СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. Учебно-исследовательский проект

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Учебно-исследовательский проект»

Повторение темы: Обособление определений и приложений

(подготовка к заданиям ЕГЭ)

Класс: 10

Тип урока: учебно-исследовательский проект

Участники проекта: учащиеся 10 «б» класса МБОУ «КСОШ им. Х.Намсараева»

Вид проекта:

  • по количеству участников – группововй

  • по содержанию – межпредметный

  • по месту в учебном плане – текущий

Проблема:

  • сложность усвоения теоретического материала по теме «Обособление определений и приложений»

  • недостаточное развитие УДД, связанных с употреблением обособленных определений и приложений в текстах разных стилей

Цель проекта:

  • обеспечить усвоение теоретического материала

  • формировать пунктуационные навыки, связанные с употреблением обособленных определений и приложений в письменной речи

  • формировать практические навыки, связанные с использованием обособленных определений и приложений в текстах разных стилей речи

  • дальнейшее обучение методам и приемам научного исследования материала (сбор информаций, анализ, выдвижение гипотез, формулирование вывода)

  • научить оформлению результатов исследования в виде доклада, реферата, буклета, презентации в программах Word, Power, Point, Excel и другие.


Вопросы учебной темы:

  • понятие об обособлении как о смысловом, интонационном и пунктуационном выделении членов предложения

  • обособление согласованных и несогласованных определений, стоящих дистантно по отношению к определяемому слову

  • обособление одиночных согласованных определений

  • обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению

  • обособление определений и приложений с добавочным обстоятельственным значением причины и уступки

  • обособление распространенных и нераспространенных приложений с уточняющим значением, стоящих после определяемого слова (собственного имени)

  • обособление приложений с союзом как, имеющим значение причины

  • использование обособленных определений и приложений в портретном очерке

  • использование определений и приложений в текстах разных стилей речи

Задачи проекта:

  • проанализировать и сопоставить формы представления теоретического материала по теме проекта в следующих учебных пособиях: 1. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. 2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник – практикум для старшеклассников. 3.Грков В.Ф., Крючков С.Е. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах

  • исследовать тексты различных стилей (официально-делового, научного, публицистического); определить частоту употребления и функции обособленных определений и приложений в этих текстах (для анализа использовать тексты из учебников истории, биологии и физики, газеты, журналы, официальные документы)

  • исследовать художественные тексты; определить частоту употребления и функции обособленных определений и приложений в этих текстах (для анализа использовать тексты Крылова И.А., Басни. Пушкин А.С. Стихи. Лермонтов М.Ю. Мцыри. Чехов А.П. Рассказы).

Темы исследовательских исследований:

  • Представление теоретического материала по теме «Обособление определений и приложений в различных учебных пособиях. Сопоставительный анализ.

  • Использование обособленных определений и приложений в текстах официально-делового, научного, публицистического и художественного стилей

Гипотезы:

  • Обособленные определения и приложения чаще используются в экспрессивных стилях речи: художественном и публицистическом

  • Функции обособленных определений и приложений в художественном и публицистическом стилях отличаются от их функций в официально-деловом и научном стилях

Выводы

  • Обособленные определения и приложения – это средство смыслового и эмоционально-экспрессивного выделения важных деталей сообщения. Именно поэтому они характерны для художественного и публицистического стилей речи, отличающихся особой экспрессивностью и придают речи особую выразительность.

  • В научной и деловой речи обособленные определения и приложения главным образом используются как прием сжатого, компактного выражения мысли и как средство разнообразия речи.

Этапы и сроки проведения проекта: Коллективная работа над проектом планируется на период повторения и закрепления темы.

Дополнительный урок №1: Предварительное повторение знания о проектах (планирование, исследование, анализ и обобщение, представление и отчет, оценка результатов и процесса). Работа с раздаточным материалом. Презентация буклета «Как написать доклад», « Как написать реферат» и т.д.

Определение темы и целей проекта. Обоснование проблемы проекта. Составление комплекса конкретных задач, решение которых будет способствовать достижению цели проекта. Формирование групп для проведения самостоятельных исследований. Назначение редакционной коллегии информационного листка «Внимание: проект!».

Урок 1: Повторение темы «Обособленные определения и приложения»

Доклад «Представление теоретического материала по теме «Обособленные определения и приложения» в различных учебных пособиях. Сопоставительный анализ. Практикум по теме урока.

Урок 2: Представление исследований художественных текстов: частота употребления и функции обособленных определений и приложений в этих текстах Крылова И.А., Басни. Пушкин А.С. Стихи. Лермонтов М.Ю. Мцыри. Чехов А.П. Рассказы. Презентация результатов исследования в виде реферата, буклета и т.д. Коллективное обсуждение результатов проекта. Оценка работы участников проекта.

Ресурс проекта:

  1. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Москва, «Дрофа», 2016г.

  2. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М., «Московский лицей», 2009.

  3. Дейкина А.Д. Русский язык. Учебник – практикум для старших классов. М. «Вербум-М», АО «Московские учебники», 2006

  4. Греков В.Ф. Крючков С.Е, Пособие для занятий по русскому языку. М. «Просвещение», 2011.