СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ . Тест "Слово о полку Игореве". Вариант 3

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ . Тест "Слово о полку Игореве". Вариант 3»

Слово о полку Игореве

Вариант 3

1.По мнению многих литературоведов, «Слово» – это лиро-эпическая поэма, в которой синтезированы традиции книжных и фольклорных жанров: воинской повести, поучения, плача, былины, сказки. Признаки какого жанра древнерусской литературы проявляются в описании начала сражения с половцами?


2.Прочитайте фрагмент «Слова о полку Игореве»

На другой день спозаранку

кровавые зори свет возвещают,

чёрные тучи с моря идут,

хотят прикрыть четыре солнца,

а в них трепещут синие молнии.

Быть грому великому,

идти дождю стрелами с Дону Великого!

Тут копьям преломиться,

тут саблям побиться

о шеломы половецкие,

на реке Каяле,

у Дона Великого! О Русская земля! Уже ты за холмом!


Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоря.

Земля гудит,

реки мутно текут,

пыль поля прикрывает,

стяги говорят:

половцы идут от Дона

и от моря

и со всех сторон русские полки обступили.

Дети бесовы кликом поля перегородили,

а храбрые русичи перегородили червлёными щитами.


Ярый тур Всеволод!

Бьёшься ты впереди,

прыщешь на воинов стрелами,

гремишь о шлемы мечами булатными.

Куда ты, тур, поскачешь,

своим золотым шлемом посвечивая, –

там лежат поганые головы половецкие.

Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,

Тобою, ярый тур Всеволод!

Что тому раны, братья, кто забыл честь,

и богатство,

и города Чернигова отчий золотой престол,

и своей милой жены, желанной прекрасной Глебовны,

свычаи и обычаи!

(«Слово о полку Игореве». Перевод Д.С. Лихачева)

Укажите из списка средства речевой выразительности, которые использует автор «Слова» в приведенном выше фрагменте.

  1. эпитет

  2. гротеск

  3. олицетворение

  4. инверсия

  5. оксюморон

  6. анафора

  7. творительные сравнения

  8. ирония

9. риторические восклицания


3.Как в приведенном выше эпизоде выражено авторское отношение к походу Игоря и Всеволода? Выберите все верные утверждения.

А. Автор «Слова» восхищается отвагой и мужеством князей Игоря и Всеволода, которые, подобно русским богатырям, забыв обо всем на свете, крушат половцев и обращают их в бегство.


Б. В обращении автора к Всеволоду, одному из героев битвы, звучит восхищение богатырской силой, отвагой буй-тура, но в то же время слышится упрек: в пылу битвы князь забыл и об обязанностях перед отчим Черниговским престолом, и о любимой жене.


В. Показывая трагизм наступившего дня через образы природы и восхваляя и укоряя Всеволода, автор намеренно умалчивает о мужестве Игоря (использует прием умолчания), потому что человек, наделенный властью, должен быть не только отважным, но и ответственно принимать решения, от которых зависит судьба народа.


Г. В «Слове» очень поэтично описано утро начала битвы, которое действительно было ветреным (ветер дул с востока, откуда шли половцы) и предвещало грозу, а реки мутно текли от переходивших их вброд коней, такой же грозой для половцев стали полки Игоря, защитившего Русь от врага.


Д. Через образы природы: картины грозового утра с кровавыми зорями, с взбаламученными конницей реками, гудящей под копытами тысяч коней землей, повтор «О Русская земля!» – автор передает всю боль за русское войско, но не может говорить о самом сражении, поэтому не описывает самую битву, длившуюся три дня.


4.Назовите имя князя, которого автор «Слова» называет Гориславичем за чинимые им междоусобицы.

5. Установите соответствие между персонажами «Слова о полку Игореве» и их поступками и характеристиками: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

А. Святослав Киевский


1.Тот ведь мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял.

Б. Ярослав Осмомысл


2.Высоко сидишь на своём златокованом престоле, подпёр горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота, меча бремена через облака, суды рядя до Дуная.

В. Всеслав Полоцкий


3.На седьмом веке Трояна кинул жребий о девице ему милой. Хитростью оперся на коней и скакнул к городу Киеву, и коснулся древком золотого престола киевского.


4… прибил своими сильными полками и булатными мечами; пришёл на землю Половецкую, притоптал холмы и овраги, возмутил реки и озёра, иссушил потоки и болота.


6. Такой элемент композиции, как………….. грозового утра, реалистичен: действительно ветер дул с Азова, со стороны половцев, но в «Слове» он символизирует приход тьмы, сил зла. Изображая на поле боя воина-богатыря Всеволода, автор использует приемы, характерные для такого жанра народного героического эпоса, как…………….


Ключи

1

воинская повесть

2

3 4 6 9

3

Б В Д

4

Олег

5

А4 Б2 В3

6

пейзаж былина