СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка ЕГЭ духовная сфера

Нажмите, чтобы узнать подробности

подготовка ЕГЭ духовная сфера

Просмотр содержимого документа
«Подготовка ЕГЭ духовная сфера»

ДУХОВНАЯ СФЕРА наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людей

ДУХОВНАЯ СФЕРА

наука, нравственность, религия,

философия, искусство,

научные учреждения,

учреждения культуры,

религиозные организации и

соответствующая деятельность людей

лат. cultura – возделывание, обрабатывание Культура Узкое понимание Широкое понимание Духовная жизнь общества Все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты («вторая природа») Характеристики определенных исторических эпох Характеристики определенных видов деятельности

лат. cultura – возделывание, обрабатывание

Культура

Узкое понимание

Широкое понимание

Духовная жизнь общества

Все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты («вторая природа»)

Характеристики определенных исторических эпох

Характеристики определенных видов деятельности

Материальная и духовная культура Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д. результат – вещи (артефакты) результат – символы

Материальная и духовная культура

  • Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками
  • Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д.

результат – вещи (артефакты)

результат – символы

Культурные ценности и нормы Жизнь-смерть, вечность, настоящее, будущее, судьба, память, космос, природа, гуманизм, творчество, свобода добро-зло, милосердие, справедливость, верность, долг, дружба Красота, прекрасное, комическое, трагическое Вера, милосердие, терпение, смирение

Культурные ценности и нормы

Жизнь-смерть, вечность, настоящее, будущее, судьба, память, космос, природа, гуманизм, творчество, свобода

добро-зло, милосердие, справедливость, верность, долг, дружба

Красота, прекрасное, комическое, трагическое

Вера, милосердие, терпение, смирение

Институты культуры и функции 6) Социализирующая

Институты культуры и функции

6) Социализирующая

Функции духовной культуры Познавательная Образовательно-воспитательная Интегрирующая Регулирующая Социализирующая

Функции духовной культуры

  • Познавательная
  • Образовательно-воспитательная
  • Интегрирующая
  • Регулирующая
  • Социализирующая
Вопрос Первоначальное понятие культуры означало: все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты совокупность знаний, верований, искусства, морали и права возделывание земли все, что создано человеком К функциям духовной культуры не относится:  образовательно-воспитательная  интегрирующая  регулирующая  материально-производственная

Вопрос

Первоначальное понятие культуры означало:

  • все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты
  • совокупность знаний, верований, искусства, морали и права
  • возделывание земли
  • все, что создано человеком

К функциям духовной культуры не относится:

  • образовательно-воспитательная
  • интегрирующая
  • регулирующая
  • материально-производственная
Вопрос К элементам духовной культуры не относится:  религия  наука  средства производства  мораль

Вопрос

К элементам духовной культуры не относится:

  • религия
  • наука
  • средства производства
  • мораль
Разновидности культуры Доминирующая культура - преобладающая к-ра. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущих определенной социальной группе (ценности, особенности языка, поведение,мода) Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.

Разновидности культуры

Доминирующая культура - преобладающая к-ра.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущих определенной социальной группе (ценности, особенности языка, поведение,мода)

Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.

Формы культуры Народная Элитарная Массовая

Формы культуры

  • Народная
  • Элитарная
  • Массовая
Народная культура (фольклор) Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки. В ней отражается менталитет народа. Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты. По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Народная культура (фольклор)

  • Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки.
  • В ней отражается менталитет народа.
  • Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты.
  • По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
фр. elite – лучшее, избранное Элитарная (высокая) культура Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства. Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»). Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя

фр. elite – лучшее, избранное

Элитарная (высокая) культура

  • Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства.
  • Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).
  • Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя
Возникла в середине ХХ века Массовая культура = поп-культура, китч, развлекательное искусство Общедоступность (не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения). Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей, пассивность восприятия. тиражируемость Главной целью является получение коммерческой выгоды.

Возникла в середине ХХ века

Массовая культура

= поп-культура, китч, развлекательное искусство

  • Общедоступность (не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения).
  • Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей,
  • пассивность восприятия.
  • тиражируемость
  • Главной целью является получение коммерческой выгоды.
Влияние массовой культуры Негативные Позитивные Снижает планку духовной культуры Стандартизация образа жизни и мыслей Не стимулирует импульсов в духовной сфере Насаждает мифы в сознании (миф Золушки и тд) Формирует через рекламу искусственные потребности Простые представления о мире Произведения учитывают запросы читателя Реализует потребности человека в интенсивном отдыхе Повышение познавательного интереса к определенным проблемам Интернационализация – создание единого культурного пространства для разных наций и народов

Влияние массовой культуры

Негативные

Позитивные

  • Снижает планку духовной культуры
  • Стандартизация образа жизни и мыслей
  • Не стимулирует импульсов в духовной сфере
  • Насаждает мифы в сознании (миф Золушки и тд)
  • Формирует через рекламу искусственные потребности
  • Простые представления о мире
  • Произведения учитывают запросы читателя
  • Реализует потребности человека в интенсивном отдыхе
  • Повышение познавательного интереса к определенным проблемам

Интернационализация – создание единого культурного пространства для разных наций и народов

Современная отечественная культура внутренние изменения исторические факторы западная массовая культура Положительные последствия Отрицательные последствия Раскрепощение сознания народа Расширение художественного творчества Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип») Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры Ориентация на запросы массового зрителя  культ насилия, примитивизм… Засилье западной кинопродукции

Современная отечественная культура

внутренние

изменения

исторические

факторы

западная массовая

культура

Положительные последствия

Отрицательные последствия

  • Раскрепощение сознания народа
  • Расширение художественного творчества
  • Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции
  • Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип»)
  • Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры
  • Ориентация на запросы массового зрителя  культ насилия, примитивизм…
  • Засилье западной кинопродукции
Общие черты, которые присущи многим народам Культурные универсалии Наличие языка с определенным грамматическим строем Институты брака и семьи Религиозные ритуалы

Общие черты, которые присущи многим народам

Культурные универсалии

  • Наличие языка с определенным грамматическим строем
  • Институты брака и семьи
  • Религиозные ритуалы
Какое суждение верно?: А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу Б. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ  верно только А  верно только Б  верно и А, и Б  оба положения неверны

