СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).»

10 класс (факульт.) Урок № 8 Дата__________

Тема: РР. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).

Цель урока: обобщить знания о способах и средствах создания комментария к проблеме, поставленной автором в тексте; на их основе совершенствовать умение писать комментарий с опорой на исходный текст, отвечая всем требованиям, предъявляемым к этому элементу композиции эссе; комментируя проблему, продемонстрировать степень адекватности восприятия текста, умение «дешифровать» его содержание; развивать устную и письменную речь учащихся; прививать любовь к русскому языку

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: презентация, тексты для работы в группах

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационно-целевой этап.

Слайд № 1:

Сегодняшнее факультативное занятие посвящено реализации практических умений и навыков в создании комментария к проблеме текста. Именно критерий 2 – самый значимый, так как он показывает, насколько глубоко и полно экзаменуемый понял поставленную проблему, сумел увидеть её аспекты, намеченные автором, проследить за ходом авторской мысли.

И в этой непростой работе с текстом фраза Л.Н. Толстого звучит как предупреждение: «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли». Как вы понимаете её суть? (Если не уяснена главная мысль текста, то и выразить её словом крайне затруднительно).

Поэтому чтобы справиться с этим непростым заданием 27 (написанием сочинения-рассуждения), которое проверяет прежде всего сформированность у выпускников коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и создания собственных высказываний, мы поэтапно осваиваем способы работы над каждым композиционным элементом эссе, и в частности, комментированием проблемы.

Слайд № 2: В связи с этим определим цели занятия:

- обобщить знания о способах и средствах создания комментария к проблеме, поставленной автором в тексте;

- на их основе совершенствовать умение писать комментарий с опорой на исходный текст, отвечая всем требованиям, предъявляемым к этому элементу композиции эссе;

- комментируя проблему, продемонстрировать степень адекватности восприятия текста, умение «дешифровать» его содержание.

  1. Обобщение и систематизация изученного по теме:

Слайд № 3:

- Вспомним требования к содержанию комментария? (комментарий с опорой на исходный текст; наличие 2-х иллюстративных примера; отсутствие фактических ошибок).

Слайд № 4: - Что значит прокомментировать проблему с опорой на исходный текст? (проследить за ходом рассуждений, размышлений, наблюдений автора, которые привели его к определённому выводу (авторской позиции);

проще говоря, сообщить о том, что сделано автором текста, как сделано и с какой целью, чтобы заставить читателя задуматься над рассматриваемым вопросом).

- Какую информацию необходимо привлечь в К.? (важную для раскрытия проблемы).

- Как вы поймёте, что она значимая? (объясняет ход авторской мысли.)

- !Помните про эффект «выщипывания» наиболее значимых фрагментов.

Слайд № 5: - Что вы будете в тексте «выщипывать»? Что имеется в виду? (языковые и композиционные средства художественной изобразительности текста).

Это и будет примерами-иллюстрациями? А конкретно? (Это ключевые слова, авторские неологизмы, цитаты, ссылки на номера предложений, абзацев, сформулированные своими словами фрагменты текста, важные для понимания обозначенной проблемы).

Слайд № 6:

- Какие типы комментирования проблемы вам известны? (текстуальный и концептуальный (концепционный). 

- Что представляет собой тeкстуaльный кoммeнтaрий? (oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы).А концепционный?(интерпретацию проблемы, указание на её характер, актуальность, столкновение точек зрения…)

- С пoмoщью каких вoпрoсoв мoжнo кoнкрeтизирoвaть  текстуального сoдeржaниe текстуального комментария?

(Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму? Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму? Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aвтoр? Для чeгo? Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe? Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму? В чeм этo прoявляeтся? Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?)

- Таким образом, К. – это ваш «рассказ» о том, что делает автор в тексте!

Слайд № 7: - Сегодня особое внимание мы уделим текстуальному комментарию художественных текстов из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», изучаемого нами на уроках литературы.

Слайд № 8:

- Прежде чем обратиться к практической части нашего занятия, напомним, каких типичных ошибок следует избегать при создании комментария?

Слайд № 9:

( а) Ни в коем случае не отождествлять образ рассказчика с образом автора).

- В чем состоит их отличие? (Автор - создатель художественного произведения, реализует собственный творческий замысел, рассказчик - один из персонажей произведения, принимает участие в событиях и повествует о них);

б) избегать пересказа и чрезмерного цитирования

!Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Это сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

в) ошибки, связанные с интерпретацией текста.)

- Как следует работать над текстом, чтобы правильно определить проблему и прокомментировать её? Сколько раз его надо читать? (Исходный текст необходимо прочитать несколько раз, при этом пользоваться навыками не просмотрового, а изучающего чтения).

IV. Практическая часть

Слайд № 10,11: Практическая работа, Пишем комментарий.

Слайд №12:

- Работать вы будете в группах (по 4 человека).

- На столах у вас образцы типовых конструкций (клише), которыми вы можете воспользоваться при составлении комментария по 4-м отрывкам романа:

(Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…

(взаимоотношений кого-то с кем-то

Не случайно писатель изображает (кого, что)

Поступок героя (героев) свидетельствует о том, что…

Слова, мысли героя показывают, что…

Автор осуждает, одобряет поступок героя…

Писатель сочувствует своему герою…

Симпатии автора на стороне кого…)

- Прочитайте тексты!

- Какие проблемы поставлены в них? (Ответы)

- Выделите 2 наиболее ярких иллюстративных примера, помогающих раскрыть проблему. (Ответы)

Слайд № 10:

- Сформулируйте письменно комментарий к проблеме в соответствии с требованиями. (5-7 мин.) (Ответы)

V. Итог занятия: - Сегодня мы в очередной раз убедились в сложности данной работы по комментированию текста. Какие затруднения вы испытывали в работе над созданием собственного текста? Что для вас сегодня стало более ясным? Понятным?

VI. Рефлексия