СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. 29. "Производитель и потребитель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал "Производитель и потребитель" включает теорию и практику, предназначен для подготовки к ЕГЭ и уроков обществознания

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. 29. "Производитель и потребитель"»

Тема №29: «Субъекты экономики: производитель и потребитель»

Основные понятия и проблемы

  • смысл понятий: производитель, потребитель, потребление, рациональное поведение потребителя

  • факторы, влияющие на потребительский выбор

  • примеры рационального поведения потребителя

  • Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей»:


п\п

Проблема

Содержание

1

Смысл понятий

производитель, потребитель

1.

Производитель – это субъект экономической деятельности, изготавливающий и продающий товары и предоставляющий услуги

  1. производителем может выступать отдельный человек, предприятие, фирма

  2. производитель стремится поступать рационально: получать наибольшую прибыль с наименьшими затратами

2.

Потребитель — это тот, кто приобретает и ис­пользует товары и/или заказывает услуги для лич­ных, общественных или иных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

В качестве потребителей в экономике могут высту­пать следующие субъекты:

1) индивиды и домохозяйства — личное потребление;

2) фирмы (производители) — производственное потребление;

3) государство — общественное потребление.

2

Поведение потребителя

Поведение потребителя, увеличение им числа покупок одних товаров и сокращение других оказывает определяющее влияние на производство этих товаров и их предложение.


Решая проблему выбора при покупке товара, потребитель стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей.

Потребление — это процесс удовлетворения различных по­требностей.


Факторы, влияющие на потребительский выбор:

  1. полезность товара/услуги, т.е. его способность удовлетворять какую-либо потребность. 

  2. ограниченность ресурсов (слух об исчезновении соли с прилавков магазинов действительно помог распродать всю соль в кратчайшие сроки)

  3. мода и изменения социального спроса (изменение гардероба при полной сохранности предыдущего)

  4. воздействие рекламы и маркетинговых приёмов (акции, размещение товаров у кассы)

  5. цена и качество товаров/услуг 

  6. узнаваемость бренда 

  7. привычка и доступность товара/услуги

  8. желание подчеркнуть социальный статус (приобретение предметов роскоши)


Рациональное поведение потребителя

В условиях рыночной экономики возможности выбора для потребителей максимально широки благодаря конкуренции среди производителей и исполнителей. Потребитель обладает свободой экономического поведения. Это поведение можно анализировать, исходя из критерия рациональности. 


Рациональное поведение потребителя — это поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами, основанное на компромиссе потребления альтер­нативных товаров при ограниченности денежных ресур­сов.

Такой тип поведения можно характеризовать;

  • продуманным походом к приобретению товаров, например, составлением списков действительно необходимых товаров/услуг, перед покупкой,

  • изучением рынка соответствующих товаров/услуг,

  • ведением семейного (или иного типа) бюджета,

  • адекватным осознанием своих материальных возможностей

  • знание своих прав в статусе потребителя.

3

Права потребителя в соответствии с Законом о правах потребителя

Документы, ре­гу­ли­ру­ю­щие правоотношения:

  • Фе­де­раль­ный закон «О за­щи­те прав потребителей»

  • Граж­дан­ский кодекс РФ


Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей»:

1) Регулирует отношения, возникающие между потребите­лями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

2) Устанавливает права потребителей:

  • на приобретение товаров надлежащего качества и без­опасных для жизни и здоровья;

  • на получение информации о товарах и их изготовителях;

  • на государственную и общественную защиту их интере­сов (на возмещение ущерба).

3) Определяет механизм реализации прав потребителей.




Тренинг по теме «Субъекты экономики: производитель и потребитель» Часть 1

п/п

Задание

1

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «производитель». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) фирма 2) предпринимательство 3) предложение

4) инвестиции 5) спрос 6) инфляция

2

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «производитель». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) амортизация 2) конвертируемость 3) инвестиции

4) эмиссия 5) конкуренция 6) издержки

3

Выберите вер­ные суж­де­ния о по­тре­би­те­ле в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) потребитель в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки за­ин­те­ре­со­ван в цен­тра­ли­зо­ван­ном пла­ни­ро­ва­нии производства.

2) в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки по­тре­би­тель вы­иг­ры­ва­ет при устра­не­нии мо­но­по­ли­за­ции экономики.

3) потребителю в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки вы­год­но уста­нов­ле­ние ввоз­ных пошлин.

4) потребитель за­ин­те­ре­со­ван в со­хра­не­нии ры­ноч­ной конкуренции.

5) в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки по­тре­би­те­лю вы­год­но по­вы­ше­ние на­ло­гов на производителя.

4

Выберите верные суждения об отличительных чертах рационального поведения потребителя и запишите цифры, под которыми они указаны. 