Какое суждение верно?:

А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу

Б. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ

  • верно только А
  • верно только Б
  • верно и А, и Б
  • оба положения неверны
Выберите вер­ные суж­де­ния о мо­ло­де­жи как со­ци­аль­ной груп­пе и за­пи­ши­те цифры  в по­ряд­ке возрастания , под ко­то­ры­ми они указаны.   1) Для мо­ло­де­жи ха­рак­тер­на соб­ствен­ная субкультура. 2) Молодежь как со­ци­аль­ная груп­па вы­де­ля­ет­ся на ос­но­ве воз­раст­но­го критерия. 3) Большинству мо­ло­дых при­сущ более вы­со­кий со­ци­аль­ный статус, чем людям зре­ло­го возраста. 4) В от­ли­чие от под­рост­ков ве­ду­щей де­я­тель­но­стью мо­ло­дых яв­ля­ет­ся познание. 5) Молодежи свой­ствен­но стрем­ле­ние к со­ци­аль­но­му самоопределению. Ответ: 125.

Выберите вер­ные суж­де­ния о мо­ло­де­жи как со­ци­аль­ной груп­пе и за­пи­ши­те цифры  в по­ряд­ке возрастания , под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Для мо­ло­де­жи ха­рак­тер­на соб­ствен­ная субкультура.

2) Молодежь как со­ци­аль­ная груп­па вы­де­ля­ет­ся на ос­но­ве воз­раст­но­го критерия.

3) Большинству мо­ло­дых при­сущ более вы­со­кий со­ци­аль­ный статус, чем людям зре­ло­го возраста.

4) В от­ли­чие от под­рост­ков ве­ду­щей де­я­тель­но­стью мо­ло­дых яв­ля­ет­ся познание.

5) Молодежи свой­ствен­но стрем­ле­ние к со­ци­аль­но­му самоопределению.

Ответ: 125.

В современном обществе массовая культура выполняет функцию социализации индивида. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами различные проявления данной функции. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) яркая навязчивая реклама, транслирующая «образцы» поведения «хороших родителей», «заботливых бабушек», «умных детей», оказала влияние на поведение и мировоззрение Ивана Ф.;

2) ставшие популярными телесериалы, герои которых являются представителями определённых социальных групп (студенты, врачи, работники правоохранительных органов и т.п.), формируют представления молодёжи об образе жизни и о тех социальных ролях, которые им только предстоит освоить;

3) для определённых групп населения участники ток-шоу заменяют ближайшее окружение, и транслируемые ими модели поведения формируют ценностные ориентиры зрителей;

4) просмотр молодёжных иностранных фильмов позволил молодым людям сформировать представления об особенностях культуры их сверстников, что в определённой мере облегчило общение во время туристической поездки.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Культура, ее формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Культура, ее формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие культуры.

2. Материальная и духовная культура.

3. Функции культуры:

а) адаптивная;

б) нормативная;

в) социализации и др.

4. Формы культуры:

а) народная;

б) элитарная;

в) массовая.

5. Особенности массовой культуры:

а) ори­ен­ти­ро­ван­ность на мас­со­вую про­да­жу и по­лу­че­ние прибыли;

б) тиражируемость;

в) за­ни­ма­тель­ная форма;

г) пред­на­зна­че­на для ши­ро­ко­го зрителя.

6. По­зи­тив­ное вли­я­ние массовой культуры на ду­хов­ную жизнь общества:

а) утвер­жда­ет про­стые и по­нят­ные пред­став­ле­ния об окру­жа­ю­щем мире;

б) не­по­сред­ствен­но ори­ен­ти­ро­ва­на на ин­те­ре­сы общества;

в) от­ли­ча­ет­ся демократичностью;

г) от­ве­ча­ет за­про­сам в отдыхе, пси­хо­ло­ги­че­ской раз­ряд­ке и др.

7. Не­га­тив­ное вли­я­ние массовой культуры на жизнь общества:

а) ори­ен­ти­ро­ва­на на мас­со­вые вкусы;

б) ведёт к стан­дар­ти­за­ции и уни­фи­ка­ции культуры;

в) рас­счи­та­на на пас­сив­ное потребление;

г) на­саж­да­ет мифы в со­зна­нии людей;

д) фор­ми­ру­ет ис­кус­ствен­ные по­треб­но­сти и др.

8. Особенности элитарной культуры:

а) ориентирована на узкий круг любителей и знатоков;

б) сложна по содержанию;

в) имеет некоммерческий характер.

9. Особенности народной культуры:

а) анонимна;

б) проста по содержанию;

в) как правило ограничена национальными рамками.

10. Многообразие культур:

а) субкультуры;

б) контркультура;

в) господствующая культура

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о последствиях диалога культур, и одно предложение, раскрывающее сущность любой их форм культур .

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о последствиях диалога культур, и одно предложение, раскрывающее сущность любой их форм культур .

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о последствиях диалога культур, и одно предложение, раскрывающее сущность любой их форм культур .

1) под куль­ту­рой се­год­ня по­ни­ма­ют не толь­ко со­сто­я­ние или ха­рак­те­ри­сти­ку об­ще­ства и че­ло­ве­ка во­об­ще,

- но и впол­не кон­крет­ную со­во­куп­ность тех­но­ло­гий, обы­ча­ев, тра­ди­ций, образ жизни, го­су­дар­ствен­ность и т.п.:

- Этим сло­вом (тер­ми­ном) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни ис­кус­ство, музеи, биб­лио­те­ки, кино, те­ат­ры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей.

Могут быть при­ве­де­ны и иные ва­ри­ан­ты, не ис­ка­жа­ю­щие смыс­ла. ( 1б)

 

2) Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти; они не могут по­явить­ся в при­ро­де, «есте­ствен­ным» путём.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие яв­ле­ния:

- По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, име­ю­щие место в кон­крет­ном со­ци­у­ме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого со­ци­у­ма.

