Решение текстовых задач на движение (подготовка ЕГЭ)
Текстовые задачи являются традиционным разделом на вступительных экзаменах. Как правило, основная трудность при решении текстовой задачи состоит в переводе её условий на математический язык уравнений. Общего способа такого перевода не существует. Однако многие задачи на вступительных экзаменах, достаточно типичны.
Этапы решения текстовых задач:
- Анализ содержания задачи.
- Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения.
- Осуществление плана решения задачи.
- Проверка решения задачи.
Стандартная схема решения таких задач включает в себя:
- 1.Выбор и обозначение неизвестных.
- 2.Составление уравнений (возможно неравенств) с использованием неизвестных и всех условий задачи.
- 3.Решение полученных уравнений (неравенств).
- 4.Отбор решений по смыслу задачи.
Основными типами задач на движение являются :
- задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку);
- задачи на движение по замкнутой трассе;
- задачи на движение по воде;
- задачи на среднюю скорость;
- задачи на движение протяжённых тел.
Задачи на движение.
При решении этих задач принимают следующие допущения:
- Если нет специальных оговорок, то движение считают равномерным.
- Скорость считается величиной положительной.
- Всякие переходы на новый режим движения, на новое направление движения считают происходящим мгновенно.
- Если тело с собственной скоростью х движется по реке, скорость течения которой равна у , то скорость движения тела по течению считается равной ( х + у ), а против течения – равной ( х – у ).
Задачи на движение:
- В задачах на движение используются обычно формулы, выражающие законы равномерного движения: S=V·t , где S- пройденное растояние, V- cкорость равномерного движения, t - время движения.
- При составлении уравнений в таких задачах часто бывает удобно прибегнуть к геометрической иллюстрации процесса движения: путь изображается в виде отрезка прямой, место встречи движущихся с разных сторон обьектов точкой на отрезке и т.д.
- Часто для усложнения задачи её условие формулируется в различных единицах измерения(метры, километры, часы, минуты и т.д.). В этом случае при выписывании уравнений необходимо пересчитывать все данные задачи в одинаковых единицах измерения.
Задачи на движение по прямой
Два велосипедиста одновременно отправились в 140-километровый пробег. Первый ехал со скоростью на 4 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 4 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым. Ответ дайте в км/ч
Два велосипедиста одновременно отправились в 140-километровый пробег. Первый ехал со скоростью на 4 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 4 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым. Ответ дайте в км/ч.
t= , ч
S, км
v, км/ч
1
140
х + 4
х + 4
140
- 4ч
х
2
140
х
140
140х+560-10х-4-16х=0
х(х+4)≠0
-4-16х+560=0
+4х-140=0
=10
10+4=14 (км/ч)
Ответ: 14
Задачи на движение по воде
Обычно в условии говорится о собственной скорости ( v соб ) судна и скорости течения ( v теч ) .
Собственной скоростью называется скорость в неподвижной воде.
Скорость при движении по течению равна сумме собственной скорости судна и скорости течения.
v по теч =v соб +v теч
Скорость при движении против течения равна разности собственной скорости судна и скорости течения.
v пр теч = v соб - v теч
05/13/2025
Моторная лодка прошла против течения реки 168 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 2 часа меньше. Найдите скорость течения, если скорость лодки в неподвижной воде равна 13 км/ч. Ответ дайте в км/ч
Пусть скорость лодки в неподвижной воде равна х .
Тогда скорость движения моторки по течению равна v соб +v теч = 13+х, а скорость, с которой она движется против течения v соб - v теч = 13 - х .
Расстояние и в ту, и в другую сторону одинаково и равно 168 км.
Занесем скорость и расстояние в таблицу.
v, км/ч
По течению
Против течения
t, ч
13+Х
s,км
13-Х
168
168
Составляем уравнение :
05/13/2025
168(13+х)-2(13-х)(13+х)-168(13-х)=0
(13-х)(13+х)≠0
=1
Ответ: 1
Движение протяжённых тел.
В задачах на движение протяженных тел требуется, как правило, определить длину одного из них.
При решении задач на движение двух тел часто очень
удобно считать одно тело неподвижным, а другое — приближающимся к нему со скоростью, равной сумме скоростей
этих тел (при движении навстречу) или разности скоростей
(при движении вдогонку). Такая модель помогает разобраться
с условием задачи.
По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 85 км/ч и 35 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 250 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 30 секундам. Ответ дайте в метрах.
85+35=120 км/ч=120000м/ч=2000 м/мин= 33 м/ с
Скорость навстречу друг другу
(сумма скоростей при движении навстречу друг другу)
33 ·30 =1000м Общее расстояние
1000-250=750 м Длина скорого поезда
250 м
По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 85 км/ч и 35 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 250 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 30 секундам. Ответ дайте в метрах.
х+250=33 ·30
х=1000-250
х=750
Ответ: 750
250 м
Движение по замкнутой трассе
Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 16 км, в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 80 км/ч и через 40 минут после старта, он опережает второй автомобиль ровно на один круг. Найдите скорость второго автомобиля.
1
2
Примем скорость второго автомобиля за x км/ч и учтем, что 40 минут составляют часа
На слайде приводится алгебраический способ решения. Хотя можно решить задачу и арифметическим способом.
1) 80 – 60 = 20 (км/ч) скорость вдогонку. С этой скоростью 2-й автомобиль должен преодолеть расстояние в 1 круг (15 км).
2) 15:20 = 3/4(ч) = 45 (мин).
160 −2 x =48
x=56 .
Ответ: 56
Показать
18
Задачи на среднюю скорость Первый час автомобиль ехал со скоростью 115 км/ч, следующие три часа — со скоростью 45 км/ч, а затем два часа — со скоростью 40 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.
Ответ:
Спасибо за внимание!