№ п/п | Проблема |
1 | Понятие общество |
| в узком смысле определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (спортивная секция, союз художников и т.д.) определенная группа людей, имеющая общее происхождение (дворянство, крестьянство, казачество и т.д.) конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм и т.д.) в широком смысле обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения социальная организация племени, народности, нации, данной страны население всей планеты (мировое сообщество) |
2 | Понятие система |
| Система – взаимосвязь структурных элементов, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом. Примером системы является общество, которое включает в себя подсистемы (сферы) общественной жизни, которые в свою очередь состоят из общностей социальных институтов общественных отношений |
3 | Характеристика элементов общества как системы |
3.1 | Сферы (подсистемы) общества |
| Общество состоит из 4-х подсистем (сфер). Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека. Экономическая сфера включает отношения в процессе материального производства, добывания средств к существованию (строительство дома рабочими, выращивание крестьянами овощей, выдача банком кредита и др.) Политическая сфера включает отношения в процессе управления обществом, борьбы за власть, влияния людей на государство (принятие закона парламентом, проведение гражданами митинга, участие избирателей в выборах и др.) Социальная сфера включает отношения в процессе взаимодействия классов, социальных групп, наций, поддержки семьи, незащищенных слоев населения (создание бизнесменом фонда помощи сиротам, формирование межнационального согласия в обществе, выплата пенсий инвалидам и др.) Духовная сфера включает отношения в процессе деятельности научных, образовательных, религиозных организаций, деятелей искусства. (работа учителей по нравственному воспитанию учащихся, проповеди священников в церкви, организация выставки местных художников и др.) |
3.2 | Общности (социальные группы) |
| Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак Выделяют общности по следующим социальным признакам: по демографическому признаку (половозрастная структура); по этническому происхождению (представители определённой нации, племени); по расовому критерию (монголоидная, европеоидная или негроидная раса); по территориальному размещению (жители города и деревни); по профессиональной деятельности; по уровню образования; по вероисповеданию (конфессия); по классовому признаку (низший, средний и высший); по политическим взглядам. Появление социальных групп: связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности; вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. |
3.3 | Социальные институты |
| Социальные институты – это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение основных потребностей общества. Сфера общественной жизни | Социальный институт | Функции социальных институтов: удовлетворение … | экономическая | производство, распределение, обмен, потребление | потребности в добывании средств существования | политическая | государство, партии, общественные движения | потребности в безопасности и социальном порядке | социальная | семья, брак, социальные отношения | потребности в воспроизводстве людей; потребности в социальной помощи, оказываемой государством | духовная | наука, культура религия, образование, искусство | потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании подрастающего поколения | |
3.4 | Общественные отношения |
| Общественные отношения - отношения, складывающиеся между членами общества и общественными объединениями в процессе совместной деятельности Виды общественных отношений: материальные (складываются в ходе практической материальной деятельности: производственные, финансовые, торговые, экологические и т.п.); духовные (взаимодействие людей в процессе духовной и культурной жизнедеятельности: политические, юридические, нравственные, в области искусства, образования, религии, спорта и т.п.). |
4 | Признаки общества как системы |
| Общество является системой: динамичной и саморазвивающейся, т.е. такой системой, которая находится в постоянном движении и изменении нелинейной, т.е. происходящие изменения в обществе не всегда могут уложиться в определенную схему; обществу свойственна альтернативность развития; существуют внешние факторы, оказывающие воздействие. Например, санкции, введенные против России странами Европы и Америки после вхождения Крыма в состав России. открытой, т.е. общество готово к диалогу и изменениям |
№ п/п | Задание |
| Общество |
1 | Запишите слово, пропущенное в таблице. Сферы общества | Учреждения, организации | Экономическая | Заводы, фирмы, банки, рынки и др. | ................................... | Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др. | |
2 | Запишите слово, пропущенное в таблице. Социальные отношения | Характеристика | Экономические отношения | Отношения, возникающие и воспроизводимые в процессе материального производства | ............................ отношения | Отношения, возникающие в обществе и отражающие отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти | |
3 | Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). природа общество экономика политика система |
4 | Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Общество является частью природы. 2) Природа полностью определяет развитие общества. 3) Современному обществу свойственно сословное строение. 4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество. 5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества. |
5 | Найдите в приведенном ниже списке общественные явления. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) возникновение государства 2) генетическая предрасположенность к отдельным заболеваниям 3) проявления наследственности 4) формирование наций 5) чувственное восприятие мира 6) развитие рынка |
6 | Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) обособление от природы 2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов 3) способность к самоорганизации и саморазвитию 4) выделение из материального мира 5) постоянные изменения 6) возможность деградации отдельных элементов |
7 | Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Общество — это весь окружающий человека материальный мир. 2) Под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран. 3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы. 4) Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества. 5) Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля. |
8 | Установите соответствие между значениями понятий общество и примерами их употребления ПРИМЕРЫ расцвет средневекового западноевропейского общества продолжался несколько веков под обществом понимают все способы взаимодействия людей общество собаководов организовало очередную выставку общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества общество любителей изящной словесности избрало своего председателя ПОНЯТИЕ «ОБЩЕСТВО» А) в широком значении Б) в узком значении |
9 | Установите соответствие между сферами жизни общества и их учреждениями (организациями) УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА А) парламент 1) социальная Б) система здравоохранения 2) политическая В) общественные организации Г) правительство Д) коммунальные службы |
10 | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Характеристика общества как _______________ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются ______________ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовные сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую___________________ (3) общества. __________________ (4) в каждой сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов _________________ (5), а также управление совместной _______________ (6) людей. Список терминов: А) целостность Б) система В) общество Г) социальные блага Д) сфера Е) производство Ж) культура З) социальные институты И) деятельность |
