СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. 9. "Социальное познание. Ненаучное познание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по теме "Социальное и ненаучное познание" включает теорию и практику, прдназначен для подготовки к ЕГЭ и уроков обществознания

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. 9. "Социальное познание. Ненаучное познание"»

1


Тема №9 «Социальное познание. Ненаучное познание»


п\п

Проблема

1

Социальное познание



Социальное познание

  1. это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека

  2. анализ текущей деятельности социальных групп, отдельных исторических личностей, общественных процессов, происходящих в обществе

  3. изучение социальных фактов (действия индивидов или групп), мнений и суждений, результатов материальной и нематериальной деятельности людей.


Цель социального познания: открытие исторических закономерностей и социальное прогнозирование. Для достижения этих целей ученые и исследователи используют социальную реальность (практика), исторические информаторы (археология, документы) и опыт поколений.


Результатом социального познания являются социальные и гуманитарные знания, которые мы изучаем на уроках истории и обществознания.


Социальным прогнозированием занимается наука футурология. Её главной целью является разработка вариантов развития социума или его объектов. Прогнозирование возможно в различных сферах общества, в экономической, юридической, культурной. Осуществляется оно такими методами, как анализ, сравнение, анкетирование, эксперимент и др. Значение социального прогнозирования велико. Например, прогнозирование рынка труда, даёт информацию о востребованных профессиях и вакантных должностях. 


Особенности социального познания

  1. общество познает само себя, т.е. субъект познания совпадает с его объектом. Люди являются творцами общественной жизни и ее изменений, они же познают историю.

  2. будучи участником социального развития, человек, не может быть безразличным к происходящему, по отношению к социальным явлениям у него возникают симпатии и антипатии

  3. давая личностную оценку тех или иных явлений, человек или группа людей задевает интересы той или иной группы

  4. при изучении одного и того же социального явления возникают различные выводы

  5. процесс социального познания существенно отличается от научного познания: в социальном познании возможности эксперимента ограничены (!)

  6. общество постоянно изменяется, поэтому знания о нем быстро устаревают;

  7. общественные отношения сложны и зачастую противоречивы.


При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:

  • устанавливать зависимость между прошлым и будущим;

  • выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;

  • изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;

  • изучая многие страны необходимо использовать метод аналогии

  • при описании социальных явлений необходимо устанавливать ПСС (причинно-следственные связи).


Уровни (этапы) социального познания

  1. установление, восприятие фактов. Факт – знание о событиях; различают следующие факты: действия людей и больших социальных групп, продукты человеческой деятельности (материальная и духовная культура), словесные действия – мнения, суждения, оценки

  2. познавая явления, необходимо их интерпретировать, т.е. истолковывать, объяснять, раскрывать смысл, обобщать

  3. реально давать оценку, которая зависит от значимости факта, от соотнесения с другими событиями, нравственными нормами, личной позиции субъекта.


Изучая общество, социологи используют такие методы как: опрос (анкетирование, интервью), тестирование, социометрия и др.

2

Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторического и общественного развития



В изучении общества и истории сложилось два подхода: 

  1. формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс); 

  2. цивилизационный (О. Шпенглер, А. Тойнби). 

1)

Формация (ОЭФ – общественно-экономическая формация) – исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ

Способ производства – это совокупность производительных сил и производственных отношений

Производительные силы (две составляющие)

  1. Это люди, как производители материальных благ с их знаниями, умениями, трудовым опытом

  2. Это средства производства: орудия, предмет, средства труда

Производственные отношения - отношения, складывающиеся между участниками материального и духовного производства


В основе классификации обществ в рамках формационного подхода лежат экономические отношения и закономерная смена общественно – экономических формаций от низшего к высшему, от простого к сложному: первобытное общество → рабовладельческое общество → феодальное общество → капиталистическое общество → коммунистическое общество. Движущей силой такого развития является классовая борьба, например, в рабовладельческом обществе – борьба между рабовладельцами и рабами, в феодальном обществе - борьба между феодалами и крестьянами. На протяжении истории общество развивается, двигаясь от одной формации к другой. Конечной целью этого движения, согласно учению К. Маркса, Ф. Энгельса, а затем и В.И. Ленина, является коммунизм. 


