Сочинение-рассуждение на ЕГЭ
Шевчук А.П. , учитель
русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.
Вторая часть экзаменационной работы: сочинение-рассуждение
- Часть 2 экзаменационной работы направлена на создание сочинения-рассуждения, которое позволяет проверить уровень сформированности разнообразных речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции обучающихся, например умения: адекватно воспринимать информацию; развивать мысль автора; аргументировать свою позицию; последовательно и связно излагать свою мысль; выбирать нужные для данного случая стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; соблюдать письменные нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Задание ко второй части во всех вариантах ЕГЭ одинаково и сформулировано следующим образом:
26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Сама формулировка задания «подсказывает» композицию экзаменационного сочинения и намечает количество абзацев в нем. Рассмотрим основные этапы работы над сочинением и последовательность.
Начальный этап работы над сочинением – это составление плана.
Опираясь на текст задания, составим следующий план написания сочинения.
План написания экзаменационного сочинения
1. Формулировка одной из проблем, поднимаемой автором исходного текста.
2. Комментарий сформулированной проблемы (как автор раскрывает эту проблему в тексте):
а. Приведение первого примера из прочитанного текста, который, по вашему мнению, важен для понимания проблемы исходного текста;
б. Приведение второго примера из прочитанного текста, который тоже, по вашему мнению, важен для понимания проблемы исходного текста.
3. Определение позиции автора исходного текста по данной проблеме.
4. Заявление вашего согласия с позицией автора исходного текста.
5. Высказывание собственного мнения по этому поводу (это тот тезис, на который приводятся два аргумента).
6. Первый аргумент, приводимый пишущим в доказательство справедливости собственного мнения и опирающийся на читательский опыт (желательно из русской или зарубежной литературной классики).
7. Второй аргумент, приводимый пишущим в доказательство справедливости собственного мнения и опирающийся на знания и жизненные впечатления или читательский опыт.
8. Краткий итоговый вывод (не является строго обязательным, но придает тексту экзаменационного сочинения законченный вид).
Важно помнить, что любой создаваемый текст должен состоять из трех частей: вступление – основная часть – заключение.
Приведем примеры возможного начала сочинения,
в котором первый абзац служит
вступлением – «мостиком» к постановке
проблемы, а во втором абзаце формулируется проблема:
- Прочитав текст NN, невольно задаешься вопросом: «Что хотел сказать читателям автор? К какой проблеме он стремился привлечь наше внимание?» Ответы на эти вопросы я попытаюсь найти в своем сочинении.
В предложенном для анализа тексте
затронута проблема бережного
отношения к книге.
2.Упоминание о войне никого не оставляет равнодушным. Страдания, гибель, боль, разрушение, кровь – именно такие ассоциации вызывает это слово. О войне, о её разрушительных последствиях в судьбе человека говорится в приведенном отрывке из произведения замечательного русского писателя Леонида Андреева.
В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему нравственной оценки факта войны и душевного состояния человека, участвующего в ней.
Следующий важный этап работы над сочинением-рассуждением - это формулирование (выявление) проблемы.
Проблема – это тот вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. Чаще всего проблема связана с каким-то негативным явлением, которое автор находит в действительности и которое требует своего устранения.
Проблем может быть и несколько , тогда нужно выявить главную. Для этого необходимо сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь; проблеме, которая дает выпускнику возможность для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (в этом случае выпускник точно знает, какие аргументы приведет в доказательство своей точки зрения).
- Другими словами, для того чтобы выбрать проблему для комментирования, нужно задать вопрос: по поводу какой проблемы автор отчетливо выражает свою позицию в тексте.
- Сформулировать проблему можно вопросительным или повествовательным предложением.
Например, Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности?- формулировка проблемы в виде вопроса, после которого делается отсылка к исходному тексту - Именно этой сложной проблеме посвящен текст NN .
Другой способ формулирования проблемы – сочетание слова проблема с именем существительным, употребленным в родительном падеже: проблема (чего?). Например, В тексте NN поднимается проблема (чего?) отцов и детей. При формулировке проблемы исходного текста неоценимую помощь могут оказать типовые речевые конструкции.
Приведем несколько примеров речевых клише в виде повествовательного предложения:
- В предложенном для анализа тексте NN рассматривает проблему (чего?).
- В предложенном для анализа тексте NN поднимает проблему (чего?).
- В тексте NN затрагивает проблему (чего?).
- Предложенный для анализа текст NN посвящен проблеме (чего?).
Сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?)…
Обратим внимание на речевые клише, используемые при формулировке проблемы в виде вопросительного предложения:
- Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли и т.д.)? Этой сложной проблеме посвящен текст NN.
- Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли и т.д.)?Такова проблема, поднятая в тексте NN.
- Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли и т.д.)?Ответ на этот вопрос ищет в своем тексте NN .
Ежегодно ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ включает в состав КИМов ЕГЭ новые разнообразные тексты, однако проблемы, затронутые в них, нередко повторяются. Чаще всего в предлагаемых для анализа текстах затрагиваются нравственные, философские, социальные, экологические и научные проблемы.