11 | Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Общество как _______ (А) отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов и подсистем. Точно так же, как и в _______ (Б), все они являются частью единого комплекса — такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под угрозу самоё существование социального мира. Сложная система социальных связей и _______ (B) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое _______ (Г), мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведём пример из недавнего прошлого нашей страны. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере _______ (Д) культуры. Основными типами социальных связей выступают _______ (Е) и причинно-следственные. Первые прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом в целом и его отдельными элементами. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой». Список терминов: 1) духовная 2) природа 3) социология 4) функциональный 5) система 6) социум 7) общественный 8) решение 9) взаимодействие |
| |
| Социальные институты |
12 | Запишите слово, пропущенное в таблице Социальные институты Фундаментальные потребности общества | Социальные институты | Потребности в воспроизводстве рода | Институт семьи и брака | Потребности в …………………….. и социальном порядке | Политические институты | |
13 | Запишите слово, пропущенное в таблице Социальные институты Фундаментальные потребности общества | Социальные институты | Потребности в воспроизводстве рода | Институт семьи и брака | Потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения | Институт…………. | |
14 | Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано социальный институт 2) семья 3) государство 4) бизнес 5) образование |
15 | Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «социальный институт». Найдите два термина, «выпадающих из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны семья 2) бизнес 3) наука 4) акция 5) прибыль 6) право |
16 | Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «политический институт». Найдите два термина, «выпадающих из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны политические партии 2) общественные движения 3) семья 4) гражданское общество 5) избирательная система 6) бизнес |
17 | Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики. 2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений. 3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации. 4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность. 5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер. |
18 | Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны Общество – это весь окружающий человека материальный мир Под обществом понимают все население Земли, совокупность всех народов и стран Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля |
19 | Установите соответствие между потребностями общества и социальными институтами, которые эти потребности удовлетворяют: Потребности общества | Социальные институты | A) потребность в первичной социализации подрастающего поколения Б) потребность в безопасности и социальном порядке B) потребность в обеспечении управления Г) потребность в координировании общественных процессов Д) потребность в воспроизводстве населения | 1) институт семьи и брака 2) институт государства | |
20 | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Социальные институты существуют в культуре, политике, _______________ (1). Например, в политической сфере жизни основным социальным институтом является________________ (2). А в духовной сфере общественной жизни к социальным институтам можно отнести____________________ (3). Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более_______________ (4) А) государство Д) устойчивое Б) парламент Е) школа В) прогрессивное Ж) экономика Г) производство |
21 | Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Социальный институт — это механизм воспроизводства социальных коммуникаций и поддержания порядка в _______(А). Социальные институты выполняют функции социального _______(Б) и контроля. Их функции социального контроля сводятся, с одной стороны, к применению _______(В) в отношении поведения, нарушающего установленные _______(Г), а с другой — к поддержке желательного поведения. С внешней стороны социальный институт представляет собой совокупность лиц, организаций, наделённых определёнными _______(Д) и осуществляющих конкретную социальную функцию, а с содержательной стороны — систему _______(Е) определённых лиц в конкретных ситуациях». Список терминов: 1) природа 2) управление 3) общество 4) ресурсы 5) действия 6) норма 7) воспитание 8) санкция 9) социализация |
№ п/п | Задание |
21-24 | Прочитайте текст и выполните задания Общество — сложная система. В нём можно выделить несколько важных системных признаков. Общество характеризуется целостностью, то есть способностью обеспечивать единство всех своих элементов. Этими элементами являются люди и созданные ими социальные формы (объединения, организации, группы и т.п.). Системным качеством общества является взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности. Социальные взаимодействия обусловливают совместную деятельность людей в конкретном месте и в конкретное время. Ещё одним специфическим признаком общества как системы является его устойчивость, которая проявляется в стабильности, сохранении достигнутого обществом состояния. Общество характеризуют автономность и самодостаточность. Наконец, фундаментальное качество общественной системы — способность к саморегулированию собственной внутренней жизни, осуществляемому через систему правил, требований, прав и обязанностей. Общественная система имеет самостоятельные регулирующие механизмы, к которым относятся управленческие структуры в экономике, органы правового регулирования и т.д. Важными системными свойствами являются также открытость или закрытость общества, которые обуславливают отношения обмена с окружающей средой и способы внутренней самоорганизации. Характеристика общества как системы тесно связана с его внутренней структурой. У общества можно выделить четыре сферы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Ещё одним элементом внутренней структуры общества являются различного рода общности, представляющие собой конкретные формы человеческого общежития, которые складываются под воздействием естественного хода общественного развития и совместного характера человеческой деятельности. Исторически первыми видами общности были род, племя, семья. Усложнение общественного устройства привело к формированию таких общностей, как социальные классы и группы, народности и нации. Все перечисленные общества возникли естественно и в этом смысле стихийно. А вот объединения создаются людьми сознательно для того, чтобы координировать свою деятельность. Среди таких объединений необходимо, прежде всего, выделить социальные институты 21. Назовите любые три признака общества, характеризующих его как систему. 22. Назовите сферы общества. Дайте характеристику одной из них. 23. Назовите не менее двух регулирующих механизмов внутренней жизни общества. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите примеры, иллюстрирующие эти механизмы. 24. Назовите любые два института общества. Используя знания обществоведческого курса, назовите признаки, которые характеризуют какой-либо институт общества. |
25 | Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «общество»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о признаках общества как системы; − одно предложение, раскрывающее сущность понятия общества в узком смысле. Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия. |
25 (2) | Используя обществоведческие знания, раскройте смысл понятия «институты общества» составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах институтов политической сферы общества. одно предложение, содержащее информацию о функциях институтов социальной сферы общества. |
28 | Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. |