СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка и проведение мероприятий в ГПД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация и планирование мероприятий в ГПД

Просмотр содержимого документа
«Подготовка и проведение мероприятий в ГПД»

Конспект внеклассного мероприятия,

проведенного студентом Девятайкиным Ю.Н.

в 5 классе МБОУ «Сузгарьевская средняя общеобразовательная школа» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия


1. Место и значение мероприятия в общей системе воспитательной работы с данным коллективом.

С 1 по 8 декабря 2021 г. в российских образовательных организациях Министерством образования Российской Федерации было рекомендовано провести «Уроки доброты» в рамках Международного дня инвалидов, который датируется 3 декабря. «Всероссийские уроки доброты» проводятся с целью формирования толерантного отношения у учащихся к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. Такие уроки прошли во всех школах Республики Мордовия, в том числе и в МБОУ «Сузгарьевская Средняя общеобразовательная школа». В 5 классе было проведено внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню инвалидов на тему «Сильные духом…». Это мероприятие было запланировано в плане воспитательной работы 5 класса на 2021-2022 учебный год.

2. Обоснование избранного типа и формы мероприятия. Форма мероприятия – социально-литературная композиция. Основа композиции репрезентация определенной личности человека. Учащиеся готовят сообщение о каком-либо человеке с ограниченными возможностями, затем представляют его, то есть репрезентируют. Репрезентация (лат., repraesentatio, от re, и praesetare представлять) – это воспроизведение виденного, слышанного, прочувствованного человеком с возможными изменениями представляемой информации вследствие влияния времени, состояния памяти, эмоционального расположения в момент первичного восприятия информации и других психологических и физических факторов. То есть репрезентация позволяет учащимся не только представить опредеоенную информацию, но и выразить свое отношение к представляемому, дать свою интерпретацию через собственную картину мира. Пятиклассники на данном мероприятии репрезентируют (представляют одну личность (известную личность, являющуюся инвалидом), которая поразила и впечатлила их, тем самым они выражают свое отношение к конкретному человеку, а также и ко всей проблеме инвалидов в обществе в целом.

3. Воспитательно-образовательные и развивающие цели и задачи.

Цель: формировать у учащихся толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями.

Задачи: 1. Привлечь внимание учащихся к проблемам людей-инвалидов. 2. Формировать у учеников общечеловеческие ценности: доброту, отзывчивость, внимание к ближнему. 3. Воспитывать у учащихся чувства сопереживания, милосердия, доброжелательности к людям-инвалидам

4. Содержание: 1. Актуальность проблемы людей-инвалидов. 2. Показ видеоролика об инвалидов для школьников «Мы просто другие». 3. Обсуждение причин, приводящих к инвалидности. 4. Практикум «Что чувствует инвалид».5. Сильные духом: о жизни и достижениях людей-инвалидов. 6. Подведение итогов

5. Организация и подготовка: предварительная подготовка к мероприятию включала в себя: 1) подбор литературы по теме мероприятия, литературных произведений, посвященных проблемам инвалидов, а также теме добра и милосердия, литературу, свидетельствующую об успехах людей с ограниченными возможностями; 2) поиск видеофильмов и музыкального материала к мероприятию; 3) подготовку сценария мероприятия; 4) оформление презентации к мероприятию по итогам работы детей; 5) репетиции с учениками.

6. Методика проведения: коллективное творческое дело, которое включало 5 этапов: 1 этап – было проведено коллективное определение темы, цели, задач организации мероприятия, перед пятиклассниками были выдвинуты перспективы, приведены аргументы, убеждающие их в значимости и необходимости предстоящего дела.

2 этап – коллективное планирование: обсуждались несколько вариантов проведения мероприятия, а также конкретные предложения по плану мероприятия, его содержания, был очерчен круг необходимых материалов, определены задания, которые необходимо сделать.

3 этап – коллективная подготовка: творческая группа не выделялась, так как в классе всего семь учеников, к работе были привлечены все, между пятиклассниками были распределены поручения и задания: мальчику-чтецу было поручено отобрать несколько стихотворений по теме мероприятия, вместе с учителем включить их в сценарий, подготовить их выразительное чтнение наизусть, остальные ученики были распределены по парам, каждая пара готовила сообщение об одном из людей с ограниченными возможностями, их судьбе и стойкости, сценарий мероприятия составлен учителем после того, как был собран материал, организация контроля за выполнением заданий была возложена на учителя-практиканта.