2)

Если формационный подход концентрирует внимание на всеобщем, то цивилизационный подход изучает уникальность и неповторимость истории каждого народа или страны. Поэтому в основе классификации обществ в рамках цивилизационного подхода лежит духовный, идеологический, культурный фактор. Данный подход к изучению истории и общества концентрирует внимание на локально-региональных особенностях конкретного общества. Так, выделяют российское, китайское, японское, индийское общества или цивилизации. Есть цивилизации давно исчезнувшие, к примеру, цивилизация майя, римская цивилизация. Большинство современных ученых придерживаются цивилизационного подхода в изучении истории и общества.  


Цивилизация - большие общности людей, живущие в рукотворной среде. Одна цивилизация отличается от другой особенностями хозяйственного и культурного развития, традициями, религиозными верованиями, их различным отношением к пространству и времени

3

Ненаучное познание (житейское, художественное познание, мифологическое)



Ненаучное познание – познание окружающего мира, опирающееся на веру и интуицию.


Ненаучное познание включает в себя:

  1. обыденное/житейское (опыт повседневной жизни)

  2. мифологическое

  3. религиозное

  4. художественное освоение мира /познание мира средствами искусства

  5. паранаука/паранормальные явления – явление полтергейста, НЛО


  1. Обыденное познание  основывается на фактах практической деятельности и личном опыте.

К ним относятся знания:

  • о поддержании существования (приготовление еды, шитье одежды и т.п.);

  • о безопасности (строительство дома);

  • о материальном благополучии (работа, бизнес);

  • о самореализации (карьерный рост, образование).

На основе этих знаний складывается жизнь человека.

Результатом данного вида познания являются знания об окружающих предметах, людях, событиях и ситуациях, с которыми человек сталкивается повсеместно в процессе жизнедеятельности. Житейское познание во многом опирается на здравый смысл.

Здравый смысл - способность принимать решения, не поддаваясь эмоциям, социальным установкам и стереотипам, преобладающим в обществе.

Житейское познание накапливается в течение многих веков, обогащается в процессе развития общества, науки и культуры и передается из поколения в поколение. Примером этого являются пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, легенды.


2) Народная мудрость – это накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение сказки, пословицы и поговорки, песни, которые учат как себя вести по отношению к окружающим. 

3) Мифологическое познание – это фантастическое отражение реальности. Мифы возникли в первобытном обществе. У первобытных людей не было достаточно опыта для понимания истинных причин происхождения человека и мира, природных явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд.

  • в отличие от науки, которая стремится объяснить мир, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении и творении чего-либо

  • миф содержит рассказ о прошлом и пытается объяснить будущее


4) Религиозное познание – это познание с опорой на религиозные тексты (Библию, Коран и др.).

5) Художественное познание – это познание средствами искусства, Окружающий мир отражается не в понятиях, а в художественных образах произведений литературы или театра, музыки или кино, архитектуры или живописи. 

Особенности художественное освоения мира /познание мира средствами искусства/

  • образность и наглядность;

  • воображение и фантазии познающего субъекта

  • условный характер образного отражения

  • эмоциональная выразительность


6) Паранаука – околонаучное знание, которое возникло давно, когда наука была еще не достаточно развита. В отличие от науки паранаука не предоставляет факты, основана на предположениях, которые не находят своего подтверждения в результате исследований. Паранауками являются уфология, астрология, телепатия, магия, экстрасенсорика и другие.



Тренинг по теме «Социальное познание. Ненаучное познание» Часть 1



п/п

Задание


1

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об осо­бен­но­стях со­ци­аль­но­го по­зна­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уче­ный, изу­ча­ю­щий об­ще­ство, ис­поль­зу­ет об­ще­на­уч­ные ме­то­ды и сред­ства по­зна­ния.

2) объ­ек­тив­ная ис­ти­на в со­ци­аль­ном по­зна­нии не до­сти­жи­ма.

3) со­ци­аль­ные яв­ле­ния не­об­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать в ис­то­ри­че­ском и куль­тур­ном ас­пек­тах.

4) со­ци­аль­ное по­зна­ние может быть не толь­ко на­уч­ным, но и обы­ден­ным.

5) одной из со­ци­аль­ных наук яв­ля­ет­ся фи­ло­ло­гия.

2

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о социальном познании и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. в социальном познании невозможно применение научных методов

  2. в социальном познании, в отличие от познания в области естественных наук для обозначения явлений, процессов, объектов, используются специальные термины

  3. субъект и объект познания совпадают

  4. объект познания находится в постоянном развитии, что затрудняет процесс познания и делает весьма относительными результаты познания

  5. возможности научного эксперимента в социальном познании крайне ограничены

3

Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. социальное познание, в отличие от других видов познания, основывается на научных фактах.

