Задание 16 ЕГЭ
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
- Формулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые
Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал ) всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.
Ответ: 1,2
Что следует знать?
- Различие причастий и деепричастий как части речи и знать случаи постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами.
Причастие
Деепричастие
- ущ- (-ющ) бегуть – бега ющ ий 1 спр
(какой? Какая? Какое? Какие?)
-а (-я)
(Что делая? Что сделав?)
-ащ- дышат – дыш ащ ий – 2 спр
-в
(-ящ-) строить – стро ящ ий
-вш- играть – игра вш ий
-вши
-ши
-ш- нести – нес ш ий
-ем- исполнять – исполня ем ый
-ом- ведем – вед ом ый
Кричать - крич а ,
Глядеть - гляд я
-им- видеть – вид им ый
Выскочить - выскочи в
-нн- (-н-) завязать – завяза нн ый
Замахнуться - замахну вши сь
завяза н
Испечь - испёк ши
-Ен(н)- застрелить- застрел енн ый
-т- колоть - коло т ый
ПРИЧАСТИЕ
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
1. Обозначает временной признак по действию .
Выглянувшее из-за тучи солнце осветило лес.
1. Обозначает добавочное действие при основном действии .
2. Имеет признаки глагола и прилагательного .
Солнце, выглянув из-за тучи, осветило лес.
2. Имеет признаки глагола и наречия .
3. Отвечает на вопросы
3. Отвечает на вопросы
какой? ( что делающий? что делавший? что сделавший?
что делаемый?
как? когда? с какой целью?
что сделанный?)
( что делая? что сделав? )
ПРИЧАСТИЕ
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
4. Изменяется по родам, числам и падежам (как прилагательное), поэтому имеет окончание.
4. Не изменяется (как наречие), поэтому не имеет окончания.
прочитанный рассказ
5. Полные причастия и причастные обороты в предложения являются определением, а краткие причастия - сказуемым .
поднимаясь
5. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты в предложении выполняют роль обстоятельства .
прочитанная повесть
Я вышел в темнеющий сад.
прочитав
Все задачи решены верно.
Получив известие о сыне, мать наконец-то успокоилась.
прочитанное произведение
прочитанные книги
улыбнувшись
ПРИЧАСТИЕ
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
6. Причастные обороты (ПО) обособляются, если стоят после определяемого слова (ОС).
7. Причастие образуется с помощью 12 суффиксов:
Ветер, дующий с яростной силой, мешал идти.
6. Деепричастия и деепричастные обороты обособляются независимо от их местоположения в предложении.
Ученики шумели, не умолкая.
-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-;
7. Деепричастие образуется с помощью 5 основных суффиксов:
Примечание: причастия и ПО, стоящие перед ОС, обособляются, если ОС выражено личным местоимением. Уставшая, она решила отдохнуть .
вшивая = в + ши + вши + а + я
-ем-,-ом-,им-; -енн-, -нн-, -т-
Сняв удочку с плеча, он подошёл ко мне.
(-учи-, -ючи-)
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
- За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.
- Создателями произведений, как правило, анонимных, в Древней Руси выступали (1) искренне заботившиеся о судьбах своей родины (2) люди (3) мыслившие (4) во вселенских масштабах.
- Работая (1) над текстом комедии Я. Б. Княжнина (2) В. А. Пашкевич проявил себя (3) удивительно одарённым (4) музыкантом
- На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их а жерло (3) кем-то раскаленной (4) печи.
- Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н.Крамским (2)вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали « Артель художников » – первую общественную организацию художников в России.
1. Обрадованный таким благосклонным вниманием (1) кузнец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всем (2) и придвинулся поближе (3) желая рассмотреть её черевички (4 )и (5) изложить свою просьбу. 2. Он сердито швырнул окурок (1) зашипевший в луже (2)засунул руки в карманы расстегнутого пальто (3) и (4) нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову (5 )и (6) ощущая в желудке тяжесть скверного обеда (7)принялся шагать сосредоточенно и энергично. 3. Контуры деревьев (1) обрызганных дождем (2) и (3) взволнованных ветром (4) начали выступать из мрака (5) чернея растопыренными ветвями. 4. Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с постели (3) и (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак. 5. Сорванная с деревьев (1) листва закружилась в вихре (2) и стала подниматься кверху (3) напоминая стайку разноцветных бабочек (4) летящих на яркие цветы.