Перечень типичных проблем текстов сочинений ЕГЭ по русскому языку, сгруппированных в тематические блоки:
1. Рассматривая тему «Взаимоотношения отцов и детей» , формулируем проблему: Как представителям разных поколений научиться уважать взгляды друг друга? или Почему предательство детьми своих родителей – страшный грех, которому нет прощения?
2. В теме «Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров» можно обозначить следующие проблемы: Какова роль детства в формировании личности человека? или Какое влияние оказывает на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?
3. «Роль классической литературы в духовном развитии современного общества» - тема, в рамках которой могут затрагиваться такие проблемы, как проблема роли книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии человека ( Какую роль книга играет в формировании человеческой личности? ) или проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе ( Почему современная молодежь стала меньше читать? ).
Проблемы, затрагивающиеся в теме «Сложность и противоречивость человеческих поступков» , могут быть такими:
-проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений. Сформулировать проблему можно с помощью вопроса: Возможно ли продолжение дружбы после предательства?
- проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью. Что отличает истинный героизм? – вопрос, который можно задать при формулировке проблемы.
5. Анализируя тему «Человеческое благородство и честь» , можно так сформулировать проблемы: Как взаимосвязаны нравственный выбор человека и понятие чести, которым он руководствуется в своих поступках? или
К чему приводит утрата моральных ценностей? и ли
Кого можно считать подлинным интеллигентом?
6. Многообразны проблемы, затрагивающиеся в теме «Отношения человека с другими людьми» . Можно выдвинуть следующие проблемы: проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми ( Чем опасен эгоизм и как его можно преодолеть? ), проблема истинной дружбы ( Какую дружбу можно считать истинной? ), проблема отношения к пожилым людям ( Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив? )
7. В теме «Восприятие человеком окружающего мира» можно затронуть проблему обретения радостного мировосприятия ( Почему нужно учиться культуре радости? ).
8. Рассматривая тему « Одиночество человека» , обратимся к проблемам одинокой старости или проблеме одиночества ребенка в мире взрослых людей.
9. Проблему неоднозначного восприятия искусства разными людьми, восприятие музыки человеком можно выделить в теме « Человек и искусство».
10. Размышляя над темой «Отношение человека к миру природы» , формулируем следующие проблемы: Чем опасно потребительское отношение человека к миру природы? Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Обязан ли человек помогать бездомным животным?
11. Проблема, которую можно раскрыть в теме «Бережное отношение человека к языку» , - Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?
12. «Сострадание окружающим» - тема, в рамках которой поднимаются проблемы наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию; проблема человеческого равнодушия.
13. Актуальная во все времена тема «Человек и война» затрагивает проблемы отношения человека к войне, душевного состояния человека в условиях войны, проблема падения человека на войне, проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний.
14. В теме « Смысл жизни» прослеживается проблема поиска смысла жизни ( В чем смысл жизни человека? ).
15. Рассматривая тему «Познание мира» , формулируем проблему: Какова цель учения? Чему должно служить познание?
Обобщая все вышесказанное, добавим: формулирование (выявление) проблемы является важным этапом в подготовке к сочинению. И если выпускники научатся этому виду работы, написание сочинения не станет для них сложной задачей.
Следующий этап работы над сочинением – комментирование проблемы
Комментарий представляет собой рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме и дать понять свою позицию по этому вопросу.
Необходимо видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо анализируемый текст «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов, вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание.
Можно выделить два типа комментария:
1. Текстуальный комментарий – это объяснение выпускником структуры исходного текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы: Как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? На каком жизненном материале автор раскрывает проблему? Какой случай из жизни (своей собственной, известного человека или вымышленных персонажей) приводит автор и как оценивает поступки своих героев? На каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему? Какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? Какие эмоции вызывают у автора описанные им события, поступки героев и почему?
2. Второй тип – концепционный комментарий – это интерпретация пишущим проблемы исходного текста: рассмотрение его актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу, существующих в обществе.
В отличие от текстуального, концепционный комментарий включает в себя ответы на следующие вопросы: К какой категории относится затронутая автором текста проблема: нравственная, экологическая, философская, социальная? Насколько актуальна в наши дни эта проблема? Почему эта проблема относится к разряду вечных? Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? Традиционна ли эта проблема или нова? Если проблема традиционна, какие точки зрения существуют по ее поводу? Если тема нова, что стало причиной ее появления?
Выпускникам важно знать, что концепционный комментарий не оценивается. Необходимо создавать только текстуальный комментарий. То есть комментировать проблему только с опорой на предлагаемый для сочинения текст.
Рассмотрим стандартизированные фразы, помогающие начать второй абзац сочинения и ввести текстуальный комментарий:
- Размышляя над этим вопросом, писатель/публицист вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как…
- Предлагая на обсуждение читательской аудитории этот вопрос, писатель/публицист приводит факты из биографии NN и рассказывает о том, как однажды великий полководец/поэт/император и т.д….
- Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, писатель делится любопытным жизненным наблюдением…
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, писатель анализирует причины того, почему…., и приходит к интересному выводу о том, что…
- NN обращает внимание читателей на тот факт, что…
- Автор текста особо подчеркивает…
Обратим внимание на речевые клише, которые помогут при написании текстуального комментария охарактеризовать чувства и эмоции автора исходного текста, вызванные теми или иными жизненными событиями:
- Автор с возмущением / негодованием / нескрываемой тревогой / искренним недоумением / нескрываемым недоумением / нескрываемым волнением говорит о том, что…
- Автора беспокоит тот факт, что…
- Автор текста с сожалением вынужден констатировать тот факт, что…
- Публициста удивляет, почему его герой…
- Автор восхищается людьми, которые…
Завершить текстуальный комментарий можно, обратившись к следующим типовым речевым конструкциям:
- Свои рассуждения публицист / писатель завершает справедливым выводом о том, как важно…
- Поэтому автор текста призывает читателей.
Переходим к следующему этапу работы над сочинением – определение позиции автора
Позиция автора – это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях ее решения. При обращении к этому этапу работы над сочинением необходимо заострить внимание учащихся о том, проблема и позиция автора тесно связаны, но не следует путать авторскую позицию с проблемой. Позиция автора обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется как вопрос, или сочетанием слова «проблема» с именем существительным в родительном падеже.
Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на вопросы: Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Что думает автор по поводу прокомментированного.
Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил?
Что думает автор о поднятой им проблеме?
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор текста, размышляя над поставленной проблемой. Позиция автора может выражаться прямо (в публицистических текстах) и косвенно (в художественных текстах).
Следующий этап работы над сочинением-рассуждением - это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств.
Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме, следует помнить о том, что оно должно быть представлено корректно, развернуто и четко. Причем важно не просто констатировать свое согласие или несогласие с автором исходного текста, но и подробно объяснить, в чем оно состоит. Это суждение и будет тезисом, справедливость которого выпускнику следует доказать, приведя два аргумента в защиту своей точки зрения.
Важный этап работы над экзаменационным сочинением – аргументация выпускником своей точки зрения
В этой части сочинения необходимо следовать правилам построения текста – рассуждения:
Тезис (мнение, которое должны обосновать);
Аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);
Вывод (общий итог).
Аргумент – это развернутый логический вывод, доказывающий истинность тезиса, которым является согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста.
Аргументов в сочинении должно быть два , они могут основываться как на читательских, так и на жизненных впечатлениях учащегося.
Каждый аргумент пишется с нового абзаца . Необходимо помнить, что аргументы должны быть достаточно развернутыми и убедительными, доказывать мнение пишущего .
В качестве примеров, основанных на читательском опыте, как уже говорилось, можно использовать примеры из произведений художественной или публицистической литературы.
Рассмотрим речевые клише, помогающие ввести в текст сочинения аргументы – примеры из русской или зарубежной литературы:
- Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели-классики. Вспомним, к примеру, рассказ/повесть/роман NN. В этом произведении…
- В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/пьесу NN. В этом произведении…
- Мое согласие с авторской позицией можно обосновать, обратившись к роману/повести/рассказу NN.
К аргументам, основанным на жизненных впечатлениях, предъявляются те же требования, что и к аргументам, в основе которых лежит читательский опыт: они должны быть развернутыми и убедительными и завершаться промежуточным выводом, поясняющим, что именно доказывается этим аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста.
Заключительный этап работы над сочинением - это вывод-заключение.
Заключение должно подвести итог рассуждениям выпускника по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста и придать сочинению-рассуждению законченный вид.
Опять же неоценимую роль могут оказать речевые клише:
- В заключение еще раз подчеркну: …
- В заключение важно отметить: …
- Обобщая сказанное, хочется подчеркнуть: …
- Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой NN, и поймут, насколько…
- Итак, все вышесказанное, как мне кажется, позволяет сделать вывод о том, что …
Завершить экзаменационное сочинение можно, используя цитату, принадлежащую известному человеку.
Используемые Интернет-источники:
http://4ege.ru/novosti-ege/4023-shkala-perevoda-ballov-ege.html
https://drive.google.com/file/d/0B8MkXVdvfYcreHdRUjhjNVNFbkU/view
http://xn--b1agajc0ayikbb.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/courses/13/5/
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/05/14/posobie-tematicheskie-testovye-zadaniya-po-russkomu-yazyku
http://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/ege-gia/EGE-edinyj_gosudarstvennyj_ekzamen.html
http://poznaemvmeste.ru/index.php/kriterii-otsenivaniya/594-ege-2016-russkij-yazyk-kriterii-otsenivaniya-ekzamenatsionnoj-raboty
http://russkiy-na-5.ru/articles/1032
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200800704
http://www.ctege.info/russkiy-yazyik-teoriya-ege/rekomendatsii-po-podgotovke-k-ege-po-russkomu-yazyiku-ot-fipi.html
http://www.ctege.info/russkiy-yazyik-teoriya-ege/