  2. главным методом социального познания является эксперимент.

  3. в социальном познании интересы исследователя влияют на объяснение и интерпретацию фактов.

  4. в социальном познании объект и субъект познавательного процесса совпадают.

  5. основой знаний об обществе являются социальные факты.

4

Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие житейское знание, и запишите цифры, под которыми они указаны

1) назидание 3) категория 5) эксперимент

2) личный опыт 4) традиция 6) формализация

5

Выделите примеры обыденных знаний в предложенном перечне.

  1. мед необходимо хранить в темном и теплом месте, чтобы он лучше сохранял свои полезные свойства

  2. на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила

  3. гуляя   в   лесу,   старайтесь   не   наступать   на   корни   деревьев,   на которых растет седой мох, корни сгнили и можно повредить ноги

  4. личность включает в себя социально приобретенные и социально значимые качества

  5. для того, чтобы вылечить больное горло необходимо полоскать его раствором соли с йодом

6

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ви­да­ми по­зна­ния, ко­то­рым они со­от­вет­ству­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 ПРИ­ЗНА­КИ

 

ВИДЫ ПО­ЗНА­НИЯ

A) ло­ги­че­ская обос­но­ван­ность

Б) до­ка­за­тель­ность

B) опора на ве­ро­ва­ния

Г) про­ве­ря­е­мость

Д) эмо­ци­о­наль­ная окра­шен­ность

 

1) ми­фо­ло­ги­че­ское

А

Б

В

Г

Д

2

2

1

2

1

2) на­уч­ное



7

Члены «Клуба лю­би­те­лей древ­но­стей», по­се­тив рас­коп­ки ряда древ­них го­ро­дищ, вы­дви­ну­ли соб­ствен­ную вер­сию их воз­ник­но­ве­ния. Од­на­ко про­фес­си­о­наль­ное со­об­ще­ство ар­хео­ло­гов и ис­то­ри­ков при­зна­ло дан­ную вер­сию не­на­уч­ной. Какие из при­ведённых ниже ос­но­ва­ний могли стать ос­но­вой такой оцен­ки уче­ных?

1) вер­сия опро­вер­га­ла по­ло­же­ния, при­ня­тые в науке

2) вы­во­ды чле­нов клуба не имели ло­ги­че­ских обос­но­ва­ний

3) пред­по­ло­же­ния лю­би­те­лей древ­но­стей не по­лу­чи­ли прак­ти­че­ско­го под­твер­жде­ния

4) вер­сия со­дер­жа­ла по­ло­же­ния, опи­ра­ю­щи­е­ся на веру и не име­ю­щие до­ка­за­тельств

5) участ­ни­ки рас­ко­пок, ар­хео­ло­ги и ис­то­ри­ки, не яв­ля­ют­ся чле­на­ми клуба

6) раз­ра­бот­чи­ки вер­сии при­зна­ют вме­ша­тель­ство не­зем­но­го ра­зу­ма

8

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В трудах Чарльза Дарвина было обосновано учение о длительном процессе________________ (1) развития человечества. Решающую роль в нем Чарльз Дарвин отвел _________________ (2), в результате которого выживали лучше приспосабливавшиеся к окружающей среде особи. Процесс развития человека получил название __________________ (3). Вместе с ним происходил процесс становления общества, или, как его называют, __________________ (4). Эти процессы связаны друг с другом и длились более трех миллионов лет. Одной из решающих стадий этого процесса стал переход человечества в своих занятиях от собирательства и ___________________ (5) к земледелию и ________________ (6). Это явление стали называть ______________ (7). В результате сформировался человек нового типа – Homo sapiens. Разделение труда и расслоение общества привели к переходу от первобытности к __________________ (8)»

А) антропогенез Е) социогенез

1

2

3

4

5

6

7

8

И

Б

А

Е

Г

Д

В

З

Б) естественный отбор Ж) феодализм

В) неолитическая революция З) цивилизация

Г) охота И) эволюционный путь

Д) скотоводство

9

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Различие между цивилизацией и _______________(А) выходит за рамки присущих им ценностей. Цивилизация как крупнейшая социально-историческая ________________(Б) создает адекватные себе устойчивые формы организации совместной деятельности людей - _______________(В), среди которых по важности первенствует______________(Г) с присущей ему системой ________________(Д). Современная цивилизация лелеет государственность и всеобщую правовую урегулированность социально-экономических и политических _______________(Е)»

