СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. 11 класс. Речевые и грамматические ошибки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особые затруднения у обучающихся  вызывают грамматические и речевые ошибки. Данный справочный материал предлагается в помощь для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. 11 класс. Речевые и грамматические ошибки»

О разграничении грамматических и речевых ошибок

Часто у обучающихся вызывают затруднения задания в определении грамматических и речевых ошибок.Бороздя просторы Интернета скачала вот такие рекомендации. Надеюсь, что они многим пригодятся.

Источник: https://www.ulspu.ru/upload/img/medialibrary/85e/grammaticheskie-i-rechevye-oshibki.pdf

Приводим рекомендации по методике разграничения ошибок разного ти- па и перечни наиболее распространённых грамматических и речевых ошибок.

Следует различать грамматические и речевые ошибки. Грамматические ошибки – это ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, сло- восочетания или предложения. Например: раздумчивый (взгляд) вместо задум- чивый, благородность вместо благородство – здесь нарушена морфемная структура слова; без комментарий, более правильнее – неправильно образована форма слова; удивляюсь его силой, жажда к славе – нарушена структура слово- сочетания (не соблюдаются нормы управления); Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения. Грамматическая ошибка – это, как пра- вило, нарушение какой-либо языковой, грамматической нормы: словообразова- тельной, морфологической, синтаксической.

Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре, а в ис- пользовании языковой единицы, чаще всего в использовании слова; по пре- имуществу это нарушение лексических норм. Например: Штольц – один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноимённый ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

К речевым ошибкам относятся также ошибки, вызванные нарушением по- рядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.

Разновидностью речевых являются и стилистические ошибки: необосно- ванное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употреб- ление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немоти- вированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах 1 и 2.

Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографиче- ские. Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова, она мо- жет быть допущена только на письме и только в слабой фонетической позиции: для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площадЕ, о синИм карандаше, небыл. В отличие от неё грамматиче- ская ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляЖь, беЖАТ, иду по тропинке, ведущУЮ к дому; уверенность в победУ.

Грамматические ошибки


Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

трудолюбимый; надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

многие чуда техники; не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

более интереснее; красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

с пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

ихнего пафоса; ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

они ездиют; хочут; пиша о жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающими-

ся джазом.

8

Нарушение управления

повествует читателей; убеждён о правоте

9

Нарушение связи между подле- жащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого

Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предло- жения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предло- жения с деепричастным оборо- том

Читая текст, возникает такое чувство...

13

Ошибки в построении предло- жения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Речевые ошибки



Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значе-

нии

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков зна- чения, вносимых в слово при- ставкой и суффиксом

Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных

слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается напра- вить людей немного в другую колею.

5

Неуместн. употребление эмоц.-окрашенных слов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению мета- фор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удаётся объегорить других.

7

Нарушение лексической со- четаемости

Автор увеличивает впечатление. Автор использует ху- дожественные особеннности.

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный. Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных при- ёмов.

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструк- ций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял глав- ный редактор. Когда они поговорили, писатель отпра- вился в гостиницу.

12

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

13

Неудачное употребление личных и указательных ме- стоимений

Автор заставляет думать о последствиях своих поступ- ков.

14

Отсутствие связи между предложениями

Далее автор углубляется в литературный материал. Та- кая гиперболизация свойств характера человека при- числяет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.