- куль­ту­ра кон­крет­но-ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в пре­ступ­но­сти, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и про­цес­сах

высший уровень мастерства Специфика искусства форма практико-духовного освоения действительности Искусство отражает мир с помощью художественных образов ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА

высший уровень мастерства

Специфика искусства

форма практико-духовного освоения действительности

Искусство отражает мир с помощью художественных образов

ИСТИНА

ДОБРО

КРАСОТА

Искусство

Искусство

Специфика познания посредством искусства Отражение мира с помощью художественных образов Наглядный характер Субъективное восприятие действительности

Специфика познания посредством искусства

  • Отражение мира с помощью художественных образов
  • Наглядный характер
  • Субъективное восприятие действительности
Признаки искусства 1. Субъектность (художник творец. Так он видит

Признаки искусства

  • 1. Субъектность
  • (художник творец. Так он видит
Признаки искусства 2. эмоциональность

Признаки искусства

  • 2. эмоциональность
Признаки искусства 3. образность

Признаки искусства

  • 3. образность
Признаки искусства 4. эстетическое отражение мира

Признаки искусства

  • 4. эстетическое отражение мира
Признаки искусства 5. метафоричность, аллегоричность, гиперболизированность  Москва резиновая Солнце-горящий костер Очередь длиннее Великой Китайской стены

Признаки искусства

  • 5. метафоричность, аллегоричность, гиперболизированность
  • Москва резиновая
  • Солнце-горящий костер
  • Очередь длиннее Великой Китайской стены
Функции искусства 1. Эстетическая Молчит экран, и я бы хотел вместе с ним  Просто забрать тебя себе и держать из всех сил  Но новый день, и я опять невыносим  И ты уходишь, будто бы я тебя попросил Я попала в сети  Которые ты метил  Я самая счастливая на всей планете  Я попала в сети   Возможно будут дети   Возможно все серьезно, если ты заметил

Функции искусства

  • 1. Эстетическая
  • Молчит экран, и я бы хотел вместе с ним Просто забрать тебя себе и держать из всех сил Но новый день, и я опять невыносим И ты уходишь, будто бы я тебя попросил

Я попала в сети Которые ты метил Я самая счастливая на всей планете Я попала в сети  Возможно будут дети  Возможно все серьезно, если ты заметил

Функции искусства 1. Эстетическая Я на седьмом этаже, это как шестой, но на один повыше Я   помню   чудное   мгновенье : Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Эстетический вкус – способность человека отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве

Функции искусства

  • 1. Эстетическая

Я на седьмом этаже, это как шестой, но на один повыше

Я   помню   чудное   мгновенье :

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Эстетический вкус – способность человека отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве

Функции искусства 2. познавательная Она по-русски плохо знала, 1  Журналов наших не читала  И выражалася с трудом  На языке своем родном,  Итак, писала по-французски...  Что делать! повторяю вновь:  Доныне дамская любовь  Не изьяснялася по-русски,  Доныне гордый наш язык  К почтовой прозе не привык.

Функции искусства

  • 2. познавательная

Она по-русски плохо знала, 1 Журналов наших не читала И выражалася с трудом На языке своем родном, Итак, писала по-французски... Что делать! повторяю вновь: Доныне дамская любовь Не изьяснялася по-русски, Доныне гордый наш язык К почтовой прозе не привык.

Функции искусства 3. коммуникативная Личность Раскольникова?

Функции искусства

3. коммуникативная

  • Личность Раскольникова?
Функции искусства 4. ценностно- ориентирующая Раскольников

Функции искусства

  • 4. ценностно- ориентирующая
  • Раскольников
Функции искусства 5. воспитательная Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок

Функции искусства

  • 5. воспитательная

Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок

Функции искусства 6. информационная

Функции искусства

  • 6. информационная
Функции искусства 7. компенсаторная - психологическая Помогает стравится со стрессами, переживаниями, компенсировать социальные и духовные проблемы

Функции искусства

  • 7. компенсаторная - психологическая
  • Помогает стравится со стрессами, переживаниями, компенсировать социальные и духовные проблемы
Функции искусства 8. гедонистическая Гедонизм - тип воззрения, учение о том, что смысл жизни – в получении удовольствия

Функции искусства

  • 8. гедонистическая
  • Гедонизм - тип воззрения, учение о том, что смысл жизни – в получении удовольствия
Общественные функции искусства Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты) Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения) Воспитательная (духовно-нравственное становление личности) Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)

Общественные функции искусства

  • Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты)
  • Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения)
  • Воспитательная (духовно-нравственное становление личности)
  • Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)
Современное искусство: постмодернизм Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства. Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией. Одна из главных форм – колллаж

Современное искусство: постмодернизм

  • Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства.
  • Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией.
  • Одна из главных форм – колллаж
Виды современного исусства Перфоманс Флеш моб Хепенинг Стритарт Бодиарт

Виды современного исусства

  • Перфоманс
  • Флеш моб
  • Хепенинг
  • Стритарт
  • Бодиарт
Современное искусство не предсказуемо Русский драм театр спектакль «Ричард III »

Современное искусство не предсказуемо

Русский драм театр спектакль «Ричард III »

познавательная 25

познавательная

25

56

56

искусство

искусство

Выберите верные суждения о функциях искусства и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.   1) Познавательная функция позволяет анализировать действительность при помощи художественных образов. 2) Эстетическая функция искусства проявляется в предвосхищении модных тенденций в искусстве. 3) Согласно гедонистической функции, искусство призвано доставлять удовольствие. 4) Воспитательная функция сопряжена с процессом социализации. 5) Компенсаторная функция отражает задачу прогноза негативных проявлений материальной культуры. Ответ: 134.

Выберите верные суждения о функциях искусства и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Познавательная функция позволяет анализировать действительность при помощи художественных образов.

2) Эстетическая функция искусства проявляется в предвосхищении модных тенденций в искусстве.

3) Согласно гедонистической функции, искусство призвано доставлять удовольствие.

4) Воспитательная функция сопряжена с процессом социализации.

5) Компенсаторная функция отражает задачу прогноза негативных проявлений материальной культуры.

Ответ: 134.

