СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ задачи на движение

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ задачи на движение»

   Решение текстовых задач на движение  (подготовка ЕГЭ)

Решение текстовых задач на движение (подготовка ЕГЭ)

Текстовые задачи являются традиционным разделом на вступительных экзаменах. Как правило, основная трудность при решении текстовой задачи состоит в переводе её условий на математический язык уравнений. Общего способа такого перевода не существует. Однако многие задачи на вступительных экзаменах, достаточно типичны.

Текстовые задачи являются традиционным разделом на вступительных экзаменах. Как правило, основная трудность при решении текстовой задачи состоит в переводе её условий на математический язык уравнений. Общего способа такого перевода не существует. Однако многие задачи на вступительных экзаменах, достаточно типичны.

Этапы решения  текстовых задач: Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения. Осуществление плана решения задачи. Проверка решения задачи.

Этапы решения текстовых задач:

  • Анализ содержания задачи.
  • Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения.
  • Осуществление плана решения задачи.
  • Проверка решения задачи.
Стандартная схема решения таких задач включает в себя: 1.Выбор и обозначение неизвестных.  2.Составление уравнений (возможно неравенств) с использованием неизвестных и всех условий задачи.  3.Решение полученных уравнений (неравенств). 4.Отбор решений по смыслу задачи.

Стандартная схема решения таких задач включает в себя:

  • 1.Выбор и обозначение неизвестных. 
  • 2.Составление уравнений (возможно неравенств) с использованием неизвестных и всех условий задачи. 
  • 3.Решение полученных уравнений (неравенств).
  • 4.Отбор решений по смыслу задачи.
 Основными типами задач на движение являются :  задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку);  задачи на движение по замкнутой трассе;  задачи на движение по воде;  задачи на среднюю скорость;  задачи на движение протяжённых тел.

Основными типами задач на движение являются :

  • задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку);
  • задачи на движение по замкнутой трассе;
  • задачи на движение по воде;
  • задачи на среднюю скорость;
  • задачи на движение протяжённых тел.
Задачи на движение. При решении этих задач принимают следующие допущения: Если нет специальных оговорок, то движение считают равномерным. Скорость считается величиной положительной. Всякие переходы на новый режим движения, на новое направление движения считают происходящим мгновенно. Если тело с собственной скоростью х движется по реке, скорость течения которой равна у , то скорость движения тела по течению считается равной ( х + у ), а против течения – равной ( х – у ).

Задачи на движение.

При решении этих задач принимают следующие допущения:

  • Если нет специальных оговорок, то движение считают равномерным.
  • Скорость считается величиной положительной.
  • Всякие переходы на новый режим движения, на новое направление движения считают происходящим мгновенно.
  • Если тело с собственной скоростью х движется по реке, скорость течения которой равна у , то скорость движения тела по течению считается равной ( х + у ), а против течения – равной ( х – у ).
Задачи на движение:  В задачах на движение используются обычно формулы, выражающие законы равномерного движения: S=V·t , где S- пройденное растояние, V- cкорость равномерного движения, t - время движения.  При составлении уравнений в таких задачах часто бывает удобно прибегнуть к геометрической иллюстрации процесса движения: путь изображается в виде отрезка прямой, место встречи движущихся с разных сторон обьектов точкой на отрезке и т.д.  Часто для усложнения задачи её условие формулируется в различных единицах измерения(метры, километры, часы, минуты и т.д.). В этом случае при выписывании уравнений необходимо пересчитывать все данные задачи в одинаковых единицах измерения.

Задачи на движение:

  • В задачах на движение используются обычно формулы, выражающие законы равномерного движения: S=V·t , где S- пройденное растояние, V- cкорость равномерного движения, t - время движения.
  • При составлении уравнений в таких задачах часто бывает удобно прибегнуть к геометрической иллюстрации процесса движения: путь изображается в виде отрезка прямой, место встречи движущихся с разных сторон обьектов точкой на отрезке и т.д.
  • Часто для усложнения задачи её условие формулируется в различных единицах измерения(метры, километры, часы, минуты и т.д.). В этом случае при выписывании уравнений необходимо пересчитывать все данные задачи в одинаковых единицах измерения.