1) процесс 4) институт 7) государство

А

Б

В

Г

Д

Е

5

3

4

7

9

1

2) альтернатива 5) культура 8) политика

3) общность 6) идеология 9) право

10

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Ряд мыслителей видели преимущество современной ________________(А) в успешном развитии ею материального _______________(Б) на базе новой науки и вследствие этого – удовлетворение материальных________________(В) людей. Но этот ______________(Г), т.е. движение вперед к более совершенному, имеет другую оборотную сторону. Роковым для нашей _______________(Д), направленной на воспитание человека, развитие его души и образования, является то, что ее материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная. Имеющие значение для человека _______________(Е) в основном преходящи, мимолетны, особенно товары и услуги первой необходимости, недлительного пользования»

1) производство 4) цивилизация 7) прогресс

А

Б

В

Г

Д

Е

4

1

5

7

2

3

2) культура 5) потребность 8) общество

3) ценность 6) регресс 9) хозяйство

11

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«_____________(А) прогресса французские мыслители 18 в. видели в развитии человеческого _______________(Б), в распространении _____________(В). Столь оптимистический взгляд на историю сменился в 19 в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической ______________(Г) к другой более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной ____________(Д) общества. В современной социологии исторический прогресс связывают с процессом _____________(Е), т.е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному»

А

Б

В

Г

Д

Е

6

3

5

4

9

2

1) стабилизация 4) формация 7) цивилизация

2) модернизация 5) просвещение 8) стагнация

3) разум 6) критерий 9) структура

12

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В середине XIX в. К.Марксом и Ф.Энгельсом была создана новая теория общественного развития - __________________ (1). Признавая существенную роль духовной сферы в развитии общества, они утверждали, что его первоосновой является ___________________ (2) деятельность людей, направленная на удовлетворение ______________ (3) потребностей. Для этого люди взаимодействуют с природой, друг с другом, организуя общественное бытие, которому присущи объективные законы развития. Таким образом, согласно марксизму, ______________ (4) определяет общественное сознание. Исследуя общественное производство, Маркс выделил две его стороны: ________________(5) и _____________ (6), которое во взаимосвязи образуют способ производства. Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства, называется ______________ (7)»

А) общественно-экономическая формация Б) производственные отношения

В) марксизм Г) материальные Д) духовные Е) трудовая

Ж) производительные силы З) политические

1

2

3

4

5

6

7

В

Е

Г

И

Б

Ж

А

И) общественное бытие К) образовательная




Часть 2

п/п

Задание


1

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния №21-24

Ис­то­ри­че­ский про­цесс сам по себе весь­ма сло­жен и пред­став­ля­ет собой вза­и­мо­дей­ствие мно­гих объ­ек­тив­ных и субъ­ек­тив­ных фак­то­ров. К объ­ек­тив­ным фак­то­рам от­но­сят­ся при­род­ные усло­вия жизни об­ще­ства, объ­ек­тив­ные по­треб­но­сти людей в обес­пе­че­нии не­об­хо­ди­мых усло­вий их жизни, а также со­сто­я­ние ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства, су­ще­ству­ю­щая со­ци­аль­ная струк­ту­ра об­ще­ства, его го­су­дар­ствен­ный строй и т.д., ко­то­рые каж­дое новое по­ко­ле­ние застаёт уже сло­жив­ши­ми­ся и ко­то­рые в той или иной мере обу­слов­ли­ва­ют жиз­не­де­я­тель­ность людей. Субъ­ек­тив­ные же фак­то­ры ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са - это раз­но­го рода спо­соб­но­сти людей сво­и­ми дей­стви­я­ми вно­сить из­ме­не­ния в те или иные сто­ро­ны об­ще­ствен­ной жизни.

В ис­то­ри­че­ский про­цесс прямо или кос­вен­но вклю­че­ны все люди, по­сколь­ку они вклю­че­ны в про­цесс об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства, а также в по­ли­ти­че­скую и ду­хов­ную жизнь об­ще­ства. В этом от­но­ше­нии все они яв­ля­ют­ся участ­ни­ка­ми ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са. Но его субъ­ек­та­ми они ста­но­вят­ся лишь в той мере, в какой дей­ству­ют со­зна­тель­но: осо­зна­ют своё место в об­ще­стве, со­ци­аль­ное зна­че­ние своей де­я­тель­но­сти и на­прав­лен­ность ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са. Со­зна­тель­но участ­вуя, ска­жем, в со­вер­шен­ство­ва­нии эко­но­ми­че­ских и со­ци­аль­ных от­но­ше­ний, по­ли­ти­че­ской си­сте­мы об­ще­ства, в раз­ви­тии его ду­хов­ной жизни, тот или иной че­ло­век или со­ци­аль­ная груп­па вы­сту­па­ет как субъ­ект ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са.