Установите соответствие между произведениями искусства и видами, к которым эти произведения относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА   А) батальное полотно Б) здание театра В) балетная постановка Г) скульптурная группа Д) радиоспектакль ВИД ИСКУССТВА   1) динамический вид искусства 2) статический вид искусства Ответ:  22121
  • Установите соответствие между произведениями искусства и видами, к которым эти произведения относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  •  

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА

 

А) батальное полотно

Б) здание театра

В) балетная постановка

Г) скульптурная группа

Д) радиоспектакль

ВИД ИСКУССТВА

 

1) динамический вид искусства

2) статический вид искусства

Ответ:  22121

Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). 1) познавательная (мировоззренческая). (Например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальности русского человека); 2) компенсаторная (утешительная). (Например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы); 3) коммуникативная. (Например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашёл новых друзей и единомышленников); 4) воспитательная. (Например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрёл чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе).

Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) познавательная (мировоззренческая). (Например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальности русского человека);

2) компенсаторная (утешительная). (Например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы);

3) коммуникативная. (Например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашёл новых друзей и единомышленников);

4) воспитательная. (Например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрёл чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе).

Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «искусство»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о видах искусства; − одно предложение, раскрывающее сущность воспитательной функции искусства. - Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество. предложения: 1. Выделяют такие виды искусства как изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография и т.д. 2. Функции искусства по отношению к человеку – развитие его духовного потенциала, «очеловечивание» в буквальном смысле слова. Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «искусство»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах искусства;

− одно предложение, раскрывающее сущность воспитательной функции искусства.

- Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество.

предложения: 1. Выделяют такие виды искусства как изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография и т.д.

2. Функции искусства по отношению к человеку – развитие его духовного потенциала, «очеловечивание» в буквальном смысле слова.

Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

Специфика науки Наука – система знаний о мире и его законах Основные элементы: особая система знаний о природе, обществе, человеке особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний система специальных организаций и учреждений

Специфика науки

  • Наука – система знаний о мире и его законах
  • Основные элементы:
  • особая система знаний о природе, обществе, человеке
  • особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний
  • система специальных организаций и учреждений
Социальные функции науки Познавательная Мировоззренческая  (формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека) Прогностическая Непосредственная производительная сила

Социальные функции науки

  • Познавательная
  • Мировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека)
  • Прогностическая
  • Непосредственная производительная сила
Функции науки Функции науки Сущность Познава-тельно-прогнос-тическая Примеры Система знаний и методы исследования дают возможность прогнозировать развитие явлений Сила тяжести заставит камень упасть вниз, если его подбросить

Функции науки

Функции науки

Сущность

Познава-тельно-прогнос-тическая

Примеры

Система знаний и методы исследования дают возможность прогнозировать развитие явлений

Сила тяжести заставит камень упасть вниз, если его подбросить

Функции науки Функции науки Сущность Культурно-мировоззрен-ческая Примеры Научные представления, усвоенные человеком превращаются в компонент мировоззрения. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс. В школе изучают химию, биологию, физику и т. д.

Функции науки

Функции науки

Сущность

Культурно-мировоззрен-ческая

Примеры

Научные представления, усвоенные человеком превращаются в компонент мировоззрения. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс.

В школе изучают химию, биологию, физику и т. д.

Функции науки Функции науки Сущность Социально-производ-ственная Примеры Необходима для внедрения инноваций,  новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли Атомные реакции, электромагнитные волны сначала были открыты наукой, а потом созданы лазеры, атомные электростанции, теле- и радиоаппаратура

Функции науки

Функции науки

Сущность

Социально-производ-ственная

Примеры

Необходима для внедрения инноваций,  новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли

Атомные реакции, электромагнитные волны сначала были открыты наукой, а потом созданы лазеры, атомные электростанции, теле- и радиоаппаратура

Моральные (этические) нормы современного ученого общечеловеческие (не кради, не лги, не навреди…) касающиеся непосредственно научной деятельности (например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни) касающиеся социальной ответственности за свои открытия

Моральные (этические) нормы современного ученого

  • общечеловеческие (не кради, не лги, не навреди…)
  • касающиеся непосредственно научной деятельности (например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни)
  • касающиеся социальной ответственности за свои открытия
Признаки науки Объективность (цель науки - истина) Доказательность (все что не доказуемо- ненаучно) Проверяемость (на практике) Точность, логичность, последовательность Системность (полное описание объекта с т.з. данной науки)   Коты – это жидкость

Признаки науки

  • Объективность (цель науки - истина)
  • Доказательность (все что не доказуемо- ненаучно)
  • Проверяемость (на практике)
  • Точность, логичность, последовательность
  • Системность (полное описание объекта с т.з. данной науки)

Коты – это жидкость

Внутренние законы науки 1.Преемственность 2.Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки»принципов (научные революции) 3.Сочетание процессов дифференциации и интеграции 4.Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации

Внутренние законы науки

  • 1.Преемственность
  • 2.Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки»принципов (научные революции)
  • 3.Сочетание процессов дифференциации и интеграции
  • 4.Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ – НАУКА ИССЛЕДУЕТ ВСЕ СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ БЕЗГРАНИЧНОСТЬ - ПОЯВЛЕНИЕ САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ ШКОЛ, СОЧЕТАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО НАУЧНОГО ПОИСКА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СБЛИЖЕНИЕ НАУКИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ОБЩЕСТВА .

ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ –

НАУКА ИССЛЕДУЕТ ВСЕ СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

БЕЗГРАНИЧНОСТЬ - ПОЯВЛЕНИЕ САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ ШКОЛ, СОЧЕТАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО НАУЧНОГО ПОИСКА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

СБЛИЖЕНИЕ НАУКИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ОБЩЕСТВА .

