Подготовка к ГИА. Решение генетических задач по схемам родословных
Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. А.С. Пушкин
Особенности генетики человека
- Невозможность использовать гибридологический метод.
- Позднее наступление половой зрелости.
- Малое число потомков в каждой семье.
- Невозможность создания равных условий жизни для потомков.
- Отсутствие точной регистрации проявления наследственных свойств в семье.
- Отсутствие чистых линий.
- Большое число хромосом.
- Медленная смена поколений.
Генеалогический метод основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряде поколений с указанием родственных связей между членами родословной. Суть этого метода состоит в том, чтобы выяснить родственные связи и проследить наличие нормального или патологического признака среди близких и дальних родственников в данной семье.
Достоинства генеалогического метода
С помощью данного метода можно:
- выяснить природу заболевания;
- определить тип наследования патологии в семье;
- рассчитать риск рождения больного потомства;
- оценить прогноз заболевания;
- выбрать адекватные и оправданные методы дородовой диагностики, лечения и профилактики, реабилитации и адаптации.
- провести дифференциальную диагностику наследственных болезней.
Условные обозначения при составлении родословной
Пробандом называется лицо, родословную которого необходимо составить. Им может быть больной или здоровый человек - носитель какого-либо признака или лицо, обратившееся за советом к врачу-генетику.
Дети одной родительской пары (братья и сестры) называются сибсами.
Если сибсы имеют только одного общего родителя, они называются полусибсами.
Ниже приведены критерии разных типов моногенного наследования.
При составлении родословной сбор сведений начинается от пробанда!!!
Аутосомно-доминантный тип наследования
По аутосомно-доминантному типу наследуются заболевания:
- глаукома,
- ахондроплазия,
- полидактилия,
- брахидактилия.
Заболевание регулярно передается из поколения в поколение без пропусков , то есть прослеживается в родословной по вертикали.
Риск рождения больного ребенка, если болен один из родителей, составляет 50 %.
Оба пола поражаются с одинаковой частотой.
Здоровые индивиды имеют здоровых потомков.
У больного индивида болен один из родителей.
Аутосомно-рецессивный тип наследования
По аутосомно-рецессивному типу наследуются:
- альбинизм,
- фенилкетонурия,
- аллергия,
- шизофрения.
- Родители пробанда здоровы, но аналогичное заболевание может обнаруживаться у родных, двоюродных и троюродных сибсов пробанда, т. е. заболевание прослеживается в родословной по горизонтали (в одном поколении).
- У здоровых родителей рождаются больные дети.
- Риск рождения больного ребенка равен 25 % (соотношение больных и здоровых лиц составляет 1:4).
- В случае кровно-родственных браков между родителями пробанда наблюдается увеличение числа больных в родословной.
Х-сцепленный доминантный тип наследования
У больного пробанда обязательно болен один из родителей.
У больного отца все дочери больны, а сыновья здоровы.
Х-сцепленные доминантные признаки:
- гипоплазия эмали (тонкая зернистая эмаль, зубы светло-бурого цвета).
У больной матери равно вероятно рождение больной дочери и больного сына.
У здоровых родителей все дети будут здоровы.
Больных женщин в два раза больше, чем больных мужчин.
Х-сцепленный рецессивный тип наследования
- Заболевание наблюдается у мужчин-родственников пробанда по материнской линии.
- Сыновья никогда не наследуют заболевания отца.
- У больного отца все его дочери здоровы и являются гетерозиготными носителями мутантного гена.
- Если женщина является гетерозиготным носителем мутантного гена, то половина ее сыновей больны, а все дочери здоровы, причем половина ее дочерей является гетерозиготными носителями мутантного гена.
Х-сцепленные рецессивные признаки:
- гемофилия,
- дальтонизм,
- отсутствие потовых желез.
Y-cцепленный тип наследования
У-сцепленные признаки:
- гипертрихоз (оволосение края ушной раковины),
- синдактилия (сращение пальцев рук).
Признак передается только по отцовской линии потомкам мужского пола.
Признак наблюдается в каждом поколении.