4 этап – проведение мероприятия: 3 декабря 2021 года, приглашены на мероприятие классный руководитель 5 класса, завуч по воспитательной работе.

5 этап – коллективный анализ показал, что мероприятие было успешным, так как были достигнуты планируемые результаты: было обращено внимание учащихся на проблему людей-инвалидов; пятиклассники узнали причины появления таких людей; на себе почувствовали (с помощью экспериментов), как сложно приходится людям-инвалидам в жизни; учащиеся поняли, что таким людям надо стараться всячески помочь, что они мужественны и целеустремленны, достойны уважения.

7. Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация.

8. Используемая литература.

  1. Зарецкий В.В. Инновационный проект «Дети как дети. Воспитание в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья» / В.В. Зарецкий, А.Р. Маллер // Мастер-класс. – 2013. – № 9. – С. 24-32.

  2. Маллер А.Р. Особые дети и проблемы толерантности / А.Р. Маллер. – М. : Издательство «В.Секачев», 2016. – 112 с.

  3. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Текст : электронный. – Москва, 2017. – https://mosmetod.ru/files/metod/SPO/docx_spo/metod-recomend-yrok-dobroti.pdf.

  4. Стребелева Е.А. Дети так не делятся : пособие по проведению «Уроков доброты» со школьниками / Е.А. Стребелева. – Москва, 2018. – 134 с.

  5. Сироткин С.А. Инвалиды в обществе / С.А. Сироткин, Э.К. Шакенова. – Москва, 2013. – 211 с.

Ход мероприятия (сценарий):

1. Актуальность проблемы людей-инвалидов

(СЛАЙД 1)

Ведущий (учитель-практикант): Сегодня наше с вами мероприятие «Сильные духом… Они рядом с нами» проходит в рамках Всероссийских Уроков доброты. Почему так названы эти уроки, вы догадаетесь сами.

Чтец. Иногда люди слишком жестоки,

Равнодушные к бедам других,

Не приемлют чужие пороки,

Совершенно не видя своих.

Но давайте мы будем добрее,

Милосердие – вот наш девиз!

Доброты ничего нет добрее,

Без неё так безрадостна жизнь!

(СЛАЙД 2)

Ведущий: 3 декабря все страны отмечают Международный День инвалидов. Это напоминание нам, всем людям Земли, что есть люди, которые нуждаются в нашей помощи, защите, уважении, доброжелательности.

Международный день инвалидов был установлен 3 декабря Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году. Тогда же организация призвала государства, входящие в ООН, проводить всевозможные мероприятия, для того чтобы способствовать включению инвалидов в общественную жизнь.

Международный день инвалидов первую очередь направлен на привлечение внимания людей к проблемам инвалидов, на преимущества от участия этих людей в социальной, политической, экономической и культурной жизни, защиту их прав и достоинства.

На сегодняшний день в нашей стране насчитывается более 13 миллионов людей с ограниченными возможностями, что составляет 9% населения России. В последние годы повышенное внимание уделяется как улучшению качества жизни инвалидов, так и их медико-социальной защите.

Ведущий: Кто такие эти люди, которых мы бережно называем «инвалидами»? (ответы детей).

(СЛАЙД 3)

Ведущий: Инвалиды, согласно законодательству, – это люди со стойким расстройством здоровья, ограничивающим их в повседневной жизни. Это люди с ограниченными возможностями из-за нарушений своего здоровья. Это люди, которые по состоянию своего здоровья испытывают затруднения при передвижении, не видят или не слышат, не всегда могут сами позаботиться о себе.

Это люди, которые другие, не такие, как мы. И они рядом с нами…

2. Показ видеоролика об инвалидов для школьников «Мы просто другие» (https://yandex.ru/video/preview/?text).

3. Обсуждение причин, приводящих к инвалидности

(СЛАЙД 4)

Ведущий: Давайте рассмотрим причины, которые могут привести людей к инвалидности.

Ребята, как вы думаете, бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (ответы детей).

Ведущий: Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Но некоторые виды профессий связаны с большей опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (ответы детей).

Ведущий: И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас – жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят автоаварии авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п. После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек сильно заболел. Но, не все болезни пока еще подчинились врачам. А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

4. Практикум «Что чувствует инвалид»

В нашей стране инвалидов немало. Это и взрослые и дети. А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе? В других местах? (ответы)

Ведущий: Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Но так не должно быть. Мы должны всячески помогать им, оберегать их. Таким людям живётся не просто, их жизнь – каждодневная борьба. Чтобы вы могли хоть чуть-чуть понять состояние инвалидов, мы проведем такой эксперимент:

Представьте, что вы – слепой человек. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом. (выполнение задания).