Задачи на движение по прямой  Два велосипедиста одновременно отправились в 140-километровый пробег. Первый ехал со скоростью на 4 км/ч большей, чем скорость второго,  и прибыл к финишу на 4 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым. Ответ дайте в км/ч

Задачи на движение по прямой

Два велосипедиста одновременно отправились в 140-километровый пробег. Первый ехал со скоростью на 4 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 4 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым. Ответ дайте в км/ч

Два велосипедиста одновременно отправились в 140-километровый пробег. Первый ехал со скоростью на 4 км/ч большей, чем скорость второго,  и прибыл к финишу на 4 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым. Ответ дайте в км/ч. t= , ч    S, км v, км/ч 1 140 х  +  4 х  +  4 140   - 4ч х 2 140 х 140  

Два велосипедиста одновременно отправились в 140-километровый пробег. Первый ехал со скоростью на 4 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 4 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым. Ответ дайте в км/ч.

t= , ч

 

S, км

v, км/ч

1

140

х + 4

х + 4

140

-

х

2

140

х

140

 

   140х+560-10х-4-16х=0  х(х+4)≠0 -4-16х+560=0 +4х-140=0

 

140х+560-10х-4-16х=0

х(х+4)≠0

-4-16х+560=0

+4х-140=0

   =10 10+4=14 (км/ч) Ответ: 14

 

=10

10+4=14 (км/ч)

Ответ: 14

Задачи на движение по воде Обычно в условии говорится о собственной скорости ( v соб ) судна и скорости течения ( v теч ) . Собственной скоростью называется скорость в неподвижной воде.   Скорость при движении по течению равна сумме собственной скорости судна и скорости течения.    v по  теч =v соб +v теч  Скорость при движении против течения равна разности собственной скорости судна и скорости течения.  v пр  теч = v соб - v теч 05/13/2025

Задачи на движение по воде

Обычно в условии говорится о собственной скорости ( v соб ) судна и скорости течения ( v теч ) .

Собственной скоростью называется скорость в неподвижной воде.  

Скорость при движении по течению равна сумме собственной скорости судна и скорости течения.

  v по теч =v соб +v теч

Скорость при движении против течения равна разности собственной скорости судна и скорости течения.

v пр теч = v соб - v теч

05/13/2025

 Моторная лодка прошла против течения реки 168 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 2 часа меньше. Найдите скорость течения, если скорость лодки в неподвижной воде равна 13 км/ч. Ответ дайте в км/ч Пусть скорость лодки в неподвижной воде равна х . Тогда скорость движения моторки по течению равна v соб +v теч = 13+х, а скорость, с которой она движется против течения v соб - v теч = 13 - х . Расстояние и в ту, и в другую сторону одинаково и равно 168 км. Занесем скорость и расстояние в таблицу. v, км/ч По течению Против течения t, ч 13+Х s,км 13-Х  168 168       Составляем уравнение :  05/13/2025

Моторная лодка прошла против течения реки 168 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 2 часа меньше. Найдите скорость течения, если скорость лодки в неподвижной воде равна 13 км/ч. Ответ дайте в км/ч

Пусть скорость лодки в неподвижной воде равна х .

Тогда скорость движения моторки по течению равна v соб +v теч = 13+х, а скорость, с которой она движется против течения v соб - v теч = 13 - х .

Расстояние и в ту, и в другую сторону одинаково и равно 168 км.