Болезнь передается только от матери
Больны и девочки, и мальчики
Больные отцы не передают болезни ни дочерям, ни сыновьям
Митохондриальное наследование
Митохондриальные признаки:
- рассеянный склероз,
- врожденная аномалия строения сердца, аритмия,
- сахарный диабет.
Анализ родословной
Правила составления родословных
Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной - арабскими.
Составление родословной начинают от пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола - квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.
Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева на право), соединив их графическим коромыслом.
Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.
На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени родства.
На линии пробанда укажите его двоюродных и т.д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.
Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек.
Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии ниже линии пробанда.
После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной).
Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.
Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.
Учимся решать задачи на анализ родословных
В первую очередь внимательно изучите схему, обращая внимание на частоту проявления признака (сколько раз встречается, у скольких людей) и пол людей, у которых он проявился (есть ли и у мужчин, и у женщин; у кого встречается чаще) . Далее ориентируемся по следующим ключевым моментам:
- У родителей без признака появился ребенок с признаком. Такая ситуация однозначно указывает на то, что признак рецессивный .
- У родителей с признаком появился ребенок без признака. Это точно говорит нам о том, что признак доминантен .
- Наблюдается перекрестная передача признака: от отца – дочерям, от матери – сыновьям. Происходит при сцепленном наследовании (сцепление с X-хромосомой).
- Признак проявляется только у мужчин в каждом поколении (от отца к сыну). Мы видим, что есть сцепление с Y-хромосомой. Обратите внимание, что при этом мы не сможем сказать, доминантным или рецессивным будет признак.
- Признак проявляется только у мужчин, но не в каждом поколении (не прослеживается прямая передача от отца к сыну, но есть передача от деда к внуку). Такое возможно при сцеплении с X-хромосомой.
- У матери с признаком появляется сын без признака (признак рецессивный) . В таком случае признак 100% не сцеплен с полом.
- У отца с признаком появляется дочь без признака (признак доминантный). Здесь признак точно аутосомный, то есть с полом не сцеплен.
Косвенные признаки
- Признак проявляется в каждом поколении (закрашенные фигуры есть в каждой строчке схемы). Высока вероятность того, что признак доминантен.
- Признак проявляется не в каждом поколении. Вероятнее всего, признак будет рецессивным.
- Признак проявляется в равной степени и у мужчин, и у женщин. Это косвенное свидетельство несцепленного наследования.
ВНИМАНИЕ. Косвенные признаки нужно проверять. На основе анализа выдвигайте гипотезу (например, признак рецессивен и не сцеплен с полом), а затем на ее основании пропишите генотипы 2-3 поколений. Если все сходится, гипотеза верна.
Разбор задачи 1
РЕШЕНИЕ:
Признак рецессивный, так как у родителей без признака появляется ребенок с признаком (первые две строчки). Исходя из этого, генотип ребенка из первого поколения – аа. Генотипы детей второго поколения: Аа у девочки и Аа у мальчика (так как признак был у их отца).
По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы детей первого (1) и второго (2) поколений.
Разбор задачи 2
Признак не сцеплен с полом, так как у первой пары появляется сын без признака (цифра 2) + равное распределение признака между женщинами и мужчинами (по 4 случая). Признак доминантен, так как проявляется в каждом поколении, а также есть у всех детей первого поколения (цифры 1, 2, 3). Исходя из этого, генотипы родителей: отец АА (гомозигота, потому что у всех детей признак есть, то есть нет расщепления), мать аа (признака нет). Дети: 1 Аа, 2 Аа, 3 Аа (все гетерозиготы – проявляется первый закон Менделя).
По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, потомков 1,2,3 и объясните формирование их генотипов.
Разбор задачи 3
Признак рецессивный, так как у родителей без признака, появляются дети с признаком. Признак сцеплен с полом, с X-хромосомой, так как он проявляется исключительно у мальчиков, причем передача идет от деда к внуку. Исходя из этого, генотипы будут следующими: 8 XaY, 9 XAX_ (вторую букву не можем точно определить, так как недостаточно данных), 11 XAXa, 12 XaY.
По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей 8, 9, потомков 11, 12 и объясните формирование их генотипов.
Решение задачи на родословную