Ведущий: Легко ли вам было справиться с этим заданием? (Ответы детей)

Ведущий: Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Почувствовать на себе, как трудно таким людям сделать то, что для нас не составляет труда, помогут следующие упражнения.

С помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

Надеть одной рукой варежку.

(выполнение заданий).

Ведущий: Что почувствовали? О чём подумали? Трудно ли было выполнять задания? (Ответы детей) (СЛАЙД 5)

Ведущий: Ребята, инвалидам очень тяжело в жизни. Поэтому будьте добрыми, отзывчивыми, милосердными и никогда не отказывайте таким людям в помощи. Они вам будут очень благодарны! Международный день инвалидов напоминает всем людям Земли о том, что рядом с нами живут люди, нуждающиеся в поддержке и помощи.

Чтец. Не будьте безразличны к инвалидам,

К тем людям, покалеченным судьбой.

Нам боли их порой не сразу видно,

Достаточно услышать их порой.

Поступок человека славит,

Что блеском отражается в глазах.

И пусть здоровья обществу прибавит

Та помощь, заключенная в делах!

5. Сильные духом: о жизни и достижениях людей-инвалидов (учащиеся, предварительно подготовивишие сообщение о каком-либо человеке, делают их репрезентацию) (СЛАЙД 6)

Ведущий: В мире, как мы уже говорили, живут миллионы людей с ограниченными возможностями. Жизнь инвалида очень отличается от жизни обычных людей. Они проживают каждый день в борьбе за свою жизнь, превозмогают свои ограничения, преодолевая себя каждый день. Многие не выдерживают насмешек и неуважения и погибают, но среди них есть и жизнестойкие люди, они общаются, занимаются спортом, живут полноценной жизнью. Это настоящие герои, которые совершают подвиг каждый день своей жизни. Это мужественные, крепкие духом люди, которые в жизни достигают больших высот. Сейчас мы услышим о жизни и достижениях таких людей.

(СЛАЙД 7) Я хочу вам напомнить об Алексее Маресьеве. Это легендарный летчик, Герой Советского Союза. 4 апреля 1942 года в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь – после ранения. Маресьев стал прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

А о ком расскажете вы?

Первая пара учащихся: Александр Васильевич Суворов

(СЛАЙД 8) Александр Васильевич Суворов – российский психолог, педагог, поэт. Автор работ по психологии, педагогике, философии психологии. Доктор психологических наук, профессор. Он – слепоглухой. В возрасте четырех лет Саша Суворов полностью ослеп, в 9 лет у него пропал слух. Он воспитывался в Загорском детском доме для слепоглухонемых детей. Потом был переведен в Москву, в экспериментальную группу («Загорский эксперимент») лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей. Александр Суворов сумел поступить в университет на факультет философии МГУ им. М. В. Ломоносова, а затем и на факультете психологии МГУ. Сейчас он – профессор кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования. Александр Суворов автор множества книг, среди них – «Школа взаимной человечности», «Слепоглухой в мире зрячеслышащих». У него множество наград, орденов, медалей, которые он получил «за верность идеалам детства, мужество, упорство и доброту, проявляемые на протяжении всей жизни…».

Вторая пара учащихся: Паралимпийцы.

(СЛАЙД 9) На летних олимпийских Играх в Токио, которые прошли летом 2021 года наши паралимпийцы завоевали 118 наград. Россия установила свой рекорд по количеству медалей, взяв 118 наград – 36 золотых, 33 серебряных и 49 бронзовых. Прежний рекорд был установлен в Лондоне-2012, когда россияне-паралимпийцы взяли 36 золотых медалей, целых 38 серебряных, но бронзовых тогда было сильно меньше – 28. Наша паралимпийская сборная улучшила свой результат на 16 наград.

(СЛАЙД 10) Среди наших паралимпийцев – Роман Жданов, он только начинает свой путь в спорте, но к 23 годам в его активе уже пять медалей Паралимпиады. Инвалид-колясочник с рождения, он победил на дистанции 50 метров брассом с мировым рекордом, добавив к этому золото на такой же дистанции на спине и на 150 м комплексом и еще две бронзы, а на закрытии Паралимпиады стал знаменосцем команды.

