтобы возрастные особенности (или новообразования) не просто учитывались, но и активно формировались. Педагог, используя материалы, представленные в программе, в качестве перспективы видит сформированность у детей полноценной психологической готовности к школе. Основной его задачей является создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для развития ребенка.

В данной программе применяемые методы и формы воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями детей 6 – 7 лет, т.е. обучение ведется в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности. Основной формой организации и проведения развивающих занятий с детьми является игра, ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Кроме того, следует иметь ввиду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация: например, развитию тонкой моторики руки способствует и лепка, и конструирование, и рисование, и раскрашивание, и шитье, и мозаика, и все это готовит руку ребенка к письму. Для развивающей программы были разработаны и использованы различные методики, тесты, игровые задания, которые прилагаются к данной программе.

Учитывая все вышеизложенное, не стоит забывать о том, что в ходе развивающих занятий у ребенка формируется и социальная зрелость – умение общаться со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что подготовка к школе является важным этапом в жизни ребенка, от которого зависит его психологическая готовность посещать школу, социальная адаптация, уровень знаний и навыков, которые облегчат ему учебу в школе.

 

 

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тренировка психологической готовности будущего первоклассника к обучению.

 

Успех в учебе зависит, в первую очередь, от таких важных качеств, как умение управлять своим поведением и перешагивать через сиюминутные желания в угоду тому, что действительно необходимо. К этому стоит добавить аккуратность, любознательность, хорошо развитые память, внимание, мышление и речь.

Психологическая подготовка к школе как раз и заключается в закреплении этих качеств в характере вашего ребенка. Все занятия проводите в игровой форме. Игра – естественная стихия ребенка, и именно в игре дошколенок лучше усваивает информацию.

Упражнения на развитие внимания, памяти и мышления.

 

  1. Упражнения на развитие внимания.

упражнение на нахождение отличий.

•   Возьмите, например, двух игрушечных зайцев или кукол и попросите ребенка, чтобы он нашел как можно больше отличий между ними (размер, цвет, одежда). Также можно находить различия в количестве, форме, длине и ширине различных предметов. В качестве наглядного материала подойдут картинки из детских журналов или любые предметы быта.

•   Для выполнения другого упражнения возьмите группу предметов, попросите ребенка взглянуть на них и отвернуться к стене, а сами в это время один из предметов уберите или переставьте. От ребенка требуется вычислить, какие именно изменения были вами произведены.

  1. Упражнения на развитие памяти.

упражнение на описание предметов.

•   Для этого дайте ребенку короткое время повертеть в руках какой-нибудь предмет, а потом спрячьте его. Ребенок должен описать спрятанный предмет как можно более точно.

•   Пусть ребенок посмотрит на какую-нибудь картинку, которую вы затем спрячете среди других картинок на ту же тему. Задача ребенка – отыскать ту картинку, которую вы ему показывали первоначально.

  1. Развитие мышления.

•   Игра «Что здесь лишнее?». Возьмите несколько картинок и попросите ребенка найти среди них ту, которая по какому либо признаку явно отличается от остальных. Таким признаком может быть цвет, форма, размер или класс (например, дикие животные и домашние животные).

  1. Развитие речи.

•   заучивайте с ребенком стихи, просите его пересказывать вам сказки, или составлять рассказы по картинкам, а самое главное - как можно больше общайтесь со своим сыном или дочерью на самые разные темы.

 

 

Успехов Вам, родители, в воспитании и подготовке детей к школе.

С нетерпением ждем вас в нашей школе!!!

 

 

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

J   Как бы и не подготовка вовсе   J

В нашей обычной домашней жизни существует много моментов, которые с полным правом можно считать подготовкой к школе и которые естественно вписываются в жизнь любой семьи.

Прогулки, коньки, лыжи, плаванье - все, что укрепляет здоровье, очень важно для будущей школьной жизни ребенка. Поощряйте занятия, которые развивают мышление, фантазию, моторику: рисование, лепку, конструирование, вышивание.

Самый лучший способ развить речь, внимание, воображение, память - это читать ребенку книги. Читайте каждый день, читайте, даже если ваш ребенок уже сам умеет читать. Ваше чтение не заменит ни просмотр мультфильмов, ни прослушивание аудиокассет.

Сотрудничайте с ребенком, не отказывайтесь от его помощи во взрослых делах: от ремонта крана до лепки пельменей. Будьте готовы и сами помочь, если понадобится.

Играйте в игры, где есть четкие правила.