Особенности современной науки постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет) охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин) растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов) наука превратилась в особую профессию

Особенности современной науки

  • постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет)
  • охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)
  • растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)
  • наука превратилась в особую профессию
Противоречия современной науки

Противоречия современной науки

Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника, три – процесс работы ученого  выбор сюжета  выдвижение гипотезы  выстраивание композиции  теоретическое осмысление фактов создание художественных образов экспериментальная проверка
  • Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника, три – процесс работы ученого
  • выбор сюжета
  • выдвижение гипотезы
  • выстраивание композиции
  • теоретическое осмысление фактов
  • создание художественных образов
  • экспериментальная проверка
Написать сочинение на тему: «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак»  О. де Бальзак (1799-1850) французский писатель

Написать сочинение на тему:

  • «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак»

О. де Бальзак (1799-1850) французский писатель

Специфика образования Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков

Специфика образования

Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков

Конкурентноспособная личность

Конкурентноспособная личность

+ дополнительное образование (кружки, секции)

+ дополнительное образование (кружки, секции)

Функции образования Функции образова-ния Сущность Социализации Примеры Позволяет индивиду успешно функционировать в обществе Благодаря детскому саду, Марина знает, что отбирать чужие игрушки – нехорошо

Функции образования

Функции образова-ния

Сущность

Социализации

Примеры

Позволяет индивиду успешно функционировать в обществе

Благодаря детскому саду, Марина знает, что отбирать чужие игрушки – нехорошо

Функции образования Функции образова-ния Сущность Культурная Примеры Сохранение социально-культурного опыта, выработка новых знаний. В рамках школьной программы Настя прочитала произведение «Темные аллеи» Бунина.

Функции образования

Функции образова-ния

Сущность

Культурная

Примеры

Сохранение социально-культурного опыта, выработка новых знаний.

В рамках школьной программы Настя прочитала произведение «Темные аллеи» Бунина.

Функции образования Функции образова-ния Сущность Культурная Примеры Сохранение социально-культурного опыта, выработка новых знаний. Выступает каналом социальной мобильности Хорошее образование помогает достичь высоких социальных позиций В рамках школьной программы Настя прочитала произведение «Темные аллеи» Бунина. Елена Александровна получила высшее образование и стала директором школы

Функции образования

Функции образова-ния

Сущность

Культурная

Примеры

Сохранение социально-культурного опыта, выработка новых знаний.

Выступает каналом социальной мобильности

Хорошее образование помогает достичь высоких социальных позиций

В рамках школьной программы Настя прочитала произведение «Темные аллеи» Бунина.

Елена Александровна получила высшее образование и стала директором школы

Функции образования приобщение человека к достижениям человечества передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта подготовка человека к самостоятельной деятельности развитие творческих способностей личности воспитание и социализация личности

Функции образования

  • приобщение человека к достижениям человечества
  • передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта
  • подготовка человека к самостоятельной деятельности
  • развитие творческих способностей личности
  • воспитание и социализация личности
Основные направления развития современного образования Компьютеризация (информатизация) – информационные технологии становятся элементом образовательного процесса; Демократизация (доступность всех) Интеграция (интернационализация) – сближение национальных систем образования (Болонская система, бакалавриат, магистратура) гуманизация; (внимание к личности ребенка)  гуманитаризация.(рост роли общественных дисциплин)  непрерывное образование; самообразование;

Основные направления развития современного образования

  • Компьютеризация (информатизация) – информационные технологии становятся элементом образовательного процесса;
  • Демократизация (доступность всех)
  • Интеграция (интернационализация) – сближение национальных систем образования (Болонская система, бакалавриат, магистратура)
  • гуманизация; (внимание к личности ребенка)
  • гуманитаризация.(рост роли общественных дисциплин)
  • непрерывное образование;
  • самообразование;
Функции непрерывного образования компeнcирующая (восполнение пробелов в базовом образовании),  адаптивная (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации),  развивающая (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста)

Функции непрерывного образования

  • компeнcирующая (восполнение пробелов в базовом образовании),
  • адаптивная (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации),
  • развивающая (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста)
Самообразование звено непрерывного образования – самообразование это управляемая самой личностью цeленаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. Чтение книг, прослушивание лекций, посещение музеев и выставок, просмотр телепередач и тд

Самообразование

  • звено непрерывного образования – самообразование
  • это управляемая самой личностью цeленаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

Чтение книг, прослушивание лекций, посещение музеев и выставок, просмотр телепередач и тд

Социальная функция образования заключается в том, что оно: А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности  верно только А  верно только Б  верно и А, и Б  оба положения неверны

Социальная функция образования заключается в том, что оно:

А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире

Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности

  • верно только А
  • верно только Б
  • верно и А, и Б
  • оба положения неверны
1. Установите соответствие: ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства Б) воспроизводство профессиональных кадров B) развитие умений, способностей, интересов Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков Д) трансляция и распространение культуры в обществе 1) социальные 2) личностные 11221.

1. Установите соответствие:

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства

Б) воспроизводство профессиональных кадров

B) развитие умений, способностей, интересов

Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков

Д) трансляция и распространение культуры в обществе

1) социальные

2) личностные

11221.

2. Установите соответствие ПРИЗНАКИ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ A) логическая стройность Б) аллегоричность B) обоснованность выводов Г) эмоциональность Д) выдвижение гипотез Е) гиперболизация 1) искусство 2) наука 212121

2. Установите соответствие

ПРИЗНАКИ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

A) логическая стройность

Б) аллегоричность

B) обоснованность выводов

Г) эмоциональность

Д) выдвижение гипотез

Е) гиперболизация

1) искусство

2) наука

212121

3. Установите соответствие ХАРАКТЕРИСТИКИ Функции науки А) показывает возможные опасные тенденции развития общества Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира 1) мировоззренческая 2) прогностическая 22112

3. Установите соответствие

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Функции науки

А) показывает возможные опасные тенденции развития общества

Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем

В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём

Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии

Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира

1) мировоззренческая

2) прогностическая

22112

4

4

Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)   1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства. 2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным. 3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития. 4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития. 5) Все более очевидной становится ее социальная функция. 6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых. 3456

Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)

 

1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.

2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.

3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.

4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.

5) Все более очевидной становится ее социальная функция.

6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.

3456

Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «наука»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о функциях современной науки; − одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт научного знания. 1. определение понятия: наука – это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе 2. одно предложение, содержащее информацию о функциях современной науки: К функциям современной науки относятся: культурно-мировоззренческая, прогностическая и т. д.; 3. одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт научного знания: одной из отличительных черт научного знания является объективность.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «наука»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о функциях современной науки;

− одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт научного знания.

