ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2020 г.
Примерные речевые клише к сочинению-рассуждению
1. Зачин и формулировка проблемы (1 абзац)
Рассказ (текст, произведение) Павла Васильева (Бориса Екимова, Людмилы Улицкой…) не мог оставить меня равнодушным (-ой). В нем поднимается актуальная (актуальная во все времена) проблема подлинной красоты (доброты и милосердия, толерантного отношения к окружающим, развития и сохранения русского языка, влияния музыки на человека, смысла жизни…).
Прочитанный текст заставил меня серьезно задуматься. В чем же должна проявляется истинная красота человека? Именно такую нравственную проблему поднимает в своем произведении П.Васильев.
Тема человеческих отношений всегда была актуальной для отечественной литературы. Вот и П.Васильев обращается в своем тексте (рассказе, произведении) к проблеме отношений между близкими людьми.
"Поступай по отношению к другому человеку так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе", - гласит известная мудрость. Как человек должен относиться к окружающим? Известный писатель-прозаик Павел Александрович Васильев предлагает нам поразмышлять над этой морально-этической проблемой.
ВАЖНО! Слово проблема должно быть обязательно!
2. Комментарий к сформулированной проблеме (1 - 2 абзаца)
Рассматривая данную проблему (обращаясь к данной проблеме, привлекая внимание читателей к этой важной проблеме…), известный писатель (публицист, ученый…) взволнованно (убедительно, проникновенно, сочувственно, без лишних эмоций, с сожалением, с тревогой, с нескрываемой болью…) рассказывает (повествует, передает историю, рассуждает…) о . В качестве примера (На примере случая из жизни главного героя) автор (П.Васильев, Б.Екимов, Д.Лихачев) рассматривает (показывает, обращает внимание читателя на) … привести 1-ый пример-иллюстрацию. Этот пример (факт, это событие, эти слова) убедительно доказывает (помогает понять, ясно иллюстрирует), что … привести пояснение к 1-му примеру.
Полнее раскрыть (С другой стороны увидеть) данную проблему поможет … привести 2-ой пример-иллюстрацию. Эти события (факты, примеры, слова) могут объяснить (раскрыть значение, дать толкование, подвести к мысли) … привести пояснение ко 2-му примеру. П.Васильев (автор, писатель…) сравнивает (сопоставляет, противопоставляет, дополняет, объясняет причину, указывает на следствие, обращает внимание на условия, приводит важные детали, делает обобщение, подводит читателей к выводу) … указать связь между двумя примерами.
ВАЖНО! 1) Привести два примера из текста, иллюстрирующие данную проблему; прокомментировать оба примера и объяснить связь между ними. 2) Комментарий должен проводиться с опорой на исходный текст, то есть без фактических ошибок. При этом комментарий должен включать не столько сжатый пересказ, сколько оценку того, о чем повествуется.
3. Позиция автора по сформулированной проблеме (1 абзац)
Автор (Павел Васильев, писатель…) считает (утверждает, доказывает, убежден…), что в основе отношений между близкими людьми должны лежать любовь, взаимопонимание и забота, а не равнодушие. Так, Полина Ивановна "светлеет лицом", говоря о внучке, а та даже поинтересовалась самочувствием бабушки - ответ на проблемный вопрос, можно подтвердить примером.
По мнению автора (П. Васильева, писателя…), подлинная красота человека проявляется не во внешности, в его поведении, в отношении к окружающим - ответ на проблемный вопрос, можно подтвердить примером.
Позиция автора (П. Васильева, писателя…) очевидна (ясно выражена, выражена в том, что...): само название рассказа - "Уродина" - говорит о том, что подлинная красота человека проявляется не во внешности, в его поведении, в отношении к окружающим - ответ на проблемный вопрос, подтвердить примером.
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что … ответ на проблемный вопрос.
ВАЖНО! Проблема (вопрос) и позиция автора (ответ на вопрос) должны соотноситься друг с другом!
4. Согласие (несогласие) с позицией автора и аргументация своего мнения (1 абзац)
Я согласен с автором данного текста в том, что … (Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что…Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что… Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя, что…) Я тоже считаю (думаю, полагаю), что … тезис, близкий к позиции автора. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к … аргумент: пример из литературы, истории, науки, культуры, бизнеса, политики, публицистики, СМИ - обязательно указать источник: автора, название произведения, привести конкретный факт.
Точка зрения (рассуждения, доводы) автора (П. Васильева, Л.Улицкой, писателя, …) заинтересовала (-и) меня, и я полностью (во многом, в целом, частично) соглашусь с ним (с ней). Действительно, … тезис, близкий к позиции автора. В правильности такой точки зрения меня убеждает… аргумент: пример из литературы, истории, науки, культуры, бизнеса, политики, публицистики, СМИ - обязательно указать источник: автора, название произведения, привести конкретный факт.
ВАЖНО! 1) Выразить согласие (несогласие) с позицией автора. 2) Заявить собственное мнение (свой тезис, полностью или частично близкий авторскому) и привести аргумент, подтверждающий собственное мнение).
5. Заключение (1 абзац)
Таким образом, важна не столько внешняя привлекательность человека, сколько его достойное поведение, доброжелательное отношение и внимание к окружающим, любовь к близким людям и забота о них. Только такого человека можно назвать по-настоящему красивым - обобщение по данной проблеме.
В заключение можно сделать вывод о том, что обобщение по данной проблеме.
Итак, можно сделать вывод, что … обобщение по данной проблеме.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод о том, что... обобщение по данной проблеме
Все вышесказанное позволяет сделать вывод: русский язык несет в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России - дать оценку ситуации. Поэтому задача государства, школы, семьи - сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка - высказать свое мнение, предложение по решению проблемы.
В заключение хочется выразить надежду на то, что … предложение по решению проблемы, прогноз о решении проблемы
ВАЖНО! Вывод должен соотноситься с исходной проблемой, обобщать ее, предлагать пути решения данной проблемы.
ВАЖНО! Эти речевые клише примерные.
Нужно наработать свой шаблон построения рассуждения!
ОЧЕНЬ ВАЖНО!
Переписывать сочинение в бланк №2 аккуратно, разборчиво, соблюдая абзацные отступы и не нарушая рамку. Объем сочинения - не менее 155 слов (но и чрезмерно превышать не стоит).