Занесем скорость и расстояние в таблицу.

v, км/ч

По течению

Против течения

t, ч

13+Х

s,км

13-Х

168

168

 

 

 

Составляем уравнение :

05/13/2025

  168(13+х)-2(13-х)(13+х)-168(13-х)=0 (13-х)(13+х)≠0 =1 Ответ: 1  
  •  

168(13+х)-2(13-х)(13+х)-168(13-х)=0

(13-х)(13+х)≠0

=1

Ответ: 1

 

  Движение  протяжённых тел.     В задачах на движение протяженных тел требуется, как правило, определить длину одного из них. При решении задач на движение двух тел часто очень удобно считать одно тело неподвижным, а другое — приближающимся к нему со скоростью, равной сумме скоростей этих тел (при движении навстречу) или разности скоростей (при движении вдогонку). Такая модель помогает разобраться с условием задачи.

Движение протяжённых тел.

 

В задачах на движение протяженных тел требуется, как правило, определить длину одного из них.

При решении задач на движение двух тел часто очень

удобно считать одно тело неподвижным, а другое — приближающимся к нему со скоростью, равной сумме скоростей

этих тел (при движении навстречу) или разности скоростей

(при движении вдогонку). Такая модель помогает разобраться

с условием задачи.

По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 85 км/ч и 35 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 250 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 30 секундам. Ответ дайте в метрах. 85+35=120 км/ч=120000м/ч=2000 м/мин= 33 м/ с   Скорость навстречу друг другу (сумма скоростей при движении навстречу друг другу)   33 ·30 =1000м  Общее расстояние  1000-250=750 м Длина скорого поезда  250 м

По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 85 км/ч и 35 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 250 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 30 секундам. Ответ дайте в метрах.

85+35=120 км/ч=120000м/ч=2000 м/мин= 33 м/ с

 

Скорость навстречу друг другу

(сумма скоростей при движении навстречу друг другу)

 

33 ·30 =1000м Общее расстояние

1000-250=750 м Длина скорого поезда

250 м

 По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 85 км/ч и 35 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 250 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 30 секундам. Ответ дайте в метрах. х+250=33 ·30    х=1000-250 х=750 Ответ: 750 250 м

По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 85 км/ч и 35 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 250 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 30 секундам. Ответ дайте в метрах.

х+250=33 ·30

 

х=1000-250

х=750

Ответ: 750

250 м

Движение по замкнутой трассе Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 16 км, в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 80 км/ч и через 40 минут после старта, он опережает второй автомобиль ровно на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. 1 2 Примем скорость второго автомобиля за x км/ч и учтем, что 40 минут составляют  часа        На слайде приводится алгебраический способ решения. Хотя можно решить задачу и арифметическим способом. 1) 80 – 60 = 20 (км/ч) скорость вдогонку. С этой скоростью 2-й автомобиль должен преодолеть расстояние в 1 круг (15 км). 2) 15:20 = 3/4(ч) = 45 (мин). 160 −2 x =48 x=56 . Ответ: 56 Показать 18

Движение по замкнутой трассе

Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 16 км, в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 80 км/ч и через 40 минут после старта, он опережает второй автомобиль ровно на один круг. Найдите скорость второго автомобиля.

1

2

Примем скорость второго автомобиля за x км/ч и учтем, что 40 минут составляют  часа

 

 

 

На слайде приводится алгебраический способ решения. Хотя можно решить задачу и арифметическим способом.

1) 80 – 60 = 20 (км/ч) скорость вдогонку. С этой скоростью 2-й автомобиль должен преодолеть расстояние в 1 круг (15 км).

2) 15:20 = 3/4(ч) = 45 (мин).

160 −2 x =48

x=56 .

Ответ: 56

Показать

18

Задачи на среднюю скорость  Первый час автомобиль ехал со скоростью 115 км/ч, следующие три часа — со скоростью 45 км/ч, а затем два часа — со скоростью 40 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.         Ответ:  

Задачи на среднюю скорость Первый час автомобиль ехал со скоростью 115 км/ч, следующие три часа — со скоростью 45 км/ч, а затем два часа — со скоростью 40 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

 

 

 

Ответ:

 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!