1. определение понятия: наука – это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе

2. одно предложение, содержащее информацию о функциях современной науки: К функциям современной науки относятся: культурно-мировоззренческая, прогностическая и т. д.;

3. одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт научного знания: одной из отличительных черт научного знания является объективность.

Индийский эксперт по проблемам нищеты и голода Амартия Сен, бывший ранее профессором Гарвардского университета, стал лауреатом Нобелевской премии в области экономики за вклад в развитие экономической теории благосостояния. Учёный изучал распределение ресурсов в обществе. Какую функцию науки иллюстрирует его деятельность? Назовите любые иные две функции науки и проиллюстрируйте каждую из них примером. 1) названа социальная функция науки; 2) другие функции науки: — производственная (наука как производительная сила), например - учёные изобрели новый препарат, позволяющий заменить традиционные удобрения и увеличить урожай; — мировоззренческая, например - открытая Ч. Дарвином теория эволюции и происхождения человека способствовала установлению новых взглядов на происхождение человека и его связь как живого существа с другими биологическими видами.

Индийский эксперт по проблемам нищеты и голода Амартия Сен, бывший ранее профессором Гарвардского университета, стал лауреатом Нобелевской премии в области экономики за вклад в развитие экономической теории благосостояния. Учёный изучал распределение ресурсов в обществе. Какую функцию науки иллюстрирует его деятельность? Назовите любые иные две функции науки и проиллюстрируйте каждую из них примером.

1) названа социальная функция науки;

2) другие функции науки:

— производственная (наука как производительная сила), например - учёные изобрели новый препарат, позволяющий заменить традиционные удобрения и увеличить урожай;

— мировоззренческая, например - открытая Ч. Дарвином теория эволюции и происхождения человека способствовала установлению новых взглядов на происхождение человека и его связь как живого существа с другими биологическими видами.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука и её функции на современном этапе общественного развития». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука и её функции на современном этапе общественного развития». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Многогранность понятия «наука»: а) как социальный институт; б) как особая форма деятельности; в) как система знаний. 2. Отличительные признаки научного знания: а) объективность; б) рационализм; в) системность и упорядоченность; г) проверяемость (верифицируемость); д) особый язык. 3. Современная классификация наук: а) гуманитарные; б) естественные; в) социальные и т.д. 4. Функции науки: а) познавательно-объяснительная; б) мировоззренческая; в) производственно-преобразующая; г) прогностическая. 5. Наука как фактор развития постиндустриального общества.

1. Многогранность понятия «наука»:

а) как социальный институт;

б) как особая форма деятельности;

в) как система знаний.

2. Отличительные признаки научного знания:

а) объективность;

б) рационализм;

в) системность и упорядоченность;

г) проверяемость (верифицируемость);

д) особый язык.

3. Современная классификация наук:

а) гуманитарные;

б) естественные;

в) социальные и т.д.

4. Функции науки:

а) познавательно-объяснительная;

б) мировоззренческая;

в) производственно-преобразующая;

г) прогностическая.

5. Наука как фактор развития постиндустриального общества.

Религия Система взглядов, основанная на вере в сверхъестественное Признаки религии: Поклонение Богу (богам) и сверхъестественным силам Установление правил поведения для верующих (можно-нельзя) Наличие священных книг Наличие обрядов, ритуалов (крещение, венчание и тд)

Религия

Система взглядов, основанная на вере в сверхъестественное

Признаки религии:

  • Поклонение Богу (богам) и сверхъестественным силам
  • Установление правил поведения для верующих (можно-нельзя)
  • Наличие священных книг
  • Наличие обрядов, ритуалов (крещение, венчание и тд)
Специфика религии Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность Главный признак религии – вера в сверхъестественное

Специфика религии

  • Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность
  • Главный признак религии – вера в сверхъестественное
Элементы религии мифы , легенды, сказания, Библия, Коран… Религиозные представления  Религиозные настроения  Религиозные действия  Религиозные организации и институты любовь к Богу, страх перед злыми духами… молитва, проповедь, таинство… церковь, секта, монастырь…

Элементы религии

мифы , легенды, сказания, Библия, Коран…

  • Религиозные представления
  • Религиозные настроения
  • Религиозные действия
  • Религиозные организации и институты

любовь к Богу, страх перед злыми духами…

молитва, проповедь, таинство…

церковь, секта, монастырь…

Этапы эволюции религии Родоплеменные древние верования Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями) Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов) Анимизм (вера в существование духов и душ) Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т . д.)

Этапы эволюции религии

  • Родоплеменные древние верования
  • Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями)
  • Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов)
  • Анимизм (вера в существование духов и душ)
  • Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т . д.)
Этапы эволюции религии Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.) возникли в период разложения родового строя и возникновения классового поклонение богам – покровителям своего народа сложная обрядность с элементами национальной культуры оформился особый слой служителей культа (жрецы)

Этапы эволюции религии

  • Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.)
  • возникли в период разложения родового строя и возникновения классового
  • поклонение богам – покровителям своего народа
  • сложная обрядность с элементами национальной культуры
  • оформился особый слой служителей культа (жрецы)
Этапы эволюции религии домашнее задание Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) огромное число последователей космпополитизм (выход за пределы народов, государств) эгалитаризм (проповедь равенства всех людей) прозелитизм (стремление обратить в свою веру других)

Этапы эволюции религии

домашнее задание

  • Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)
  • огромное число последователей
  • космпополитизм (выход за пределы народов, государств)
  • эгалитаризм (проповедь равенства всех людей)
  • прозелитизм (стремление обратить в свою веру других)
Этапы эволюции религии Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…) основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение) возглавляются харизматическими лидерами обещают достижения счастья в земной жизни тяготеют к синкретизму (смешению)

Этапы эволюции религии

  • Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…)
  • основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение)
  • возглавляются харизматическими лидерами
  • обещают достижения счастья в земной жизни
  • тяготеют к синкретизму (смешению)
Виды религии: По распространённости  (мировые - национальные) Буддизм, христианство, ислам Индуизм (Индия), иудаизм (Израиль),конфуцианство (Китай), синтоизм (Япония) По числу богов Монотеистические - политеистические Иудаизм, христианство, ислам Индуизм, синтоизм, джайнизм и др Буддизм?