В по­след­нее время в науке и по­ли­ти­ке всё чаще го­во­рят о че­ло­ве­че­стве как са­мо­сто­я­тель­ном субъ­ек­те ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са. Для этого име­ют­ся вес­кие ос­но­ва­ния. В со­вре­мен­ных усло­ви­ях че­ло­ве­че­ство всё более вы­сту­па­ет как еди­ное целое в силу рас­ши­ре­ния и упро­че­ния эко­но­ми­че­ских, по­ли­ти­че­ских и куль­тур­ных свя­зей на­ро­дов всех стран, уси­ле­ния их вза­и­мо­за­ви­си­мо­сти. Имен­но в рам­ках че­ло­ве­че­ства как еди­но­го це­ло­го долж­ны ныне ре­шать­ся про­бле­мы обес­пе­че­ния все­об­ще­го мира, со­хра­не­ния и раз­ви­тия при­род­ной среды, а также со­зда­ния усло­вий для раз­ви­тия со­труд­ни­че­ства и вза­и­мо­по­мо­щи всех на­ро­дов и го­су­дарств нашей пла­не­ты.

И че­ло­ве­че­ство в той или иной сте­пе­ни ре­ша­ет эти про­бле­мы, пре­жде всего, путём на­ла­жи­ва­ния все­сто­рон­не­го со­труд­ни­че­ства между на­ро­да­ми и го­су­дар­ства­ми. На это на­прав­ле­на де­я­тель­ность мно­гих меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций. Чрез­вы­чай­но важно, чтобы при на­ли­чии мно­гих про­ти­во­ре­чий и кон­флик­тов между от­дель­ны­ми со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми, на­ци­я­ми, на­ро­да­ми и го­су­дар­ства­ми че­ло­ве­че­ство как са­мо­сто­я­тель­ная це­лост­ность про­дол­жа­ло су­ще­ство­вать и спо­соб­ство­ва­ло бы мир­но­му раз­ре­ше­нию ука­зан­ных про­ти­во­ре­чий и кон­флик­тов - ло­каль­ных, ре­ги­о­наль­ных и меж­ду­на­род­ных.

21.Какие три субъ­ек­та ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са на­зва­ны в тек­сте? Чем субъ­ект, по мне­нию ав­то­ра, от­ли­ча­ет­ся от участ­ни­ка?

22.Го­су­дар­ствен­ный строй и ма­те­ри­аль­ное про­из­вод­ство во мно­гом опре­де­ля­ют­ся со­зна­тель­ной де­я­тель­но­стью людей. По­че­му автор от­но­сит их к объ­ек­тив­ным фак­то­рам ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия? Какие дру­гие объ­ек­тив­ные фак­то­ры ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия на­зва­ны в тек­сте?

23.При­ве­ди­те про­бле­мы, ука­зан­ные ав­то­ром, ко­то­рые долж­ны ре­шать­ся уси­ли­я­ми всего че­ло­ве­че­ства. Как в со­вре­мен­ном об­ще­ст­во­зна­нии при­ня­то на­зы­вать эти про­бле­мы? При­ве­ди­те два дру­гих при­ме­ра таких про­блем, опи­ра­ясь на соб­ствен­ные зна­ния.

24.В тек­сте го­во­рит­ся о том, что на­ла­жи­ва­нию все­сто­рон­не­го со­труд­ни­че­ства между на­ро­да­ми и го­су­дар­ства­ми спо­соб­ству­ет де­я­тель­ность мно­гих меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций. На­зо­ви­те любые три таких ор­га­ни­за­ции и ука­жи­те сферу де­я­тель­но­сти каж­дой из них.

2

27

Назовите два вида социальных фактов и проиллюстрируйте каждый из них двумя примерами

3

28

  • план «Социальное познание»

  • план «Познавательная деятельность»/»Познание»

4

 №29.1 (Философия)

  • «Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде» (Г.Гегель)

  • «Произведение искусства – это уголок мироздания, увиденный сквозь призму определенного темперамента» (Э.Золя)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!