Повторение темы: Обособление определений и приложений
(подготовка к заданиям ЕГЭ)
Класс: 10
Тип урока: учебно-исследовательский проект
Участники проекта: учащиеся 10 «б» класса МБОУ «КСОШ им. Х.Намсараева»
Вид проекта:
по количеству участников – группововй
по содержанию – межпредметный
по месту в учебном плане – текущий
Проблема:
сложность усвоения теоретического материала по теме «Обособление определений и приложений»
недостаточное развитие УДД, связанных с употреблением обособленных определений и приложений в текстах разных стилей
Цель проекта:
обеспечить усвоение теоретического материала
формировать пунктуационные навыки, связанные с употреблением обособленных определений и приложений в письменной речи
формировать практические навыки, связанные с использованием обособленных определений и приложений в текстах разных стилей речи
дальнейшее обучение методам и приемам научного исследования материала (сбор информаций, анализ, выдвижение гипотез, формулирование вывода)
научить оформлению результатов исследования в виде доклада, реферата, буклета, презентации в программах Word, Power, Point, Excel и другие.
Вопросы учебной темы:
понятие об обособлении как о смысловом, интонационном и пунктуационном выделении членов предложения
обособление согласованных и несогласованных определений, стоящих дистантно по отношению к определяемому слову
обособление одиночных согласованных определений
обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению
обособление определений и приложений с добавочным обстоятельственным значением причины и уступки
обособление распространенных и нераспространенных приложений с уточняющим значением, стоящих после определяемого слова (собственного имени)
обособление приложений с союзом как, имеющим значение причины
использование обособленных определений и приложений в портретном очерке
использование определений и приложений в текстах разных стилей речи
Задачи проекта:
проанализировать и сопоставить формы представления теоретического материала по теме проекта в следующих учебных пособиях: 1. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. 2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник – практикум для старшеклассников. 3.Грков В.Ф., Крючков С.Е. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах
исследовать тексты различных стилей (официально-делового, научного, публицистического); определить частоту употребления и функции обособленных определений и приложений в этих текстах (для анализа использовать тексты из учебников истории, биологии и физики, газеты, журналы, официальные документы)
исследовать художественные тексты; определить частоту употребления и функции обособленных определений и приложений в этих текстах (для анализа использовать тексты Крылова И.А., Басни. Пушкин А.С. Стихи. Лермонтов М.Ю. Мцыри. Чехов А.П. Рассказы).
Темы исследовательских исследований:
Представление теоретического материала по теме «Обособление определений и приложений в различных учебных пособиях. Сопоставительный анализ.
Использование обособленных определений и приложений в текстах официально-делового, научного, публицистического и художественного стилей
Гипотезы:
Обособленные определения и приложения чаще используются в экспрессивных стилях речи: художественном и публицистическом
Функции обособленных определений и приложений в художественном и публицистическом стилях отличаются от их функций в официально-деловом и научном стилях
Выводы
Обособленные определения и приложения – это средство смыслового и эмоционально-экспрессивного выделения важных деталей сообщения. Именно поэтому они характерны для художественного и публицистического стилей речи, отличающихся особой экспрессивностью и придают речи особую выразительность.
В научной и деловой речи обособленные определения и приложения главным образом используются как прием сжатого, компактного выражения мысли и как средство разнообразия речи.
Этапы и сроки проведения проекта: Коллективная работа над проектом планируется на период повторения и закрепления темы.
Дополнительный урок №1: Предварительное повторение знания о проектах (планирование, исследование, анализ и обобщение, представление и отчет, оценка результатов и процесса). Работа с раздаточным материалом. Презентация буклета «Как написать доклад», « Как написать реферат» и т.д.
Определение темы и целей проекта. Обоснование проблемы проекта. Составление комплекса конкретных задач, решение которых будет способствовать достижению цели проекта. Формирование групп для проведения самостоятельных исследований. Назначение редакционной коллегии информационного листка «Внимание: проект!».
Урок 1: Повторение темы «Обособленные определения и приложения»
Доклад «Представление теоретического материала по теме «Обособленные определения и приложения» в различных учебных пособиях. Сопоставительный анализ. Практикум по теме урока.
Урок 2: Представление исследований художественных текстов: частота употребления и функции обособленных определений и приложений в этих текстах Крылова И.А., Басни. Пушкин А.С. Стихи. Лермонтов М.Ю. Мцыри. Чехов А.П. Рассказы. Презентация результатов исследования в виде реферата, буклета и т.д. Коллективное обсуждение результатов проекта. Оценка работы участников проекта.
Ресурс проекта:
Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Москва, «Дрофа», 2016г.
Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М., «Московский лицей», 2009.
Дейкина А.Д. Русский язык. Учебник – практикум для старших классов. М. «Вербум-М», АО «Московские учебники», 2006
Греков В.Ф. Крючков С.Е, Пособие для занятий по русскому языку. М. «Просвещение», 2011.