СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по литературе. Урок 3 -литературные направления, лексические средства речевой выразительности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 3-литературные направления, лексические средства речевой выразительности.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по литературе. Урок 3 -литературные направления, лексические средства речевой выразительности»

Опять стою я над Невой, Вот холм лесистый, над которым часто В небе тают облака, И снова, как в былые годы, Я к Вам пишу, чего же боле, Смотрю и я, как бы живой, Я сиживал недвижим - и глядел И, лучистая на зное, Ночевала тучка золотая На эти дремлющие воды На озеро, воспоминая с грустью В искрах катится река, О память сердца! Ты сильней Что я могу ещё сказать? На груди утеса-великана; Рассудка памяти печальной Словно зеркало стальное. Утром в путь она умчалась рано, Иные берега, иные волны... И часто сладостью своей По лазури весело играя... Меня в стране пленяешь дальней.

Опять стою я над Невой,

Вот холм лесистый, над которым часто

В небе тают облака,

И снова, как в былые годы,

Я к Вам пишу, чего же боле,

Смотрю и я, как бы живой,

Я сиживал недвижим - и глядел

И, лучистая на зное,

Ночевала тучка золотая

На эти дремлющие воды

На озеро, воспоминая с грустью

В искрах катится река,

О память сердца! Ты сильней

Что я могу ещё сказать?

На груди утеса-великана;

Рассудка памяти печальной

Словно зеркало стальное.

Утром в путь она умчалась рано,

Иные берега, иные волны...

И часто сладостью своей

По лазури весело играя...

Меня в стране пленяешь дальней.

Литературные направления Литературные направления по эпохам: Классицизм (XVII-XVIII в). Сентиментализм (середина-конец XVIII в). Романтизм (конец XVIII- начало XIX в.). Реализм (с 30-х гг. XIX в.) В  лирике начала ХХ в.: модернизм (символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм, ОБЭРИУ-объединение писателей реального искусства. Группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х годов в Ленинграде).

Литературные направления

Литературные направления по эпохам:

  • Классицизм (XVII-XVIII в).
  • Сентиментализм (середина-конец XVIII в).
  • Романтизм (конец XVIII- начало XIX в.).
  • Реализм (с 30-х гг. XIX в.)
  • В лирике начала ХХ в.: модернизм (символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм, ОБЭРИУ-объединение писателей реального искусства. Группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х годов в Ленинграде).
Средства художественной выразительности   Средства художественной выразительности делятся на четыре категории: лексические; синтаксические; фонетические; изобразительно-выразительные (тропы).

Средства художественной выразительности

 

Средства художественной выразительности делятся на четыре категории:

  • лексические;
  • синтаксические;
  • фонетические;
  • изобразительно-выразительные (тропы).
Лексические средства выразительности  (помогают добиться точности всего сказанного) архаизмы (слова, которые вышли из употребления, хотя само явление осталось: очи — глаза) историзмы (слова, которые вышли из употребления, потому что само явление исчезло из обихода: тайный советник) неологизмы (слова, которые придуманы конкретным автором, например, у С. А. Есенина: загляделись в розовую водь) диалектизмы (слова, которые употребляются только в конкретных регионах, например: белка — векша) фразеологизмы (устойчивые словосочетания, которые можно заменить одним словом, например: говорить — точить лясы) разговорная, просторечная лексика (слова, которые недопустимы в текстах научного и официально-делового стиля речи) лексический повтор (повтор одного и того же слова, допустимо — с изменением рода, числа или падежа)

Лексические средства выразительности

(помогают добиться точности всего сказанного)

  • архаизмы (слова, которые вышли из употребления, хотя само явление осталось: очи — глаза)
  • историзмы (слова, которые вышли из употребления, потому что само явление исчезло из обихода: тайный советник)
  • неологизмы (слова, которые придуманы конкретным автором, например, у С. А. Есенина: загляделись в розовую водь)
  • диалектизмы (слова, которые употребляются только в конкретных регионах, например: белка — векша)
  • фразеологизмы (устойчивые словосочетания, которые можно заменить одним словом, например: говорить — точить лясы)
  • разговорная, просторечная лексика (слова, которые недопустимы в текстах научного и официально-делового стиля речи)
  • лексический повтор (повтор одного и того же слова, допустимо — с изменением рода, числа или падежа)
Архаизмы

Архаизмы

Историзмы

Историзмы

Неологизмы «Студинг»  (Н. С. Лесков, «Левша»). Соединение слов: пудинг и студень.  «Вылюбить»  (С. А. Есенин, «Руки милой — пара лебедей…»). Означает исчерпать любовь полностью, без остатка.  «Зареет»  (А. Блок).  «Далеет Нарва»  (И. Северянин).  «Звездились»  (К. Федин). 

