Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. 11 класс. Речевые и грамматические ошибки»
О разграничении грамматических и речевых ошибок
Часто у обучающихся вызывают затруднения задания в определении грамматических и речевых ошибок.Бороздя просторы Интернета скачала вот такие рекомендации. Надеюсь, что они многим пригодятся.
Источник: https://www.ulspu.ru/upload/img/medialibrary/85e/grammaticheskie-i-rechevye-oshibki.pdf
Приводим рекомендации по методике разграничения ошибок разного ти- па и перечни наиболее распространённых грамматических и речевых ошибок.
Следует различать грамматические и речевые ошибки. Грамматические ошибки – это ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, сло- восочетания или предложения. Например: раздумчивый (взгляд) вместо задум- чивый, благородность вместо благородство – здесь нарушена морфемная структура слова; без комментарий, более правильнее – неправильно образована форма слова; удивляюсь его силой, жажда к славе – нарушена структура слово- сочетания (не соблюдаются нормы управления); Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения. Грамматическая ошибка – это, как пра- вило, нарушение какой-либо языковой, грамматической нормы: словообразова- тельной, морфологической, синтаксической.
Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре, а в ис- пользовании языковой единицы, чаще всего в использовании слова; по пре- имуществу это нарушение лексических норм. Например: Штольц – один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноимённый ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
К речевым ошибкам относятся также ошибки, вызванные нарушением по- рядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.
Разновидностью речевых являются и стилистические ошибки: необосно- ванное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употреб- ление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немоти- вированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах 1 и 2.
Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографиче- ские. Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова, она мо- жет быть допущена только на письме и только в слабой фонетической позиции: для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площадЕ, о синИм карандаше, небыл. В отличие от неё грамматиче- ская ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляЖь, беЖАТ, иду по тропинке, ведущУЮ к дому; уверенность в победУ.
Грамматические ошибки
№ | Вид ошибки | Примеры |
1 | Ошибочное словообразование | трудолюбимый; надсмехаться |
2 | Ошибочное образование формы существительного | многие чуда техники; не хватает время |
3 | Ошибочное образование формы прилагательного | более интереснее; красивше |
4 | Ошибочное образование формы числительного | с пятистами рублями |
5 | Ошибочное образование формы местоимения | ихнего пафоса; ихи дети |
6 | Ошибочное образование формы глагола | они ездиют; хочут; пиша о жизни природы |
7 | Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающими- ся джазом. |
8 | Нарушение управления | повествует читателей; убеждён о правоте |
9 | Нарушение связи между подле- жащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества. |
10 | Нарушение способа выражения сказуемого | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
11 | Ошибки в построении предло- жения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
12 | Ошибки в построении предло- жения с деепричастным оборо- том | Читая текст, возникает такое чувство... |
13 | Ошибки в построении предло- жения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
14 | Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. |
15 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением многих. |
16 | Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
Речевые ошибки
№ | Вид ошибки | Примеры |
1 | Употребление слова в несвойственном ему значе- нии | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 | Неразличение оттенков зна- чения, вносимых в слово при- ставкой и суффиксом | Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 | Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается напра- вить людей немного в другую колею. |
5 | Неуместн. употребление эмоц.-окрашенных слов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению мета- фор и олицетворений. |
6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удаётся объегорить других. |
7 | Нарушение лексической со- четаемости | Автор увеличивает впечатление. Автор использует ху- дожественные особеннности. |
8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Молодой юноша; очень прекрасный. Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных при- ёмов. |
9 | Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 | Бедность и однообразие синтаксических конструк- ций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял глав- ный редактор. Когда они поговорили, писатель отпра- вился в гостиницу. |
12 | Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
13 | Неудачное употребление личных и указательных ме- стоимений | Автор заставляет думать о последствиях своих поступ- ков. |
14 | Отсутствие связи между предложениями | Далее автор углубляется в литературный материал. Та- кая гиперболизация свойств характера человека при- числяет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей. |