«Подготовка к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ»
Методическая разработка
Учитель: Тугузова Роза Ахметовна
Экзамен по русскому языку является обязательным как в 9-ом, так и в 11 классах. Поскольку он значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в среднем звене не ориентирована на подготовку к ЕГЭ и ГИА в новой форме, задача педагога – организовать обучение в 5 – 9, 10-11 классах таким образом, чтобы совместить традиционные формы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к экзаменам.
В силу своих особенностей в новом формате ( тестирование ) особое внимание на уроках необходимо уделять работе в тестовых технологиях.
Она должна занять определённое место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков русского языка уже в основной школе (5 – 9 классах).
Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто без существенного ущерба для других форм и методов работы.
- При подготовке к экзаменам по русскому языку необходимо помочь детям осознать практическую ценность тех теоретических сведений, которые приходится изучать, а впоследствии повторять и углублять для свободного владения навыками различных видов анализа слов, словосочетаний, предложений, текстов. Имеются, конечно же, и трудности в этом.
- На экзаменах по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к экзаменам по русскому языку - это не одно и то же!
В школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом.
Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы.
К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).
Вот с такими трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий экзамена по русскому языку:
• орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения, твёрдое/мягкое произношение согласных перед Е, особенности произношения гласных и согласных звуков и буквосочетаний;
• лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
• синтаксические нормы русского языка;
• стилистические нормы русского языка.
• средства связи в словосочетании;
• морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);
• типы сложных предложений и их специфика;
• средства языковой выразительности.
В части С: • композиционное оформление сочинения; • логическое оформление сочинения (в т. ч. абзацное членение); • грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка; • теория аргументации (во многих работах аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).
Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:
Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям экзамена по русскому языку;
Технические ошибки при заполнении бланков экзамена;
При подготовке к экзамену не учитываются структурные особенности КИМ'ов;
Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)
Конечно, все это пугает и учителей, и учеников, и их родителей. Каждый год для учителя русского языка выпускного класса, как 9 –го, так и 11-го, является годом поиска разнообразных форм, методов работы для успешной сдачи учащимися соответствующего экзамена.
Хотя прошло немного времени, но каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене.
Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах.
Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка.
- Хочется обратить внимание на некоторые трудные случаи правил орфографии и пунктуации.
- 1. Правописание безударных гласных в корне слова:
- - это объясняется неумением подобрать однокоренное слово, что часто связанно с неправильным разбором слова по составу и неверным выделением в нем корня;
- - незнание этимологии (происхождения) слов с безударными гласными в тех случаях, когда происхождением слова можно объяснить его правописание;
- - плохим знанием правил чередования гласных в корнях – гор-гар, зор-зар, лаг-лож, раст-рос, кон-косн, равн-ровн, мак-мок и т.д.
- - в целом непониманием значения слова с безударными гласными и неумением пользоваться орфографическим словарем.
2. Правописание сложных слов. Ошибки могут быть в основном двух типов: - ряд нарушений правил правописания сложных слов касается употребления соединительной гласной в сложном слове, подмены гласной Е-О и наоборот; - неумение выделить соединительную гласную в словах, где она имеется; - написание соединительной гласной в словах, образованных без нее, непосредственным соединением двух основ; - ошибки на слитное или раздельное написание через дефис сложных слов; - ошибки, связанные с незнанием знаков словообразования, анализа смысловых оттенков слова; 3. Правила правописания НЕ и НИ с различными частями речи. 4. Правописание наречий. - конечного суффикса –А или –О; - слитное, раздельное или дефисное написание наречий с приставкой; - употребление наречий с частицами НЕ и НИ, правописание наречий-исключений. 5. Правописание Н, НН в прилагательных и причастиях. Здесь необходимо разобраться в составе слова, способах словообразования. 2. Правописание сложных слов. Ошибки могут быть в основном двух типов: - ряд нарушений правил правописания сложных слов касается употребления соединительной гласной в сложном слове, подмены гласной Е-О и наоборот; - неумение выделить соединительную гласную в словах, где она имеется; - написание соединительной гласной в словах, образованных без нее, непосредственным соединением двух основ; - ошибки на слитное или раздельное написание через дефис сложных слов; - ошибки, связанные с незнанием знаков словообразования, анализа смысловых оттенков слова; 3. Правила правописания НЕ и НИ с различными частями речи. 4. Правописание наречий. - конечного суффикса –А или –О; - слитное, раздельное или дефисное написание наречий с приставкой; - употребление наречий с частицами НЕ и НИ, правописание наречий-исключений. 5. Правописание Н, НН в прилагательных и причастиях. Здесь необходимо разобраться в составе слова, способах словообразования.
- В пунктуации часты ошибки:
- 1. Тире между подлежащим и сказуемым. Следует разобраться в том, какова основа предложения, какими частями речи являются главные члены – подлежащее и сказуемое, виды сказуемого (глагольное, составное глагольное, именное составное).
- 2. Пунктуация при однородных членах предложения, умение найти и определить место обобщающего слова, определить виды связи (союзная, место союза при однородных членах, и интонационная).
- 3. Пунктуация при обособленных и уточняющих членах предложения; определить их границы, значение.
- 4. Пунктуация в сложном предложении (сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзных сложных предложениях).
У каждого учителя – словесника есть собственный опыт подготовки учащихся к экзамену. Такую работу нужно начинать уже с 5 класса. И здесь важно правильно определиться с подбором заданий. Вот варианты возможных заданий:
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму графически.
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму графически.
Все зам…рло. Кругом заж…гают огни. Сердце зам…рает от страха. Мама выт…рла ребенку ручку. Пчелы соб…рают мед. Они соб…рут мед и улетят в улей. Дуб вершиной уп…рается в облака. Спортсмены одержали бл…стательную победу. Забл…стело вдали озеро.
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
- 1. Р…внина, скл…ниться, м…ровой, водор…сль
- 2. Прик…саться, р…внина, заг…р, росточ…к
- 3. Бл…стать,соб…ру, вск…чить, непром…каемый
- 4. Заж…гаться,прид…раться, зан…мать, плават…льный
Таким образом, подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если ребята, ещё пятиклассники, постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.
В заключение хочется сказать, что, безусловно, любой компетентный учитель способен готовить школьника к экзамену либо в новой форме, либо в форме ЕГЭ, даже не имея специального сертификата эксперта. А любой школьник изучает все предложенные вопросы в течение 11 лет. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (то есть на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и внимание уделено только подготовке). Истина проста. Но для успешной сдачи экзамена учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к нему.
Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый учитель сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.