Неологизмы

  • «Студинг»  (Н. С. Лесков, «Левша»). Соединение слов: пудинг и студень. 
  • «Вылюбить»  (С. А. Есенин, «Руки милой — пара лебедей…»). Означает исчерпать любовь полностью, без остатка. 
  • «Зареет»  (А. Блок). 
  • «Далеет Нарва»  (И. Северянин). 
  • «Звездились»  (К. Федин). 
Диалектизмы «Векша прыгала с ветки на ветку, собирая орехи»  (Иван Тургенев, «Бежин луг»). Векша (белка) — Вологодская область.  «Лонись мы с дедом ходили на рыбалку каждую неделю»  (Василий Шукшин, «Калина красная»). Лонись (в прошлом году) — Архангельская область.  «И возопил он громким гласом»  (Александр Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»). Возопить (кричать) — Псковская область.  «На краю деревни стоял старый рогач, которым пользовались ещё наши предки»  (Николай Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Рогач (ухват) — Тверская область.  «После дождя вся дорога превратилась в музгу, и пройти было невозможно»  (Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы»). Музга (болото) — Новгородская область. 

Диалектизмы

«Векша прыгала с ветки на ветку, собирая орехи»  (Иван Тургенев, «Бежин луг»). Векша (белка) — Вологодская область. 

«Лонись мы с дедом ходили на рыбалку каждую неделю»  (Василий Шукшин, «Калина красная»). Лонись (в прошлом году) — Архангельская область. 

«И возопил он громким гласом»  (Александр Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»). Возопить (кричать) — Псковская область. 

«На краю деревни стоял старый рогач, которым пользовались ещё наши предки»  (Николай Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Рогач (ухват) — Тверская область. 

«После дождя вся дорога превратилась в музгу, и пройти было невозможно»  (Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы»). Музга (болото) — Новгородская область. 

Фразеологизмы «Горе от ума» : «Счастливые часов не наблюдают», «И дым Отечества нам сладок и приятен!», «Служить бы рад, прислуживаться тошно».  «Евгений Онегин» : «Любви все возрасты покорны», «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя», «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».  «Недоросль» : «Не хочу учиться, хочу жениться».  «Мёртвые души» : «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет», «А какой же русский не любит быстрой езды?».  «Тарас Бульба» : «Есть ещё порох в пороховницах!».  «Ревизор» : «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!».  Басни Крылова : «а ларчик просто открывался», «а Васька слушает да ест», «а воз и ныне там».  Произведения Чехова : «краткость — сестра таланта», «человек в футляре», «небо в алмазах». 

Фразеологизмы

«Горе от ума» : «Счастливые часов не наблюдают», «И дым Отечества нам сладок и приятен!», «Служить бы рад, прислуживаться тошно». 

«Евгений Онегин» : «Любви все возрасты покорны», «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя», «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». 

«Недоросль» : «Не хочу учиться, хочу жениться». 

«Мёртвые души» : «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет», «А какой же русский не любит быстрой езды?». 

«Тарас Бульба» : «Есть ещё порох в пороховницах!». 

«Ревизор» : «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!». 

Басни Крылова : «а ларчик просто открывался», «а Васька слушает да ест», «а воз и ныне там». 

Произведения Чехова : «краткость — сестра таланта», «человек в футляре», «небо в алмазах». 

Разговорная, просторечная лексика Например, в сказке «Коняга» автор включает в текст слова и определения, взятые из народно-разговорной речи: «Коняга — обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными рёбрами, обожжёнными плечами, с разбитыми ногами». 

Разговорная, просторечная лексика

Например, в сказке «Коняга» автор включает в текст слова и определения, взятые из народно-разговорной речи: «Коняга — обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными рёбрами, обожжёнными плечами, с разбитыми ногами». 

Лексический повтор В стихотворении А. А. Блока «На поле Куликовом» . Автор многократно использует лексический повтор: «Летит, летит степная кобылица», «Идут, идут испуганные тучи» и т. д.. В комплексе с рядами однородных сказуемых это создаёт ощущения долгого движения по степи.  В поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» . Во многих главах встречаются одни и те же строчки: «Страшный бой идёт, кровавый, / Смертный бой не ради славы, / Ради жизни на земле». В данном случае автор хотел подчеркнуть важную, на его взгляд, мысль.  В стихотворении Г. Р. Державина «Властителям и судиям» . Повтор служит средством выражения экспрессии, обличительного пафоса произведения: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?», «Воскресни, Боже, боже правых, / И их молению внемли». 

Лексический повтор

В стихотворении А. А. Блока «На поле Куликовом» . Автор многократно использует лексический повтор: «Летит, летит степная кобылица», «Идут, идут испуганные тучи» и т. д.. В комплексе с рядами однородных сказуемых это создаёт ощущения долгого движения по степи. 

В поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» . Во многих главах встречаются одни и те же строчки: «Страшный бой идёт, кровавый, / Смертный бой не ради славы, / Ради жизни на земле». В данном случае автор хотел подчеркнуть важную, на его взгляд, мысль. 

В стихотворении Г. Р. Державина «Властителям и судиям» . Повтор служит средством выражения экспрессии, обличительного пафоса произведения: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?», «Воскресни, Боже, боже правых, / И их молению внемли».