Опять стою я над Невой,
Вот холм лесистый, над которым часто
В небе тают облака,
И снова, как в былые годы,
Я к Вам пишу, чего же боле,
Смотрю и я, как бы живой,
Я сиживал недвижим - и глядел
И, лучистая на зное,
Ночевала тучка золотая
На эти дремлющие воды
На озеро, воспоминая с грустью
В искрах катится река,
О память сердца! Ты сильней
Что я могу ещё сказать?
На груди утеса-великана;
Рассудка памяти печальной
Словно зеркало стальное.
Утром в путь она умчалась рано,
Иные берега, иные волны...
И часто сладостью своей
По лазури весело играя...
Меня в стране пленяешь дальней.
Литературные направления
Литературные направления по эпохам:
- Классицизм (XVII-XVIII в).
- Сентиментализм (середина-конец XVIII в).
- Романтизм (конец XVIII- начало XIX в.).
- Реализм (с 30-х гг. XIX в.)
- В лирике начала ХХ в.: модернизм (символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм, ОБЭРИУ-объединение писателей реального искусства. Группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х годов в Ленинграде).
Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности делятся на четыре категории:
- лексические;
- синтаксические;
- фонетические;
- изобразительно-выразительные (тропы).
Лексические средства выразительности
(помогают добиться точности всего сказанного)
- архаизмы (слова, которые вышли из употребления, хотя само явление осталось: очи — глаза)
- историзмы (слова, которые вышли из употребления, потому что само явление исчезло из обихода: тайный советник)
- неологизмы (слова, которые придуманы конкретным автором, например, у С. А. Есенина: загляделись в розовую водь)
- диалектизмы (слова, которые употребляются только в конкретных регионах, например: белка — векша)
- фразеологизмы (устойчивые словосочетания, которые можно заменить одним словом, например: говорить — точить лясы)
- разговорная, просторечная лексика (слова, которые недопустимы в текстах научного и официально-делового стиля речи)
- лексический повтор (повтор одного и того же слова, допустимо — с изменением рода, числа или падежа)
Архаизмы
Историзмы
Неологизмы
- «Студинг» (Н. С. Лесков, «Левша»). Соединение слов: пудинг и студень.
- «Вылюбить» (С. А. Есенин, «Руки милой — пара лебедей…»). Означает исчерпать любовь полностью, без остатка.
- «Зареет» (А. Блок).
- «Далеет Нарва» (И. Северянин).
- «Звездились» (К. Федин).
Диалектизмы
«Векша прыгала с ветки на ветку, собирая орехи» (Иван Тургенев, «Бежин луг»). Векша (белка) — Вологодская область.
«Лонись мы с дедом ходили на рыбалку каждую неделю» (Василий Шукшин, «Калина красная»). Лонись (в прошлом году) — Архангельская область.
«И возопил он громким гласом» (Александр Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»). Возопить (кричать) — Псковская область.
«На краю деревни стоял старый рогач, которым пользовались ещё наши предки» (Николай Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Рогач (ухват) — Тверская область.
«После дождя вся дорога превратилась в музгу, и пройти было невозможно» (Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы»). Музга (болото) — Новгородская область.
Фразеологизмы
«Горе от ума» : «Счастливые часов не наблюдают», «И дым Отечества нам сладок и приятен!», «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
«Евгений Онегин» : «Любви все возрасты покорны», «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя», «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».
«Недоросль» : «Не хочу учиться, хочу жениться».
«Мёртвые души» : «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет», «А какой же русский не любит быстрой езды?».
«Тарас Бульба» : «Есть ещё порох в пороховницах!».
«Ревизор» : «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!».
Басни Крылова : «а ларчик просто открывался», «а Васька слушает да ест», «а воз и ныне там».
Произведения Чехова : «краткость — сестра таланта», «человек в футляре», «небо в алмазах».
Разговорная, просторечная лексика
Например, в сказке «Коняга» автор включает в текст слова и определения, взятые из народно-разговорной речи: «Коняга — обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными рёбрами, обожжёнными плечами, с разбитыми ногами».
Лексический повтор
В стихотворении А. А. Блока «На поле Куликовом» . Автор многократно использует лексический повтор: «Летит, летит степная кобылица», «Идут, идут испуганные тучи» и т. д.. В комплексе с рядами однородных сказуемых это создаёт ощущения долгого движения по степи.
В поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» . Во многих главах встречаются одни и те же строчки: «Страшный бой идёт, кровавый, / Смертный бой не ради славы, / Ради жизни на земле». В данном случае автор хотел подчеркнуть важную, на его взгляд, мысль.
В стихотворении Г. Р. Державина «Властителям и судиям» . Повтор служит средством выражения экспрессии, обличительного пафоса произведения: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?», «Воскресни, Боже, боже правых, / И их молению внемли».