!!! Особое внимание уделяйте желанию ребенка узнавать новое, умению общаться и находить общий язык с детьми и взрослыми, способности преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

    Не только о "высоком"

Есть такая важная составляющая подготовки к школе, о которой не всегда помнят. Это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания, они понадобятся в школе с первого дня. Эта категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе представляется гораздо более значимой, чем все то, о чем уже было сказано. И этому не обучают на специальных занятиях - только в семье. Если такие навыки не сформированы, то начало школьной жизни ребенка будет очень непростым. Уметь одеваться и раздеваться в школьной раздевалке, не теряя шарфы и варежки, учитывая пуговицы и шнурки; переодеваться на уроках физкультуры; знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом; завтракать и убирать за собой посуду в школьной столовой; сложить портфель, быстро достать из портфеля необходимое; вовремя ложиться спать и без усилий вставать и т.д. Не надо забывать, что школа - это не только обучение, это еще и пребывание в ней. Адаптация в группе сверстников, желание учиться, приятие (неприятие) ребенком роли ученика, отношение к учителю, организационные, практические навыки - почти все трудности можно проецировать на начало будущей школьной жизни. Есть возможность скорректировать их заранее. Мы советуем Вам прочитать:

  • Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? - М.: Вентана-Граф, 2001
  • Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. - М.: Мозаика-Синтез, 2003
  • Что такое школьная зрелость? Справочник для родителей будущего первоклассника. - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999
  • Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2001
  • Кабанова М.Н. Готовимся к школе. СПб.: "Издательский Дом "Нева"; М.: Олма-Пресс, 2001
  • Ковалева Е., Синицына Е. Готовим ребенка к школе. - М.: Лист-Нью, 2000
  • Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994

Успехов Вам, родители, в воспитании и подготовке детей к школе.

С нетерпением ждем вас в нашей школе!!!

 

 

 

Памятка для родителей

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?

СКОРО   В ШКОЛУ

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?  

Для вас,  заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит вся последующая жизнь ребёнка.

На этапе подготовки:

· Избегайте чрезмерных требований

· Предоставляйте право на ошибку

· Не думайте за ребёнка

· Не перегружайте ребёнка

· Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам.

· Устраивайте ребенку маленькие праздники

1) Организуйте распорядок дня:

·    стабильный режим дня;

·    полноценный сон;

·    прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умения общаться

·         Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

 

3)Уделите особое внимание  развитию произвольности

·         Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием  ребенка

·  Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания  на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат).

·  Выучите  названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках.

·  Используя  лото и книги,  учите с ребенком названия:  диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных  уборов, видов  обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия  городов,  названия  любимых сказок и их героев.

 Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

·   Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.

·   Составляйте рассказы по картинкам.

·   Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.

·   Можно заниматься с ребенком звуковым анализом  простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».

·   Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.

·   Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.

·   Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)

·   Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

·   Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

 

    Внимание! При выполнении любых письменных заданий  следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

 

·               Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации,  умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные  соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.       

 

   Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

 

     Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и, если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее (линии должны быть четкими, ровными,  уверенными)

Успехов Вам, родители, в воспитании и подготовке детей к школе.

С нетерпением ждем вас в нашей школе!!!

 

 

Подготовка к школе

                  Подготовка к школе является важным этапом в жизни ребенка, от которого зависит его психологическая готовность посещать школу, социальная адаптация, уровень знаний и навыков, которые облегчат ему учебу в школе.

        Разработанная нашими специалистами программа «Подготовка к школе» проходят в интересной игровой форме и направлены на комплексную подготовку ребенка к школе, на развитие психологической готовности к школе, которая включает в себя интеллектуальную, личностную и эмоциональную готовность. В структуру этих занятий входит:

  •    Обучение грамоте (знакомство с графическим образом буквы, звуками родного языка, подготовка руки к письму, "печатание" букв, далее слов и предложений, чтение, развитие фонематического слуха (умение выделять определенный звук из ряда других) и фонематического анализа (умение выделять позицию звука в слове - в начале, середине или конце, что крайне необходимо для письма);
  •  Развитие зрительной и слуховой памяти, мышления, внимания, восприятия. Тренировка логического мышления. Занятия способствуют развитию у ребёнка концентрации внимания. В процессе занятий малыши получают возможность думать, логически рассуждать, учатся анализировать, спорить, аргументировано отстаивая своё мнение.
  •  Математические ступеньки - развитие элементарных математических представлений (геометрические фигуры, величины, сравнения, счет, пространственные представления, число и цифра, целое и части). Интересные сюжеты превращают занятие в увлекательную игру, играя, маленький «почемучка» поймёт: задача - это не скучное, ненужное упражнение, а интересная жизненная ситуация, требующая его участия и помощи. ребенок учится различать части задачи, тренируется в сложении и вычитании чисел.
  •  Развитие мелкой моторики. Подготовка кисти к письму. Выполняя задания, дети не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.