  1. действия потребителя являются взвешенными на основе полезности оценки для него того или иного товара.

  2. спрос потребителя на товары, зависит от того, какие товары покупают окружающие его люди.

  3. при рациональном выборе благ возможности потребителя не ограничены ценами благ и его доходом.

  4. рациональным поведением потребителя считается продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.

  5. одним из этапов рационального поведения потребителя является оценка возможных вариантов покупки.

5

Установите соответствие между правами потребителя и их примерами


Примеры

Права

A) гражданка не нашла на упаковке масла сведений о производителе товара

Б) гражданин приобрёл брюки, надел их один раз, а затем обнаружил, что несколько швов на брюках разошлись

B) гражданка начала использовать приобретённый фен, но аппарат сгорел у неё в руках, причинив ожоги

Г) гражданин обнаружил, что приобретённый им продукт представляет собой не растворимый кофе, как написано на этикетке, а кофейный напиток

Д) тушь для ресниц, приобретённая гражданкой, вызвала у неё сильную аллергию; экспертиза установила, что болезнь связана с использованием производителем некоторых запрещённых веществ

1) право на информацию о товаре

2) право на качественный товар

3) право на безопасность товара

А

Б

В

Г

Д

1

2

3

1

3




6

Установите соответствие между правами потребителя и их примерами


Примеры

Права

А) Елена купила шампунь, но на его этикетке нет сведений о месте производства товара

Б) Виктория приобрела блендер, который во время использования сгорел и причинил ей ожоги

В) Николай купил пиджак, и после двух дней носки на нем разошелся боковой шов

Г) Станислав обнаружил, что приобретенный им чай содержит фруктовые добавки, хотя на упаковке было указано, что это классический черный чай

Д) Татьяна купила помаду, и вскоре у нее началась аллергия; лабораторный анализ показал, что помада была сделана с использованием запрещенных для этого материалов

  1. Право на информацию об изготовителе и о товарах

  2. Право на безопасность товара

  3. Право при обнаружении в товаре недостатков

А

Б

В

Г

Д

1

2

3

1

2



Часть 2

п/п

Задание

26

(2)

Инфляция осложняет деятельность производителей и потребителей в рыночной экономике. Проиллюстрируйте тремя примерами рациональное поведение потребителя в условиях значительной инфляции.

27

Многие потребители не могут противостоять агрессивной рекламе новых товаров и услуг. Сформулируйте четыре совета потребителям, стремящимся защитить свои доходы и не совершать ненужных трат под воздействием рекламы.

27 (2)

Гражданин К. при по­куп­ке сти­раль­ной ма­ши­ны по­лу­чил все не­об­хо­ди­мые документы: кас­со­вый и то­вар­ный чеки, га­ран­тий­ный талон. Через месяц сти­раль­ная ма­ши­на сломалась. Какой пра­во­вой до­ку­мент ре­гу­ли­ру­ет данные правоотношения? На­зо­ви­те не менее трёх прав, ко­то­ры­ми об­ла­да­ет потребитель.




КЛЮЧИ

26 (2)


  1. взятие денег в долг, так как в условиях инфляции должник всегда в выигрыше, ему придется возвращать более дешевые деньги, по сравнению с теми, что он брал;

  2. вложение сбережений в произведения искусства, то, что в меньшей степени подвержено обесцениванию;

  3. приобретение участка земли, недвижимости;

  4. вложение денег в собственный отдых, здоровье и т.д.

27


Могут быть сформулированы такие советы:

1) внимательно изучить информацию о товаре, услуге, убедиться в соответствии товара‚ услуги установленным государством требованиям к безопасности и качеству;

2) до совершения покупки изучить отзывы других, уже купивших данный товар, услугу потребителей;

3) отложить покупку на несколько дней, чтобы не тратить деньги под влиянием первого впечатления от рекламы;

4) узнать цены аналогичных товаров, услуг других производителей.

27 (2)


Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) документ, ре­гу­ли­ру­ю­щий правоотношения: Фе­де­раль­ный закон «О за­щи­те прав потребителей» или Граж­дан­ский кодекс РФ.

2) права потребителей, например:

  • в слу­чае приобретения не­доб­ро­ка­че­ствен­но­го товара по­тре­би­тель имеет право на воз­ме­ще­ние полной сто­и­мо­сти недоброкачественного товара;

  • обмен то­ва­ра на аналогичный, если товар не подошёл по каким-либо характеристикам: форме, фасону, цвету, раз­ме­ру или комплектации;

  • бесплатный ре­монт товара, на­хо­дя­ще­го­ся на гарантии. Могут быть при­ве­де­ны другие права потребителей.