(СЛАЙД 11) Валерия Шабалина побила собственный мировой рекорд на 100 м баттерфляем, победила на 200-метровках комплексом и вольным стилем и жутко расстроилась серебру на 100-метровке на спине среди спортсменов с интеллектуальными отклонениями. Перед Олимпиадой Валерия говорила, что равняется на двукратного олимпийского чемпиона Евгения Рылова, но по числу золотых наград уже его превзошла.

(СЛАЙД 12) Одну из главных историй Паралимпиады подарил Михаил Асташов, который в прошлом году стал известен благодаря работе курьером в Яндекс.Еде на протезах, установленных у него вместо всех конечностей. С тех пор Михаил сменил специализацию – после триатлона сконцентрировался на велоспорте и умудрился выиграть два золота в двух совершенно разных видах – на треке и в шоссейной гонке.

Третья пара учащихся: Данил Плужников

(СЛАЙД 13) Данил Плужников – российский вокалист, сейчас ему 19 лет. Когда Данилу исполнилось 10 месяцев, мама заметила, что сын перестал расти и набирать вес. Врачи сначала успокаивали и не делились собственными подозрениями, но вскоре вынесли неутешительный диагноз: у мальчика спондилоэпифизарная дисплазия верхних и нижних конечностей. Это сложное системное заболевание костей, при котором нормальное состояние здоровья поддерживается лекарственными средствами. И мужественные родители делали все от них зависящее, чтобы сын получал от этой жизни все, что она может ему дать. У Данила множество увлечений. Он обожает кататься на скейтборде и специальном скутере, напоминающем двухместное мини-авто, любит рисовать и пишет стихи. Но главная любовь его жизни – это музыка. Несколько раз в неделю родители отвозят сына в музыкальную школу, где он старательно занимается вокалом.

Данил – победитель 3-го сезона популярного музыкального телешоу «Голос. Дети» и лауреат многочисленных юношеских музыкальных конкурсов. В 2014 году, когда в Сочи проводились Олимпийские игры, Данил Плужников тоже не остался в стороне. Юного музыканта пригласили встречать паралимпийцев, и Данил с удовольствием согласился.

У этого маленького ростом – всего 110 см – человека огромное и доброе сердце. Юноша, достойно и мужественно неся бремя собственной непростой судьбы, занимается благотворительностью. На проекте Первого канала его называли «небесным мальчиком». Данил в полной мере оправдывает это прозвище. Он, как никто другой, понимает своих сверстников, столкнувшихся с серьезными заболеваниями, поэтому большую часть концертов проводит в рамках благотворительных акций, регулярно посещает Московский онкологический центр, где поет и играет на синтезаторе для самых маленьких пациентов.

Просмотр видеоролика выступления Д. Плужникова, песня «Два орла» (https://yandex.ru/video/preview/?text=даниил%20плужников%20слепое%20прослушивание%20голос&)

Ведущий: Все люди, о ком вы сейчас услышали – это примеры людей, которые, несмотря на большие отклонения в здоровье, добились больших успехов в творческой и профессиональной деятельности и стали легендами для последующих поколений, людьми, на которых надо равняться.

6. Подведение итогов

(СЛАЙД 14)

Ведущий: По вашим глазам видно, что все услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Думаю, что вы теперь задумаетесь над этой важной проблемой, которую мы сегодня затронули – жизнь людей с ограниченными возможностями в современном обществе. И пусть 3 декабря – Международный день инвалидов – это еще один повод вспомнить о том, что рядом с нами живут люди такие же, как и мы, но всё-таки чем-то отличающиеся от нас, и что в наших силах помочь этим людям.

Закончит нашу сегодняшнюю встречу стихотворение Сергея Ольгина, поэта и инвалида-колясочника.

Чтец: С вами вера, надежда, любовь

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

Хоть каждый час – паденье и подъем,

Под этим старым синим небосклоном

Мы любим жизнь, и жить не устаем.

Порой бывает – жизнь сдается черной

И не в туманном сне, а наяву,

На дно невзгоды тянут, но упорно

Мы все же остаемся на плоту.

Мы ненавидим, если нас жалеют,

И в трудной повседневности своей

Становимся сильней и здоровее

При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас, трудная дорога.

Лютуй зима. Грозой гроза греми.

Друзья, мы вместе можем сделать много,

Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не могут,

Не стынет на морозе наша кровь,

Приходят вовремя всегда нам на подмогу,

Надежда, вера, мудрость и любовь!

(окончание мероприятия) (СЛАЙД 15)

14