Виды религии:

  • По распространённости

(мировые - национальные)

Буддизм, христианство, ислам

Индуизм (Индия), иудаизм (Израиль),конфуцианство (Китай), синтоизм (Япония)

  • По числу богов

Монотеистические - политеистические

Иудаизм, христианство, ислам

Индуизм, синтоизм, джайнизм и др

Буддизм?

Религиозные организации Официально зарегистированные секты

Религиозные организации

  • Официально зарегистированные
  • секты
Функции религии Мировоззренческая Воспитательная (моральные принципы) Утешительно-компенсаторная (помогает справиться с проблемами) Регулирующая (заповеди, традиции, нормы, ценности…) Коммуникативная (связь поколений, верующих друг с другом, с Богом) Интегрирующая (объединяет людей одной конфессии втч для какой-либо цели) Дезинтегрирующая (приводит к конфликтам)

Функции религии

  • Мировоззренческая
  • Воспитательная (моральные принципы)
  • Утешительно-компенсаторная (помогает справиться с проблемами)
  • Регулирующая (заповеди, традиции, нормы, ценности…)
  • Коммуникативная (связь поколений, верующих друг с другом, с Богом)
  • Интегрирующая (объединяет людей одной конфессии втч для какой-либо цели)
  • Дезинтегрирующая (приводит к конфликтам)
Негативные последствия религии: Религиозные конфликты Религия накладывает запреты на определенные виды деятельности, науку, искусство Оправдание социальной несправедливости Деятельность нетрадиционных конфессий, сект

Негативные последствия религии:

  • Религиозные конфликты
  • Религия накладывает запреты на определенные виды деятельности, науку, искусство
  • Оправдание социальной несправедливости
  • Деятельность нетрадиционных конфессий, сект
Атеизм и свободомыслие Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем Право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом(Конст ст.28) свобода совести- ? толерантность

Атеизм и свободомыслие

  • Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека
  • Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем

Право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом(Конст ст.28)

свобода совести- ?

толерантность

Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это:  культ  клир  религиозные представления  религиозные организации
  • Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это:
  • культ
  • клир
  • религиозные представления
  • религиозные организации
К функциям религии не относится:  мировоззренческая  утешительно-компенсаторная  регулирующая  гедоническая
  • К функциям религии не относится:
  • мировоззренческая
  • утешительно-компенсаторная
  • регулирующая
  • гедоническая
Национальной религией является:  христианство  конфуцианство  ислам  буддизм
  • Национальной религией является:
  • христианство
  • конфуцианство
  • ислам
  • буддизм
Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.   1) К мировым религиям относятся христианство и иудаизм. 2) Древнейшей мировой религией является буддизм. 3) Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций. 4) Одним из признаков национальных религий является эгалитарность (равенство). 5) Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе. Ответ: 235

Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) К мировым религиям относятся христианство и иудаизм.

2) Древнейшей мировой религией является буддизм.

3) Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.

4) Одним из признаков национальных религий является эгалитарность (равенство).

5) Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе.

Ответ: 235

Р. и М. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Священного Писания является единственно верным. Выберите в приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.   1) мировоззренческая 2) компенсаторная 3) коммуникативная 4) эстетическая 5) хозяйственная Ответ: 123.

Р. и М. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Священного Писания является единственно верным. Выберите в приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) мировоззренческая

2) компенсаторная

3) коммуникативная

4) эстетическая

5) хозяйственная

Ответ: 123.

145 126
  • 145
  • 126
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религия как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религия как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие религия. 2. Религиозные организации: а) церковь; 6) секты. 3. Функции религии: а) мировоззренческая; б) воспитательная; в) регулирующая; г) компенсаторная; д) коммуникативная и др. 4. Виды религий: а) мировые (христианство, буддизм, ислам); б) национальные или региональные и т.д. 5. Нормы регламентирующие отношения в рамках института религии: а) формальные; б) неформальные. 6. Статусно-ролевая система, действующая в рамках института религии: а) духовенство; б) миряне и т.д. 7. Свобода совести.

1. Понятие религия.

2. Религиозные организации:

а) церковь;

6) секты.

3. Функции религии:

а) мировоззренческая;

б) воспитательная;

в) регулирующая;

г) компенсаторная;

д) коммуникативная и др.

4. Виды религий:

а) мировые (христианство, буддизм, ислам);

б) национальные или региональные и т.д.

5. Нормы регламентирующие отношения в рамках института религии:

а) формальные;

б) неформальные.

6. Статусно-ролевая система, действующая в рамках института религии:

а) духовенство;

б) миряне и т.д.

7. Свобода совести.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мировые религии»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым;

− одно предложение, раскрывающее любую функцию мировой религии.

1) смысл понятия, например: мировые религии — это группа религий, отличающаяся распространённостью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией, опирающейся на знания курса о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым, например: «К мировым религиям относят буддизм, христианство, ислам»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию мировой религии, например: «Мировые религии обращены к каждому верующему лично, их постулаты понятны, каждый верующий может увидеть путь личного спасения».

Специфика морали Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения Этика – учение о морали Три уровня: нравственная практика (нравы, поступки, типичные ситуации) моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо») нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом)

Специфика морали

  • Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения
  • Этика – учение о морали
  • Три уровня:
  • нравственная практика (нравы, поступки, типичные ситуации)
  • моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо»)
  • нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом)
Функции морали Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами) Аксиологическая (оценка: нравственно / ненравственно) Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения) Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения) Коммуникативная (взаимопонимание, общение)

Функции морали

  • Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами)
  • Аксиологическая (оценка: нравственно / ненравственно)
  • Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения)
  • Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения)
  • Коммуникативная (взаимопонимание, общение)
Единство морали и права Регулирующая функция Нормативный характер Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо) Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека

Единство морали и права

  • Регулирующая функция
  • Нормативный характер
  • Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо)
  • Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека
Различия Мораль Право Ориентирует людей на идеальные нормы Поддерживает порядок, исходя из реальности Смысл конкретной жизненной ситуации уникален Основывается на типичном, стандартном Исключает прямое принуждение Поддерживается принудительной силой государства Пронизывает все стороны жизни, в т. ч. дружбу, любовь Регулируют только существенные отношения Главные категории – добро и зло, совесть, счастье, смысл жизни… Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное

Различия

Мораль

Право

Ориентирует людей на идеальные нормы

Поддерживает порядок, исходя из реальности

Смысл конкретной жизненной ситуации уникален

Основывается на типичном, стандартном

Исключает прямое принуждение

Поддерживается принудительной силой государства

Пронизывает все стороны жизни, в т. ч. дружбу, любовь

Регулируют только существенные отношения

Главные категории – добро и зло, совесть, счастье, смысл жизни…

Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное

Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется:  регулирующей  аксиологической  воспитательной  коммуникативной
  • Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется:
  • регулирующей
  • аксиологической
  • воспитательной
  • коммуникативной
Общественная психология и идеология Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп. Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами

Общественная психология и идеология

  • Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп.
  • Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами
Общественное мнение Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам целенаправленно стихийно формирование плюралистическое по структуре монистическое

Общественное мнение

  • Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам

целенаправленно

стихийно

формирование

плюралистическое

по структуре

монистическое

передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов Средства массовой коммуникации СМК Средства массовой информации: печать радио ТВ Интернет Средства массового воздействия: литература кино театр цирк мюзиклы Технические средства коммуникации: телефон телетайп эл. почта

передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов

Средства массовой коммуникации

СМК

Средства

массовой

информации:

печать

радио

ТВ

Интернет

Средства

массового

воздействия:

литература

кино

театр

цирк

мюзиклы

Технические

средства

коммуникации:

телефон

телетайп

эл. почта

Функции СМК Информационная (предоставление информации) Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением) Культурологическая (распространение достижений культуры)

Функции СМК

  • Информационная (предоставление информации)
  • Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением)
  • Культурологическая (распространение достижений культуры)
Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации:  газета «Аргументы и факты»  журнал «Вопросы философии»  радиостанция «Европа+»  детектив Д. Донцовой  театр «Сатирикон»  киностудия «Мосфильм»
  • Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации:
  • газета «Аргументы и факты»
  • журнал «Вопросы философии»
  • радиостанция «Европа+»
  • детектив Д. Донцовой
  • театр «Сатирикон»
  • киностудия «Мосфильм»
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.   1) Моральные нормы отражают потребности общества. 2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах. 3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни. 4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль. 5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.  Ответ: 134.

Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Моральные нормы отражают потребности общества.

2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.

3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.

4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.

5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.

Ответ: 134.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие и виды социальных норм: а) моральные; б) правовые; в) религиозные; г) этикет и др. 2. Особенности норм морали: а) ориентированы на ценности, образцы поведения; б) имеют неформальный характер; в) регулируются общественным мнением, совестью человека; г) имеют исторический характер. 3. Структура морали: а) нравственные категории; б) принципы; в) нормы. 4. Функции морали: а) регулятивная; б) оценочная; в) воспитательная и т.д. 5. Мораль и нравственность. 6. Этика - наука о морали. 7. Взаимосвязь морали и других регуляторов.

1. Понятие и виды социальных норм:

а) моральные;

б) правовые;

в) религиозные;

г) этикет и др.

2. Особенности норм морали:

а) ориентированы на ценности, образцы поведения;

б) имеют неформальный характер;

в) регулируются общественным мнением, совестью человека;

г) имеют исторический характер.

3. Структура морали:

а) нравственные категории;

б) принципы;

в) нормы.

4. Функции морали:

а) регулятивная;

б) оценочная;

в) воспитательная и т.д.

5. Мораль и нравственность.

6. Этика - наука о морали.

7. Взаимосвязь морали и других регуляторов.

Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «мораль»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о происхождении морали; − одно предложение, раскрывающее интегративную функцию морали.   1) смысл понятия, например: совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношение людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о происхождении морали, например: Мораль возникла естественно-историческим путём и восходит к обычаю. (Может быть составлено другое предложение, о происхождении морали.) 3) одно предложение, раскрывающее интегративную функцию морали, например: интегративная функция морали заключается в обеспечении необходимой стабильности и целостности общества. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса интегративную функцию морали).

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мораль»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о происхождении морали;

− одно предложение, раскрывающее интегративную функцию морали.

1) смысл понятия, например: совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношение людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о происхождении морали, например: Мораль возникла естественно-историческим путём и восходит к обычаю. (Может быть составлено другое предложение, о происхождении морали.)

3) одно предложение, раскрывающее интегративную функцию морали, например: интегративная функция морали заключается в обеспечении необходимой стабильности и целостности общества. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса интегративную функцию морали).

Мораль является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции морали и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).   1) регулятивная. (Например, ученики старшего класса школы помогают младшим школьникам перейти улицу); 2) мировоззренческая. (Например, во время войны сознание моральной правоты помогло советским людям победить фашистов); 3) воспитательная. (Например, родители объясняют своим детям, что такое хорошо и что такое плохо); 4) оценочно-императивная. (Например,ученик, глядя, как его одноклассник подложил кнопку на стул учительнице, понял, что это нехорошо, и кнопку убрал.);

Мораль является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции морали и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) регулятивная. (Например, ученики старшего класса школы помогают младшим школьникам перейти улицу);

2) мировоззренческая. (Например, во время войны сознание моральной правоты помогло советским людям победить фашистов);

3) воспитательная. (Например, родители объясняют своим детям, что такое хорошо и что такое плохо);

4) оценочно-императивная. (Например,ученик, глядя, как его одноклассник подложил кнопку на стул учительнице, понял, что это нехорошо, и кнопку убрал.);

Культура есть неотвратимый путь человека и человечества (Н. Бердяев) Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования (Н. Рубакин) Религии отличаются только декорациями (С. Марешаль) Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливым, а о том, как мы должны стать достойными счастья (И. Кант) Наука – это организованное знание(г. Спенсер)
  • Культура есть неотвратимый путь человека и человечества (Н. Бердяев)
  • Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования (Н. Рубакин)
  • Религии отличаются только декорациями (С. Марешаль)
  • Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливым, а о том, как мы должны стать достойными счастья (И. Кант)
  • Наука – это организованное знание(г. Спенсер)